Гортанное и грубоватое по звучанию арабское слово Аль Каср (al-kasr) смягчилось за столетия в устах христиан, превратившись в красивое, но по-прежнему непонятное "Алькасар". Изменилось и предназначение самих сооружений, когда на базе арабских укреплений христианские короли начали устраивать свои резиденции.
И теперь во многих андалузских городах можно встретить Алькасары — то ли крепости, то ли замки, то ли дворцы.
Мы их видели в Сеговии, в Толедо и Кордове — все разные, и каждый по-своему необычен.
Севильский же — самый особенный и роскошный, настоящее воплощение восточной сказки. Этот Алькасар уступает, пожалуй, гранадской Альгамбре, но только размерами, а никак не качеством убранства.
А что мы знаем о восточных сказках? Джины, ковры-самолеты, пещеры, полные несметных сокровищ, мудрецы и разбойники в тюрбанах и забавных мягких туфлях с длинными загнутыми носами. Ну, а замки-то, восточные замки, какие они?
Если отринуть навязанный диснеевскими мультиками образ, когда дворец султана предстаёт в виде семейства разнокалиберных опят с гигантскими золотыми куполами вместо шляпок, то картинка не складывается. Потому что настоящий мавританский замок не поражает ни причудливостью, ни стройностью геометрических форм, всё его великолепие спрятано внутри.
Для меня этот образ выстраивался из описаний, почерпнутых у Фейхтвангера, а после укрепился на эмоциональном уровне, через восприятие Дины Рубиной. Возможно поэтому, попав, наконец, в севильский Алькасар, главным чувством, которое я испытывала, было радостное узнавание.
Алькасар в Севилье — традиционный дворец в стиле мудехар, он по-королевски роскошен и принадлежит испанским королям почти 700 лет, а его верхние покои королевская семья до сих пор использует в качестве своей официальной резиденции в Севилье.
История нынешнего Алькасара началась в 1254 году, когда король Альфонсо XI Мудрый приказал построить три больших готических зала во дворце, заложенном династией Альмохадов на месте древнего форта.
Затем, в 1364 году, при короле Кастилии Педро I, был проведён следующий и основной этап строительства, во время которого и была создана бóльшая часть дворцового комплекса.
Позже испанские короли продолжали его расширять и перестраивать, так что на сегодняшний день от средневекового строения сохранилась лишь часть стен и некоторые внутренние постройки. Но главное — планировка. Алькасар спланирован, как типичный мавританский дворец, в котором основные помещения размещаются по периметру внутренних патио.
Почему так? Во-первых, комплекс изначально возведён на основе уже существовавшего дворца Аль-Мутамид, включавшего бассейны, сторожевые башни, мечеть и Гипсовый дворик.
Гипсовый дворик (Patio del Yeso)
Во-вторых, средневековые короли, привыкшие жить в мрачных и неуютных замках-крепостях, после Реконкисты очень хотели сделать свои резиденции красивыми. Но что такое "красиво" они не слишком понимали и обращались к местным мастерам и архитекторам. Те же работали по знакомой схеме, создавая великолепие и уют в привычном, восточном исполнении:
"Мир, роскошь и покой царили здесь, в прекрасном доме. Ласково плескались фонтаны; на стенах сияли золотом красно-лазоревые письмена возвышенных изречений.
Вдоль стен тянулись диваны, с небольших галереек спускались гобелены, красивые ковры устилали пол, повсюду струилась вода, обеспечивая прохладу. Мозаичные потолки и фризы..." ("Испанская баллада"
Лион Фейхтвангер)
Счастье, что за прошедшие века никого из испанских королей не смутили надписи с изречениями восточных мудрецов и цитатами из Корана, затейливой арабской вязью опоясавшие стены. Никому не пришло в голову уничтожить их или заменить. Благодаря этому в Севилье сохранился один из лучших образцов мудехарской архитектуры, во всем изяществе орнаментов и великолепии внутреннего убранства.
Кукольный дворик
"Вы попадаете совсем в другой мир, выстроенный по иным законам, словно бы у людей, создавших его, было другое устройство глаз, другое строение кожи, другое – обостренно-трепещущее – восприятие драгоценной сути бытия…
Вы видите не только и не столько золотистые сотовые гроздья потолков, кружева стен, матовый блеск лазорево-оливковых изразцов. Вы – при условии обладания хоть каплей воображения – попадаете в сновиденное пространство, когда – как бывает только в снах – руки и ноги наливаются вязкой тяжестью, глаз заворожен кружением колонн и аркад, голубиной синевой ажурных окон и неба над крышей, запорошенного мельканием ласточек.
Изощренная вязь в гипсе и дереве оконных решеток создает дробление света, смягчает взгляд, замедляя созерцание.
Полдневное солнце на мшистых черепицах…
Бег воды по желобам фонтанов…
Всепроникающая в воздухе душистость мирта…
Вы погружаетесь в божественную летаргию, вы просто не в силах выкарабкаться из этого сна, выбраться из ритмов кружения застывших черно-зеленых кипарисов…" (Дина Рубина "Воскресная месса в Толедо")
Наверно, ни для кого не секрет, что смена различных эпох в нашем мире происходит оттого, что молодая и агрессивная цивилизация, ведомая фанатичной верой, уничтожает прежнюю — накопившую культурные ценности и земные блага, но стареющую и расслабленную. Сегодня, когда ценностям свободы и демократии, достигнутым к 21 веку, угрожает "молодой" и агрессивный мусульманский мир, ментально застрявший где-то веке в 15-ом, даже думать страшно о том, что история развивается по спирали. Ведь в раннем Средневековье науки и музыка, литература и ремёсла были наиболее развиты на Востоке. Арабская культура значительно превосходила европейскую.
"Роскошь и нега – вот что заполняло их жизнь… Все здесь создано для расслабления. Казалось бы, после двух месяцев такой жизни и сабли не поднять, не удержать в изнеженной руке. А они вон – садились в седло и мчались рубить человеческие головы.
Там – понятно: суровые христианские рыцари, их мрачные холодные замки, суровость и грубость солдатского бивуака. Но эти, погрузившие себя в сладостный покой миртовых аллей?
Потому и были разбиты и изгнаны..." (Дина Рубина "Воскресная месса в Толедо")
Конечно, наш туристический век вносит свои коррективы. В часы открытия комплекс основательно заполнен людьми. Ни среди зелёных садов, ни в аркадах патио, ни под готическими сводами залов не обнаружить укромного уголка. Да и найди мы такой, разнеживаться было бы некогда — сами же, как все, спешили побольше увидеть и сфотографировать.
Алькасар называют в народе "вечным приютом весны", но и сюда, как видно, иногда проникает беспощадное андалузское лето. Температура, уверенно подбиравшаяся к 43, заставляла ощутить, как "руки и ноги наливаются вязкой тяжестью", "глаз заворожен", и замедляется созерцание. Но вокруг было столько изысканной красоты, (которая, как известно, спасёт), что неудобства не шли в расчёт.
Охотничий дворик — Patio de la Montería — назван в честь охотников, сопровождавших короля
Двор Девушек — Patio de las Doncellas — по легенде, здесь были осмотрены и отобраны сто девушек для халифа Кордовы в качестве дани
Позолоченный резной потолок в Посольском зале — Salón de Embajadores
Мы покидали Алькасар почти обессиленными, но со счастливым чувством. Погружение в восточную сказку состоялось вполне.
С 1987 года Севильский Алькасар является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.