На Гоа мы побывали уже три раза, но каждую слякотную московскую осень вновь нестерпимо влекло в эти края. Очень хотелось окунуться в беззаботную негу гоанских будней. В ноябре — начале декабря цены на гоанские турпакеты волшебным образом падают и становятся дешевле авиабилета. В былые годы воспользоваться этим аттракционом неслыханной щедрости удавалось не часто — проблемы с отпусками. А в этот год прямо таки «повезло» — хозяева фирмы, где я батрачил верой и правдой 10 лет, решили, что слишком много юристов у них работает. И вышвырнули на улицу самого старого, т. е. меня. Так я стал безработным в третий раз за мою жизнь, что самое неприятное, всего за год до пенсии. Коль времени появилось воз и маленькая тележка, родился отчаянный и грандиозный супер-план: еду в одиночку по маршруту Москва — Доха — Сингапур — Куала-Лампур — Ланкави — Бангкок — Лаос — Корея -Монголия. Посмотрел погоду в ноябре—декабре, и сильно огорчился: от Сингапура до БКК дожди и пасмурно, а потом еще и жена настоятельно захотела составить мне кампанию. Ей очень хотелось на Гоа встретить НГ, отказать собственной супружнице не удалось, поэтому план кардинально изменил и сократил. От былого полета фантазии осталась Индия и Непал, с вариантом выезда в Лаос за 45 дней.
Оформить индийскую электронную e-visa доступно каждому, причем без визита в посольство, сидя дома за компом. Она двухкратная, но, были большие сомнения, ибо первый раз прилетали на Гоа, а второй раз в Дели. Кроме того, существует проблема регуляции в военном а/п Даболим. По местным правилам, улететь можно только той же а/к, что и прилетел. Если прилетел Россией, улетать надо ей же, комбинация рейсов Россия / Азур Эйр / Роял Флайт не допускается. Также должен совпасть статус рейса: прилетел регуляркой, улетай ей же, комбинация регулярка /чартер тоже не прокатит.
Еще одна насущная проблема: чистое белье — взять запас на 45 дней невозможно, особенно с учетом разницы в климате: вылетаем из зимы, попадаем на Гоа в тропическую жару, улетаем в Непал, а там горные холода. Вопрос решили комплексно — осенние куртки с Москвы, летняя одежда в чемодане, и надежда на стирку белья по маршруту. Некоторые туристы считают, что проще купить одежду в Индии, это, как будто недорого, но я люблю пользоваться своей одеждой + на закупки уходит много времени.
1) Итак, ГОА. Природа и погода все та же, правда, где-то в Керале бушевал тайфун, а у нас на море большие волны и ночью идут дождики. Курс рупии упал незначительно 1 $=63 — 64 рупии, т. е. рупия почти равна нашему деревянному рублю. Менять деньги а/п не стоит, могут обмануть с курсом. Но, есть и неприятные изменения — резко подорожали такси, за 10 км требуют 600–800 рупий, трансфер от а/п 1800–2000 рупий. Торговаться с таксерами почти бесполезно. Жили на Ашвеме, неплохое местечко — на пляже почти нет индусов, очень мало назойливых торговцев, но нет общественного транспорта, чтобы доехать до других пляжей или городков, транспортная недоступность напрягает. Цены в прибрежных кафе-шеках почти прежние: рис с креветками 200–250 рупий, креветки на гриле 600–800 рупий, пиво 110–150 рупий за бутылку, массаж 10 $/час. В среднем мы тратили 30–40 баксов на еду за двоих в день.
От скуки съездил самоходом в соседний штат посмотреть на заброшенный Реди Форт, не лучшее место для самтура. Ездили с женой на такси в Калангут-Кандолим-Багу. Это ужас-ужас-ужас — количество пьяных индусов на единицу морской площади зашкаливает. В Калангут и Багу белым лучше вообще не соваться.
2) До Бомбея около 500 км, на самолете дорого, на поезд билетов нет, отправились на слиппер-басе, совершенно не представляя, что это такое. Оказалось, что это экстремальное индийское изобретение — гибрид спального вагона и автобуса, разделенного на два этажа. Кроме мата в спальном отсеке ничего нет, поэтому нужно иметь с собой покрывало и, желательно, подушку. Бас прыгает на всех кочках, а паксы, которые пытаются спать, бьются головой об жесткий мат, часто выражаясь матом. Порой в слипперах гуляют холодные сквозняки, всегда надо иметь теплую одежду.
