Усадьба Бельведер в парковой зоне Вены считается жемчужиной «венского барокко», лучшей среди венских дворцов. Дворец такого уровня был первым в Вене и появился раньше Шенбрунна. До верхней части Бельведера доехать -Wien Quartier Belvedere. Сейчас является Государственным музеем, во дворцах находятся знаменитые коллекции собраний искусства. Вход в парк Бельведер бесплатный, оплачивается только посещение самих дворцов.
Вход со стороны Rennweg.
Парадные ажурные металлические ворота перед дворцом Schloss Belvedere были установлены впервые в 1850 году.Вверху статуи львов, что держат золотые щиты с изображением герба семьи принца - Savoyen Carignan. Боковые дополнительные входы ворот украшены амурчиками, у которых в руках позолоченная цепь ордена Золотого Руна, одна из самых древних и почётных наград Европы. При жизни Евгения Савойского тут стояли деревянные ворота.
До поездки, читая про Бельведер, представлялся большой комплекс с обширным парком, то есть место, где можно полдня провести. Так как были вечером и дворцы уже были закрыты для посещения, оставалось любоваться ими снаружи и самим парком. Парк небольшой, его можно быстро пройти, да и жара не способствовала неспешной прогулке. Пришлось промчаться по открытой солнцу территории очень быстро. Деревья есть только по периметру под забором и не сильно защищают. Народ бегал из-под них фотографировать очередной фонтан и назад в спасительную тень возвращались.
Бельведер это не только дворцы, его исторический комплекс включает в себя помимо двух дворцовых зданий, еще и оранжерею, фонтаны, барочные скульптуры и конюшни. От Верхнего до Нижнего дворца расстояние около 1 км, между ними альпийский сад.
Строителем и первым хозяином дворца был знаменитый австрийский принц Евгений Савойский - Eugen von Savoyen, которых хотел удивлять гостей, что ему удалось. «Барокко» стиль, в котором строилась усадьба, и переводится с итальянского как «причудливый», «странный». После разгрома турков у Савойского появились значительные средства. В 1697 году он купил обширный участок земли на окраине Вены к югу от главной дороги в Венгрию – Реннвег (Rennweg, сейчас это просто венская улица) и в 1712 году начал строительство летней резиденции. Сначала строился дворец-замок в Нижним Бельведером, который назывался тогда Люстшлосс, т.е. «Замок для веселья». Рядом с одноэтажным замком было разбито два сада – один по оси главного фасада, другой – приватный, рядом с Оранжереей. Кроме оранжереи, большое внимание уделялось личной конюшне принца, где всегда были готовы к выезду 12 лучших скакунов. Замысел создания Бельведера изменялся, и приходилось постоянно докупать соседние земли, благо они были свободны. В 1708-18 годах территория Бельведера была трижды существенно расширена и приобрела современный вид. Уже в 1719 году вчерне было закончено строительство Верхнего Бельведера, тогда называемого Гартенпалас (Садовый дворец).
После окончания строительства в Нижнем дворце, «маленький капуцин» – так прозвали своего фельдмаршала Евгения Савойского венцы, прожил в нем до конца своих дней. «Что нужно для счастливой старости - свой дом, сытный стол», все это было к услугам принца Савойского. Лучшее жилье, какое можно придумать – белоснежные, изящные дворцы, парк-загляденье и все гармонично сливалось с пейзажем, воспринималось частью окружающей природы, хотя были творением рук человеческих. Гости в экипажах въезжали в усадьбу прямо в центральный вестибюль с фигурами атлантов.
И дальше шли или в парадные залы, или в великолепный парк. Принц Савойский был страстным садовником-любителем и со всего света привозил в свой сад экзотические цветы и растения, а также птиц. Есть легенда, что одного орла ежедневно кормил со своей руки.
