В
Грузии пока не так много объектов ЮНЕСКО, и, следовательно, посетить Гелати нужно обязательно. Но, с другой стороны, это святое место, а когда таковых в поездке становится слишком много, мне невольно начинает казаться, что тур превращается в паломнический, что совсем не моё. Каждый раз уговариваю сама себя отнестись, как к музею или просто важному туристическому объекту, который нельзя пропускать, но все чаще признаю в душе, что от культовых сооружений основательно подустала.
Тем не менее случаются приятные исключения, когда, оказавшись в определённом месте, неожиданно ясно чувствуешь его энергетику. Вдруг накатывает даже не умиротворение, а некая зачарованность, сродни лёгкого гипноза. От покоя ли, от окружающей ли красоты, не знаю, как и выразить словами.
Происходит подобное очень редко, но я помню это чувство в греческих
Метеорах, потом в ирландском
Глендалохе.
Чуть в меньшей степени "гипноз" присутствовал в Бигорском монастыре, спрятанном в горах национального парка
Маврово. И вот теперь к этим феноменам добавился ещё один — Гелатский монастырь в Закавказье, близ Кутаиси.
Сначала я полагала, что всё дело в чистом воздухе, живописности пейзажей, и в том, что созданные людьми святыни находятся в удивительной гармонии с природой. Но вот сравнив информационные, так сказать, данные, заметила кое-что ещё. Все эти места связаны с неким рубежом — началом определенного религиозного течения.
Так, монастыри на вершинах скал в Метеорах были возведены в 10 веке, и в них воплотилась мечта монахов-отшельников о создании собственной страны или хотя бы независимой республики.
Первый монастырь в ледниковой долине Глендалох основан в 6-м веке св. Кевином. Здесь зародилось христианство
Ирландии, и символ ему — кельтский крест.
Бигорский монастырь в Маврово был основан в 1020 году на том месте, где по-преданию, монах Иоанн выловил из реки Радик чудотворную икону Иоанна Крестителя. Это своего рода оплот неканонической Македонской православной церкви.
Глендалох, Метеоры, Маврово
Вот и монастырский комплекс Гелати был основан царём Давидом IV Строителем в 1106 году. Это случилось не на самой заре грузинского христианства, а несколькими веками позднее, но не будем забывать, что именно царь Давид IV объединил Грузию, и монастырь этот стал первым центром церковной и культурной жизни для новой единой страны. Особый символ здесь тоже есть — крест святой Нино.
И неуловимая, неповторимая атмосфера, то, что я называла выше "энергетикой места", в Гелати, точно, присутствует. Кроме того, здесь много интересных деталей, то и дело заставляющих задуматься. Однако, не буду навязывать своих рассуждений, в конце концов вопрос понравилось-не понравилось каждый решает согласно собственному восприятию.
Для кого-то, возможно, достаточно факта, что в 1994 году Гелатский комплекс вошёл в списки Всемирного наследия. Причём, вошёл вкупе с храмом Баграта, расположенным в Кутаиси, то есть в пяти километрах от Гелати.
Пару слов о храме Баграта. В настоящем своём виде ни на какой объект ЮНЕСКО он, конечно, не тянет, хотя выглядит как раз замечательно. Подъезжая к Кутаиси, я сразу отметила, как хорошо вписывается некая новая церковь в панораму города, мостов и реки Риони.
Позже, прогуливаясь по левобережью, я снова обратила внимание на то, как хорошо видна эта церковь отовсюду. Буквально царит над городом.
И лишь на следующий день до меня, тетехи, дошло, что никакая это не "новая церковь", а знаменитый храм Баграта. Прекрасный в своей современности, как результат беспощадной реставрации.
С монастырским комплексом Гелати все не так плачевно. Реставрация здесь тоже проводится, но уже без спешки. Даже слишком затяжная, но зато бережная.
