Краков занял на реальном земном глобусе на редкость удачное место - пересечение множества туристических маршрутов и просто обречён быть упомянут тысячами туристов. А его фотогеничная городская суть отразилась в десятках тысяч их фотографий. Ну, разве что Прага и Париж обходят его по числу описаний (ИМХО). Суждение моё вряд ли истинно, потому что основывается лишь на моём мизерно скромном опыте европейских странствий. И на звание «сухопутного Конюхова» не претендую, точно. Я больше к тому, что трудно было мне в прошлые годы писать о своём видении Праги и Парижа, так и теперь о Кракове перепевать песни путешествующего люда:)
В отличие от моего привычного формата «Один день - один город», в предрождественский Краков 2017 года мы с женой приехали на три дня. И вдоволь, не торопясь, исходили и Старый город, и еврейский Казимеж, и очень значимый для польской нации холм Вавель и посетили пару дюжин костёлов и монастырей. Но описывать все эти прекрасные места всё же не буду. Ограничусь пятью страницами из объемного фолианта под названием «Краков».Самый польский из польских городов (ИМХО)
Страница №1. Вавель.
То, что Вавельский замок - Экспонат №1 в Кракове, а то и во всей Польше знают все. И в Европе тоже. За стенами замка, наверху, мы словно попали в «испанский» день посещений. Гиды с испанскими флажками водили несколько групп по древностям польских королей. Так что мы тоже по - общеевропейски приобщились польской святыне над Вислой.
Любое туристическое путешествие по Кракову начинается с Королевского замка на Вавеле. Чтобы россиянам было понятней: для Польши этот замок имеет такое же значение, как для России — московский Кремль. Но его судьба не такая пафосная: Кремль то остается главным символом государственности России, а вот замок Вавель лишился этого статуса после переноса столицы из Кракова в Варшаву.
На редкость грамотная задумка, такой вот объёмный 3D макет Вавеля. Посмотрел на макете, и пошёл оглядеть «вживую».
С площади перед входом в Королевский дворец видны две идентичные ренессансные капеллы с зелено-коричневым и золотым куполами. Та, что справа, "золотая" - это капелла Сигизмунда. Слева находится капелла - мавзолей династии Вазов.
Достопримечательностью Вавельского замка является его внутренний дворик, построенный в стиле итальянского Возрождения. Он обрамлен трехъярусной анфиладой арочных галерей. Ярусы имеют разную высоту и украшены колоннами различной формы. Очень оживила пафосный двор эта цепочка детей - экскурсантов, как утята следовавшие за гидом.
Архикафедральный собор святых Станислава и Вацлава – средоточение святынь Польши. Это невероятное сочетание готики, ренессанса и барокко в одном архитектурном сооружении, по мне так эклектически хаотичное (ИМХО).
Внутри собора за порядком следят молодые люди обоих полов в длинных элегантных черных плащах. Строго охраняют они покойные останки Великих Поляков. Здесь, под плитами, и в криптах похоронены польские святые, правители, полководцы и поэты. Множество королевских особ, которых перечислять не буду, попусту утомляя читателей. Выделю надгробие маршала Юзефа Пилсудского, у которого увидал несколько свежих венков и цветов. Культ его личности в Польше присутствует, но до сталинского в СССР ему далеко. Пожалуй, и Папа Иоанн II почитаем даже более. Очень лаконичная плита-надгробие накрывает немногие сохранившиеся после авиакатастрофы останки четы президента Леха Качиньского. Ступени вниз ведут к памятным склепам деятелей разнообразного польского искусства. Настроя фотографировать внутри крытого кладбищенского собора не возникало. Мистика, вероятно:))
Непривычно для меня было увидеть множество мемориальных досок с именами людей, которые пожертвовали средства на восстановление замка после ухода отсюда австрийцев.
Очень правильное место в замковом комплексе градостроители выбрали конному памятнику национальному герою, легендарному деятелю польского освободительного движения Тадеушу Костюшко.
Обязательный туристический аттракцион, дождаться извержения огня из пасти брутального Дракона. Расположенное на берегу Вислы, у стены Вавельского холма, это страшилище растиражировано в тысячах сувенирных фигурок.
Их мы увидим на рыночных прилавках Суккениц. Но это уже другая история.
Страница №2. Рождественское торжище Старого Рынка.
Вечерний город встречал нас яркой и креативной рождественской иллюминацией. Множество нетривиальных световых гирлянд и конструкций, часто на редкость стильных, создавали праздничный настрой.
На всей протяжённости «Королевского пути»: на Флорианской улице, и на самом Старом Рынке, и прочих улицах и площадях старого города мы сразу понимали – «Рождество – рядом!».
