Предыдущие эпизоды околобалтийского тура тут:
1.По Балтике и ПриБалтике. Вильна. (I) http://www.ayda.ru/story20548-29060
2.По Балтике и ПриБалтике. Ревель. (II) http://www.ayda.ru/story20548-29078
3.По Балтике и ПриБалтике. Рига.(III) http://www.ayda.ru/story20548-29126
4.По Балтике и ПриБалтике. Стокгольм.(IV) http://www.ayda.ru/story20548-29230
--------
Завершаю прибалтийский опус самым приятным для меня эпизодом - морским путешествием по Балтике. Даже двумя: ночными морскими переходами: нумер первый - Таллинн – Стокгольм и второй: Стокгольм – Рига. И заголовок пятой части отчёта – это сочетание названий двух лайнеров-паромов этих линий «Romantika» и «Baltic Queen».
(*) Всё о судоходной кампании TALLINK , о расписании, условиях обитания, флоте, терминалах и прочих полезных пассажиру вещах доступно изложено на их сайте https://www.tallinksilja.ru/schedule
Флотилия судоходчиков TALLINK не маленькая, около десятка вымпелов. Корабли чаще финской постройки, по морским мерам достаточно свежие. Это заметно уже издалека, по современным силуэтам рубок и обводам корпусов. Начиналась Балтика для меня на лайнере «Baltic Queen». Этот двухсотметровой длины десятипалубный лайнер ещё и десяти лет не ходит по морям. На борту кроме почти трёх тысяч пассажиров работают с полтысячи экипажа. Ходит «Королева» под гордым эстонским флагом. В морской рейс из Стокгольма в Ригу нас гостеприимно принял латвийский паром «Romantika». Он чуть меньше эстонского собрата, и постарше. Флаг на нём поднят в 2002 году.
Мой глаз бывшего корабела с удовольствием примечал изящные силуэты пассажирских кораблей и у портовых причалов и в море.
Невдалеке от портового терминала D , рядом с башней с Толстая Маргарита, раскинулся очень непривычный мемориал «Прерванная линия». Он символизирует трагичный маршрут, прерванный на середине. На одном из фрагментов памятника высечена дата кораблекрушения, на другом – имена всех пассажиров судна, оставшихся на дне Балтийского моря. Это горестное памятное место, где поминают 852 душ, сентябрьской ночью 1994 г. ушедших на дно Балтики вместе с паромом «Эстония». Тревожное место для пассажиров, уходящих в ночь по тому морскому маршруту. Но, я верю, что судостроители и судоводители паромной линии сделали правильные выводы из той катастрофы и мы завтрашним утром увидим ранний Стокгольм.
Однако, на борту «Балтийской Королевы» внимательнейше изучил порядок аварийной тревоги, шлюпочную 6-ю палубу.
Так, на всякий невероятный случай :-(. И, конечно, наличные спасательные средства. Катера, баркасы, спас/плоты и прочее «аварийно-спасательное хозяйство», которое, надеюсь, не будет востребовано на борту ни в одном из рейсов лайнеров.
Терминалы в портах
Таллинский терминал D устроен в пешей доступности от центра - минут 20 всего. Для счастливых обладателей гаджетов привожу его GPS-координаты: N 59°26'36.7" E 24°45'58.8". В Стокгольме терминал Värtahamnen (GPS-координаты: N 59°21´5”32 E 18°6´46”07) расположен не так удобно для туристов. От средоточения туристов, старого города (Гамла-Стана), далековато. На метро с полчаса и от станции красной линии Gärdet с четверть часа пешим порядком. Зато можно увидеть попутно очень необычные метростанции Т-банн. К самому борту корабля в любую погоду пассажиру удобно добираться по закрытому от непогоды наземному тоннелю.
Причал лайнеров Рижского пассажирского порта вблизи от центра и «Стрелков». По традиции – точное место: GPS-координаты: N 56°57'34.0" E 24°05'40.6". Причалы оборудованы швартовочными стенками с технологической оснасткой и удобными переходными коннекторами для входа-схода на борт.
Условия обитания.
Наш прибалтийский тур был в основном автобусным и после салона туристического автобуса эти два ночных перехода по морю были подарком судьбы. Я заранее знал, что каюты будут эконом-класса 4-х местные, но с минимально необходимым набором удобств: комфортными койками, набором розеток для зарядки гаджетов, кондиционером, душем, телевизором. Да, понимаю, что для романтического круиза элегантней смотрится двухместная каюта с иллюминатором. А в нашем случае, для разового ночного перехода справедливей сравнивать условия с ночной поездкой в купейном вагоне поезда . И моряки обеспечили несравнимо больший комфорт !:-). На «Королеве Балтики» наша девятиметровая по площади каюта располагалась на 8-й палубе, выше ватерлинии и вблизи осевой плоскости, и бортовой качки не ощущалось совершенно. На обратный рейс «Романтика» приняла нас на пятой палубе тоже в похожей , может чуть меньшей, каюте класса В.
В суете поселения на борту как-то не случилось сфотографировать нашу каюту - место обитания. Поэтому фото каюты класса В взял с сайта ТАЛЛИНК.
Но в горизонт койки я попадал уже поздней ночью. Так много интересного было вокруг. Об этом отдельно.
На шестом «этаже» корабля, кроме шлюпочной курительной открытой палубы очень полезное для туриста место – инфоцентр с хорошим Wi-Fi и массой полезных тур/буклетов.
Не менее востребованное место шестой палубы – супермаркет с приличным ассортиментом.
Алкоголь на борту.
