С 2018 года иностранным гражданам, прибывающим в Узбекистан, можно без заполнения декларации ввозить и вывозить наличную валюту на сумму, не превышающую эквивалента $2 тыс. Сумму свыше указанного предела, но не более $5 тыс., придется задекларировать. Прежде туристы были обязаны заявлять на таможне всю наличную валюту.
Опрошенные нами ведущие туроператоры считают новые правила еще одним фактором, облегчающим туристам путешествие по стране. «У нового правительства Узбекистана туризм в приоритете. Это подтверждает и введение на днях единой визы для иностранных граждан, и уменьшение визового сбора. Впрочем, россиянам виза не нужна», – пояснила генеральный директор компании «В мире фантазий» Марина Саушкина.
По ее словам, иностранных туристов в Узбекистан всегда приезжало много, но, прежде всего, европейцев. Сейчас же россияне их активно догоняют, больше туристов поехало из регионов. «Например, прямой рейс в Ташкент из Новосибирска авиакомпании «Сибирь» всегда полный набирается», – уточнила она. Бронируют направление фактически круглый год, с прошлой зимы активнее запрашивают новогодние каникулы. Много заказов поступает со стороны MICE-сегмента, в котором клиенты зачастую летают своими самолетами. По итогам года прирост в компании составил около 15%. Эксперт также отметила постепенное снижение стоимости регулярной перевозки.
О росте популярности MICE-туров говорили и в компании «Алеан». Корпорантов поехало больше, когда начались проблемы с Турцией и Египтом. «И тут все заметили, что Узбекистан – интересное направление для инсентива: и деловую часть есть, где провести, и отличная экскурсионная программа. Если исключить некоторое подорожание гостиниц в последние два года, все остальное предлагают по вполне демократичным ценам», – заверила коммерческий директор Оксана Булах. Но экскурсионные туры подрастают в объемах меньше, чем MICE. Долгое время местные принимающие компании работали только с индивидуалами, но сейчас все больше предлагают сборных туров. «С учетом еще и небольшого удешевления авиаперевозки, в этом году наши объемы выросли в два раза. Но в абсолютных цифрах турпоток в Узбекистан все еще остается незначительным», – сказала г-жа Булах.
Ведущий профильный специалист компании ICS Travel Елена Тапинская согласилась, что еще лет пять назад стоимость перелета в пиковые периоды – весну и осень – держалась на уровне 35-37 тыс. рублей: «Сейчас авиабилеты в среднем на 10 тысяч дешевле. У нас уже бронируют март». Активнее пошли с этого года MICE-заявки. Также эксперт отметила, что в Узбекистане за последние годы повысился уровень обслуживания – сервис в отелях, качество завтраков и т.д.
По мнению директора компании «Магазин путешествий» Ильи Кострикина, направление очень перспективное: «Мы серьезно стали заниматься Узбекистаном в этом году. Первым делом отправили в инфотур наших менеджеров». Оператор каждый месяц присоединяет к сборным группам от 10 до 40 клиентов. Уже неплохо бронируют весенние даты, в целом туристы все больше склонны выкупать туры заранее.
Г-жа Тапинская подтвердила, что «узбекский» турпоток состоит из нескольких десятков туристов в год. В тренде классические экскурсионные программы на 5-8 дней с прилетом в Ташкент и вылетом оттуда же. Это наиболее выгодный по стоимости вариант. Многие, не желая тратить время на переезды между городами, прилетают, к примеру, в Самарканд, а вылетают из Ташкента или наоборот. «Мы добавили программы в Нукус, ремесленные центры Ферганской долины – фабрику маргиланского шелка «Ёдгорлик», керамические мастерские Риштана. Туристы все чаще запрашивают не только экскурсии по историческим достопримечательностям, но и сафари на джипах в пустыне, ночевки в юртовом лагере, катание на верблюдах и т.д.», – рассказала Елена Тапинская.