Лавра…, само слово, как благоуханный цветок. И цветок истории сама Лавра. В древней Руси она была не только религиозным центром, но и культурным центром, и центром политической жизни. В названии современный, церковный смысл. Однако, слово «лавра» (Λαύρα), скорее, название части города, переводится – многолюдный. В старые времена так называли большой монастырь, являвшийся духовным местом славян и густо населенный. Потому имела Лавра еще название «Печерского городка». Это самый натуральный город в городе над Днепром. Со своими улицами и площадями, садами и памятниками.
По сути, наименование «лавра» это просто почетный титул, как правило, ставропигиального монастыря. Дословно этот термин – крест, крестоводружение. Монастыри не хотели быть в полной власти местного епископа. Самые богатые и влиятельные испрашивали у Патриархов право быть непосредственно под их собственным ведомством. В знак этого отличия Патриархи сами лично водружали на основание храма того монастыря крест. Понятие лавры стало известно на Руси в скором времени после принятия христианства и уже великий князь Андрей Боголюбский в 1159 году даровал этот статус Киево-Печерскому монастырю и «повелел состоять под непосредственным ведением своим и Константинопольского Патриарха, и наименовав оный лаврою и ставропигиею, по примеру таковых же находящихся в восточных греческих Церквах». Киево-Печерский один из шести в мире монастырей, имеющих статус лавры, и самый большой.
Прилагаемые к моем рассказу фотографии Лавры разных лет и времен года. Прекрасные виды на Лавру с торца музея им.Ивана Гончара за стеной монастыря, где построена специальная обзорная беседка. Открыта не всегда, чаще по государственным праздникам. Если посетите мемориал или Певческое поле, заверните и сюда.
С 1990 года Киево-Печерская Лавра является одним из 5 объектов Украины, что входят в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. На ее территории находятся 122 памятника архитектуры. Территория Лавры разделена на две части — Верхнюю и Нижнюю. Верхнюю часть занимает Национальный историко-культурный заповедник, в Нижней находится собственно монастырь.
От метро ст.«Арсенальная» дойти до главного входа в Лавру 15-20 минут пешком. На другой стороне от метро остановки наземного транспорта по ул.Лаврская. Доехать троллейбусом, автобусами, маршрутками до ост.«Лавра». Свой маршрут я начинаю от следующей, конечной остановки.
В обитель ведут пути через Западные (Святые) врата, Северные (Экономические), Восточные и Южные (Пещерные). Есть еще проходы, которые не лишне знать. Потому что с недавних пор вход через главные, Святые ворота, стал платным. Так как Верхняя лавра теперь историко-культурный заповедник. За посещение музеев, экскурсии платить отдельно. Бесплатный через них вход в дни больших церковных праздников. Через ворота, ведущие к Нижней Лавре - Ближним и Дальним пещерам, всегда можно войти бесплатно.
Сначала вниз, а потом по расходящимся дорогам влево/вправо восходить к значимым сооружениям и площадкам. Маршрут по заповеднику: спуск от Западных ворот вдоль длинной оборонительной стены; поворот за храм Иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость» на Гостиный двор;
мимо Резиденции настоятеля, вдоль стены лавры до храма Рождества Богородицы с колокольней;
спуститься на площадь Дальних пещер; галерея-тропа до Верхних пещер с площадкой около церквей; подъем к Южным воротам, Соборная площадь; Спас на Берестове, выход через Троицкую надвратную церковь.
В историческом прошлом человек с пытливым умом, жаждой делать добро людям, мог найти поприще своим талантам, зачастую, только в стенах монастырей. Как ни парадоксально это звучит - «отказаться от мира», чтобы творить добро миру. Очень редкие библиотеки, в которых кроме теологических, хранились и другие книги, могли позволить из-за их баснословной цены себе правители, вельможи и монастыри. Книга не только дороговизной отличалась, но и как кладезь знания для передачи поколениям. Летописец Нестор писал, что сам Феодосий нередко прял нитки для переплета книг, настолько почитали книги.