От Савойского не осталось ни одного личного письма, его корреспонденция касалась исключительно дипломатии и политики. Евгений никогда не был женат, хотя вряд ли женщины вначале обходили его вниманием, как отпрыска королевских кровей. Он считался четвертым, внебрачным сыном короля Людовик VI. Но Людовик не захотел дать ему подобающий статус и пост, обиженный принц, не имевший родственных отношений с семьей Габсбургов, переметнулся в Австрию, и даже воевал против Франции. Савойя - северная часть Италии, где правящий Савойский дом, собственно, и объединил страну в 19 веке и правил до 1947 г. С молодости его готовили к церковной карьере, но он сам в зрелости выбрал военное поприще, где нимало преуспел. Так как ему стала закрыта церковная стезя, из-за отношений с пажами «по-флорентийски», которым он выучился в Париже. Военную карьеру он начал поздно для того века. Дворян приписывали к полкам в 10-12 лет, к 18 годам уже большой военный стаж бывал за плечами. А он в 29 лет стал фельдмаршалом. Даже для века стремительных карьер это было невероятным достижением. На счету полководца Савойского 24 битвы, семь из которых повлияли на ход мировой истории. Савойскому удалось отбросить турок далеко от границ Австрии, вынудить их после битвы при Зенте заключить Карловицкий мир. В 1717 году австрийская армия под предводительством Савойского заняла Белград. Говорят, на войне принц любил пошутить. Его своеобразное чувство юмора отражено в документах о битве при Филиппсбурге в Германии. Где он хотел повернуть Рейн вспять, чтобы затопить лагерь противника. Позже одумался, сказал, что это он пошутил. Так же Савойский прославился огромной библиотекой, что осталась после него. Однако, при его жизни ни один том не был раскрыт. В то время надо было разрезать страницы для чтения, страницы оказались нетронутыми. При жизни полководца о нем сложили песню, популярную в Австрийской империи, посвященной победе над турками в 1717 г. – «Prinz Eugenius, der edle Ritter…». «Принц Евгений, благородный рыцарь…, как лев фехтуют, и как фельдмаршал».
Перед архитектором была поставлена задача отразить в комплексе величие страны и воинскую славу полководца Савойского. Поэтому так много скульптур военной тематики на территории.
Верхний Бельведер расположен на вершине холма, доминируя над всей окружающей местностью. Он задумывался, как парадный, поэтому украшен более пышно, чем Нижний дворец. Его окна обрамляют кариатиды и резные колонны, а по краям были укрытые куполами беседки, фасад из бледного камня гармонировал с медью крыши. Фасады значительного по размерам дворца украшены множеством скульптур, олицетворяющих победу над турецкой армией. Архитектор задумал и осуществил для зданий волнистую линию крыши, которая напоминала окружавшие тогда еще зеленые холмы вокруг. Крыша приобрела зеленый цвет, спустя несколько десятилетий из-за окисления меди.
Южный фасад дворца смотрит в огромный пруд, что летом радует глаз и освежает воздух. Пруд окаймлен невысокими цветочными клумбами и двумя симметричными аллеями, ведущими к дворцовым воротам. В прежние времена гондольеры катали по пруду играющих музыкантов и артистов, которые развлекали так публику на приемах. Зимой служил катком.
От подножия Верхнего дворца открывается замечательный вид на всю Вену, что и дало комплексу название бельведер, от итал.belvedere –«прекрасный вид». К счастью для потомков, почти все в усадьбе пережило века в неизменном виде. За исключением зверинца и сильно переделанной оранжереи. Верхний дворец и планировался использовать в представительских целях, в нем принимали послов, устраивались торжественные мероприятия и велись переговоры. Все парадные залы, предназначавшиеся для приема официальных посетителей, были расположены на втором этаже здания. Однако первоначальный оригинальный интерьер мало сохранился из-за войн XX века. Но бережно восстановлен усилиями современных мастеров.
Под дворцом сфинксы с туловищем льва и женской головой и грудью. Эти каменные стражи символизируют власть и силу, но в сочетании с человечностью.
Все постройки, территория выдержана в стиле барокко, признаком которого является обилие скульптур, как во дворе, так и на фасадах зданий. Стиль, пришедший в Европу из Италии, во многом рождался, как способ показать себя богатым и властным. Архитектор, строивший венский Бельведер, кстати, был по отцу немцем, по маме - итальянцем. Главное отличие садового Барокко от садового Ренессанса заключалось в создании собственной мифологии, собственных систем символов и аллегорий эстетического порядка. В венском Бельведере итальянский скульптор Джованни Станетти создал серию скульптур для Бельведера на тему восхождение богов из царства Аида на Олимп, дополнив баллюстрадами переделанные в 19 веке.
Разбивкой садом занимался знаменитый создатель парка в Версале Андре Ленотр (Le Nоtre), это он заложил сам парк Бельведера в 1700 году. Далее эстафету от мастера принял его единомышленник, известный садовник и фонтанных дел мастер Доминик Жирар (Dominique Girard), работавший с Ленотром еще в парках Версаля. Парк спускается с пологого холма, наверху которого стоит Верхний Бельведер. Симметричный французский парк из нескольких следующих друг за другом террас, занимает пространство длиной 1 км и объединяет дворцы. Жирар сформировал три открытые террасы с посыпанными мелким гравием прогулочными дорожками. С каждой такой террасы открывается великолепный вид на город и соседние парки и скверы, реализуя триединую барочную идею - «широту взгляда, приятный глазу вид и естественную перспективу».
