Почему «Z»? В город чаще приезжают ради парка «Софиевка». И забивая в гугле «город Умань», всевозможные материалы в интернете начинаются с парка. Но есть же сам город и он имеет древнюю историю, свой исторический облик, красивые городские улицы и парки. История города писалась представителями разных народов, что сделало город «вавилоном» нескольких культур.
Название города произошло от племени половцев (куманов), их страны Кумании и, возможно, могла возникнуть в результате таких трансформаций: Кумания — Кумань — Гумань — Умань. Так же здесь жили и племена уличи. В «Слове о полке Игореве» говорится как Игорь вел войны с уличами. «По долгой войне укрощено их; город Пересечен – главный для уличей; взято по трехлетней осаде».. После разгрома казацким войском во главе с Богданом Хмельницким польского войска под Желтыми Водами и Корсунем в 1649 году здесь создали большой казацкий полк и построили крепость. В 1674 году город захватили и до основания разрушили турецко-татарские войска. С 1726 г. город принадлежал семье Потоцких. Во времена магната Станислава Щенсний- Потоцкого город развивается, строятся новые здания, дворцы, храмы. Уманщина давала магнату основную часть доходов, известно, что в 1792 году они составили более трёх миллионов злотых. Почти половину денежных поступлений обеспечивала торговля спиртным, затем - поступления от сбора оброков, продажа продукции магнатских латифундий, в том числе фуражирские поставки русской армии, экспортная торговля через черноморские порты. Питейный промысел был поставлен на поток - для большей его эффективности Потоцкий ввёл специальное административное объединение 9 – 13 сёл в так называемые «схеды», которые централизованно обеспечивались водкой, вишнёвкой, пивом с последующим их распределением по сельским «корчмам». В Умани находились самые крупные винокурня и пивоварня (так, в октябре 1790 года продажа пива в личной уманской корчме Потоцкого дала более трёх тысяч злотых прибыли). Самым известным из новшеств Потоцкого становится парк Софиевка. При этом население оказалось под гнетом польского панства, которые подавляли раз за разом народные восстания. Самое кровопролитное во время Колиивщины - «уманская резня». Основной резиденцией Потоцких был Тульчин, кроме того они много времени проводили за рубежом. В 19 веке Умань и окрестности перешли сначала в подчинение Киевской казенной палаты, а затем к руководству военных поселений.
Лично для меня еще «Z» потому что, нигде не встречалась в путешествиях с такими трудностями, как выехать из города. Отдельных рейсов междугородних больших автобусов «Умань-Киев» не существует, их отменили. Теперь город пользуется только проходящими автобусами и частными маршрутками. Сам автовокзал существует, но без справочной. В кассу очередь, когда есть автобус на посадку. Поэтому пояснения давали тети в камере хранения и в книжном киоске, когда я удивилась отсутствию в расписании вообще рейсов на Киев, только из Киева. Разговор был, как на базаре - «а вам на какое время надо?». «Между этим часами, возможно, будут проходящие такие-то. Возможно, в них будут свободные места и вы уедете. Возможно, касса откроется и будет продавать билеты, только если автобус приедет и будут места». Моему удивлению не было предела. Стала судорожно выпытывать другие способы отступления из города. В голове металась испуганная мысль - надо сразу уезжать назад, пока стоит маршрутка, что меня сюда привезла. Потому что «назад может и не быть дороги». Первое что выяснила – из города после 19:00 выезда нет. Нет и всё. Есть проходящие автобусы ночью (помним, если заедет и будут места). Все маршрутки прекращают ездить после 19. И нельзя дотягивать до «часа Х» - может не быть свободных мест. Маршрутки до Киева бывают двух видов: «от автостанции» и «от Вечного огня». Первые довозят до автостанции г.Киева, вторые до жд вокзала Киева. Как я искала маршрутку, в конце повествования. Сильно подпортили впечатления, мысли – как же выбраться из города?- моим маршрутам по парку и Умани. Все время смотрела на часы, не гуляла, а бегала.