Исторические события, войны, как шрамы, оставили следы на комплексе Лавры. Пережиты страшный пожар в начале 18 века и потом в 1785 г. Веками за эти земли были войны и распри. По Андруссовскому договору между Россией и Польшей 1667 г. на всем Правобережье, за исключением Киева, восстанавливались права польской шляхты. На Левобережье переселялись все, кто мог, причем не только с движимым, но и с недвижимым имуществом: даже деревянные церкви были разобраны и на возах переправлены за Днепр. Так Киев на правом берегу стал островком спасения, для не имевших возможности начать жить с нуля в «дикой степи». И зная агрессивный нрав шляхты, даже после подписания ими соглашений, люди старались селиться ближе к крепким монастырским стенам. Таким надежным убежищем была Лавра. Печерский монастырь оказал влияние на развитие, как города Киева, так и самой Церкви в сопредельных русских землях. Стал образцом, по которому на Руси на протяжении нескольких столетий возводили городские и монастырские соборы. Монахи Лавры несли лаврскую мудрость в другие области. Во второй половине XIV в. постриженный в монахи в Киево-Печерском монастыре Стефан, Мохринский Чудотворец, основал недалеко от Москвы Мохринский, а в Вологодской земле - Авнезкий монастыри. Печерский постриженик Кузьма Яхромский основал монастырь на р. Яхроме во Владимирском уезде (под Москвой).
Ограждение лавры - оборонная стена, стремящаяся к окружности , символизировала пояс богородицы. Расположение главных ворот, как крестом накрывало лавру. Число ворот соответствовало числу концов креста – четыре.
К середине XVIII века феодально-крепостническое хозяйство Лавры достигло наибольших размеров. В ее владении было семь местечек, три города, 120 сел, хуторов и деревень с 56 тысячами крепостных крестьян. В вотчинах лавры насчитывались сотни промышленных предприятий и торговых заведений: бумажные фабрики, кирпичные и стекольные заводы, многочисленные винокурни и мельницы. Огромные доходы позволяли монастырю вести на своей территории грандиозное по тем временам строительство. Особенно активизировалась строительная деятельность лавры после воссоединения Украины с Россией. Кроме возведения храмов и чисто монастырских келий, был и ряд других объектов: иконописная мастерская, книжный магазин для продажи лаврских изданий, гостиница для богомольцев, лечебница с храмом в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость», свой свечной завод и трапезную для бедных стариков, основанную графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской.
В XVIII столетии Киев все чаще посещают архитекторы «с именем». Наиболее известные из них - Иван Шедель, Варфоломей Растрелли, Иван Мичурин, Андрей Квасов, Петр Неелов, военный инженер Даниил Дебоскет. Они получали профессиональную подготовку за границей или в специальных "архитектурных командах", тесно связанных со строительной практикой.
В Киеве своих таких "команд" не было. Подлинно народной фигурой в киевском зодчестве XVIII века стал Стефан Ковнир, что был крепостным в Лавре. Еще отроком он начал набираться строительного опыта на «каменном поновлении» Киево-Печерской лавры после пожара 1718 года, когда большая деревянная ее часть выгорела. Наставниками будущего мастера были московские архитекторы - автор Большой лаврской колокольни Федор Васильев и главный мастер Иван Каландин. Ковниром заслужил звание «каменного строения мастера», им построена добрая половина каменной Лавры. Возглавлял канцелярию "муровщицкого художества", жил работой и через край бьющей энергии. Деятельный характер проявлялся всюду. Прознав о взятках и присвоении общественных денег старостой Печерского городка, он учинил скорую и, по-своему, справедливую расправу на базаре. После чего староста плакался, мол, Ковнир "сбросил с себя долой волчью шубу и схватил меня за волоса, и пригнувши мало не до земле, бил мене кулачьем немилостиво в рожу, и когда бывшие при том люде не разборонили, то он Ковнир и более мене бил бы"**. Лучшие творения мастера - колокольня на Дальних пещерах и Ковнировский корпус лавры.
Дожившему до глубокой старости мастеру, Лавра выдала в 1785 году, то есть в его девяносто лет, свидетельство, что «Стефан Ковнир, хотя троебарчно сочетался, но оные его жены померли, и ныне он жены не имеет, долгов на нем казенных и партикулярных не имеется, також никакими делами нигде и никому не обовязан...". У него было много детей и внуков. Но они получили другие прозвища - вот известные имена его сыновей: Матвей Степанов, рейтор Василий Стефанов, писарь Григорий Семенковский, рейторский прапорщик Василий Кришталевский, зицарь (словолитчик) Василий Ковниров.
Территория Нижней Лавры делится двумя холмами на Дальние и Ближние пещеры.
