г. Умань. Парк

Ирина Страна:Украина
Город: Одесса
Время отдыха: Дата вылета май 2018

Дата22.05.18 Хороший отзыв2 Ответов 4 Просмотрели2255

   «В парке «Софиевка»  природа и рука человеческая соединили свои усилия, чтобы наперегонки  украсить его всею прелестью местоположения и дарами искусства». Основал этот райский уголок польский магнат Станислав Щенсный-Потоцкий по примеру  парков в Европе, во Франциии - Версаль, в Италии – парки Боргезе и  дЭсте,  «Аркадия» под Варшавой.  Софиевский парк  занял достойное место в ряду европейских. Затраты на строительство составили 19 миллионов 500 тысяч злотых, колоссальная сумма для того времени. В разное время здесь побывали царь Николай I, императоры Александр I и Александр II. Старинными аллеями парка бродили Александр Пушкин и Тарас Шевченко, Иван Котляревский и Сергей Волконский, Павел Пестель и Михаил Бестужев-Рюмин, Владимир Сосюра и Максим Рыльский.

      Прочитав отзывы перед поездкой, где настоятельно отговаривали от посещения в выходные или праздничные дни, приехала в будний день. Спасибо советчикам! Около главных объектов в центральной части парка дорожки, лестницы узкие. Если  идет толпа или экскурсия, не обойти никак. Гроты в основном маленькие (кроме пещеры Калиостро),  будет очередь, точнее толчея, чтобы протиснуться внутрь. Поэтому поддерживаю совет - приезжайте в будни.

  Для приезжающих на автостанцию, удобен новый Боковой вход в парк со стороны автовокзала по ул.Киевская. Выйдя из маршрутки, просто перейти дорогу и левее сразу вход в парк.  Машины негде оставлять в этой части города, если только на свой страх и риск, поставить у обочины. Нет стоянки и около главного входа. Говорят, есть стоянка только около третьего входа - со стороны Университета садоводства. Новый вход  построен к 200-летию парка "Софиевка". Сразу за железной калиткой отель «София», построенный так же к юбилейной дате. 

 

г. Умань. Парк

 

 Дальше  дорожка уводит в административно-научную зону,  высокий  ухоженный лес. Легкие сразу наполняются невероятно вкусным воздухом, настоянным на сосновых, дубовых и ароматах  сирени, цветущих плодовых и декоративных деревьев и кустов.

     

г. Умань. Парк


      

С чем можно Уманский прелестный сад сравнить?

Натура, кажется, все силы истощила

И в нем одном свои красоты все вместила

Привлечь внимание и взор обворожить…

Дорожка каменна ведет тебя к кустам.

На коих листья все пушисты и широки;

Кусты, как дерева,— и прямы и высоки;

Идя дорогой сей, приходишь вдруг к лугам. (поэма С.Трембецкого «Со­фиевка»)

 

   Парк был разбит на месте суще­ствовавшей здесь Дикой балки с р. Каменкой. Превратить скупую дикую природу в  красивейший громадный парк  смогли только дармовым трудом крепостных. История хранит имена властителей и почти всегда обходит молчанием имена подлинных творцов красоты. Остались скупые сведения о народных умельцах уманского чуда: о крепостных зодчих и художниках,  садовниках. Все заслуги в создании парка припиcывают одному лишь руководителю строительства польского инженеру Людвигу Метцелю. После него все подготовительные работы и посадка деревьев в парке производились под наблюдением незаурядно талантливого крепостного садовника-самородка  Иосифа Зарембы. Метцеля совершенно не интересовали истинные творцы уманского чуда — крепостные зодчие и садовники. Рабов-крепостных  наказывали по любому поводу, у  Метцеля в руках всегда была розга, которой он беспощад­но избивал людей.  Один крепостной спас его, когда он тонул в пруду, получил за спасение 2 злотых. На следующий день, опаздав на работу, был нещадно избит Метцелем. И таких было немало, чьими руками, чьим неустанным многолетним трудом и  создана  «Софиевка» редкой красоты и чудес, «окупленная  ценою моря крови и слез подневольных рабов».

   От Бокового входа до центральной части парка будет прогулка, которая позволит вспомнить историю создания и создателей парка.  В 17 веке г. Умань в прямом смысле принадлежал польскому  магнату Станиславу Потоцкому, который по мнению современников «был рассудком беден и богат имениями».  Неважный политик,  чванливый шляхтич, которого родители мечтали возвести на трон речи Посполитой, прославился в истории не своими подвигами или государственными делами, а богатствами и своими  женами.