В начале ул. Садовой главный вход в парк Софиевка. В 1838 году начали застраивать Садовую, что соединила парк и город. Была первой мощеной улицей в Умани. В 1914 году в уманской газете «Голос провинции» сообщалось о том, что у посетителей «Софиевки» «стали требовать пропуск на право входа». В парк запрещено было впускать «серых людей» и вообще всех тех, кто плохо одет. Ведь Софиевский парк принадлежал графам. «Серые люди», которые своими руками создавали этот шедевр, не могли, не имели права входить на его территорию. Тот же уманский «Голос провинции» писал, что пропуски в «Софиевку» могут быть выданы только лицам, принадлежащим высшему обществу.
Стоянки для машин около главного входа не наблюдается, но тут поворачивает крутой дугой дорога, ведущая вверх, в город. В районе «дуги», наверное, и оставляют машины. Над парком возвышается гостиница «Дружба», занявшая здание Дома ученых г.Умань. Наверху гостиницы есть обзорная площадка, с которой хорошо виден парк.
Ниже гостиницы какой-то ресторан прямо под стеной парка.
Далее крутой подъем в город по улице с романтичным названием Садовая. Она появилась после второй реконструкции парка для соединения с городом. Низенькие одноэтажные домики с палисадничками и старожилами.
По правую сторону дороги сквер им. Черняховского, очень спокойный и тихий. В отличие от судьбы, которая выпала Ивану Даниловичу Черняховскому.
Он родился и вырос здесь в Умани. Начав военную стезю в Гражданскую 1918-1920 гг., продолжил затем учиться «Родину защищать» в военных училищах и далее в Военно-технической академии. Умань имеет трагическую историю времен ВОВ и тысячи тысяч героев. В районе Умани, вокруг таинственной дубравы Зеленая Брама, на полмесяца в августе 1941 г. застряли двадцать две немецкие дивизии и почти все гитлеровские войска этого направления. Под Легедзино пограничники, когда закончились боеприпасы, пошли в рукопашную на гитлеровскую пехоту вместе со 150-ю овчарками Львовской школы служебного собаководства. Но подошедшие немецкие танки всех их расстреляли. Уцелевшие овчарки оставались сидеть возле тел своих хозяев, никого к ним не подпуская, отказывались от пищи и умирали рядом. Уже в наше время на месте боя установлен памятник пограничникам и их верным друзьям. Впереди были ужасы «Уманской ямы» и «Сухой яр». В 1943 г. 60-ая армия, которой руководил И.Д.Черняховский, освобождала Киев. С его малой родины изгнали фашистов войска 2-го Украинского фронта. В феврале 1945 года И.Д. Черняховский погиб около города Мельзак, при освобождении Польши. Спивучий, черноокий украинец отдал все силы и саму жизнь для избавления людей от фашистской коричневой чумы.
На ул.Садовой что ни дом, то призраки прошлого. Подходя к этому островку за внушительным забором, думалось, что это какое-то административное здание или коттедж «нового украинца». Ан, ныне это стоматология. И представьте себе, здесь и в царские времена, возможно, был дом доктора. Судя по богатству оформления и местонахождению дома, был не просто практикующим врачом, который обслуживал пациентов, а высококлассным специалистом, который лечил богатых уманских буржуа. Терраса служила местом отдыха в теплые летние вечера. Умели же жить доктора в то время…
Красное угловое здание - бывшая синагога. В царские времена в городе было 19 синагог на 13 тыс. евреев города. И это не так уж много, по сравнению с г. Бердичев, где было 80 синагог. В одних собирались коммерсанты, в других - ремесленники, были синагоги, где прихожанами в основном были состоятельные евреи, в других - бедные. В центральной части города была синагога ремесленников. Это здание сохранилось до сих пор. Сейчас здесь располагается спортивный клуб Спартак. Часто синагоги не разрешали строить выше окружающих домов, и чтобы зал для молитв получился высоким, опускали пол на несколько метров. Здания синагог служили и для защиты жителей от нападения врагов. Так, городская хоральная синагога уманского предместья, была натуральной крепостью – с мощными стенами, бойницами со всех сторон.
А напротив - бывший дом раввина.
В городе множество объектов с приставкой «бывший». К бывшей управе примыкает бывший грандотель «Савой». Его владельцем был богатый предприниматель Лев Круглый. Построили здание в 1899-1900 годах. «Савой» был одним из лучших отелей Умани. Кроме номеров здесь работали несколько роскошных ресторанов. Сейчас в здании один из корпусов Уманского педагогического университета.