Площадка на Дальних пещерах была сформирована в конце XVII – XIX вв. Главной среди зданий, входящих в ее старинный архитектурный ансамбль, является Аннозачатиевская церковь, построенная в 1679 году. Веком позже под ней было пробито лестничный спуск в лабиринт Дальних пещер.
Венчает современный ансамбль, в состав которого входят также корпуса келий и монашеской трапезной, преимущественно второй половины XIX в., каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1696 г. Церковь стоит на небольшом холме, северный склон которого в 1769—71 гг. укреплен подпорной стеной с аркадой. Из галереи есть вход в пещеры. В 1880-х годах изменен фасад, арки превращены в окна, когда перестраивали под кельи. Сейчас храм Рождества Богородицы является академическим, где молятся студенты и воспитанники Киевской духовной академии и семинарии.
Восьмигранная двухъярусная колокольня Дальних пещер построена в 1754–1761 гг. по типу надвратных, Степаном Ковниром. Высота колокольни 41 м. Венчают колокольню трехъярусный грушевидных форм верх и четыре высоких шпиля по сторонам. Колокольня видна не только с территории лавры, а за ее пределами, с Певческого поля, например.
Около храма Рождества Пресвятой Богородицы находится монастырское кладбище. Здесь похоронены деятели времен Российской империи: герои и участники Отечественной войны 1812 г. генерал от инфантерии Кайсаров и генерал-адъютант Красовский. Председатель экспедиции на фрегате Паллада адмирал Евфимий Путятин (1803- 1883), военный комендант захваченного русскими войсками Парижа - генерал-фельдмаршала Фабиана фон дер Остен-Сакена. Иконописец Феодосий, дочь Б.П. Шереметьева - Наталия (в монашестве - Нектария) Долгорукая. Не было человека в то время в России, который бы не слышал о судьбе этой женщины. Опальная княжна приняла схиму во Флоровском монастыре (в 43 года. Образованная, деятельная женщина, она принимала участие в восстановлении Десятинной церкви и других киевских храмов. Монахиня Нектария, умершая 3 июля 1771 г., с надлежащими княгине и подвижнице почестями была похоронена в Лавре. Почти под колокольней могила предстоятеля УПЦ митрополита Владимира (Сабодана, 1935-2014).
Под холмом с церковью памятник святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян, учредителям старославянской письменности. Киево-Печерскую Лавру считают одним из столпов книжности на Руси. Здесь летописцем Нестором составлен один из древнейших литературных памятников Руси — «Повесть временных лет», — древнейший известный список которого относится к XIV веку. В Лавре была устроена и одна из первых русских типографий. Первой изданной в типографии Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является «Часослов (1616-1617 гг.).
Перед Аннозачатьевской церковью растет одно из самых известных деревьев в стране, 800-летняя липа Феодосия Печерского. По легенде посажена в начале XII столетия одним из основателей Киево-Печерского монастыря игуменом Феодосием на могиле матери. Высота дерева - 18 метров, обхват ствола - 6,5. У подножия дерева находятся надгробия иеромонахов Иннокентия и Вассиана Криницкого.
В Лавре кроме старых деревьев, есть множество редких растений. Возле восьмого корпуса заповедника растет два дерева под названием Катальпа (лат. Catalpa), что в переводе означает «ухо слона». Есть прекрасный розарий, сады. Первые яблоневые сады были заложены в Киево-Печерской лавре при Ярославе Мудром. Прекрасно растут и обильно плодоносят кизиловые кусты, которым более трехсот лет. И множество других деревьев, растений, о которых расскажут экскурсоводы. На месте, где ныне находится Киево-Печерская Лавра, в древности шумела листвой священная дубовая роща. Такие леса оберегались от рубок, то есть становились заповедными. “Заповедать лес, запретить в нем рубку, это делается торжественно: священник с образами, или с хоругвями, обходит его, при народе и старшинах, поют “Слава в вышних”, и запрещают въезд на известое число лет”- писал В.И. Даль. И такой способ заповедания часто оказывался более эффективным, чем сторожа и суровые законы.
Между церковью и Братским корпусом, в котором располагается вход в лабиринт Дальних - Феодосийских пещер.
Есть проход к смотровой площадке над Днепровскими кручами и дому, в котором раннее жили настоятели обители. Кинем взгляд с обзорной площадки на Днепр и вернемся к Лавре.
