Заключительной организованной экскурсией нашего путешествия по Израилю, была поездка в Иерусалим Христианский.
От нашего отеля в Нетании до центра Иерусалима около двух часов езды на автобусе. Гид -Александр - очень интересно рассказывал об истории страны, о современной жизни израильтян, о трудностях и преимуществах жизни в Израиле.
Напишу о том, что, возможно, будет интересно многим - о зарплатах, пенсиях, ценах на жилье и коммунальные услуги, затраты на образование и цены на бензин и авто.
Начнем с зарплат. Средняя заработная плата по стране - 10 000 шекелей, а минимальная - 5 200. Самая высокая зарплата у портовых рабочих - 26000 и они еще постоянно бастуют! У работников электрической и водоснабженческой сфер - 24 000, у программистов - 21 000, у банкиров - 19 000. Чиновники получают не много. Дальше расходы - аренда жилья в Нетании (квартира - 135 м кв трехкомнатная с двумя санузлами) - 3000 шек в месяц, в центре Тель-Авива - 8000 шек в месяц. Купить квартиру на окраине (150 м кв) - 5 000 000 шек, в центре Тель-Авива - 5 000 000 долларов. Бензин - 6 шек за литр, а автомобиль той же марки и модели, что и купленный в России, в Израиле в 2 раза дороже. Школьное образование - бесплатное и никаких поборов нет, только раз в год родители сдают 2 000 шекелей на экскурсии. Это происходит с 1-го по 11-ый классы и к концу обучения, каждый школьник знает свою страну, как пять пальцев. Пенсия от государства - около 2 500 шекелей. У пенсионеров бесплатный проезд, льготы на оплату коммунальных услуг и электричества. Во всех домах и послевоенной постройки, и в новостройках предусмотрены удобные спуски для детских и инвалидных колясок. Каждому инвалиду или немощному пенсионеру положен социальный работник. Ну, как-то так. Про расходы на медицину нам не рассказали.
А теперь о собственно экскурсии.
Наша экскурсия началась с Гефсимании — местности у подножия западного склона Елеонской горы, в которой происходили Евангельские события. Гефсиманский сад — небольшой сад в Гефсимании, который почитается как место моления Иисуса Христа в ночь ареста.
Считается, что некоторые оливы помнят ТЕ события. Вид на Иерусалим с Масличной горы. Золотая маковка - Купол Скалы, а темная - Храм Гроба Господня. Первой посещаем церковь Успения Пресвятой Богородицы. Рядом с Храмом Всех Наций — православная подземная церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в XII веке на месте, где в 326 году императрица Елена воздвигла первую церковь. В её полуподвальном помещении находятся гробницы родителей Богородицы Иоакима и Анны и Иосифа Обручника. Древние ступени ведут вниз, где нижней части храма, в пещере, закрытой мраморной плитой, находится гробница, куда апостолами было положено тело Девы Марии после её смерти. В алтарной части — чудотворная икона Иерусалимской Божьей Матери. Затем, посетили церковь Всех Наций или Базилику агонии — католическую францисканскую церковь, сооруженную в 1924 году по проекту итальянского архитектора Антонио Барлуцци. Сооружение церкви финансировали католические общины из многих стран, в честь чего она и получила своё название. Согласно преданию, именно на этом месте, где сейчас стоит храм, Иисус молился в последнюю ночь перед своим арестом. Большинство достопримечательностей Иерусалима сосредоточено в Старом городе — исторической части города, окруженной крепостной стеной. Мы вошли через Львиные ворота, построенные по указу султана Оттоманской империи Сулеймана Великолепного в 1538–39 годах, в Мусульманский квартал Старого города. В Мусульманском квартале начинается Виа Долороза — узкая извилистая улочка, по которой Иисус Христос шёл от Монастыря Бичевания, неся свой крест от Антониевой башни, к месту распятия, погребения и воскресения на территории Храма Гроба Господня. На Виа Долороза расположено 9 из 14 остановок Крестного пути Христа, часть из них упомянута в Евангелии. Каждое стояние связано с определенным событием или памятью. Вдоль