Управа г.Умань была солидной, как и дела ей под стать. На городские средства улицы города были вымощены булыжником, в центре города в начале 20 века почти достроили «конку» и освещались главные улицы фонарями. Существовал театр, больница, библиотека и другое, что дало возможность напечатать в газете: «Умань – это Киев в миниатюре». В городе были свои гимназии для мальчиков и девочек, начальное женское училище, ремесленные училища, процветала торговля и производства, 4 водяные мельницы. В городе имелись зажиточные, а главное, образованные горожане. Их называли "балабатим" (буквально "хозяева", от слова "балабос" — хозяин, еще это выражение можно перевести как "солидность"). В эту группу входили лавочники, торговцы зерном, мукой, скобяными товарами, держатели дровяных складов. Многие из них в юности учились в иешивах Восточной и Центральной Европы. Сама зажиточность не была пропуском в круг "балабатим". Главное – «ученость». Пусть даже преуспевающий торговец, но малограмотный – был недостоин. Поэтому сын простого ремесленника, слывший «ученым», как зять, был нарасхват. Тесть брал его на десятилетнее содержание, и если молодой человек проявлял особые способности к учению, содержание продлевал. Особо уважаемый человек именовался в официальных актах "гражданином Умани" (раньше так обращались к дворянам) вместо обычного "иудей". Это был единственный из евреев - Файнштейн. Пользуясь покровительством со стороны городской Думы, он неоднократно получал разрешение на строительство новых домов, подключение к ним городского водопровода, который на его средства был проведен в город по улице Малофонтанной из парка "Софиевка". На деньги другого богатея Фишмана в Умани построили дом для престарелых и инвалидов, приют для сирот и даже деревянное помещение театра-цирка. Здесь выступали коллективы корифеев украинского театра — М.Л. Кропивницкого, П.К. Саксаганского, Н.К. Садовского.
Подходя уже к площади, на углу старинное здание рубежа XIX и XX веков.
Он принадлежал так же «гражданину Умани» - Файнштейну. Снаружи — это обычное двухэтажное здание с элементами эклектики, украшенное лепными орнаментами. На центральном фасаде длинный балкон с ажурной кованой решеткой, поддерживаемый двумя скульптурами атлантов. В ноябре 1897 в части дома была открыта библиотека-читальня. Вход в библиотеку стоил тогда 3 копейки (дневной доход бедной семьи, 3 руб. стоила корова). В то время библиотека обслуживала 585 читателей. По доносам реакционеров библиотеку в 1914 г. закрыли, вновь открылась в 1917 г., как центральная городская библиотека.
На первом этаже здания размещались различные магазины и магазины. Одним из таких торговых заведений был аптекарский магазин, а в 1911 году - магазин по продаже меха, суконных и мануфактурных изделий И. Пхора и М. Илуфданда. В 1914 году - торговый дом И.С. Бонфельда, который торговал велосипедами и пианино. В магазине Бонфельда в 1919 году размещалась редакция и контора газеты «Известия». В помещении бывшей гостиницы «Европа» в ноябре 1897 открылась библиотека-читальня. Вход в библиотеку стоил тогда 3 копейки (дневной расход бедной семьи, 3 руб. стоила корова). В то время библиотека обслуживала 585 читателей. По доносам реакционеров библиотеку в 1914 г. закрыли, вновь она открылась в 1917 г.
Центральная площадь города - пл.Соборности. Во время ремонтных работ ко Дню города, был обнаружен провал, который вел в городские подземелья. Сейчас на месте провала работает спелео-археологическая группа Института археологии НАН Украины. В Умани все чаще находят различные катакомбы и провалы, а центральная часть города, возможно и вся пронизана старинными ходами, которым много веков. Во время строительства на улице Малофонтанной детского садика, при рытье котлована натолкнулись на подземный ход, где увидели много старинных книг и древнего оружия. Арочный своды высотой в 2 м и с толщиной стен 1,5 м сложен из древних плоских кирпичей, а стены гладко отполированы. Горизонтальные штреки выводят в настоящие и ложные колодцы.
Настолько крепкими сделаны ходы, что веками наверху строят дома, предприятия без ущерба подземельям. Вот уж воистину, на века строились. Согласно легендам, катакомбы есть не только под городом, но и под "Софиевкой". Исследователи считают, что в XVII веке такими ходами переправляли различные бытовые вещи, воду и провиант в казацкую крепость. А во время Колиивщины катакомбами в Умань попали гайдамаки. Возможно, именно в подземельях находится легендарный клад Гонты и Железняка- шкура быка, с завернутым в нее золотом. Есть идеи попробовать устроить из отдельного отрезка подземелья маршрут для туристов. Идеи есть, воплощения нет.