Площадь Главный Рынок – это №2 в ранжире достопримечательностей Кракова после королевского замка Вавель. Немаленький квадрат 200х200 метров с длинной малоэтажной торговой галереей Сукенницы в центре. Товар внутри галерей сменился, вместо сукна на прилавках – россыпи сувенирных побрякушек.
На сцене около Сукенниц сменяли друг друга детские танцоры.Как существовала в СССР твердая традиция ставить на лобное место города памятник В.И. Ленину, так и поляки в значимых польских городах увековечивали своего Главного поэта Адаму Мицкевича. По свойски называя поэта «Адасем». Хотя на него, как национальную святыню, претендуют и белорусские, и украинские народы-соседи. На самой площади и вокруг нее - масса всего интересного.
Квадратная в плане Башня Ратуши за века серьёзно изменила внешний облик и чуть было не пошла путём наклонённой Пизанской. Но её наклон остановился на полуметре от вертикали и мало заметен.
По смежным двум углам площади стоят два храма, как комичная пара «Пат и Паташон». Это маленький приземистый костёл Святого Войцеха и высоченный Собор Успения Св. Девы Марии.
(*) Эти два фото взяты из моего летнего краковского архива пятилетней давности, как и несколько снимков замка Вавель. Всё - таки летний прозрачный солнечный эфир очень благоприятен для качества фотосъёмки. :))
Последний более знаком туристам как Мариацкий костел. Мимо его двух разновеликих башен просто так не пройти - настолько он внушителен и сразу привлекает внимание. И виден почти с каждой точки «Королевского дороги». Внутри он достоин внимательного осмотра, насыщен религиозными скульптурами, затейливой резьбой и росписью.
Кроме стационарных скульптур, вроде этого меланхолического юноши в тюрбане рядом с собором, оживляют паперть и различные «условно живые скульптуры».
Что тоже украшает Старый город, так это конные парные экипажи, катающие туристов за немалую мзду по близлежащим улицам. Не уступают по стати коней и богатству красивой сбруи аналогичным каретам, виденным мной в Вене и Зальцбурге.
Одна из наших обычных целей в поездках по «чужим» странам - попробовать аутентичную национальную уличную еду. На улицах польской старой столицы было умеренно холодно, в районе нуля. И попробовать надо было непременно в самом знаковом месте старого города – на ярмарке Площади Рынок. Ароматы и внешний вид "народных" уличных блюд, как мотыльков на свет, привлекали многочисленных туристов и горожан.
Из трёх самых известных и почти обязательных к употреблению блюд-закусок два испробовали. Самый раскрученный брэнд уличной еды, запеканка (zapiekanka), т.е. огромнейший толстенный ломоть ржаного хлеба, обильно намазанный смальцем, сдобренный печёным луком, копчёностями был исключен, как чересчур убойный удар по здоровой диетической пище. (Времена нашей беззаботной всеядности, увы, позади:) Да и обратили внимание, что часто и половина этого недоеденного бутербродного монстра ухает в урну, возможно «макси-сэндвич» в холодную погоду многими с трудом усваивается:)
Зато попробовали на ярмарочном торжище около Сукенниц два краковских специалитета:
Первый: Вареники (pierogi) «с пылу-с жару» с разными начинками, из которых отдали предпочтение привычной мясной составляющей. В закрытом боксе, в отличие от открытой разовой тарелки, они сохранили тёплое съедобное состояние и получили заслуженную отличную оценку.
Второй: Осцыпек (Oscypek) традиционный сыр из соленого овечьего молока, тут же на жаровне обжаренный, и поданный с ягодным джемом. Нам – скорее на «четвёрочку». Спорить с ценителями этого блюда не буду - «На вкус и цвет…» Жаровня, кстати, затейливой ковки и сполна работает на привлечение клиентов.
В студёность декабря на "ура", в очередь, шёл горячий глинтвейн. Цена стакана алко-удовольствия - 8PLN:)
Страница №3. Ягелонский университет.
Ягелонский Университет на одноимённой улице, вот пример действительно учебного заведения высшего стандарта образования. Начиная с внешнего облика: стен из красного готического кирпича, интересных пропорций окон, высоких зубчатых фронтонов и стелы с аллегорической фигурой – во всём чувствуется многовековая основательность.
Краснокаменный корпус Collegium Maius, возведенный к 1400 году и веками служивший главной резиденцией университета не менял своего предназначения с эпохи Средневековья. Сравните это Величие с сотнями свежеиспечённых «университетов и академий» на просторах России и Украины, четверть века назад бывшими провинциальными институтами и техниками, а то и просто ПТУ типовой админ - архитектуры.
Совершенно неожиданно, вместо 12 PLN за входной билет нас ожидал совершенно бесплатный вход. Бонус действовал в тот день до 13-00. Эти «музейные» злотые всё равно остались в Кракове, но взамен их увёз домой отличные путеводители и сувениры.