всего пути расположены часовни, храмы, мемориальные доски. Посещение Старого города — это всегда событие, потрясение, волшебство. Узкие мощеные улочки, величественные стены с арками, римские колонны — всё это сразу становится родным. И тут же тебя переполняют чувства нереальности всего происходящего. Каждый камень старого города готов рассказать нам свою истоию. По этим отполированные миллионами ног улицам проходили цари и рабы, воины и паломники, Иисус и пророк Мухаммед, торговцы и нищие. И сейчас миллионы туристов продолжают полировать улицы Старого города Иерусалима. На сегодняшний день Старый город представлен 4-мя кварталами: Христианским, еврейским, мусульманским и арабским. Мусульманский квартал практически полностью представляет собой колоритный восточный рынок, с множеством керамики, тканей, и как ни странно предметов христианского и иудейского культа. Перед входом в Храм Гроба Господня, посещаем Горницу Тайной Вечери. Именно здесь Иисус Христос в последний раз, перед Своей смертью, общался с апостолами - установил Таинство Евхаристии, преломив хлеб. Этот вечер в истории называется "Тайной вечерей".Здание Горницы Тайной Вечери сооружено над гробницей царя Давида в XII веке крестоносцами в качестве церкви, называемой «Наша Госпожа». Позже в 1335 г. церковь была перекуплена францисканским орденом.
Сегодняшняя "Горница Тайной Вечери" – это зала на втором этаже в здании, сохранившемся со времен крестоносцев. Наивные паломники с подачи недобросовестных гидов порой принимают ее за комнату, где Иисус "возлег с двенадцатью учениками". Только зала эта не имеет ничего общего с той древней комнатой в ессейском доме, которая давно погребена под руинами разрушенного римлянами города. Для традиции важно само место – Сионская гора, где две тысячи лет назад произошло событие, изменившее всю историю человечества...Это просторная комната, выстроенная в стиле ранней готики.
Никаких икон и распятий здесь нет. Зато колонны в центре Горницы явно свидетельствуют о своем византийском происхождении: когда-то на этом месте стояла церковь, построенная в пятом веке нашей эры.
На выходе из Горницы стоит памятник царю Давиду с арфой. Скульптура подарена Россией. Гроб Господень — главная святыня христианского мира, гробница в скале; в этой гробнице, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес. Фотографировать там было почти невозможно: темно и толпа, в которой мы шли. Храм Гроба Господня считается главной святыней, а с IV века — местом паломничества христиан всего мира. Испокон веков в Храме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня. За прошедшие века Храм Гроба Господня неоднократно разрушалои, восстанавливали и перестраивали. В конце XII в. крестоносцы перестроили Храм в романском стиле и объединили под одной кровлей все святые места. Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Мы отстояли огромную очередь, чтобы зажечь, купленные заранее наборы (по 33 шт.) свечей, потушить их и забрать с собой в Москву. Дома можно зажечь свечи от простого огня и освятить ими свое жилище. Камень Помазанья. Этот простой известняковый камень розового цвета — место, где тело Христа, снятое с креста, было окроплено смесью мирры и алоэ, где Богоматерь плакала над ним. На этом камне мы освятили свои и детские нательные крестики и именные иконки.На фасаде Храма Гроба Господня уже более ста лет стоит "Недвижимая" лестница, прислоненная к одному из окон.
Деревянная лестница, приставленная к правому окну фасада Храма Гроба Господня опирается на карниз, принадлежащий Греческой православной церкви, и приставлена к окну, находящемуся во владении Армянской апостольской церкви. Нахождение лестницы на своём месте означает соблюдение соглашения между шестью христианскими конфессиями, владеющими храмом, — не двигать, не ремонтировать и не изменять ничего в храме без согласия всех шести конфессий. Лестница является одним из символов разногласий в христианстве.