Сад Бельведер, расположенный между двумя дворцами, был первым Альпийским садом в Европе, создан в 1803 году. И сегодня здесь растет более 4000 альпийских растений. Центральная ось мысленно соединяет два главных Мраморных зала обоих дворцов. Разбивка сада от оси четко симметричная, однако, отсутствует центральная аллея.
За стеной сада находится маленький регулярный парк с радиальными аллеями и павильоном с башенкой – Менажерией, где когда-то располагался мини-зоопарк. Известно, что в зверинце Бельведера кроме множества других животных, птиц, содержались львы и орлы, знаковые для Австро-Венгерской империи. Их любили изображать в своем творчестве и художники той эпохи.
Центральная ось, проходящая через весь сад, мысленно соединяет два главных Мраморных зала обоих дворцов. Разбивка сада от оси четко симметричная, однако, отсутствует центральная аллея.
Территория имеет три уровня, разделенных двумя большими каскадами. Есть несколько больших водных пространств, что перемежаются с небольшими. Сейчас, как и встарь, Верхний пруд и пруды соседнего Швейцарского парка питают фонтаны Бельведера. Верхняя терраса засажена только совсем низкими самшитовыми боскетами и бродери («вышивкой» из битой керамики и камня различного цвета).
Два каскада фонтанов создают ощущение естественного пьедестала верхнего дворца. Верхний каскад состоит из шести бассейнов и двух симметричных овальных фонтанов в окружении статуй и больших сфинксов. Многочисленные скульптурные группы изображают сражающихся героев, зверей и нереид. Статуи вдоль лестницы в средней части сада символизируют двенадцать месяцев. Восемь муз украшают нижний каскад с небольшим водопадом. Водопад украшен скульптурами на морские темы – здесь тритоны, морские нимфы и бог морей Нептун.
Большой, сложной изогнутой конфигурации бассейн перед Нижним Бельведером при определенном ракурсе отражает в себе Верхний дворец.
Сначала строился дворец-замок в Нижним Бельведером. И отгорожен от регулярного парка строем подстриженных деревьев, под стеной которых статуи в античном стиле. Они изображают богинь, нимф и других сказочных персонажей.
Нижний дворец служил летней резиденцией самого принца. И хорошо сохранились помещения с изящной Мраморной галереей, Спальня принца, Золотой кабинет и Гротескный зал. Кстати, одно время в Нижнем Бельведере жили и члены французской королевской семьи, бежавшие от французской революции. Летняя резиденция служила своему владельцу более десяти лет.
После смерти бездетного Евгения Савойского в 1736 году никто не жил здесь постоянно. Так как принц Евгений не оставил, не то что детей, не было даже завещания, имение досталось племяннице. Через 16 лет его наследница Анна-Виктория мало представлявшая ценность комплекса, продала его, можно сказать, по частям европейским монархам. Единственное, что удалось купить австрийскому дому, была библиотека фельдмаршала, что теперь составляет немалую часть государственного книжного собрания Хофбурга. После племянницы Бельведер через несколько рук, перешел в собственность Габсбургов, дворцы выкупила императрица Мария-Терезия. Императрица перенесла сюда значительную часть коллекции живописи и искусства из Хофбурга. Вдохновившись идеей просвещенного абсолютизма, она хотела выставить все богатства правящией династии на всеобщее обозрения. Но главное внимание уделяли она Шенбрунну и Бельведер при ней пришел в упадок. Правда, иногда здесь устраивались августейшие мероприятия, например, в Бельведере состоялось празднование помолвки принцессы Марии-Антуанетты с принцем, который стал французским королем Людовигом XV, австрийская принцесса - французской королевой. В начале 20 столетия дворцы Бельведера служил резиденцией эрцгерцогу Францу Фердинанду, смерть которого в Сараево в 1914 году стала поводом для начала первой мировой войны. После убийства наследника трона в 1914 году дворец снова опустел.