г. Умань. Парк

 

 

  Первая жена - 16 летняя не сильно родовитая Гертруда, вторая – премного родовитая Юзефина Мнишек и третья - скандальная известная София де Челиче  — константинопольская куртизанка греческого происхождения.  Она же  София Константиновна Глявоне, в первом браке Витт, во втором браке Потоцкая,  а по совместительству шпионка и авантюристка, которая сумела стать польской аристократкой.  Когда Софии было 12 лет, родители с двумя дочерьми переехали в Константинополь. Около 1775 года отец умер, а мать Софии -Мария вышла замуж за армянина, который также вскоре умер. Во время большого пожара в Константинополе сгорел их дом.  Оставшись совсем без средств, Мария, по примеру своей младшей сестры, бывшей жены купца Глявани, стала константинопольской куртизанкой. Мария промышляла в районе Пэра, где находились иностранные посольства. В мае 1777 года она собственноручно привела свою дочь Дуду -так звали Софию в семье; в дом к польскому вельможе  Боскамп-Лясопольському. По другой версии Лясопольський на невольничьем рынке, где мать  выставила дочь на продажу, купил Софию  поразившись ее красотой. Поселил ее в своем дворце, потом пан вывез Софию в Европу. По пути ее перекупил у ппана, а потом влюбился  комендант Каменецкой крепости майор Юзеф Витт. В 1779 года София и Юзеф без благословения родителей жениха, но с разрешения каменецкого бискупа Адама Красинского, были обвенчаны в костёле села Зиньковцы. Отец Юзефа пришел в ярость от поступка сына, однако поддавшись очарованию Софии, согласился признать этот брак. Семья Виттов была заинтересована в распространении версии аристократического происхождения Софии. Современники говорили о необыкновенной красоте этой женщины.

 

г. Умань. Парк

 

  Брак с де Виттом не помешал Софии с князем де Линем, австрийским фельдмаршалом и членом Государственного совета Священной Римской империи, оказаться вместе  в Хотине, затем Очакове. Там "прекрасная гречанка» познакомилась с Потемкиным и так пришлась ему по душе, что в ее честь он устраивал балы, приемы. «Светлейший» князь назначает мужа Софии военным губернатором Херсона, присваивает звание генерала российской армии и назначает огромный годовой оклад в 6000 рублей, чтобы только красавица-жена была поблизости, а муж не препятствовал их связи.  После взятия Измаила Потемкин выехал в Петербург и позаботился о приглашении туда четы Виттов.   По просьбе Потёмкина царица приняла фаворитку очень ласково и подарила драгоценные бриллиантовые сережки, а в придачу  имение в Белоруссии. От самого Потемкина Софья получила большое греческое селение Массандру, имения в Симеизе, Мисхоре и дачу вблизи Симферополя, прекрасный дворец в Петербурге.