Пещеры, изначально служившие инокам жилищами, с возникновением наземного монастыря почти опустели и стали по большей части усыпальницей. Во время нашествия Батыя иноки перебирались сюда из разрушенной обители. Здесь прятали монастырские ценности при нашествии врагов. Есть гипотеза о возможном кладе книг Ярослава Мудрого в лаврских подземельях. Лабиринты Ближних и Дальних пещер - два отдельных подземных лабиринта. Сложной системой коридоров высотой 2—2,5 м и шириной до 1,5 м высотой.Длина Ближних пещер — 352,5 м; Дальних вместе с Варяжскими — 489 м (отдельно «Дальние» 283 м). В каждом лабиринте есть по три подземных церкви, где и в наше время проходят богослужения. Иконостасы из позолоченной меди сработаны братьями Брызгуновыми в 18 веке. Легенды говорят, что в Лавре существуют две тайные намоленные пещеры. В них отпускаются все грехи и исцеляются от большинства болезней (Раокриом). Так же по легенде шапочка Марка-пещерника, 4-х килограммовый железный головной убор, исцеляет людей, надевших ее. Лаврские святые мощи сохранялись нетленными, благодаря специфическим природным условиям пещер, составу грунта - лЁсовой породы, каолиновый песчаник почти не пропускающий воду, температурному «режиму» хранения и другим благоприятным условиям, которые давали подземелья. Полы пещер выложены чугунными плитами, которые были отлиты в 60-х годах 19 века в Туле на заводе Неостеева. Кроме пещер, куда водят туристов, в Лавре существует множество других действующих подземелий – хозяйственного (погреба, подвалы), оборонного (потайные ходы под крепостными стенами) и противооползневого (водоотводные штольни) значений.
О пещерах следует писать отдельно. Но немного о кладах. В Киеве вообще и в Лавре в частности, найдено около 50 кладов. Большая часть их была спрятана во время 2-х месячной осады Киева в 1240 г. ордами хана Батыя. В 1842 г. А.С. Анненков раскопал в пещере около Десятинной церкви золотые сосуды и драгоценности на 2 больших мешка. В пещерах Лавры находили клады еще в древности. Во времена Мстислава Святополка написано о Варяжском кладе (откуда потом пошло название части пещер, где был найден Варяжский клад или наоборот). Современные историки говорят, что это легенда. Лучше о достоверных: 26 ноября 1898 г. при ремонте Успенского собора открыли нишу, где был бочонок с золотыми и серебряными монетами суммарным весом в 18 пудов. Большинство монет были нумизматической редкостью, что делало клад еще более ценным. Самая уникальная вещь «Успенского клада» -золотая цепь князя Острожского. Сейчас находки экспонируются в Эрмитаже.
Крытая галерея изящной змейкой огибает овраг, отделяющий площадки Верхней Лавры от Дальних пещер. Можно идти и по дорожке рядом, они параллельны друг другу. Несколько дверей с галереи позволяют выходить на дорожку и обратно. Оба пути выведут в нужную точку.
Пройдя по ней, попадаем на площадь с Крестовоздвиженской церковью и церковью «Всех преподобных отцов Печерских». Крестовоздвиженская церковь, возведенная в 1700 году на средства полтавского полковника П. Герцика, сохранилась в первозданном виде до сегодняшнего дня. В храме над царскими вратами висит икона-копия лаврской святыни: Чудотворная икона Успения, принесенная греческими зодчими из Константинополя. Она урашена и почитаемы, как и оригинальная икона. После литургии ее на лентах опускают, чтобы прихожане могли поклониться святыне.
Напротив через площадку круглый год в павильоне выставляется Рождественский вертеп. Вот он зимой и летом.
Площадь заканчивается оградой, за которой вид на Днепр и нижерасположенный храм - Церковь Живоносного источника, построенная в 20-м веке у Восточных въездных ворот монастыря и расположенная над артезианским колодцем, построенном для дренажа печерских холмов. Собственно здание храма поначалу и строилось, как лаврская водокачка. Потом ее отремонтировали и устроили тут церковь, освящённую в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник». Рядом небольшая ротонда и колодцы прп. Антония и Феодосия.
