В Джизакской области насчитываются в общей сложности 372 объекта культурного наследия, 42 из которых памятники старины и святые места паломничества. Нужно отметить, что многие из них ещё предстоит изучить с археологической и научной точки зрения. Одним из таких объектов является святыня «Хазрати Эшон халфа», расположенная в 120 километрах от г.Джизака, на территории кишлака Андагин, что в 45 километрах к северо-западу от посёлка Богдон - административного центра Фаришского района.
Существует несколько версий происхождения этимологии названия кишлака - Андагин. В частности, по мнению академика А.Мухаммаджонова, это слово свойственно древнему языку согдийцев, что в переводе означает «близко к воде»: «анди» - «близко», «гин» - «вода». Учёный утверждает, что данный топоним схож с такими названиями местностей, как Андигон, Андижон. Как показали проведённые на этой территории археологические раскопки, кишлак появился в IV-V веках нашей эры, о чём свидетельствуют развалины древней крепости и руины цитадели, предназначенные для защиты местных жителей от вражеского нашествия.
Исторический памятник «Хазрати Эшон халфа» находится в самом центре кишлака Андагин. Последнего почитаемого мудреца и признанного святым, жившего здесь, звали Жалолиддин ибн Абдукарим. Он учился в медресе в Бухаре, занимался исследованиями не только в области религии, но и мирских наук. Согласно преданиям, Жалолиддин жил довольно скромно: в его хижине кроме книг и одеяла с подушкой ничего не было. Несмотря на это, он внёс огромный вклад в распространение учения Бахоуддина Накшбанди - основателя религиозно-философского ордена Накшбандия, стремившегося интегрировать идеализм с материализмом. Изречение Накшбанди «Дил ба ёру, даст ба кор», в переводе на русский язык означает «Душе - Бог, рукам - труд» - явное тому подтверждение.
Именно поэтому последователи ордена Накшбандия совмещали религию с аскетизмом, физический и умственный труд с работой души. Так поступал и Жалолиддин ибн Абдукарим. Рассказывают, однажды его хижину посетили два человека - мюрид (ученик, последователь) Жалолиддина, живший в казахских степях, и самый богатый человек из его племени. Когда гости оказались у хижины мудреца, Жалолиддин вышел к ним навстречу с кувшином воды, чтобы они смогли освежиться после дальней дороги.
Затем он пригласил их в дом и завёл мирную беседу. Через некоторое время богач спросил у своего спутника: «А где же твой учитель, почему он не приходит?». Мюрид ответил, что человек, который оказал столь тёплый приём, и есть Жалолиддин ибн Абдукарим, которого все называют не иначе, как Хазрати Эшон халфа. Бай не поверил, поскольку манеры сидящего напротив человека были похожи на манеры слуги. Вскоре у богатого гостя заболел живот, и он оказался в неловком положении. Бай понял случившееся по-своему, подумав: «Я поступил невежливо, и Аллах покарал меня за это». Он посмотрел на Жалолиддина и попросил у него прощения. Мудрец улыбнулся и дотронулся своим посохом до живота гостя. В тот же миг баю стало легче.
После смерти Жалолиддина ибн Абдукарима к его могиле стали приходить паломники. Со временем здесь появилась ещё одна могила с прахом женщины. Предание гласит, что женщина с грудным ребёнком пыталась бегством спастись от напавших на их село. И когда она добежала до могилы Жалолиддина, то обратилась с мольбой к Всевышнему о спасении. Тут земля под ногами женщины разверзлась, и она вместе с ребёнком упала в образовавшуюся трещину. Таким образом, рядом с могилой святого Эшона появилась ещё одна, которую люди называют могилой «Хазрати Биби Рушнои». Позже, в XIX веке, на обеих могилах были установлены надгробия, возведены трёхкомнатная молельня, небольшой водоём с форелью у невероятно чистого и целебного родника, бьющего на территории святыни, занимающей сегодня 0,5 гектара.
В последний раз святыня «Хазрати Эшон халфа» была отреставрирована в 60-х годах прошлого века за счёт средств местных жителей, и пришло время вновь подумать о реставрации этого исторического памятника, который мы должны передать грядущему поколению в целости и сохранности.