Жители Узбекистана гордятся не только богатой историей края, но и по праву её красотами. Щедрая природа наделила особой красотой расположенное на территории Джизакской области урочище, именуемое «Саъд ибн Абу Ваккос».
Благодаря природе и архитектурной мысли людей, построивших здесь мечеть и другие объекты, создавших рукотворное чудо – святыню, практически ежедневно посещают сотни паломников и гостей со многих областей Узбекистана и соседних республик. Здание мечети воздвигли джизакские мастера – Усто Комил, Усто Кобил, Усто Зухур, Усто Мирзиё, жившие в XIX веке. А её узоры и орнаменты выполнили из ганча самые именитые мастера того времени – Усто Мирзо Зоид и Усто Бобожон. Территория святыни составляет 14,2 гектара. Она окаймлена природным родником и небольшим озером, где плещутся так называемые «святые рыбы», которые, кстати, внесены в Красную книгу Республики Узбекистан.
Историки утверждают, что Саъд ибн Абу Вакос был исторической личностью, отпрыском одного из самых почитаемых людей Мекки времен пророка Мухаммада. Саъд довольно рано принял Ислам, а возмужав, вступил в ряды войска Мухаммада и за короткий срок проявил себя, как талантливый полководец. В 16-м году по восточному календарю тогдашний халиф Умар ибн Хаттоб назначает его главнокомандующим войск Ислама в походе на Иран и Маверауннахр. В одном из боев близ нынешнего кишлака Авлиё он получает ранение – меч противника отсёк его мизинец. Именно в том месте, где пролилась кровь полководца, впоследствии была воздвигнута молебня – составная внутренняя часть мечети. Мизинец Саъд ибн Абу Ваккоса был погребён на кладбище, расположенном в северной части кишлака. На территории кладбища также была построена небольшая молебня, такая же, как была воздвигнута вблизи природного озера, довольно удачно вписавшегося в архитектурный ансамбль святыни, названная в честь человека, столь многое сделавшего ради распространения и процветания религии Ислама.
Ранение не повлияло на здоровье Саъд ибн Абу Ваккоса. Возвратившись в Аравию, он прожил долгую жизнь состоятельного человека. Однако перед самой смертью он попросил принести ему старый чекмень – кафтан, сотканный из шерсти, и завещал, чтобы его похоронили не в саване, а именно обернув в этот кафтан, объяснив это следующим образом: «Он был на мне, когда войска Ислама сражались в Бадре против неверных. Я хочу предстать перед Всевышним именно в этом чекмене…».