  На балу в Яссах «прекрасная фанариотка» впервые встретила Станислава-Феликса Потоцкого. Не зря ее первый владелец Кароль Боскамп  говорил о ней -"память необычна! Логический состав ума. Наблюдательность и настойчивость поражающие! Умеет маскироваться, скрывать свои чувства, может быть покладистой, если того требуют обстоятельства". София пустила в ход все свои чары, чтобы завладеть сердцем самого богатого магната Украины. Кроме польских владений, в Украине Потоцкому принадлежало около полутора миллиона гектаров, на него работало 130 тысяч крепостных, а годовая прибыль имений составляла 3 миллиона злотых. О романе графа Станислава и Софии моментально заговорили в Петербурге и Варшаве. И ей  удалось мало того, что покорить стареющего сластолюбца, но и  стать ясновельможной графиней Потоцкой. Сначала и он, и она были связаны узами брака с другими. Потоцкий - отец одиннадцати детей и муж Юзефины Мнишек, едет в Петербург просить разрешения на развод со своей женой у российской императрицы. Но Екатерины II, при дворе которой его жена была  статс-дамой, запретила развод. Нисколько не смущаясь, пара стала жить как муж и жена, родили детей. Долгих семь лет оба будут заниматься бракоразводными процессами с бывшими супругами. Супруг Софии, генерал российской армии Юзеф де Витт,  нескоро согласился на развод. Потоцкий предложил ему  щедрый выкуп за жену, от которого тот не смог отказаться – два миллиона золотых. Но вымогательством Витт продолжал заниматься до конца своих дней.  Так всю жизнь Софию покупали и продавали. Пара обвенчалась после смерти законной жены Потоцкого. За время жизни с Потоцким рожает ему пятерых детей: трех сыновей и двух дочек. Однажды София побывала в гостях у графини Хелены Радзивилл, которая похвасталась своим парком «Аркадия» под Варшавой.  Рассказав о диковинках «Аркадии», она и сподвигла мужа начать строительство  парка.Пытались создать искуственную реальность, "чтобы как можно полнее заменить грубую реальность воображаемой жизнью счастливых обитателей «страны нежности». Место действия –  аллеи, каналы, гроты и фонтаны, которые изображали девственные леса, полноводные реки, бурные водопады и таинственные пещеры». Назван, может быть, как  по  имени жены Потоцкого, так и в честь богини мудрости «Софии» - почитаемой масонами, к которым принадлежал Потоцкий. В 1775 году он вступил в ложу "Трех белых Орлов" во Львове. Именно в этой ложе присутствует значительное количество польской элиты. В 1775-1779 гг. в списках ложи значатся фамилии  не только Станислава Щенсны - Потоцкого, но и Миколая Потоцкого, Ксаверия Любомирского, братьев Адама и Калистрата Понинских, Йозефа Попеля. Потоцкий в  1785-1789 гг. исполнял обязанности великого мастера ложи. В Австрии с 1795 года, в России с 1797 года всякие масонские организации были запрещены. В Умани тайно проходили сборища масонов, которая была удобна для конспиративных собраний. Отдаленная от столиц, она была общественно-политическим перекрестком дорог и географических особенностях. Для масонов архитектура и садово-парковое искусство были тем пространством, где символика наиболее близка к  «Архитектуре Вселенной». Общество считалось тайным, поэтому удаленные  усадьбы с их парками были идеальным местом для собраний лож и проведения обрядов. Прогулка по Софиевке должна была отражать  духовный путь хозяина, аллегорию восхождения его души от материального и земного к божественному.

   

г. Умань. Парк

     

   Граф тратил огромные суммы на передовые для того времени гидротехнические сооружения парка, завозил камень из Италии. Изу­чал  устройство европейских парков, откуда почерпнул множество идей для Софиевки, мечтая затмить их красоту своим садом. В 1800-м графиня на санях въезжает в парк. На дворе - май, поэтому вместо снега дорожки были засыпаны солью. Вспоминают, что вечером, "после того, как гости осмотрели сад и налюбовались его красотой, была устроена иллюминация – особенно красивым было озеро, в котором отражались огненные берега". Прожив вместе больше 20 лет, София получала дорогие подарки, вошла в высшее общество. Но ни  титулы, ни подарки не гарантировали благородства, которого и не могло быть. Так долго добиваемая  им София, явилась причиной скорбной смерти Потоцкого, когда застал ее в объятиях своего старшего сына. Умирая, сжимал портрет первой жены в руках, не велев пускать к себе Софию.

 Поляки таили месть графу Потоцкому за то, что он как маршал Торговицкой конфедерации привел Польшу ко второму разделу и, стараясь сохранить свое большое имущество в Польше и Украине, присягнул на верность русской императрице Екатерине II. Он решил судьбу Польши, подписав акт конфедерации, в результате Польша потеряла независимость. После его смерти на второй день  утром в церкви нашли вытащенный из гроба раздетый труп с запиской на лбу – «за предательство».  После похорон надо было отвоевать наследство. И не забывшая свое ремесло куртизанка, побывала у многих  видных господ, что в ответ оказали ей поддержку: сенатор Н.Н. Новосельцев,  граф Уваров, Сперанский, Строганов, Чарторыйский, британский посол Гамильтон - вот далеко неполный перечень лиц, которым графиня Потоцкая щедро дарила ласки. Она была поистине великолепной куртизанкой, сделавшей себя и великолепной графиней.

   

г. Умань. Парк

   

  После смерти Потоцкого парк перешел во владения его сына от первого брака  Ежи– мота и картежника. Для парка наступили сложные времена,  его буквально начали «растаскивать по кускам».  Долг более 4 миллионов оплатила София с условием, что уедет в Тульчин и будет получать всего лишь ренту. Уехал и вскорости умер. А София напоследок еще раз «замуж сходила» - французский писатель был её последним известным любовником. Ему безумно нравилась София и «Софиевка». Перевёл на родной язык поэму Трембецкого о парке. В 1832 году после Польского Восстания парк был конфискован царским указом и  превратился в Царицын Парк. После этого Софиевка долго  принадлежала военным и находилась в ведомстве Управления Военных Поселений, садоводов. В середине XIX века ее передали Главному Училищу садоводов России и, наконец, в 1929 году, дали статус государственного заповедника.