В таком чудесном парке трудно не перенестись мыслями в далекое-далеко, в сказку. Да только сказку-быль. Позвольте кратенько историю о принце рожденного для подвигов и славы и его Золушке - графине Софии Хотек. Родовитая, но небогатая, она, по мнению большинства, не совсем подходящий вариант для будущего правителя великой империи. Мачеха Франца Фердинанда, эрцгерцогиня Мария Тереза, выступает в роли доброй феи, поддерживая их роман перед лицом Габсбургов; Мачеха Софии, воинственно настроенная эрцгерцогиня Изабелла воплощала в себе злую мачеху, хотела, чтобы эрцгерцог женился на ее дочери. Ее побаивался даже собственный муж Фридрих. Считал ее «непредсказуемой» и при каждой возможности сбегал от ее вулканического характера на полковые ученияJ. Но как в доброй сказке все заканчивается свадьбой и счастьем.
Как было на самом деле? «И Шехерезада продолжила дозволенные речи…». Фердинанду было всего семь лет, когда умерла его мать. Возможно, из-за сиротства испортился его характер. Большинство современников описывали эрцгерцога, как жестокого человека, «с подозрительным, раздражительным и капризным характером», с «агрессивным и фанатичным клерикализмом». Шанс, что он когда-либо вступит на престол, был очень небольшим. Его кузен кронпринц Рудольф, единственный сын императора Франца Иосифа покончил с собой, перед этим застрелив свою любовницу баронессу Марию Вечера. Говорят, это был не просто акт отчаяния и депрессии, а план мести своему отцу. Все люди были в шоке, но вряд ли больше, чем Франц Фердинанд. Так как эта смерть выдвинула его в наследники престола. Ему было разрешено поселиться в великолепный дворец Бельведер. Однако, до сего времени, Франц Фердинанд демонстративно избегал брака. Эрцгерцога пугала не сама идея брака - «я должен иметь жену, которая была бы умной, красивой и доброй». Все претендентки казались ему глупыми малолетками, «мышками», как он из называл. И при огромном выборе, его сердце покорила обворожительная София Хотек. Скорее, элегантная, чем красивая, она была образованной, умной и жизнерадостной. Остается загадкой, когда именно Франц Фердинанд встретил Софию. Как полагается в сказке, говорят, что роман Франца Фердинанда и Софии расцвел на балу, где принц разглядел свою настоящую любовь. Легенда относит это событие к их танцу на балу 1894 г. в Праге. Неотразимый в своем военном мундире, Франц Фердинанд подошел к молодой и красивой Софии с приглашением на танец. «Она низко опустилась перед ним в реверансе, а поднимая глаза, встретилась с проницательным взглядом его красивых, бархатных глаз».
Все были поражены, когда суровый Фердинанд показал, что способен на настоящую любовь. Он присылал Софии фотографии дворца Бельведера в Вене с надписью - «это будет наш дом». Но Софии не хватало одной вещи, чтобы выйти замуж за Габсбурга — равного статуса. В 1899 г. эрцгерцог в очередной раз посетил дворец Тешенских, где «в золушках» у мачехи жила София. После отъезда Фердинанда, слуга передал забытые им часы мачехе Изабелле. Изабелла, думая, что может найти внутри часов изображение своей дочери, открыла их и обнаружила портрет Софии… Разъяренная Изабелла бросилась к императору Францу Иосифу с нападками на недопустимое поведение Франца Фердинанда –позорит ее дочь интрижкой с неподобающей статусу принца особой.
Запретный роман обсуждался по всей Вене; о нем шептались при дворе, студенты обсуждали его возможные последствия в прокуренных кафе, и казалось, что все очарованы этой мелодрамой. Вскоре появились сообщения и в европейских газетах. О любовной истории начали говорить по всему миру. Безусловно, эрцгерцог старался склонить общественное мнение на свою сторону. Рассказывали, что царь Николай II и кайзер Вильгельм II пытались выступить посредниками в этом противостоянии, хотя это представляется очень невероятным. Бомбардируемый сплетными, прямыми насмешками, угрозами, Фердинанд был неприклонен в своем твердом решении обрести счастье с Софией. Были призраки того, что еще один наследник Габсбургов может решиться на самоубийство из-за несчастного романа, что заставило в конце концов Франца Иосифа действовать. Условия императорского согласия на брак были жесткими: Фердинанд должен был отречься от претензий на трон от лица всех своих будущих детей. И он подписал документ. И после этого можно считать сказки выдумками? 1 июля 1900 года, в Северной Богемии, г.Райхштадт, состоялась свадьба. Никто из Габсбургов на ней не присутствовал, ни император, ни братья самого Фердинанда. Только «добрая фея» Мария Терезия с дочерьми благославила их брак.маленькая группка - это все, кто посмел приехать на свадьбу.