В Бомбее стандартная программа: Ворота Индии, помпезный отель Тадж Махал Пэлес, Вокзал Виктория, остров Элефанта, кафе Леопольд. Город произвел кошмарное впечатление своим катастрофическим контрастом потрясающей бедности, соседствующей с относительным достатком и богатством. Трущобы, грязь ужасные нищие и калеки, располагаются через дорогу от зажиточных кварталов, порой кажется, что попал в филиал Преисподней на земле. Ездили на такси, автобусы есть, но не зная города, пользоваться ими стремно. Проблемы с едой — найти приличные ресторанчики удалось только в районе вокзала Виктория и на Колабе. Выбирая жилье, лучше ориентироваться на район Колаба. Мы допустили роковую ошибку, взяв отель в мусульманском районе. Расплатиться кредиткой очень сложно, везде нужна наличка.
3) Из Бомбея напрямую летели в столицу Непала — Катманду, думал, что это далеко, оказалось, что всего два часа лета. В а/п сразу приобрели визовые марки по 25 $ на 15 дней пребывания и вперед, на покорение страны. Немного денег менял в а/п, курс мало отличается от города 1 $ = 101 непальская рупия. Сразу шокируют катастрофически плохие дороги и, как результат, клубы пыли везде и всюду. Народ ходит в масках и респираторах, у приезжих через неделю начинает першить горло. Днем очень тепло, а вот по вечерам очень холодно, в первое утро были даже заморозки, в декабре находиться здесь без теплой одежды нельзя. Разместились рядом с тусовочным центром города Тамель. Думал самостоятельно ехать в Покхару и Нагаркот, но в итоге взял у агента турпакет за 280 $ (машина, автобус, отели и экскурсионка), так показалось проще и удобнее.
В романтичный Нагаркот ведет экстремальная и абсолютно разбитая горная дорога. На въезде курортный сбор 375 рупий. Виды в горном селении очень живописные, но делать там абсолютно нечего, главное развлечения — прогулки по горным тропам и любование горными пейзажами. Ранним утром на рассвете можно увидеть потрясающе красивую панораму Гималаев во главе с Эверестом.
4) Из Катманду в Покхару идет рейсовый автобус. Заявлено, что 150 км он легко проедет за пять часов. Вранье! — надо все 8 часов, чтобы сначала преодолеть несколько км разбитой грунтовки на выезде из города, а потом бесконечно петлять по живописному ущелью вдоль русла реки. Покхара намного больше Нагаркота и слегка поинтереснее. Сити тур по городу и его окрестностям очень хорош, особенно экстремальные пещеры возбуждают. В центре города озеро Пхева, мы жили рядом, это считается круто. Лодочники предлагают встречу рассвета с просмотром панорамы заснеженных гор. Но надо быть осторожным — зимой по утрам часты туманы, и деньги (немалые, кстати) будут выброшены зря. Еще рекомендован подъем на вершину горы Сарангкот, но у нас на нее время не хватило. Для большинства путешественников Покхара — точка подскока перед длительными горными треками вокруг Аннапурны.
5) В Катманду пробыли три дня, и каждый день был насыщен экскурсиями по местным храмам, часть из которых находится в полуразрушенном состоянии после землетрясения 15г. От Тамеля до храмов неблизкие концы, да еще дороги в городе ужасны, посетить много точек за один день трудно. Обязательно надо увидеть огромную Белую ступу Боднахт, обезьяний храм Храм Сваямбунатх, площадь Дурбар, с жилищем живой богини-девочки — Кумари Човк. А в 10 км от города есть храм Буданилкантха Budhanilkantha, знаменитый огромной статуей Бога Вишну, лежащего в небольшом бассейне на ложе из змей. Туристов здесь мало, а вот верующих полно, очень аутентично. Обязательно заглянуть в Храм-крематорий Пашупатинатх — это аналог погребальных костров-гатов в индийском Варанаси. Ощущения, когда отпевают мертвецов и несут их на костер, просто ужасные, но хоть раз в жизни увидеть это надо… Очень интересна Площадь Дурбар в пригороде Патан с его прекрасным дворцом, внутрь которого пускают туристов. Посещая храмы, надо помнить, что цена для входа в каждую святыню (за редким исключением) единая — 1000 рупий. В Патане нам сказали, будто по купленному билету можно зайти в музейную зону два раза в течение недели. Взглянуть на Непала достаточно недели, но для горных треков это категорически мало.