    Вернувшись в наши дни из века авантюр, пойдем дальше по парку. Небольшая плотина-насыпь разделяет два естественных озерца.

 

г. Умань. Парк

   К исторической части парка напрямик можно дойти грунтовой дорогой, проходящей  под сенью дубов-великанов рощи Дубинка.

 

г. Умань. Парк


  

Главное ее украшение дуб 400 лет, на поляне около Китайской беседки. Народные предания говорят, что именно под этим дубом встречались герои крестьянского антифеодального восстания 1768 года Максим Железняк и Иван Гонта.

   

г. Умань. Парк

 

   Всем другим деревьям меньше 200 лет. Они и выросли в прекрасную дубраву, напоминающую настоящий лес. В годы ВОВ фашистские оккупанты сделали поляну Дубинка местом захоронения своих солдат.  Поэтому эта светлая, согретая ласковым солнцем полянка - бывшее кладбище.

 

г. Умань. Парк

   

  Прямо по оси Китайской беседки проходит дорожка-просека, прорубленная в 1850 году по направлению к Нижнему пруду и Главному каскаду.

   

г. Умань. Парк

 

По ней доходят до террасы  Бельведер, расположенной напротив водопада, на противоположной стороне озера. Полукруглая терраса, сужива­ющаяся кверху, на которой в несколько ря­дов установлены  скамейки, построена в 1838 году главным в тот момент садовником Ферре  и названа Бельвю, потому, что с нее открывается прекрасный вид на водопад и площадку с бассейном.

     

        На территории парка пять архитектурно-планировочных зон. Первая зона включает главную аллею с прилегающими к ней склонами от входа до павильона Флоры. Вторая зона — центральная часть парка вокруг Нижнего пруда, по берегам которого устроены в различных уровнях видовые площадки, террасы, аллеи над водой с фонтаном «Змея» в центре. Третья зона расположена между Нижним и Верхним прудами, с малыми водопадами, Елисейскими полями,  каменным лабиринтом и гротами. Четвертая зона - Английский парк с партерным амфитеатром. Пятая зона сохраняет естественный пейзаж, характерный для центральной Украины, вокруг Верхнего пруда.  Мне показалась самой  концентрированно-красивой часть парка вокруг так называемого «Ионического моря», включающая вторую и третью зоны.  Здесь главные чудеса парка.  Поэтому, если будет ограничение по времени, можно ими и «ограничится».  На обход с посещением всех гротов хватит 1,5-2 часа, если передвигаться прибрежными дорожками, не уходить вглубь парка.      Но если есть время (минимум 4-5 часов), что увидим, передвигаясь от одного красивейшего уголка в другой.  На изучения всего парка понадобится дни и недели.

 С террасы Бельведер, которая и была построена ради этого вида, любуемся на Большой водопад и Площадь собраний, построенную еще при Потоцком. Площадь, размещенная на полуострове, является главным планировочным центром парка. Здесь «узел», где сходятся долинные открытое пространство  с возвышающимися вокруг холмами над водной гладью. И так гармонично все связано, что глаза вбирают и вбирают эту картину.

г. Умань. Парк

 

  Парк задумывался, для прикрытия масонских знаков,  как иллюстрацию к поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея», поэтому отдельные места парка воспринимаются  обителью греческих богов и героев, писателей и философов.  В нем множество скульптур работы лучших мастеров того времени. Статуи из итальянского белого мрамора были заказаны Метцелем еще в начале строительства, в 1796 году в Италии и Франции, откуда они приходили морем и доставлялись из Одессы на протяжении всего строительства.  Они и сегодня украшают дорожки и живописные уголки Софиевки: статуи Еврипида, Аполлона Флорентийского, Париса, Меркурия, Аполлона, аллегорическая фигура «Зима», бюсты Аристотеля, Платона, Сократа, Гомера.  «Площадь собраний» появилась в период, когда «Софиевка» пребывала в ведении управления военных поселений. В то время в парке в воскресные дни играл военный оркестр и знатные люди города собирались здесь, чтобы послушать музыку, потанцевать. Но площадь создана в первый период строительства парка. Посередине большая гранитная ваза.

  Правее водопада открывается перспектива на Долину гиган­тов, которая представляет собой нагромождение причудливых скал, возникших словно после землетрясения. Здесь есть и естественные скалы, выходящие на поверхность крутых склонов и гигантские камни, перенесенными сюда мозолистыми руками крепостных строителей. Место и названо в память о древнегреческом мифе про битву олимпийских богов с гигантами.

