Во II веке нашей эры римский полководцец Марк Флувий, завоевавший Toletum сказал: "Толедо – небольшой город, но удобно расположенный для защиты".
Сколько столетий минуло с тех пор, а Толедо по-прежнему выглядит крепостью, надёжно умостившейся на холме над водами Тахо.
Впечатление массивной каменной твердыни Толедо производит не только снаружи. Очень часто, находясь внутри города, я тоже ловила себя на мысли, что вокруг — сплошные стены, много, слишком много камня. А мне нужен был другой вид на Толедо, тот самый Вид на Толедо, о котором я заранее прочно усвоила, что он — важнее всего. И ожидания не были обмануты. Прежде, чем мы вошли в этот древний, столь значимый для европейской истории и культуры город, он уже покорил нас своими панорамами. Это город-король, пусть нынче и "в изгнании", пусть статус столицы отдан теперь Мадриду, Толедо никогда не потеряет своей значимости. Он был столицей ещё при варварах-вестготах, а в 11 веке, пережив мусульманский период, снова стал "королевским городом" при Альфонсе VI. Как и положено королю, Толедо увенчан короной. Простой, четырёхугольной и одновременно изящной — именно так выглядит Толедский Алькасар — крепость и резиденция вестготских, арабских, и наконец, испанских правителей. А заложен Алькасар был ещё при римлянах! Так же, как и Мост Алькантара, ведущий к воротам Солнца. Мосты через Тахо тоже поражают своей древней энергетикой и красотой. Не меньше, чем вид на Толедо. И есть тут ещё кое-что интересное. Я люблю города, в которые попадаешь необычным способом. Так, например, моим фаворитом долго была Фира (Fira) на острове Санторини. К ней можно подняться только на фуникулёре или верхом на осле. Позже в список добавились сицилийские городки Эриче, куда доставляет фуникулёр и Таормина, в которую возят специальные шаттлы.Ну, а в Толедо вышло совсем уж необычно. Мы поднимались в город на эскалаторе, который проложен прямо в склоне холма!
Непривычно попасть в город таким образом. В старинный город — по современным движущимся ступеням, рассматривая по пути окрестный пейзаж. Когда подъем завершён, Толедо принимает нас в свои каменные объятия. "Высокие стены из массивного камня окружили меня, и небо вверху...было шириной не более двух пальцев. Радость и тепло освещенных окон отсутствовали вовсе, поскольку эти старые здания повёрнуты ликами внутрь, во двор. Толедо может напомнить Дамаск или Алеппо, но большинство европейских городов были похожи на него в средние века." (Генри Мортон) Но, конечно, это не просто камни. Они хранят множество историй о богатстве и страданиях, об изгнанных евреях и христианских королях, о мастерах-оружейниках и мастерах — создателях великих полотен. Музей Эль ГрекоВ стенах приходской церкви Сан-Томе хранится одна из известнейших картин Эль Греко, созданная в конце 16 века "Погребение графа Оргаса".
Синагога дель Трансито — историческое здание, которому спустя столетия вернули статус синагоги, но фактически это музей.Синагога была построена в середине 14 века по заказу Самуэля Ха-Леви, служившего казначеем у короля Педро I Кастильского.
В те времена короли любили воевать, а вот для внутригосударственных дел и пополнения казны им были нужны опытные коммерсанты. У каждого был "свой еврей".
"— Мы целое столетие вынуждены были вести войну и покорять, у нас не было времени для хозяйственных забот. У мусульман это время было.
Если мы хотим сравняться с ними, нам нужен изворотливый ум евреев, их красноречие, их деловые связи. Для христианских государей было счастьем, когда андалусские мусульмане изгнали своих евреев. У твоего арагонского дяди есть свой дон Хосе Ибн Эзра, а у наваррского короля свой Бен Серах.
— И у моего отца есть свой Аарон из Линкольна, — добавила донья Леонор. Отец сажает его время от времени в тюрьму, но потом опять выпускает и награждает землями и почестями.А дон Манрике закончил:
— Дела Кастилии шли бы лучше, если бы наш еврей Ибн Шошан не умер."
(Лион Фейхтвангер "Испанская баллада")
Деньги королям нужны были для войны, а для побед нужно было хорошее оружие. Издревле клинки и мечи, производимые в Толедо, имели заслуженную славу. Известно, например, что уже в третьем веке до нашей эры, армия Ганнибала перед походом на Рим, вооружалась именно в Толедо. Искусство местных кузнецов ценилось очень высоко, изготовленной в Толедо стали по прочности не было равных. Вернее, не так, клинки из Дамаска были почти так же прочны, да к тому же гибки. Но уже в 11 веке толедские оружейники, как говорится, "догнали и перегнали" своих дамаскинских конкурентов. Холодное оружие делалось не простым, а прокованным. Его украшали удивительной тонкости орнаменты и рисунки, причём наносились они не только ради эстетики.В сущности, они и не наносились, а являлись элементом структуры клинка, в которой чередовались твёрдая сталь с мягким железом — жесткие слои с мягкими и гибкими.
Сегодня в мире достаточно технологий, чтобы выплавить более прочную и гибкую сталь, и толедское оружие представляет интерес в основном, в качестве туристических сувениров. Прежде всего потому, что оно по-прежнему поражает краснотой и тонкостью отделки. Впрочем, при покупке стоит быть осторожным, ибо на рынке изрядное количество подделок.
Лишь история Толедо неподдельна. Она повсюду, на каждом шагу.
Сильное впечатление производят стены монастыря Сан-Хуан-де-лос-Рейес. Монастырь был основан в конце XV века католическими королями Изабеллой I и Фердинандом II, поэтому и зовётся Королевским. По слухам, первый проект Хуана Гуаса королева отвергла за скромность, и в 1477 году архитектор предоставил новый, поистине роскошный. Внутри мы не были, о чем теперь жалею, поскольку читала, что интерьеры по-королевски роскошные. Ведь предполагалось, что монастырь станет королевской усыпальницей. Позже случилась очередная победа, в 1492 году Изабелла и Фердинанд завоевали Гранаду, и впоследствии были захоронены там.На северной стороне монастырских стен до сих пор висят цепи, в которых мавры держали в Гранаде христианских пленных. Знак освобождения и торжества над неверными.
Мне это напомнило те победные "ритуалы", когда бросают в кучу оружие и знамёна поверженного противника. Но где то оружие, где теперь те знамёна? А цепи вот они, висят! Уже полтысячи лет... Ну, а для нас очень скоро предстояла полная смена впечатлений. В центре города мы застали отголоски празднования Корпус Кристи. Толедо так и разделился в моей памяти на три не смешавшиеся части: каменный мешок, потрясающие виды со стороны Тахо и праздничный гомон на главных площадях.Когда покидали город, я заметила на выезде скульптуру, которую шутливо окрестила "От Толедо кругом голова!"