Обратно поменять непальские рупии на доллары в а/п Катманду практически невозможно. В Индии непальские деньги меняют, но только крупные купюры от 1000 рупий (это почти 10 баксов). В а/п Катманду на вылете приличный бизнес-зал, рекомендую. На обратном вылете досмотр в а/п очень жесткий. Самая последняя линия досмотра уже у трапа, именно здесь и отбирают все жидкое и колющее. У меня банку холодного пива отобрали, очень огорчительно.
6) Улетели мы в город Амритсар с длинной стыковкой в Дели. На границе в Индией волновался: как сработает второй въезд по e-visa. Все прошло штатно, но очень долго не могли опознать отпечатки пальцев. Пытались из зала прилета перейти в зал вылета, но полиция пускает туда не ранее, чем за три часа до вылета. Скорее всего, можно было перейти в зал вылета по улице, но не сообразили. Опять летели на Jet Air, на все рейсы регистрируют в одной огромной очереди. По нашим билетам, купленным в Москве, само-регистрацию пройти не удалось. В Амритсар лететь всего ничего, но прилетели с задержкой. Курс обмена баксов в а/п просто грабительский — 58 вместо 63!
Гест забукали заранее неподалеку от Golden Temple — самое удобное расположение. Правда, надо учитывать, что в этот район не пускают такси и рикши, и вся еда здесь только вегетарианская. В главный храм сикхизма — Golden Temple и его сердце — Хармандир-Сахиб вход бесплатный! Почувствуйте разницу между индуистами, которые обдирают туристов, как липу, и скихами, которые не только не берут плату, но даже кормят всех страждущих в своих храмах! В комплексе есть бесплатная столовая Гуру-ка-Лангар (Guru-ka-Langar). Главное, уважать их веру и входить в храм только босиком и с покрытой головой, например, одеть оранжевый платочек. Существует и Серебряный храм (Durgiana Temple), похожий на Золотой, но в сотню раз менее раскрученный. Неподалеку от Золотого храма расположен Gurdwara Baba Atal с высокой башней, посетить его тоже стоит. По городу ходит экскурсионный автобус Hop on-hop off, относительно недорого, но почти без экскурсионки. На автобусе сложно ездить в узких и извилистых улочках, в часы пик в городе страшные пробки, мы передвигались на тук-туках — относительно быстро и бюджетно. Еще одно развлечение в Амритсаре must seen — шоу закрытия индо-пакистанской границы Wagah Border. Очень интересно и познавательно, выезд на границу с 13–30 до 15 часов, платить только за проезд (150–200 рупий), само шоу бесплатное. С сумками туда не пускают, а также нельзя проносить аккумуляторы и батареи.
Возвращались в столицу на самолете — всего 400 км, но как же муторно, долго и дорого. По прилету неприятный сюрприз: потеряли наш чемодан, полтора часов ругани, и багаж нашелся, но после задержки рейса и поисков багажа полдня потеряли. Переночевали в отеле, заказали срочную стирку и там же оставили чемодан.
7) Из Дели планировал классический Золотой треугольник через турбюро, но бюджетных туров нет. Есть групповые однодневные туры на автобусах отдельно в Агру, отдельно в Джайпур, увы, билеты раскуплены. Пришлось брать ж/д билеты у турагента на Мэйн базаре. Да, это чуть дороже, но не надо переть на вокзал, стоять в очереди, кроме того, агент говорит по-аглицки, и подбирает нужное время и цены.
