Собака зарыта.
Дело было где-то в начале 21 века. Приехал к нам в гости (в командировку) на ВЦ РАН один профессор вместе с очень словоохотливым сотрудником. Слово за слово. И неожиданно друг профессора вспомнил свою молодость и работу студентом на археологических раскопках ещё во времена СССР в Средней Азии. Тут стало ясно, что это событие его волновало много лет. Из-за того, что там (на раскопках) происходило - накипело сильно по молодости и не остыло даже к 50 годам!
Раскопали они тогда какое-то кладбище. Много останков людей. Как молодому студенту ему выделили какой-то небольшой участок с краю, где он выкопал останки, но не человека, а собаки. Но данная находка не впечатлила руководителя этой экспедиции. Посчитал, что эта находка не имеет никакого отношения к кладбищу. Хотя собака находилась при входе к захоронениям, как бы охраняя умерших. Многим неизвестно, но по окончании раскопок всё самое ценное с точки зрения руководителя забирается с собой (как рассказывал друг профессора), место раскопок с расположением могил и прочего «ценного» зарисовывается для архива, а само место раскопок фактически уничтожается: все остальное - «неценное» - зарывается обратно в рабочем беспорядке. И если что забыли раскопать, а главное – зарисовать, то оно теряется для истории. Студент некоторое время пытался доказать руководителю, что его раскопанная собака представляет ценность, что это значит, что данное захоронение имеет все признаки римского или египетского захоронения, где собака обычно сторожила царство мёртвых. На что ему ответили: что по определению(!) в Средней Азии не может быть ничего римско-египетского, поэтому находка собаки - случайность, исследовать её останки не будут, и в зарисовке раскопок она не будет никаким образом представлена! Гуляй студент! Да, конечно, может быть, молодой студент был и не прав. Вы сами по этому поводу сделать свои выводы, хотя бы на основе примечаний, которые я сделал в конце статьи для любопытствующих. Но позиция наших археологов и историков поражает! Всё, что не укладывается в их понимание истории, в их устоявшиеся (но не обязательно правильные) определения ПОДЛЕЖИТ ПОЛНОМУ ИГНОРИРОВАНИЮ И УНИЧТОЖЕНИЮ! Так и живём. В Америке давно находят римские монеты и иные римские артефакты, которые не смогли вовремя уничтожить, но кто об этом знает? И почему после этой находки: «по определению(!) в Средней Азии не может быть ничего римско-египетского». И разве никто раньше не замечал, что Православные храмы Западной Руси и не только похожи на старые храмы Индокитая, как есть и ещё большие пересечения по иным культурным слоям [2.]. И снова слышим недовольный гул спецов: «Ничего, по определению, не должно быть славянского в Индии»?!
При Романовых уничтожались десятками скифские курганы, сбивались под корень барельефы и фрески старых православных храмов: традиции эти разрушительные имеют долгую историю.
Примечание для любопытных. Для египтян собака - священное животное, так как связано со звездой Сириус, с этой звездой египтяне связывали происхождение своей цивилизации. Кроме того, появление Сириуса на небосклоне предшествовало ежегодному разливу Нила. Тот факт, что собаки всегда и повсюду сопровождают человека и, согласно общим представлениям, вхожи в мир духов, позволил считать их хорошими проводниками и стражами в загробном мире. Они встречаются в этой роли и в древнеегипетской мифологии — как спутники Анубиса, обычно изображаемого с головой шакала или собаки. Овчарка в Египте — символ жреческого ремесла.
Греко-римская традиция. Харон, перевозчик в страну мертвых, часто изображается в виде собаки, как и многие боги и демоны подземного царства. Например, мифический древнегреческий Цербер, ужасающий трехглавый пес, исполняет роль стража у входа в ад. Трехглавые псы также сопровождали Гекату, богиню смерти, которая часто посещала могилы и перекрестки дорог и в честь которой древние греки приносили в жертву собак.
http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%9F%D1%91%D1%81
К наиболее древним символическим представлениям относятся: ассоциация собаки с загробным миром и божествами смерти: её роль психопомпа, проводника, охранника и защитника душ (в Древней Мексике и функция стража (перехода) на границе миров).
http://dogbook.ru/dogs/sobaka-mify-i-simvolika
У врат ада. Собака сторожит, воет на луну и часто охотится по ночам. Возможно поэтому во многих цивилизациях ее стали ассоциировать со смертью. Именно собака охраняет врата подземного царства, не дозволяя ни живым, ни мертвым переступать порог, разделяющий оба мира. Таковы Цербер, черное трехглавое чудовище в греческой мифологии, и Гарм из подземной пещеры Гнипахеллир - в скандинавской.
Проводник мертвых и их душ. Собака, являясь постоянным спутником человека при жизни, оставалась им и после его смерти, выполняя функции проводника в загробном мире. Наиболее известный из них — Анубис, древнеегипетское божество с головой собаки черной масти. Согласно мифам, он следил за бальзамированием тела, а затем отводил усопшего в зал суда, где взвешивал его сердце на специальных весах.
Аналогичный культ мы находим и у древних жителей Мексики. Ксолтль, так звали бога Смерти с головой собаки и шерстью льва, сопровождал Солнце в путешествиях по подземному царству. Желтые, цвета дневного светила, собаки приносились ацтеками в жертву во время погребальных обрядов. Попадали под нож жрецов и собаки умершего хозяина. Считалось, что животные указывают ему путь к пограничным вратам. В Гватемале и в наши дни на могилах устанавливают фигурки собак.
Схожую, но более приятную миссию выполняли собаки на Востоке: они сопровождали новопреставленных в небесное обиталище светлых духов.
Приложение 2.http://xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai/drevnerimskaya-statuya-v-amerike/
В конце 1933 года археолог Хосе Гарсиа Пайон проводил раскопки в древнем индейском поселении Калиштлахуака в Мексике. В одном из исследуемых зданий под тремя нетронутыми слоями глинобитных полов он обнаружил несколько погребений, относящихся к ацтекскому времени, с богатыми находками — украшения из горного хрусталя и раковин, глиняные расписные чаши и кувшины, фигурка оцелота, золотые пластины, наконечники копий из обсидиана и кремня и многое другое.
Однако внимание археолога привлекла не эта роскошь, а один странный предмет — на него из угла гробницы смотрело какое-то бородатое существо в шутовской конической шапочке. Глаза существа были широко раскрыты. Это была голова терракотовой статуэтки сравнительно небольших размеров — в диаметре всего около 3 см. Облик статуэтки сильно отличался от других древних индейских скульптур. По словам Гарсиа Пайон, голова хранилась у него, и он пару раз показывал ее знакомым. Европейские ученые случайно узнали о находке лишь в 1959 году. Именно с их помощью удалось установить, что статуэтка из индейского поселения относится к типу римских статуэток 2 века до нашей эры. Но каким образом в ацтекском погребении оказался столь ранний предмет?
Есть и ещё находки античности. Например, обломок позднеримской статуи из области Уастека, голова эллинистической статуэтки из Керетаро, римская фигурка из Северной области Мексики, которая сейчас хранится в музее Чикаго.
На восточном побережье Венесуэлы относительно недавно случайно нашли клад римских монет 4 в. н. э. Медные, серебряные и золотые монеты находились в глиняном кувшине, который был глубоко зарыт на песчаном берегу океана.
Источники:
1. http://xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai/drevnerimskaya-statuya-v-amerike/
2. http://new.chronologia.org/volume13/batarin_tay_lanna.php, http://new.chronologia.org/volume13/batarin_birma.php, http://new.chronologia.org/volume13/batarin_autthaja.php.