Нам повезло оказаться в этом элегантном городе чудесным, солнечным днём. В горах ещё лежал снег, и воздух был бодряще прохладным, но небо вовсю играло синевой. В февральском Милане уже ощущалось дыхание близкой весны. Куда-то спешили прохожие; позванивая и погромыхивая катили трамваи, на тротуары падали длинные тени, и золотились крыши в солнечных лучах.
Город жил своей многолюдной и стремительной столичной жизнью. Столичной, я не оговорилась. И речь не только о том, что Милан — столица Ломбардии. Его значение много больше. Милан — это и мировая столица дизайна и моды, и финансовый центр страны, да и в плане культуры, архитектуры и искусств его смело можно считать одним из самых богатых городов в Европе. Не случайно время от времени возобновляются споры о том, какой город настоящая столица Италии — Милан или Рим? Но тут я однозначно, на стороне Рима, поскольку находясь в Милане, периодически ловила себя на мысли, что здесь и не Италия вовсе. Ну, или не совсем Италия. Похоже и, одновременно, не похоже на Германию или, может быть, на Австрию. В любом случае, Милан более аристократичный и стильный, чем любой другой итальянский город. В нем явственно присутствуют имперский шик и стильность. Нашу прогулку я не считаю полноценным знакомством с Миланом, скорее приятной "дегустацией", как однажды очень удачно выразился Изя. Так чем же славен Милан? В плане общеизвестных стереотипов, его держат "три слона": театр Ла Скала, волшебной красоты Собор и... шоппинг. Музыка, архитектура и мода, другими словами.Начнём с культурной части.
Мне с детства, едва я слышала название "Ла Скала" представлялось нечто грандиозное и круглое, как Колизей, и обязательно сверкающее огнями — очевидно по ассоциации и созвучию с "Лас Вегас".
Увидев классическое здание Ла Скала, мне пришлось осознать, что мировой центр оперной культуры славен не экстерьером, а своей историей и безукоризненной акустикой. Знакомиться с ним надо не стоя у порога, а сидя внутри и слушая одну из блестящих опер. Что ж, может быть, ещё доведётся.А пока взгляд невольно обратился на площадь перед театром, больше похожую на сквер, где постоянно сменялись люди, встречались и расходились туристические группы, и на всю эту муравьиную суету равнодушно взирал с каменного постамента Леонардо да Винчи.
Монумент Леонардо да Винчи, был открыт в 1872 году. Мастер стоит в окружении четырех своих учеников, кстати, все они ломбардийцы. Строгий и торжественный монумент выполнен из белого каррарского мрамора, и белизна делает его лёгким и светлым, почти нарядным. Сразу за памятником расположен один из четырёх входов в Миланскую галерею Витторио Эмануэль, "гостиную Милана" — целый торговый квартал под стеклянной крышей. Крытая "улица" соединяет площадь перед театром Ла-Скала с площадью Домского собора, но если присмотреться, то и сама галерея во многом напоминает "собор". Даже в плане она имеет форму латинского креста, а венчающий её стеклянный купол-восьмиугольник богато украшен мозаиками. Мозаики символизируют континенты: Европу, Азию, Африку и Америку, кроме того, в конце каждого крыла над арками находятся мозаичные панно с аллегорическими изображениями Земледелия, Искусства, Науки и Промышленности. Мраморные полы не менее великолепны. У четырёх входов выложены гербы Рима, Турина, Флоренции и Милана, а в самом центре, прямо под куполом красуется мозаика с гербом Савойской династии, изображающей белый крест святого Георгия на красном фоне. Над оформлением галереи работали в своё время лучшие мастера из всех провинций Италии. С подобным благоговением и тщанием до сих пор создавались только храмы и королевские дворцы...Разве найдётся где-то ещё в мире подобный собор, построенный для поклонения не богу, но шоппингу? Даже усматривается некая мистическая кара Провидения в том, что главный архитектор, строивший галерею, Джузеппе Менгони, погиб накануне завершения своего проекта. Он упал со строительных лесов прямо под главным куполом галереи, с высоты 47 метров. Да и король Виктор Эммануил II, именем которого был назван торговый пассаж, умер очень скоро, всего через год после того, как разрезал ленточку на церемонии торжественного открытия. конная статуя короля Витторио-Эмануэле II на площади ДуомоМногочисленные торговые центры, которые в конце 20 — начале 21 веков растут, как грибы, практически повсеместно, конечно, могут превосходить галерею Витторио Эммануэле размерами и разнообразием "начинки". В них теперь устраивают целые зоны отдыха, с ресторанами, аттракционами, детскими игровыми площадками и даже катками. Но вряд ли самый навороченный современный торговый центр сможет затмить славу Galleria Vittorio Emanuele II, ведь она старейшая.