Тема очень актуальная как для русской души и ещё в большей степени, для души скандинавской. Поутру наблюдал несколько навьюченных упаковками пива персонажей . Что в общем то понятно, зная драконовские цены на алкоголь в Швеции, и максимально затруднённый доступ к спиртному в Стокгольме. А на борту лайнера – раздолье. В супермаркете полки уставлены алкоголем различной градусности и упаковками пивних брэндов. И, с учётом «беспошлинности», по приятным ценам.
Для расслабления души туристов несколько баров и ресторанов исправно «наливают». И точек таких много и разных.
Цена алкоголя, правда, впечатляет. По крайней мере, для нас, жителей бывшего СССР, для старых европейцев она возможно и кажется обычной. Впрочем , оцените сами , по меню бара, прихваченному в виде сувенира.
Экипаж очень заботится о комфорте пассажиров. Такая табличка оберегает их от искр из труб.
Подобная же табличка на верхней прогулочной палубе строго запрещает распивать спиртные напитки. Но наши люди игнорируют подобные абсурдные запреты «проклятых капиталистов». И то правда, такая романтическая вечерняя обстановка: лунная дорожка на волнах, светящийся кильватерный след, свежий ветерок и уютный столик.
Каюсь, тоже продегустировал полубутылку неплохого сухого южноафриканского вина, чтобы отметить своё пусть кратковременное возвращение на моря. Менталитет то наш, славянский :-)
Мелкие полезности.
Полезнейшая для пассажиров «нить Ариадны» - подробная схема всех палуб парома, особенно поначалу помогала ориентироваться в лабиринтах морского Левиафана.
А часы с двумя часовыми стрелками позволяли «влёт» узнавать таллинское и стокгольмское время.
От падений на возможно обледенелой прогулочной открытой палубе пассажиров оберегает затейливое покрытие приятного глазу зелёного колера.
Шоу должно продолжаться и на море
Экипаж лайнеров-паромов кроме обычных для кораблевождения дел, вроде штурманских прокладок или будней машинного отделения, озадачен нуждами двухтысячной оравы пассажиров. Но не зря еще в древнем Риме сказаны были пророческие слова «Хлеба и зрелищ». О «Хлебе», сиречь питании, на борту скажу отдельно. А достойными «Зрелищами» для пассажиров занимаются «специально обученные люди». Начиная с командного состава с шевронами «пассажирских помошников капитана». Это именно они проводят азартные лотереи для гостей, играют в бинго с пенсионерами, сеньорами и синьоритами преклонного возраста.
На каждом из лайнеров культмассовый сектор старается разнообразить развлекательную программу. И зажигательные танцы под эстонские, латышские, английские и скандинавские шлягеры. И мюзик-холлы «морского розлива». На «Балт. Королеве» программа традиционней, ближе к классическим танцам народов мира. Зато там прибалтийский аналог советских ВИА мощнее вовлекал в танцы гостей. И солист их, хоть в летах, «зажигал не по-децки».
На «Романтике» режиссер шоу более творчески подошёл к делу. Он создал несколько прикольных костюмированных танцевальных этюдов. Зрители от души веселились, глядя на сцену.
«Градус» энтузиазма щедро поддерживался алкогольными напитками из бара, расположенных тут же.
Морской завтрак «по-шведски».
В отличие от некоторых сотоварищей по тургруппе не сомневался ни минуты в том, что «шведский завтрак» на борту – хороший вариант для пассажира. И цена вменяемая – 11.5 Е. С учётом того, что впереди ждал оччччень дорогой общепит Стокгольма и времени на кафе в городе не было вовсе, просто лепота . Место для завтраков – Гранд Буфет, ждёт едоков на седьмой палубе по носу корабля.
Конечно, тут не турецкее изобилие «пятизвёздных» отелей Кемера. Но покруче, чем завтраки в пройденных в туре прибалтийских отелях . Широко разрекламированные в интернете шведские фрикадельки оставили меня совершенно равнодушным. Наши домашние - даже аппетитней. А вот что легло приятным для желудка грузом – так несколько видов рыбы в различных маринадах. Для меня, несколько обделённого в сугубо сухопутной стране морскими дарами, это оказалось приятным бонусом. Ещё один великолепный бонус - гранд буфет располагается в носовой части судна с панорамными иллюминаторами. Так что процесс неторопливого завтрака совмещается с созерцанием живописных видов Стокгольмского архипелага.
(**) Кстати, о ненасытных «голодных русских» , к которым относят всех выходцев из СССР. Наши как раз достаточно умеренно поглощали пищу. А вот когда за соседний столик присела компания европейских, возможно матросов, я понял , что такое на 200% использовать «шведский завтрак». Моряков в них я вычислил по густо усеявших руки татуировках морского содержания. Горы еды, вперемешку десятки фрикаделей, колбасы, ветчины и прочих продуктов едва умещались на тарелках.
N.B. Гриновское настроение.
Из продолжительного, более чем 16 часового морского перехода , почти четыре часа корабль идёт вблизи от островов, скал, банок Стокгольмского архипелага по сложному фарватеру.
Буквально в ста метрах от борта пробегают мелкие безлюдные полоски островков. Милые хуторки на суровых брутальных скалах, часто перед домами полощутся шведские флаги на флагштоках.
А самое моё сильное впечатление – от вечернего заката на море. Апофеоз!
Ради этого стоило побывать на этих двух балтийских лайнерах. Так что я от души поблагодарил "Королеву Балтики" за королевское гостеприимство, а «Романтику» за чудесное «гриновское» настроение :-)
Надеюсь, через пару лет еще свидимся))