Ротонду построили в конце XVIII века по проекту архитектора Яновского как вход в Дальние пещеры. Это небольшой павильон в ампирном стиле была построен на стене Дебоскета, находящейся в юго-восточной части территории Ближних пещер. Сама Ротонда - небольшая кирпичная постройка, которую покрывает сферический купол, но видимо вся ее изысканность и красота в первую очередь в подпорной стене (муре). Мур был назван в честь военного инженера Даниила Дебоскета, который внес значительный вклад в построение фортификационно-оборонительных сооружений Киева.
На северо-запад от Крестовоздвиженской церкви высится колокольня Ближних пещер, построенная С. Ковниром и С. Итальянцем в 1763 году. Под ней проходит галерея, которая ведет к Ближним, Антониевым пещерам.
Пройдя мимо яблоневого сада с Колокольней, мимо памятника пр.Антонию и Феодосию, будем на перекрестке, где стоит Крест поставленный к 2000-летию Рождества Христова. Отсюда или выход в город через ворота, или выше к историческомй заповеднику.
Южные или Пещерные ворота ведут в Верхнюю лавру. Были построены в 1795 году по проекту главного инженера Печерской крепости Ш.Шардона. У ангелов в руках икона Успения Божией Матери Киево-Печерской, за что получили ещё дополнительное название – Ангельских ворот. Рядом еще одни ворота - туда идти неинтересно, за ними тупик с хозяйственным двором.
Сразу за Пещерными воротами предстает взору колоссальное сооружение – подпорная стена Верхней лавры.
Из-за того, что монастырь находится на ползучих склонах реки, еще это влияние сказывается постоянно. Частичное разрушение огромной подпорной стены произошло совсем недавно. Была сразу отремонтирована. Напротив стены - Государственная историческая библиотека Украины.
Обогнув стену, дорожка проходит под аркбутанами лаврской Типографии. Аркбутаны в старорусской архитектуре применялись при строительстве в сложных местностях.
Подъем от типографии и вот Собор Успения Богоматери.
Игумен Варлаам устроил над пещерами, которые выкопали первые насельники, церковь в честь Успения Божией Матери, но вскоре и церковь и пещеры стали очень тесны. Строительство новой, более обширной, каменной обители, осуществил преподобный Феодосий, поставленный игуменом после Варлаама. Первый каменный Успенский храм заложен в 1073 году епископом Юрьевским Михаилом с великим князем Святославом Ярославовичем, который пожертвовал землю и 100 золотых гривен. Ужасное разорение лавры произошло в 1240 году, когда полчища Батыя взяли Киев и овладели всей южнорусской землей. Монастырь обезлюдел. Большая часть иноков была избита, часть уведена в плен, а оставшиеся в живых разбежались по лесам, и только изредка, тайком, могли пробираться в полуразрушенный храм и справлять Божественную Литургию. Нашествия татар повторялись в Киеве не раз еще. Но обитель каждый раз вновь возрождалась. И надо было оборонятся не только от внешнего врага, но и попыток униатов овладеть монастырем. Счастливые времена наступили с присоединением Малороссии к России. Лавра стала крупнейшим монастырем на всей Руси, площадь которого составляла почти 30 гектар. Обитель не обходил вниманием ни один из русских государей — и Петр Великий, и Екатерина, и Николай II, посещая Лавру, брали благословение у настоятеля, а так же передавали в дар обители золотые кресты и лампады, усеянные алмазами оклады богослужебных книг.
