До сих пор я считала, что Ронда известна исключительно благодаря своему "Новому мосту", построенному в 18 веке над ущельем реки Гуадалевин и тем замечательным панорамным видам, которые открываются из города на долину.
Но, оказывается, Ронда знаменита ещё и как родина корриды. Здесь же находится самая большая и старинная испанская арена боя быков Plaza de toros, построенная в 1785 году по заказу Королевского общества верховой езды.
Посещая ту или иную страну, естественно, хочется проникнуться её национальным духом. Оттого так популярны у туристов фольклорные музеи и различные музыкальные и костюмированные представления. Так, пять лет назад, будучи впервые в
Испании, мы, как и абсолютное большинство, поспешили отправиться на фламенко.
А как же без фламенко.
А как насчёт корриды? Думаю, сегодня очень многие предпочтут отказаться от этого зрелища. Как-то не тянет провести пару часов на пропитанных адреналином трибунах, а уж наслаждаться мучениями обреченного на смерть животного и вовсе кажется противоестественным.
Между тем, именно коррида является одним из самых ярких проявлений испанского национального духа. В Ронде нам предоставилась возможность много узнать об этой традиции, не наблюдая кровавых сцен, а просто посетив арену для боя быков и музей корриды.
Известно, что бои с быками проводились в Испании издревле, однако, это было не совсем то, что сегодня определяется словом "коррида". Ритуалы, приёмы и визуальные эффекты этого действа были разработаны и регламентированы лишь в 18 веке. И произошло это именно в Ронде. Но обо всем по порядку...
Историки считают, что сама традиция насчитывает несколько тысячелетий, и изначально является языческой. Жертвоприношения и ритуальные убийства различных животных и быков в частности, когда-то были повсеместной практикой. Однако, и в средние века, когда в Центральной Европе уже утвердилось христианство, вкуса к жестоким зрелищам люди не утратили.
Кроме того, благородным рыцарям во все времена — от Крестовых походов до завершения Реконкисты — возвращаясь после битв в отчее гнездо, по-прежнему хотелось продемонстрировать свою доблесть. Если не на поле боя с врагом, то хотя бы в схватке с разъярённым быком.
Вот так и становились дворяне во время праздников пикадорами — они сражались только верхом, вооруженные пиками. Кстати, лошади, на которых кабальеро выезжали на ристалище, считались заранее обреченными на смерть от ран.
К 16 веку коррида превратилась в неотъемлемую часть королевских торжеств и крупных празднований, по прежнему оставаясь "игрой" исключительно для благородного сословия. Обычно бои устраивались на главных площадях городов.
Бои с быками на площади Майор в
Мадриде. Картина из музея корриды.
В шестидесятых годах 16 века Ватикан пытался запретить языческое развлечение. Римский папа Пий V грозил за бои с быками отлучением от церкви, но за отмену строгих санкций выступил тогдашний император Священной Римской империи, Максимилиан II. Он, как и многие его предшественники, в частности, Карл V Великий, питал пристрастие к жестокой забаве.
Исключением в череде монарших поклонников корриды стал Филипп V, герцог Анжуйский, который взошёл на испанский престол в 1700 году. Французу пришлись не по вкусу бои аристократов с быками, они немедленно "вышли из моды", и традиция за время его правления (а правил Филипп V почти полвека) могла бы угаснуть, не подхвати её простой народ.
На праздники в испанских сёлах и городках по-прежнему устраивались состязания с быками, только стали они совсем иными. У представителей низшего сословия не было лошадей, которыми можно было бы пожертвовать, так что матадоры сражались с быком пешими, и соответственно, часто гибли сами. Денег им не платили, и в награду за бой тореадоры получали лишь немного мяса от поверженного быка. За особенно эффектную победу полагались в качестве трофея уши или хвост быка, с которыми тореадор совершал круг почёта перед зрителями.
Так продолжалось, пока в андалусском городе Ронда не подрос и не взлетел на гребне славы юноша по имени Франсиско Ромеро — первый человек, который сумел убить быка, находясь не верхом на лошади, а "лицом к лицу" с противником.
Франсиско Ромеро родился в том самом 1700 году, когда королем Испании стал Филипп V, из-за которого коррида претерпела переломный момент. Если до сих пор кабальеро сражались с быками ради доблести и похвальбы, а крестьяне — ради азарта и куска мяса, то Франсиско Ромеро стал первым в истории профессионалом.
В музее Ронды об этом матадоре нам рассказывал местный гид, человек настолько увлечённый и артистичный, что мы понимали его, даже не зная испанского, и прежде, чем слышали перевод. От этого гида мы узнали, что как только матадоры стали получать за свои бои деньги, все изменилось, особенно их внешний вид и статус в обществе.