Построенный в начале 12 века царем Давидом, Гелати не раз подвергался нападениям, а в 14 веке и вовсе был почти полностью разрушен монголами. Так что до наших дней не дошло бы ничего, если бы не царь Имерети Соломон I, который в 18 веке восстановил весь храмовый комплекс.
вид на монастырь с дороги
На территории Гелати находится главный монастырский храм (кафоликон) 12 века, а также две церкви — святого Николая и святого Георгия. Кроме того здесь есть колокольня, трапезная и здание Академии. Весь комплекс обнесён стеной, но вход свободный.
Главным богатством Гелати считаются настенные росписи, которые сохранились с 16-18 века, но есть и более старинные. Мозаику, изображающую Богоматерь с Младенцем между двумя Архангелами, относят к 12 столетию.
Более древние или менее, все эти фрески и мозаики довольно-таки отличаются от тех росписей, в основном византийского периода, какие мы привыкли видеть в православных храмах Европы.
Фрески изображают не столько святых и великомучеников, сколько патриархов, царей и даже их родственников. Размеры их впечатляющи, а одежды и черты лица весьма самобытны.
Прямо напротив входа в Храм Георгия Победоносца находится храм Святого Николая, возведённый в Гелати около 1200 года, уже при царице Тамаре. Храм этот несколько необычный в плане архитектуры. Он приподнят над землёй, и нижняя часть представляет собой просто арочное пространство, а наверх ведёт наружная каменная лестница.
Когда-то это здание было ещё интереснее — на уровне второго этажа шла деревянная галерея. Наверх я, разумеется, не преминула забраться, и с удовольствием констатировала, что именно отсюда весь комплекс и каждое отдельно взятое строение смотрятся наиболее выгодно.
Академия, вплотную примыкающая к храму Святого Николая, тоже была основана при царе Давиде. В 1104 году царь Давид Строитель захватил Кахетинское царство, а уже в 1106 году в горах над столичным градом Кутаиси началось строительство собора и академии. Это как ничто иное хорошо обозначает устремления и приоритеты — вера и знания, как символ грузинского Золотого века.
Внутри здания Академии пусто. Просто огромный вытянутый зал с необычно большими для средневековых сооружений окнами. Наверно, это была сверхсовременная на тот момент цитадель науки, но для нашего глаза, привычного к освещению лампами дневного света, там, конечно, сумрачно. Даже в полдень.
Зато какие виды из этих окон на окружающие монастырь горы и лес! Острый глаз различит вдалеке даже крыши домов на окраине Кутаиси.
Как я уже упомянула, изначально весь комплекс Гелати был обнесён стеной. В ней, естественно, имелись ворота. Теперь эти ворота закрыты для прохода и представляют собой ещё один весьма примечательный объект, знаменитый не меньше, чем любой из храмов.
Дело в том, что под аркой этих ворот похоронен царь Давид Строитель, умерший в 1125 году.
Со стороны царя это был акт смирения и самоуничижения: он завещал, чтобы любой из входящих в монастырь, даже последний нищий, наступал, то есть фактически попирал ногами могильную плиту.
Видно, за прошедшие века душа царя исполнила обет смирения стократ, поскольку ныне ни один человек не смеет наступать на древнее надгробие, а ворота над ним играют теперь роль мавзолея.
Над могилой — самое растиражированное и притом единственное изображение царя Давида Строителя. Это копия с фрески храма в Гелати.
На внешней части ворот болтается грубая, насквозь проржавевшая створка, которую я не догадалась сфотографировать. А оказалось, она не простая! В 1139 году сын царя Давида — Деметре I, вывез из города Гянджа (Азербайджан) дорогие железные ворота, украшенные арабскими надписями. Трофей свой Деметре I установил над могилой отца.
Увы, время беспощадно. Одна створка бесследно исчезла, другая дошла до наших дней, но в виде далеко не парадном. А вот монастырскому комплексу повезло больше. На сегодняшний день это один один из немногих древних архитектурных ансамблей Грузии, сохранивший не только самобытность, но и всю историю о своем основателе и строителях.