Красивый фонтан, достойный украсить собой любую грузинскую площадь, стоит "посреди ничего". Точнее, на круглой автомобильной развязке в центре села Хашури.
Мимо несутся машины, не сбавляя ход, а вокруг — лишь невнятные сельские строения да новенькое здание полиции. И к чему здесь такая роскошь? Словно павлин в стае голубей. Ну, поставили бы какую-нибудь современную скульптуру...
Ответ, конечно, нашёлся. Село Хашури расположено аккурат в географическом центре Грузии и является важнейшим транспортным узлом страны. Едете ли вы в Боржоми или Вардзию, Кутаиси или Сванетию, Тбилиси или Батуми... непременно проскочите через Хашури. И фонтан, который на самом деле стоит не "посреди ничего", а посреди всей Грузии, благословит золотым крестом вашу дорогу. Дорога...Моё отношение к ней менялось в течение жизни неоднократно, но никогда пребывание в пути не было важнее пункта назначения. Однако, в последние несколько лет я по-настоящему полюбила быть в дороге. Это не скучно и интересно, особенно, если не зацикливаться на ожидании остановки и очередной достопримечательности. Надо ли говорить, что Военно-Грузинская дорога, которая сама по себе достопримечательность, стала для меня настоящим подарком. В каком-то смысле квинтэссенцией всего путешествия. Военно-Грузинская дорога не только связала между собой важные города, не только позволила увидеть самые разнообразные ландшафты, она ещё, в нашем случае, провела нас через несколько времён года. Жаркие, летние дни в Джавахетии сменила золотая осень Кахетии, а в это же время высоко в горах, в Казбеги, стояла холодная и туманная, поздняя осень. Для нас практически зима. Мне трудно теперь решить, где было красивее. Каждый участок пути стал ярким и неотъемлемым кусочком большого пазла под названием "Грузия". Регион Мцхета-Мтианети запомнился, как самый богатый на краски. Здесь осень была цветная, горы, сплошь покрытые лесами, достаточно пологие, а нашу прежнюю спутницу Мктвари (Куру) "сменила на посту" река Арагви — самая чистая и голубая из всех грузинских рек. Первой "изюминкой" на этом участке дороги стало Жинвальское водохранилище, расположенное вблизи населенного пункта Жинвали.Несмотря на своё утилитарное назначение, это искусственное озеро — одно из самых живописных мест Грузии.
Жинвальское водохранилище обеспечивает водой и электричеством грузинскую столицу. Оно появилось в 1985 году, когда при строительстве Жинвальской ГЭС, русло реки Арагви перекрыли 102-метровой плотиной. Вид а плотину с дорогиЧистейшая вода Арагви хлынула в долину и бирюзовым зеркалом застыла у подножия гор. От периодически меняющегося уровня воды на этих подножиях появились ровные контуры, словно кантики, прорисованные художником.
В моменты, когда уровень воды падает, обнажая эти контуры, пейзаж делается особенно выразительным. Говорят, Жинвальское водохранилище прекрасно в любое время года. Охотно верю, ведь мы проезжали его дважды и застали разные картины. В первый раз был солнечный, почти безоблачный октябрьский день, и над покрытыми разноцветным лесом горами разливалась небесная синева. Через несколько дней осень набрала холодной силы, нагнала облаков и развесила по горным склонам клочья тумана. Вышло не хуже. Другие краски и другое настроение, но не хуже! Современная трасса приподнята над водой, а внизу, вдоль берега водохранилища, до сих пор можно разглядеть остатки старинной Военно-Грузинской дороги — тот участок, которым пользовались еще со времен Российской империи.Издревле существовал единственный путь, пересекавший Главный Кавказский хребет, именно вдоль него в конце 18 века была проложена дорога, связавшая Владикавказ с Тбилиси.
Реконструкция дороги была проведена русским военным ведомством после того, как в 1783 году грузинский царь Ираклий II подписал с Россией Георгиевский Трактат о протекторате. Грузии, измученной набегами персов, потребовалась защита сильного соседа.Увы, мгновенно прийти на помощь Россия не могла, сначала требовалось создать хорошую транспортную артерию для прохода войск и обозов.
Автомобильный мост у посёлка АнануриСтроительство Военно-Грузинской дороги закончили только к 1799 году, а тем временем, в 1795 году, персидский шах в очередной раз напал на Грузию, уничтожая её православное население.
Разобщенные грузинские княжества не могли противостоять армии шаха. Однако, в народном эпосе сохранилось предание о подвиге 300 арагвинцев, храбрых воинов, которые вступили в неравный бой с многотысячным персидским войском. Монумент, построенный в их честь, стоит сейчас на берегу Жинвальского водохранилища.
Крепость Ананури служила оборонным форпостом на пути, ведущем в Дарьяльское ущелье. И это не просто крепость, а самый настоящий замок 16 века, памятник ранней феодальной эпохи.
из интернетаМесто очень туристическое, обозначенное практически во всех буклетах. Его не минует ни один путешественник, отправившийся в Грузию. Во-первых потому, что находится замок Ананури непосредственно возле дороги на Тбилиси. Во-вторых потому, что он прекрасно сохранился.
Кстати, первым документально зафиксированным российским туристом в этих местах стал А.С.Пушкин, посетивший Ананури в 1829 году.А вскоре вид на замок со стороны Военно-Грузинской дороги уже вдохновлял многих русских художников. Ананури рисовали Исаак Левитан, Василий Верещагин, писал Гавриил Кондратенко...
Хорошо нам, нынешним — щёлк-щёлк затвором, и пару десятков изображений замка с разных ракурсов — себе в копилку. Правда, в Третьяковки и Русские музеи эти наши "шедевры" уже не попадут