Самарканда расположена действующая бумажная мастерская, где мастера-ремесленники вручную изготавливают знаменитую самаркандскую бумагу по старинным технологиям. На протяжении многих веков Самарканд славился своими ремесленниками, будто бы сама земля служила чудесной наковальней, на которой молотом Солнца выковывались золотые руки здешних мастеров. Будь то зодчие или гончары, мастера золотошвейного дела или кузнецы, самаркандские мастераимели большой авторитет во всем мире благодаря ответственному подходу к делу и качеству выпускаемой продукции. Исключением не стало и производство бумаги. Бесспорно, право изобретения бумаги принадлежит Китаю, но именно стараниями самаркандских мастеров распространение бумаги по всему древнему Востоку произошло очень быстро. Военные вторжения, коих Самарканд видел бесчисленное количество, несли в себе не только горе и разруху. Очень часто они становились одним из самых эффективных способов культурного и технологического обмена. И когда в 751 году китайские войска вторглись на территорию Средней Азии, родилась и начала свое победное шествие слава самаркандских бумагоделов. Конечно, китайцы не собирались делиться своими секретами, но благодаря правителю Самарканда Абу Муслиму, выигравшему сражение с чужеземцами, в плен было взято более двадцати тысяч китайцев. Среди пленных оказалось много представителей ремесленников, которым пришлось раскрыть свои секреты врагу. Так было положено начало изготовления писчей бумаги в Самарканде. Уже в IX веке производство писчей бумаги стало одним из важнейших направлений ремесленничества края. Причем самаркандские мастера не только продолжали производство бумаги, копируя технологии Китая, но и вносили множество изменений как в процесс производства, так и в компоненты сырья, постоянно совершенствуя качество продукции. Модернизация производственного процесса, а также разработки новых технологий позволили мастерам бумажного дела Самарканда получать разные сорта бумаги. Основными разработанными ими сортами стали: «Самарканд шойи когози» - светло-желтая, тончайшая и гладкая бумага; «Самарканд султон когози» - напоминающая «Самарканд шойи когози», но в отличие от нее имевшая белый цвет; «Нимканоп» - бумага коричневого цвета и «Мир-ибрагими» с водяными знаками, изображавшими кольцо. Просуществовав до середины XIX века, самаркандское бумагоделие обрело широкую популярность и в арабских странах, и в Европе. К писчей бумаге всегда предъявлялись высокие требования,основным из которых было удобство при письме и чтении, а также прочность. Самаркандская бумага полностью соответствовала всем этим требованиям. Обладающая уникальной гладкостью, бумага была очень удобна для письма, а хорошая плотность позволяла не впитывать много чернил, что было весьма важным показателем качества бумаги того времени. Более того, самаркандская бумага некоторых сортов была более удобной и для чтения, благодаря тому что коричневатый оттенок бумаги делал контраст с чернилами менее резким. Бумага изготавливалась из хлопка, шелка и коры тутового дерева. Именно кора тутового дерева и была основным секретом самаркандской бумаги и делала ее важной экспортной продукцией и достопримечательностью древнего Самарканда. Произрастающее практически по всей территории, тутовое дерево придавало бумаге шелковистость и светло-коричневый оттенок. К сожалению, бумажное производство Самарканда погибло так же, как и возникло - из-за войны. А точнее, из-за междоусобных войн между Бухарой и Самаркандом, повлекших ослабление региона с последующим вторжением джунгаров, которые принесли разруху. Многие секреты изготовления бумаги были в то время утеряны, но благодаря стараниям современных мастеров во второй половине XX века старинные технологии производства бумаги удалось полностью восстановить. В десяти километрах от центра современного Самарканда была открыта мастерская по производству бумаги, использующая те же технологии и сырье, что и тысячу лет назад. Благодаря мастерской, появилась возможность не только реставрировать старинные рукописи, используя идентичную бумагу, но и возможность постороннему человеку окунуться в сокровенные тайны сложного ремесла и наблюдать старинный процесс изготовления бумаги. Вот как это делали древние самаркандские мастера: С наступлением холодов мастер срезает тонкие прутья тутового дерева, снимает с них верхний слой коры и отделяет мягкий пористый слой камбия, который затем сушится и кипятится, образуя волокнистую массу. После измельчения деревянными палками, масса помещается в воду, процеживается и в виде листов высушивается на солнце. Затем мукракаш (лощильщик) перекладывает листы на мраморную плиту и тщательно шлифует их морской раковиной, добиваясь той гладкости и шелковистости, которая прославила самаркандских мастеров-бумагоделов.