Первым делом отправились в Джайпур, поезда в один и тот же город уходят с разных вокзалов, это надо помнить. Мы первый раз ехали в индийском ж/д слиппере и думали, что это аналог нашего плацкарта. По сути, это так, но, в реальности, это кошмар и ужас. Грязные вагоны, которые не моют никогда, что снаружи, что внутри. У двери в вагон наклеены списки пассажиров, не забудь найти свою фамилию. Решетки на окнах, батареи огромных вентиляторов на потолке, проводников нет, на твою полку может сесть любой безбилетник, не обращая внимания на тебя, и везде тотальная грязь — индусы невероятные грязнули. Поезда в Индии опаздывают всегда, поэтому опоздание в 1,5 часа — это норма.
В Джайпуре брали тук-тук, но будьте осторожны, водилы часто обманывают и сначала везут в свой магазин, а потом на точку. Нас пытались обмануть в наглую, уверяя, что все дворцы рано закрываются, хорошо, что я не повелся и мы успели повидать жемчужину города — дворец Хава Махал. На следующий день взяли тук-тук на весь день, из-за траффика многое не успели, но поездили знатно и интересно. Осмотрели стены и ворота Розового города, Хава Махал, забрались на Минарет-башню Саргар-Сули, полюбовались Джал Махал и на закуску Форт Нахагарх.
8) Вечером отправились в Агру на «электричке», она понравилась больше, там места сидячие и порядка больше, несмотря на толпы индусов. Белых в вагоне не было, потому все глазели на нас, а две студентки решились поболтать со мной. Поезд вновь опоздал, приехали в Агру поздно вечером. Отель забукали прямо рядом со входом в Тадж Махал, это очень круто и очень удобно. С утра был туман, наученные горьким опытом первого визита, мы сразу уехали на другой конец города — в Сикандру, смотреть гробницу Акбара. К обеду дымка рассеялась и мы с восхищением увидели Тадж Махал во всей красе, тот самый, с рекламных плакатов, потрясающее зрелище! Билеты по 1000 рупий, для индусов в 30 раз дешевле, но они стоят во всех очередях. А гас — белых обезьян, пускают везде без очереди, колоссальная экономия времени. Прибыли в Агру мы на один вокзал, а уезжали с другого. Железка в Индии это кошмарный ужас, но в этот раз ж/д побила все антирекорды — поезд сильно опоздал к посадке. В загаженном вагоне на наших местах сидел десяток чернокожих молодцов. По дороге поезд запоздал еще на час, итого 2,5 часа опоздания на дистанции 200 км! В Дели были поздно ночью, хорошо, что номер в отеле был на брони.
9) В Дели были огромные планы, но, как обычно в Индии, реализовать их полностью не получилось. Есть метро, но медленное — на карте точки рядом, а в реальности переезд долгий. Странная история — стоимость проезда зависит от расстояния, кроме того тотальный контроль на входе в метро, также, как и в а/п. Зато, из а/п до центра города Нью Дели сделали прямую ветку метро, всего за 60 рупий и 20 минут по оранжевой ветке доезжаешь до а/п Индиры Ганди. Кстати, снимать в метро нельзя, а я снимал….
Первым делом поехали в Кутб Минар, там стоит высокий минарет и древняя «нержавеющая» колонна. В реальности она ржавеет, но с нею много небылиц связано. Опять же, по опыту первой поездки, поехали не утром, а днем, когда туман спадет. Ехали на метро и тук-туке, и вновь развод — водила сначала тянет в свой магазин, потом на точку. В кассе дикие очереди, но для иностранцев отдельное окно, билеты по 500рупий и проход без очереди. Замечательное место, жаль времени было немного. Хотели в Красный Форт, но не успели…
Нас влек новодельный, но очень крутой Храм Акшардхам (Akshardham Temple), его сравнивают с Тадж Махалом, уверяя, что он лучше. Ехать до одноименной станции метро, далее пешком. Входной платы нет, но есть невероятные толпы индусов, попасть вечером в храм нереально. А именно вечером там самое интересное — потрясающее шоу фонтанов. Денег, драгоценностей и труда в храм вложено немеряно, общее впечатление — оглушающее восхищение. Однако, огрехи современный постройка сразу заметны, строили-то индийские джамшуты: золото местами облупилось, побелка потекла, панели треснули. Самое обидное, что снимать внутри категорически нельзя, фото, видео и даже телефоны отбирают прямо на входе!