Поначалу не сразу поняли, чего ожидает толпа туристов внизу, в каре внутреннего дворика. Но вот момент истины, ровно в 11-00 под мелодичный перезвон часов началось шествие фигур. Может не такой величественный театр фигурок, как в Праге, но настрой к осмотру даёт правильный.
Интерьеры ласкали глаз изысканной резной мебелью благородного дерева. Сотни портретов в богатых рамах солидных господ, тесно связавших свою судьбу с университетом, знаменитые выпускники. Из тех имён, коих сразу память выдаёт Николай Коперник, Станислав Лем, Папа Иоанн II…
В застеклённых шкафах и витринах экспонируются интереснейшие штуки, начиная с холодного оружия до различной серебряной посуды.
Отдельный паноптикум вещевых интересностей – старинные астрономические инструменты.
Страница №4. Ян Матейко, как зеркало польской живописи.
Знакомство со славным городом Краковом для всей группы начиналось с площади имени Яна Матейко. Великолепный гид, уроженка этого города пани И., около величественного памятника Грюнвальдской битвы ставила художника Яна Матейко (Matejko, Jan (1838-1893) для поляков вровень с художником-гением Репиным для россиян. Я тогда вполне допускал, что это преувеличение. Но, на следующий день у меня была возможность убедиться в её правоте. Заранее, ещё впервые бродя по сувенирным рядам Сукенниц, наметил прикосновение к классической польской живописи. Место это правильно называется - Национальная Галерея польского искусства XIX века (Galeria Sztuki Polskiej XIX wieku w Sukiennicach).
Льготный билет в храм живописи обошелся мне, как «синьору», в 9 PLN . Впрочем, и обычный вход, за 16 PLN, сравним с порцией уличной еды на той же площади. Для выставки выделены четыре зала для экспонирования разных периодов польской живописи и скульптуры на втором этаже Сукенниц.
С громадным удовольствием разглядывал я произведения очень близкого мне искусства. И апофеоз впечатлений случился именно от картин Матейко. Мало того, что два полотна в центре зала ошеломляют своими размерами. Я навскидку оценил площадь каждого почти в полста квадратных метров классической живописи. Оказалось близко к истинным размерам. Но дело, конечно, не в размерах. Рядом с работами Матейко экспонируются работы художников того же времени. Но… Это как работы Мастера и подмастерьев. Композиция, реалистичность и глубокая проработка каждого образа, а фигур таковых несколько десятков – трудно оторваться от созерцания грандиозного полотна. Чтобы Вам было нагляднее понять грандиозность его работ, сфотографировал группу зрителей рядом с ней. Зацените!
В зелёном парковом поясе старого города – Плантах, в 2013 году установлен такой нетривиальный памятник Мастеру.
Следует учесть, что художник приложил свою руку и к росписям Мариацкого костёла, и архитектурных фасадов Рынка и проч. проч…. Чтобы было понятнее, почти как всеядный церетели нынче, но с талантами Великого Художника.
То, что в Галерее №1 для меня были картины Мастера, отнюдь не значит, что в поле зрения не попали скульптурные композиции и прочие художественные экспонаты.
Обратил внимание на несколько образов Наполеона, императора французского. Люб он полякам со времён войны 1812 года, когда они были союзниками против Российской империи.
Страница №5. Сувенирное раздолье Сукенниц.
Каждый раз в туристических путешествиях дополнительно к массиву зрительных впечатлений и гигабайтам цифровых снимков в домашнюю коллекцию добавляются какие-то памятные сувениры. Так как я категорический противник широко распространенных в среде туристов банальных магнитиков на холодильник, приходиться изворачиваться при выборе. Особенно, когда выбор такой обширный, как в торговых рядах Сукенницы. Теперь на стене гордо расправляет крылья хорошей работы металлический польский орёл с мечами родом из Кракова.
Жене приглянулся и этот интересный сувенир «Эрос», но экземпляр не продавался, да и великоват для домашнего созерцания:(
(*) "Связанный Эрос" – скульптура, установленная на площади "Старый рынок" в 2003 году. Автор - польский художник Игорь Миторай. В просторечьи прижилось и другое название скульптуры – «Голова». Скульптура габаритами 2 на 3 метра символизирует собой безумную любовь, от которой «теряют голову».
На главных улицах присутствуют и очень креативные арт-композиции.
Изобилие расписных подсвечников натолкнула и меня, «мастера витражных дел», попробовать себя и в подобных по типу, но иных по исполнению авторских вещах. Вроде бы неплохо получилось.
Вот и эти мои аматорские светильники тоже будут напоминать о рождественском краковском визите…