А поставил её туда какой–то каменщик. Никто не знает его имени. Что еще более важно, никто не знает к какому вероисповеданию он принадлежал.Появление недвижимой лестницы на фасаде храма Гроба Господня связано с конфликтом между христианскими конфессиями за право контроля над святынями Храма Господня и разделением храма между шестью конфессиями христианской церкви. Различными частями храма сейчас владеют Католическая церковь, Греческая православная церковь, Армянская апостольская церковь, Сирийская православная церковь, Эфиопская православная церковь и Коптская православная церковь.
От Дамасских ворот прямая улица Эль-Вад, которая выведет прямо к Стене Плача, заблудиться невозможно. Стена Плача открыта, кажется, круглосуточно, так что прийти полюбоваться на нее можно в любое время суток.
Прислушайся к своему сердцу. Оно скажет тебе, что скучает по тем местам, где ты еще не успел побывать.
Библейские места, несомненно, меня тоже очень интересовали, но так как я человек верующий, а не религиозный – то не как паломника, а просто с точки зрения их культурно-исторической ценности.
Перед входом надо пройти досмотр, и сразу попадаешь с пустынной улицы на довольно оживленную площадь: людей на площади Стены всегда много, особенно утром и днем.
Констатирую: за последние 7 лет так же усердно, как к Израилю, я готовилась только в 2011 году к поездке в Таиланд, в 2013 к поездке в Италию, а в 2014 во Францию. Перелопатила гору литературы, перечитала все попавшиеся под руку и на глаза путеводители, полазила на доброй сотне интернет-сайтов… И вам того же желаю! Так как для того, чтобы в полной мере почувствовать «вкус» Израиля, необходимо хоть немного ориентироваться в древней истории народа и молодой истории государства; понимать, что в стране исповедуют как минимум 5 разных религий (иудаизм, ислам, христианство, друзизм (я не считаю его ответвлением ислама), религию бахаи итп.) и здесь живет огромное количество народностей (собственно, евреи, арабы, эфиопы, копты, армяне, русские ит.п.)... Было бы хорошо понимать, чем отличаются ашкенази от сефардов, кто такие харедим. И почему в израильском МакДональдсе нет чизбургеров, хе-хеПеред тем, как подойти к Стене, постоять перед ней, подумать, оставить записочки с просьбами, необходимо тщательно вымыть руки.
Как известно, мужская половина раза в 3 шире, чем женская, и посетители там распределяются очень ловко, всегда есть свободный участок стены, к которому можно подойти, прикоснуться, есть куда воткнуть записочку. На женской же половине творится какой-то ужас - женщины стоят и сидят на пластиковых стульях перед стеной в несколько рядов. Подойти затруднительно, воткнуть записку некуда. Оставила на выступе в Стене. Мужчинам нужно надевать кипу (можно взять на входе), женщинам ничего делать не нужно, стараться только отходить, не поворачиваясь к Стене спиной. По моим наблюдениям, мужчины вели себя у Стены более сдержанно, женщины же истово молились (словно в самом деле «плакали» о своей утраченной Святыне, великом Втором храме), с поклонами, уткнувшись лицом в руки/платок/Тору, или припадали всем телом к Стене, или (русские туристки) изо всех сил утрамбовывали свои бумажки с желаниям в и без того набитые щели между камнями. Из-за чего я пробыла у Стены не столь много времени, как мне того хотелось, однако особая атмосфера святости все равно здесь чувствуется - это, конечно, одно из основных мест, ради которых вообще стоит ехать в Израиль. Сюда хочется приходить, на теплой и чистовой мостовой площади можно спокойно сидеть.Особенно много у Стены Плача ортодоксальных евреев.
Экскурсия закончилась, мы погрузились в автобус и двинулись в обратный путь и тут вспомнился еврейский анекдот:
Американский турист спрашивает у одного из молящихся у Стены плача в Иерусалиме стариков:
—Простите,а как давно вы приходите сюда молиться?
—Уже 40 лет,-вежливо отвечает старик.
— И за что вы молитесь?-спрашивает турист.
—Каждый день утром я молюсь у Стены плача за мир во всем мире,после полудня-за искоренение всех болезней,вечером-за чистоту душ наших...
—И что вы чувствуете все эти 40 лет,когда приходите сюда молиться?
—Такое ощущение, что я разговариваю со стеной!