На площади внушительное здание Дома культуры – построенно в 1931 году, как Окружной театр.
За этим зданием еще один парк – центральный городской с детской площадкой, тенистыми аллеями, цветущими деревьями и кустами.
Указатель на перекрестке к парку. Пройдя по стрелке ул. Пушкина, будет Огель основателя движения цадика Рабби Нахман, который жил последний год в Умани и умер от туберкулеза в 38 лет.
Место это считается у хасидов святым, доступ жёстко регламентирован. Умань знаменита, как один из главных центров хасидизма – ортодоксальной ветви иудаизма. Она - Эрец Исроэль, земля обетованная; именно так называл Умань проповедник брацлавских хасидов раби Нахман и приезжающие сюда религиозные евреи. За месяц перед смертью цадик собрал своих учеников в ночь Рош а-Шана (Новый год) и завещал приходить к нему на могилу именно на этот праздник. Призывал молиться «сердцем» на родном идише, а не на иврите, как это заведено в классическом иудаизме. На месте дома, в котором жил цадик, построена синагога и миква - особый бассейн, в который погружаются, чтобы очиститься. Жилье в непосредственной близости от могилы цадика стоит осенью от 1000 баксов с человека в день. Золотая мечта риелтора в Умани - построить на улице Пушкина девятиэтажный дом и больше никогда не работатьJ. Каждую осень в сентябре-октябре Умань наводняется тысячами паломников в длинных одеждах, широкополых шляпах и с характерными пейсами. Еврейский Новый год не имеет фиксированной даты и приходится обычно на конец сентября или октябрь.
В Умани издавна проживали в основном греки, армяне, евреи, поляки. Вокруг города находилось много слободских поселений украинских казаков. Они были свободны от налогов, но имели обязанность защищать город от набегов врагов. Перед войной 1941-45 гг. евреи составляли бОльшую половину жителей Умани, так сложилось исторически. И ранее, например, в 1797 г. в городе было евреев-купцов 57 человек, а христиан 6 человек; мещан-евреев 1324, христиан 130 человек. В Великую Отечественную войну гитлеровцы согнали в глиняный карьер бывшего кирпичного завода недалеко от Умани и организовали там один из первых концентрационных лагерей в Украине, который люди назвали «Уманской ямой», глубина которой достигала десяти метров. Здесь содержалось больше 70 тысяч военнопленных и евреев. В урочище Сухой яр были расстреляны 20-23 тысячи евреев.
Два фашистских лидера Гитлер и Муссолини были в Умани 28 августа 1941 года - блицкриг провалился, а Гитлер хотел закончить кампанию «до осеннего листопада». Однако, чтобы решить эту задачу, нужны были пополнения. Самолет с фюрером и дуче приземлился на аэродроме Кросно, вблизи Умани для встречи дивизии «Торино», которая через Румынию с огнем и мечом вторгнулась к нам. После доклада о «достижениях» - зверствах на чужой земле, два главаря улетели самолетом, которые собственноручно пилотировал дуче. При отступлении из Умани в 1944 г. фашисты сожгли около 500 самых красивых домов города, разрушили пять больших корпусов сельскохозяйственного института, уничтожили городскую библиотеку, ограбили краеведческий музей.
Сохранившаяся историческая застройка центра города сложилась на рубеже XIX– XX вв., когда в архитектуре Умани доминировал «кирпичный стиль». Он оставил наиболее совершенные образцы декоративного оформления фасадов зданий.
По ул.Садовой в центре города красиво подстрижены деревья, прямо зеленые одуванчики или ежики!
Я не могла уйти куда-то вглубь города, не зная, как уехать из города до ночи. Поэтому видела немного. Не дошла до самого древнего сооружения города - Василианского монастыря, построенного при графе Потоцком для униатского ордена. Здесь была и католическая василианская школа на 400 мест, где готовились управленческие, пропольские кадры для города. Монастырь просуществовал недолго, закрыт в 1832 г. Через два года закрыли и василианскую школу. Есть еще множество старинных зданий с историей в Умани. Значит, будет что посмотреть в другой приезд.