10) И вновь ГОА. Невероятно долгий путь завершился, и мы улетели на Гоа. Вечером в а/п Даболим после схватки с алчными таксерами, до Арамболя вместо 2000 заплатили 1100 рупий, удачно найдя двух израильтян попутчиков. Ребята уехали на Гоа «косить» от израильской армии. Впереди был безмятежный отдых и встреча НГ в заранее забуканном отельчике на Арамболе. Но нас банально кинул хитрож.й хотельер-непалец. Поздно вечером он заявил, что сдал нашу комнату другим. Это было жестко, но кое-как разрулили ситуацию.
И вновь пляж, креветки, пиво, купание и ром. После бешеного ритма нашего сумасшедшего забега по Индии и Непалу первые три дня расслабления были крайне необходимы. Правда, Арамболь оказался совершенно не той тихой и сонной заводью, как это было в Ашвеме. В центре Арамболя всегда кипит жизнь — много туристов, на пляже много индусов, ресторанчики, магазинчики и даже турагентства. Мы разместились специально подальше от центра, но… кидалово с выбранным отелем принесло трудности. Мы сняли новое жилье, с отличным видом на озеро, а за озером были дискотеки, которые долбили музыкой по ушам едва ли не до утра. НГ на Арамболе встречают невероятно шумно — все шеки на пляже врубают дикую музыку, пытаясь переорать друг друга. За столиками сидит и напивается в хлам масса индусов, совсем пьяные валяются на песке. В 12 нуль-нуль начинается канонада салютов, мы же после салюта тихонько выпили рома на песке и пошли спать, а дискотеки на пляжах бесновались до утра.
11) На следующий год, числа 3 января, я вновь заскучал и захотел съездить в Хампи, причем самостоятельно. Однако, Индия решила этот вопрос за меня, подослав турагента с туром Хампи-Бадами на три дня за комфортную цену. Ехали опять на слипербасе, по второму разу он уже не так ужасен. Жили на том берегу реки, куда прибывают автобусы и находится Манки темпл. Но основные архитектурные памятники стоят на другом берегу реку, туда надо переправляться на катере.
Бадами не понравился — пещеры, аналогичные острову Элефанта в Бомбее. А вот поездка по Хампи — одно удовольствие, мы, разинув рот, ходили по храмам среди гигантских камней. На рассвете в манки темпл на шею нам прыгали обезьяны. На высоком каменном утесе провожали солнце, поездка удалась.
Еще в Хампи начали мониторить билеты в Москву, цены в январе оказались удручающие, но на 9 января выскочил дешевый бинго, пришлось сократить наш тур на пять дней и улетать досрочно.
Мы уехали, а Гоа остался… вернемся ли еще раз? Время покажет, но почему бы и нет?
Итак, небольшие итоги:
1. Индийскую е-визу легко получить самому не выходя из дома, и она реально работает на два въезда.
2. Стоимость трипа оказалась значительно выше расчетных параметров. Стоимость перелетов, питания и экскурсионки намного дороже, чем можно представить.
3. Встреча НГ на Гоа романтична, привлекательна, но, если хочешь настоящий Новый год по-русски, его надо отмечать в тех краях и странах, где есть снег.
4. Индусы в реальной жизни совершенно не те сентементальные и приятные милашки, что мы привыкли видеть в мелодрамах. Индусы на отдыхе любят выпить без меры, а в быту они абсолютные свинтусы. В общении индусы невероятные наглецы — понятие очереди для них не существует: практически любой индус лезет перед твоим носом в кассу, на посадку, в поезд, лифт…
5. Скорость передвижения по индийским дорогам 20–35 км /час. Именно эти параметры надо закладывать при планировании своих поездок по стране.
6. В слиппер басах ездить можно, только не забывать покрывало, теплую одежду и подушечку.
7. Стандартные ж/д слипер вагоны 3го класса просто ужасны, лучше бы их избегать вообще…
8. За 40 дней мы пролетели-проехали около 20 тысяч км, посетили 11 городов и сменили 11 отелей, совершили 7 перелетов. Едва ли не лучшее впечатление от Индии — Амритсар, но Хампи тоже очень неплохо.
9. Поездка готовилась впопыхах, получилась сумбурной и, во многом, неподготовленной. Зато, впечатлений хватит надолго.