Оскорбление от остальных Габсбургов эрцгерцог никогда не простил им. И даже в появлением семьи, детей Фердинанда, не прекратились нападки на Софию. "Графиня Хотек никогда не будет носить корону, но колючки этого тернового венца испытает полностью". Как морганическая супруга она было почти полностью лишена привилегий, что были у жен Габсбургов. На придворных мероприятиях она должна была заходить последней, после всех особ по королевской крови, не имела права стоять на приемах рядом с мужем. Когда София сама устраивала небольшой прием, немедленно назначался на этот же вечер в императорском дворце обязательное мероприятие. Согласно этикету, это вынуждало гостей Софии отказываться от ее приглашения. Но в кругу своей семье у эрцгерцога были 15 лет счастья.
Император Франц Иосиф нанес посмертно Софии последнее оскорбление. Положил ей в гроб две белые перчатки, в знак того, что хоронят всего лишь придворную даму.
При Фердинанде жизнь в Бельведере забила ключом. Нижний дворец по-прежнему использовался как музей. Верхний дворец уже был императорской резиденцией. Пришлось сделать значительные перестройки, поскольку кроме парадных залов, хозяевам требовались спальни и служебные кабинеты. С появлением электрических люстр и батарей центрального отопления Дворец стал намного более светлым и теплым. В рабочем кабинете Фердинанда были два портрета Софии - в детстве с ее отцом, и уже взрослой девушкой. Однажды пару навестил сам император, и с тех пор стал называть Софию «дамой из Бельведера». После гибели родителей, их старший сын Макс -всего трое детей у пары было, уничтожил почти всю частную переписку родителей, и, к сожалению, ни эрцгерцог, ни графиня не вели постоянных дневников. Их роман был недолгим, но сказочным. На их белоснежном общем саркофаге надпись - «Объединившись в браке, они разделили одну судьбу». Потому осталась сказка о любви, которую каждый может додумывать.
Однако, вернемся на землю, оглянемся на дворцы. В 1918 году Бельведер перешел в собственность государства и целиком стал музеем. 25 марта 1941 года в главном зале Бельведера был подписан Венский протокол о присоединении Югославии к Берлинскому пакту 1940 года (Тройственный пакт). Сейчас в Нижнем дворце Музей эпохи барокко, с коллекцией искусства XVII- XVIII вв., а в Верхнем находится картинная галерея XIX-XX вв. В оранжерее сейчас так же выставочный зал. Даже конюшни Евгения Савойского тоже стали музеем, но тут уже выставлены образцы средневекового изобразительного искусства.
Нижняя часть парка формируется множеством «зеленых кабинетов» из липовых шпалер, средняя терраса украшена невысокими боскетами и партером с высокими цветниками.
Сбоку от Нижнего Бельведера есть небольшой приватный Камерный сад (был уже закрыт). От большого парка отделен высоким шпалерником и воротами с изящной решеткой. Его планировка отражает те же барочные принципы парка Бельведер. В центре расположен бассейн с фонтаном, вокруг цветочный партер с фигурными клумбами. Камерный сад изначально был предназначен только для хозяина дворца и его ближайших друзей.
В годы второй мировой войны дворцы и сад сильно пострадали, особенно верхняя часть комплекса. Население Вены вложило много труда и сил в восстановление. И как было и до войны, во дворцах стали проходить значимые для страны и Европы события. Так 25 марта 1941 года в главном зале Бельведера был подписан Венский протокол о присоединении Югославии к немецкому пакту 1940 года (Тройственный пакт). А в Верхнем дворце после завершения оккупации союзными войсками 15 мая 1955 году состоялось подписание Декларации независимости и с балкона дворца было объявлено о независимости Австрии. Договор положил конец 10-летней оккупации Австрии союзниками. Ансамбль Бельведера является признанным шедевром садово-парковой архитектуры эпохи барокко и включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Выходим с территории через ворота Нижнего Бельведера. За спиной остаются сказочные дворцы и сказочные предания о его обитателях. Покрывалом ночи туманится гладь прудов и фонтанов, которые хранят отражения лиц принцев и императоров, королев и зрцгерцогов. Вбирает в себя, стирает их лица Вечность, как Лета, но легенды о бурных перипетиях жизни остаются нам. Пусть историки разбираются с "историческим наследием", а мы и королей, и "Золушек" помним, благодаря легендам о Любви.