Безусловно, красив восстановленный в 2000 г. собор. Но он как тень прежнего, что был выкристаллизован веками. «Выращивался», как ребенок трудами, гением всех создававших собор - трудниками, малярами, каменщиками-зодчими (мастера, что делали кирпич из глины, слово звучало, как как «зъдъ», или «зод»). В новодельном соборе слишком пестро, слишком ярко, слишком богато от бьющей в глаза позолоты. Первоначальную Успенскую церковь, что была на этом месте, расписывали греческие иконописцы и греческие купцы пожертвовали мозаику на украшение храма. Есть легенда о 12 святых мастерах-живописцах, что расписали первый храм. Пропорции ширины к длине храма (2:3) стали каноническими и для других храмов древней Руси. И пошли, по легенде, от длины пояса варяга Шимона, прибывший на службу к киевским князьям. Первоначальный храм, на который пожертвовал он свой золотой пояс и другие ценности, был 30 его поясов в длину, 20 - в ширину. Исторический фундамент каменного собора возводился на 780 сваях, которые забуривали до скальной основы холма. Каждая держит на себе вес более 55 тонн. При дальнейших строительствах находили остатки древнего жертвенника, кусочки смальты XI века Далее собор вбирал в себе традиции народной художественной резьбы, богатого орнаментального убранства, проявившегося в виде искусства резьбы иконостасов. От плоскостности византийского иконописания ко все большей экспрессии, жизненности, народности — таков путь развития изобразительного и декоративного искусства XVII—XVIII вв. Проектированию и декоративному убранству интерьера культовых зданий в XVII—XVIII вв. — ярусное построение, удобное для размещения молящихся и певчих, композиция алтарной преграды, характер декора и т. д. Ранее в XI—XII вв. по акустическим соображениям в верхних частях зданий устраивались голосники, т. е. особые резонаторы в виде вмурованных в кладку глиняных сосудов. Судя по историческим данным, летописям, «Печерском Патерике», «Синопсисе» в коих описываются, прежде всего, поражавшие своей красотой мозаики из «позлащенных камней», фрески и мраморные облицовки стен и пола. В древности церковь была «мусиею (мозаикой) сложена не токмо по стенам, но и по земле». Во время археологических исследований в 1951 году на территории монастыря были открыты мастерские по изготовлению мозаичной смальты, а также найдены готовые кубики и полуфабрикаты смальты. Существование здесь мастерских свидетельствует о том, что в украшении собора наряду с греческими принимали участие и древнерусские мастера.
У южной стены главного иконостаса покоились в кованой серебряной гробнице глава святого равноапостольного князя Владимира и под спудом мощи преподобного Феодосия Печерского, а у северной стены иконостаса мощи святого Михаила, киевского митрополита. Над царскими вратами главного алтаря Великой церкви находилась древняя чудотворная икона Успения Богоматери – главная святыня лавры.
Иконостас собора 1579 г. погиб во время пожара 1718 года и еще множество потерь было в монастыре. Это было второе после татаро-монгольского нашествия бедствие, постигшее монастырь. На его восстановление внесли большие суммы русский царь и дворянство. Московский архитектор Васильев, которому доверили восстановление после пожара, объединил под одной крышей все постройки собора. Храм становится квадратным, двухэтажным зданием с семью позолоченными куполами. После восстановления собор, как богатой ризой, был одет лепным декором, выполненным народными мастерами во главе с мастером Иосифом Билинским из Канева. На громадных фронтонах собора не оставалось буквально ни одного квадратного сантиметра, не покрытого лепкой или живописью. Растительные, животные мотивы лепных орнаментов поражали богатством фантазии и пластической красотой, и все сливалось в цельную живописную картину.
В Успенском соборе было до 300 захоронений исторических лиц. Здесь погреблены некоторые Долгоруковы, сестра Владимира Мономаха Евпраксия, некоторые из киевских династии Олельковичей, Вишневецких, Корецких, многие церковных и государственные деятели. У стены главного иконостаса покоились в кованой серебряной гробнице глава святого равноапостольного князя Владимира и «под спудом» хранились, перенесенные мощи преподобного Феодосия Печерского из дальних пещер, а у северной стены иконостаса мощи святого Михаила, киевского митрополита крестившего киевлян и сыновей кн. Владимира.. В южном части собора, в особо устроенном помещении могила выдающегося русского полководца и государственного деятеля Петра Александровича Румянцева-Задунайского. После ратной службы, был губернатором Малороссии и много сделал для этой земли и Киева. Император Павел наложил на всю Российскую Империю трехдневный траур "В память великих заслуг фельдмаршала Румянцева перед Отечеством".
Все главные святыни Лавры всегда находились в Великой церкви. На хорах хранилась библиотека, высочайшие грамоты, рескрипты и разные старинные документы, священные предметы: Евангелия, напрестольные и ручные кресты, потиры, дарохранительницы, панагии, наперсные кресты, митры, палицы и облачения.