В первую очередь сельским оборванцам захотелось выглядеть эффектно, как дворяне, но не имея аристократического вкуса, они стали заказывать у портных одежду с большим количеством блёсток и вышивки — блистательные одежды.
Так появился костюм тореадора, который, кстати, не меняется до наших дней.
Теперь "Traje de Luces", что на испанском означает "светящийся костюм", или как это чаще переводят, "блистательные одежды", можно считать настоящим произведением искусства. Неизменными его элементами являются белоснежная батистовая рубашка и шёлковые чулки, всегда розовые! На чёрных туфлях со специальной подошвой — обязательный бантик. Жакет и трико могут быть разного цвета, однако непременно должны быть богато расшиты бисером, золотым или серебряным шнуром, стразами и блестками. Костюм облегает тореадора, как вторая кожа, подчёркивает мужественность фигуры и весит до 6 килограммов.
Франсиско Ромеро, который считается одним из основателей современной корриды, первым облачился в сверкающий костюм. Но главное не это. Матадор знаменит тем, что смог систематизировать и закрепить свод правил для корриды, особые движения и типы ударов — те ритуалы, которые не меняются, начиная с 18 века.
Кроме того, Франсиско Ромеро первым вышел на бой с быком, держа в руках мулету. Этот кусок красной материи был нужен не для того, чтобы разозлить животное, поскольку быки не различают цвета и реагируют только на движение. Просто использование мулеты сделало корриду более зрелищной.
По поводу первой победы Франсиско Ромеро даже существует местная легенда. Якобы в 1725 году во время корриды быку удалось выбить кабальеро из седла, и над ареной взметнулись вопли шокированной публики. Все с ужасом ожидали увидеть расправу разъяренного зверя над беспомощным человеком.
В этот момент из толпы зрителей выскочил какой-то крестьянин, сорвал с головы шляпу, и рискуя жизнью, начал мельтешить перед быком, отвлекая его от жертвы. Лишь некоторое время спустя люди пришли в себя и кто-то догадался бросить крестьянину шпагу, которой и было заколото рассвирепевшее животное. С тех пор крестьянина по имени Франциско Ромеро стали считать храбрым родоначальником современной "пешей" корриды.
От Франциско пошла династия профессиональных матадоров. Его внук, Педро Ромеро, вошёл в историю со званием "великий": с 1771 по 1791 годы тореадор убил более пяти тысяч быков, не получив при этом ни одного ранения. Этот результат до сих пор считается непревзойденным.
Памятник Педро Ромеро в городском парке Ронды
Именно Педро Ромеро из Ронды и Пепе Хило из
Севильи, представители двух соперничающих школ тореадоров, проводили корриду на торжественном открытии арены в 1785 году.
Большим поклонником корриды был Франсиско Гойя, который запечатлел бой быков на нескольких своих картинах.
Любил корриду и американский писатель Эрнест Хемингуэй. Он много путешествовал по Испании, посмотрел более 1500 боев быков, а в 1932 году вышла его книга "Смерть после полудня" (Death in the Afternoon). Книга повествует о природе Испании, нравах и обычаях местного населения, но прежде всего она посвящена исследованию искусства корриды и традициям боя.
В Ронде есть улица, названная в честь Хемингуэя
У входа на арену установлен памятник мощному андалузскому быку.
При всей жестокости традиции, этих животных в Испании очень уважают. Головы самых известных быков красуются на витринах в Музее тавромахии (Museo Taurino).
Находясь в Мадриде на площади Майор, где раньше регулярно проводились бои, мы тоже видели бычьи головы в одном из баров.
Боевым быкам достаётся определенная доля почета. Так, если животное проявило в бою особенную силу и храбрость, многократно предпринимая попытки нападения на противника, то после убийства быка его туша удостаивается круга почета по арене и сопровождается шквалом аплодисментов. Как вы думаете, сильно ли радует быка подобная посмертная слава?
Но бывают исключения, пусть и чрезвычайно редкие, когда быка признают победителем и оставляют в живых. Тогда на арене распахивают особые ворота, через которые бык выбегает на площадь, и его приветствует толпа. Такой бык становится племенным, и, вероятно, даст сильное потомство.
Что лично я думаю об этом? В интернете удалось найти несколько роликов, на которых видно, что прекрасное шоу, полное опасностей и эффектных трюков, вполне может обойтись без крови. Ничто не мешает смельчакам показывать свою ловкость и искусство, обманывать быка, но при этом не ранить его, не мучить и оставить его живым.
Увы, несмотря на неоднократные официальные запреты, кровавая коррида остается неискоренима. Запретили бои только на территории Каталонии. А в Андалусии коррида продолжает существовать, оставаясь неотъемлемой частью испанской культуры.