Но не только польские или хасидские истории помнит Умань. Все знают о декабристах, их женах-декабристках. Так Умань связана с самой известной фамилией декабристов - князем С.Г. Волконским.
Именно к нему в Умань приезжал А.С. Пушкин. Так же бывали П. И. Пестель и другие члены Южного общества декабристов. Именно в Умани Сергея Волконского арестовали 7 января 1826 г. по месту службы, где он командовал 1-й бригадой 19-й пехотной дивизии. Дочь генерала Раевского Мария едва перешагнула восемнадцатилетие, когда в начале 1825 г. в Киеве венчалась с князем С.Г.Волконским. Он был старше ее на 19 лет и за плечами большая прожитая жизнь. Возможно, его героическая биография привлекла девушку, как и общая с ее отцом воинская доблесть. За 10 лет его боевого пути Волконский участвовал в 58 сражениях, а в 24 года стал генерал-майором. Его жена Мария Николаевна Волконская (жила не в Умани) в января 1826 г еще не знала, что уже взяты под стражу два ее брата — Александр и Николай Раевские и что такая же участь ждет и дядю Василия Львовича Давыдова. Была дочерью героя Отечественной войны 1812 года генерала Николая Раевского, по материнской линии Мария была правнучкой русского ученого Михаила Ломоносова. Только через два месяца после ареста Волконского, ее отец генерал Раевский приехал и рассказал дочери о судьбе ее мужа –семья берегла ее, сильно болела после родов.
До декабрьского восстания 1825 года Мария видела мужа всего лишь три месяца из совместно прожитого года. На момент ареста мужа, она только что родила первенца, но принимает твердое решение ехать к мужу в Сибирь. Вся семья: отец, мать, братья, сестры — восстали против “безумства” Маши, страстно отговаривали, мешали, как могли, ее отъезду. Но она не просто поехала, а положила начало целому явлению жен-декабристок, которые покинули привычную жизнь и были рядом с мужьями в лишениях и горе.
В Читинском остроге супруги обменялись двумя железных перстнями, изготовленные из звена кандалов Волконского, скрепили символически свой брак еще раз- «и в горе». Отец Марии перед смертью, указывая на ее портрет, сказал: "Это самая удивительная женщина, которую я знал". Сама Мария умерла раньше мужа на 2 года…
Обежав небольшой кусочек центра города, ринулась к маршруткам около «Вечного огня». «Вечный огнем» уманцы называют площадь с обелиском павшим в Великой Отечественной войне.
Вот он прямо передо мной. Где маршрутки? С огромной радостью заметила одну около обочины дороги, бегом к ней - заперта и черна внутри, но на ветровом стекле заветное слово «Киев». Стою, должен же прийти водитель. Проходит житель, спрашиваю на всякий случай, точно ли я нашла маршрутку до Киева? «Так это не тут!» - у меня сердце упало. «Это же во дворе, вон там». На подгибающихся ногах вошла во двор - святые угодники! стоит та же маршрутка, что меня и привезла в Умань. Теперь-то точно уеду. Описываю нахождение этого «секретного места» для меня места: если стоять «за спиной» обелиска к нему лицом, то на левой стороне улицы заброшенный дом вот с этим подъездом. За углом во дворе и находится стоянка маршруток. Опознавательный знак - шлагбаум на въезде во двор. Только не говорите про это место на автостанции г.Умань, вдруг расстроятся…
Выезжали из Умани мимо Николаевского собора. Он был построен в 1812 году в честь победы в Отечественной войне над Наполеоном Бонапартом на месте деревянного, который был сожжен. Строительство храма велось на добровольные пожертвования горожан и средства, что выделялись из городской казны. Это «Народный» храм. Собор находится прямо на том месте, где раньше была старая крепость. Главное украшение собора – колокольня, что видна из многих точек города.
Над дорогой стоит памятник Ивану Гонте и Максиму Зализняку, возглавившим восстание гайдамаков 1768 года, получившего название «Колиивщина».
Умань хранит множество тайн, стародавний город до сих пор сохранил свой колорит. Было бы побольше времени, посмотрела бы старые гимназии и здания, «торговые ряды», свето-музыкальный фонтан- самый большой в Украине. И «город вопросов» откроет некоторые тайны, увлечет своей историей, никого не оставит равнодушным.