Не дали сохраниться этим реликвиям фашисты. Собор был взорван немецкими варварами 3 ноября 1941 года, при оккупации Киева. Перед этим из собора вынесли все ценные вещи, которые нашли. Это золотая и серебряная посуда, иконы с каменьями и ризы, гробницы и Евангелия в драгоценных окладах, парча и ткани, царские врата и даже литой серебристый престол из алтаря. В Киеве за вывоз ценностей отвечал уполномоченный Гиммлера Винтер, конкретно из Лавры - штадткомиссар Берндт. Фашисты днем и ночью вывозили на машинах ценности уникального музея. Они даже украли документы из архивов Киевских митрополитов. Всего осенью 1941 г. вывезли 40 вагонов сокровищ монастырей и музеев Киева. И чтобы скрыть масштаб грабежа, взорвали собор.
Одновременно фашисты начали заигрывать с церковью, разрешили монахам править службы на нижней территории Киево-Печерского заповедника; и разместили в монастыре свой полицейский участок. Оккупанты действовали параллельно, не упуская из виду одну из главных своих целей: разграбить и уничтожить культурное, в том числе духовное наследие народа - «Я выжму из этой страны даже последнюю каплю. Мы пришли сюда не для того, чтобы раздавать манну»- Эрих Кох, имперский комиссар Украины. Сокровища Лавры, вывезенные фашистами, находятся в разных странах. Так серебряные чеканные царские врата Воздвижеской церкви, работы киевского мастера Алексея Ищенко, ныне оказались в музее искусств Лос-Анджелеса.
Часть старинной внутренней стены собора, что уцелела при взрыве, хранится под специально построенным навесом -киворием. Видны две техники кладки: кладка утопленного ряда (через ряд кирпич углублялся внутрь и промежутки заполнялись цементным раствором, куда обязательно добавляли толченый кирпич – отсюда розовая окраска) и вторая кладка – кладка смешанного ряда (чередование кирпича и камня). Кстати, кирпич изготавливался и обжигался прямо на территории монастыря.
«Собор поднимался из пепла, простирая мольбу к Пречистой, и получал просимое…». Освящение нового собора приурочили к 950-летию лавры.
Восстановление убранства собора происходило по интерьеру 18-го века, когда памятник достиг пика своего расцвета. Роспись удалось воссоздать, благодаря сохранившимся в Санкт-Петербурге копиям, которые зарисовали перед реконструкцией Успенского собора в 1853 г.
Кроме главного Успенского престола, в Великой церкви имелись еще пять приделов. В Андреевском приделе написанная В.В.Верещагиным настенная роспись, выдержала 50 лет под открытым небом с 1941 г. до начала реконструкции собора. Отреставрированная стена недоступна сейчас взорам посетителей, потому что находится в алтарной части.
Пятиярусный иконостас высотой с семиэтажный дом (22,5 м), созданный из липы.
На позолоту иконостаса пошло 5,5 кг золота, а для внешних поверхностей — почти вдвое больше. Иконы по величине меняются согласно статуса каждого ряда – «именной», «апостольский». В промежутках находятся «праздничные» иконы меньшего размера. Всего 69 икон.
Голубой цвет в православном богослужении является символом Богородицы. Именно поэтому бескрайнее голубое небо над Собором напоминает о Молитвенном покрове, который держит над обителью Пресвятая Богоматерь.
Рядом с собором Трапезная Антониево-Феодосиевская церковь, построенная В.Н.Николаевым.
Академика Николаева называли музыкальным архитектором, подобны песням его творения. В Киеве Николаев построил целый новый город – «с церквами, "с теремами и садами", с памятниками, с гостиницами, с больницами, с детскими и ночлежными приютами. Когда устраивал он в Академии Художеств выставку чертежей и рисунков построенных им церквей, общественных и частных зданий, там были поражены обилием их» -написано в газете «Киевлянин» 1896 г. Жизнь его поражает видимой легкостью, с которой он ладил с обществом и семьей. Сыновья наследовали ему: Леонид стал музыкантом, а Ипполит шел по стопам буквально - закончил Академию, был киевским городским архитектором, преподавал в Художественном училище и в дополнение к "Законоведению" отца издал "Сборник строительных постановлений для города Киева" (1913). Вместе они работали над некоторыми проектами, последний - памятник Александру II. Знаете где сейчас этот памятник? Непременно зайдите во двор нынешнего музея Ханенко и узрите. Аки дворник в уголочке пристроен монарх:).
Опыт византийского стиля использован архитектором во многих храмах Киева. Самая совершенная в этом ряду - лаврская Трапезная церковь Антония и Феодосия с двадцатиметровым куполом, "вовсе не имеющая обычных столбов внутри". Проект церкви был осуществлен под впечатлением знаменитого храма св.Софии в Константинополе.