Построенная в 1865-1877 годах, галерея стала одним из первых роскошных торговых пассажей в Европе! Выходы из галереи оформлены в виде триумфальных арокИ, едва мы выходим из-под стеклянного купола на улицу, перед глазами вырастает самое главное чудо Милана — собор Дуомо — аналогов которому не существует. Прежде всего потому, что огромный, беломраморный Дуомо является единственным(!) итальянским собором, изначально задуманным и воплощенным в стиле пламенеющей готики.
Дело в том, что итальянцы в средневековье не жаловали готический стиль, считая его "варварской" архитектурой. Но вот в 14 веке, герцогу Джангалеаццо Висконти пришло в голову построить на главной площади Милана собор небывалой красоты и размеров, а архитекторов пригласить немецких и французских. Это в Италию, где столько своих признанных мастеров! История строительства получилась долгой, возведение собора то прекращалось, то возобновлялось с новым энтузиазмом. Особенно острым был вопрос непомерной стоимости работ, средств постоянно не хватало. Но вот, в 1417 году состоялось первое освящение собора и...строительство продолжилось.
Вплоть до до 60-х годов двадцатого века.
Удивительный фасад, похожий издали на каменное кружево, а с чуть меньшего расстояния — на песочный замок, слепленный из тысяч белых пирамидок, начали создавать после того, как Наполеон выразил желание стать королем Италии и короноваться в Милане.
По заказу Наполеона к 1813 году собор приобрёл свой новый, неоготический облик. Над зданием вырос целый "каменный лес" из 135 шпилей.Самое замечательное, что в этом сказочном лесу может сегодня прогуляться каждый, для этого достаточно подняться на крышу собора. И именно это было нашим желанием номер один в Милане.
Люди, неравнодушные к скульптуре согласятся, что иногда достаточно, чтобы в городе встретилось 2-3 статуи с интересной историей, и прогулка уже покажется не напрасной. Если же пойти в музей и полюбоваться, скажем, 20-30-ю классическими скульптурами, мероприятие запомнится надолго... А каково это, когда перед глазами единомоментно оказываются 2300 статуй ?! — Именно столько их на внешних стенах, шпилях и во внутренних помещениях Дуомо. Это невозможно впитать и осмыслить, ты словно оказываешься в ином измерении, почти во сне, в котором образы меняются каждое мгновение. Переплетение конструкций и переходов выстраивается в сложные геометрические фигуры, и ты движешься то внутри них, то по краю, под взглядами каменных ангелов, дев, мучеников и горгулий, едва успевая отмечать более мелкие детали... Изнутри затейливо выстроенного геометрического пространства ты смотришь на город, на площади, здания и крыши Милана, так, как его видят птицы... И святые со шпилей, устремлённых в небо, смотрят вместе с тобой. Путь на самый верх, к главному шпилю с золотой Мадонной вышел у нас коротким и, одновременно долгим. Мы еле позли, останавливаясь каждые 10-15 шагов. И как иначе? То город "поворачивался" к нам новым ракурсом, то впереди приоткрывался очередной затейливо украшенный переход... Эта экскурсия по крыше Дуомо оказалась настолько зрелищной и сильной по своему воздействию, что я целых два года не решалась писать про Милан. Все попытки казались недостойными (и эта, нынешняя, кстати, тоже). Но не дело мариновать в архиве свои лучшие воспоминания и эмоции, а потому примите как есть. Не судите строго )