Трапезная палата разделена вдоль металлическими столбами на три части. Великолепный интерьер церкви и палаты выполнили под руководством академика архитектуры Алексея Щусева.
По его проекту был установлен иконостас и размечены стены под живопись. Сюжетные и орнаментальные настенные росписи в технике масляной живописи в интерьере выполнили художники Иван Ижакевич, Г.Попов, П.Верещагин, В.Данилов и А.Лаков. Росписи трапезной были закончены в 1903 г., церкви — в 1910 г. Ижакевич нарисовал изображение 14 печерских подвижников. Живописец Г. Попов создал композиции "Чудесный лов рыбы" и "Чудо в Емманусе" на южной стене.
Честь в те времена была не этическим понятием, а сутью жизни человека. Поэтому В.Н.Николаев покончил жизнь самоубийством - он застрелился, когда появилась трещина в алтарной части Николаевского собора Покровского монастыря Киева, его детища. Небольшой ремонт и стоит Николаевский поныне…
У входа в братскую трапезу погребены генеральный судья Запорожского войска В. Кочубей и полтавский полковник И. Искра, казненные гетманом Мазепой. В 1911 г. земля обители приняла останки Петра Аркадьевича Столыпина - выдающегося государственного деятеля, премьер-министра Российской Империи.
За трапезной широкая площадка обозрения, откуда вид на всю нижнюю Лавру, Днепр.
Главной доминантой Соборной площади, вертикальным акцентом всего монастырского ансамбля, является колокольня И.Г.Шеделя 1745 года.
В древности у собора были 2 деревянные звонницы. Дерево недолговечно и горит. Когда встал вопрос о строительстве каменной колокольни, к проекту были выдвинуто столько требований, что большинство архитекторов сразу отказывались: чтобы была самой высокой и мощной, с размещением на ней многих колоколов и украшений. Строительство чтобы не сказалось на рядом стоящих зданиях и деревьях, и еще множество условий. Только Иоганн Готфрид Шедель взялся за работу и считал колокольню своей главной гордостью - "сея звонница в Киево-Печерской Лавре трудом моим сделанная, каким образом по всей России и в Европе другой не обыщется, и навеки оная звонница стоять будет". Слова архитектора оказались пророческими. Потому что колокольня действительно никогда не разрушалась. Она строилась с 1731 по 1745 годы. Пять миллионов штук кирпича ушло на ее строительство. Ее высота 96 метров 52 сантиметра. Глубина гранитного фундамента разная со всех сторон, но приблизительно семь метров. Толщина стены восемь метров, диаметр 29 метров.
Колокольня в декабре под Новый год (с 2016г.) используется, как Резиденция Св.Николая для радости детей и взрослых. От этого Лавра становится больше «домашней». Прежде чем опять перейти к дальнейшему рассказу, вот фотографии, как строгое здание внутри и рядом превращается в сказочный мир.
Вернемся к «взрослым» фактам про колокольню. Наверху огромный купол площадью в 510 квадратных метров, позолочен 3 кг сусального золота. Крест, завершающий постройку, в высоту - четыре с половиной метра. На первом ярусе первоначально хранился архив, на втором была библиотека, на третьем — 13 колоколов общим весом 100 т, а на последнем — лаврские куранты, установленные в декабре 1903 года. Происхождение слова "колокол" ведет к греческому слову "калкун" (синоним слова "семантрон"). В древности не было колоколов, употребляли «било» и «клепала». Било - это доска, а клепала - это железные полосы, согнутые в полукруг. Семантрон попал на Русь в конце десятого века, одновременно с заимствованием всего строя византийского богослужения. Куранты лаврской колокольни привезены из Москвы, весят 4,5 тонны. Бьют каждые 15 минут и каждый час. Сам механизм часов невиден, закрыт в металлическом каркасе. Еще одна интересная особенность – на четвертом ярусе в колокольне стоят восемь групп полуколонн Кориинского ордена, и над каждой группой находится герб Российской империи – коронованные двуглавые керамические позолоченные орлы. Из-за высоты колокольни они кажутся небольшими, но в действительности размах крыльев каждого из них – около двух метров. Колокола находятся ярусом ниже. Установка колокола во время реставрации, который более 10 лет стоял на земле, была целым проектом. Привлекались геолог