 

г. Умань. Парк

   

  От террасы Бельведер пошла вдоль пруда, любуясь на противоположный берег, к павильону Флоры. Обустраивая Ниж­ний пруд, при его  расчистке, расширении, крепостные вытаскивали огромные глыбы природного гранита,  которые потом тащили в разные уголки парка для создания живописных участков.

г. Умань. Парк

 Особенно большого  труда требовало сооружение гротов, водопадов, каменных групп.  Камни-великаны пошли на формирование Долины Гигантом и Кавказской горки. Над водой нависают обзорные площадки Кавказской горки. Отдельно лежащий в воде камень под берегом – это Камень смерти. Существует легенда, будто бы сотни крепостных погибли под сорвавшимся валуном, который они втаскивали на гору. Это теперь памятник, как великолепие парка «дорогой ценой досталась».

  С помощью искусствен­ных дамб было создано 4 водоема, питающие р. Каменку, подземную р. Стикс, Большой водопад, Мертвое озеро, каскад Венеры, каскад «Три слезы», фонтан «Змея» и ряд других более мелких водных устройств, составляют единую водную систему, которая прекрасно вписаны в ландшафт. В Нижнему пруду, ложе которого вырублено в гранитной скале, будто бы извиваясь, застыла змея, из пасти которой вырывается 18-метровый столб воды. Согласно легенде, змея подло проглотила птенцов и их мать, и  в наказание  окаменела.  Сначала фонтан назывался «каменный», змею пристроили позже.  Вода в фонтан «Змея» подаётся самотёчными водопроводами за счет разницы между уровнями Верхнего и Нижнего озер, что составляет  всего 1,5-2,5 метра.  Диаметр фонтанной головки по сравнению с трубой водопровода уменьшен в 10 раз, поэтому так высоко взмывает струя.

 

г. Умань. Парк

  

г. Умань. Парк

   

 Павильон Флоры в начале Нижнего пруда с белой колоннадой в дорическом стиле  создает очаровательную картинку, как вынырнувшую из Эллады. Над колонами идет фриз –лепная лента растительного орнамента с гроздьями винограда.  Точка, где установлен павильон, выбрана не просто, а для «раскрытия  вида на воду». В просвете между колоннами панорама на весь Нижний пруд с обзором его окрестностей, и главная доминанта – фонтан «Змей».

 

г. Умань. Парк

 

  Под павильоном Флора проходило какое-то действо местных хасидов.

 

г. Умань. Парк

   

Около павильона «Флора» каменный Венецианский мост с арочным сводом. На мосту гранитные пилоны с массивными кованными цепями. Ниже моста находится деревянный шлюз для пропуска воды в русло речки Каменки.

 

г. Умань. Парк

г. Умань. Парк

     

  Далее по парку встречается множество современных деревянных мостиков. Все они появились после 1980 г. Трагический сель сошел на парк из Красноставского водохранилища в апреле того года. За зиму толщина льда в водоемах достигала 80 сантиметров, а земля промерзла почти на полтора метра. В марте случился обильный снегопад,  потом снег  начал интенсивно таять, но ледяной панцирь не давал воде уходить в землю. В водохранилище лед под тяжестью снега прессом надавил на воду и в ночь с 3 на 4 апреля вся  гигантская масса прорвала запруду, устремилась в парк. С бешеной силой селевой поток с льдинами подминал под себя бесценные реликтовые растения, вдребезги разбивал старинные скульптуры, с корнем выворачивал вековые деревья, сносил мосты, разрушил малые архитектурные формы и всю дорожно-аллейную систему парка. В городе работал круглосуточный штаб по спасению украинской жемчужины. Горожане приходили на расчистку парка, предприятия присылали на восстановительные работы целые отряды и бригады добровольцев. И парк восстал как Феникс!

    Наводнения в Умани бывали и прежде. Согласно архивным данным, одно прямо во время строительства парка — весной 1799 года. Именно поэтому открытие “Софии” отодвинули аж на 1802 год. Другой старинный документ рассказывает, что плотину Красноставского водохранилища прорывало и в 1870-м. И тогда вода пронеслась по центральной части парка. Однако такой мощи, такого натиска стихии не было никогда.

   Поэтому мостики все в основном новые, как и главные ворота в парк. Часть деревьев так же новые, посаженные взамен утраченных. На тех деревьях, что сумели устоять, остались отметины от льдин, которые срезали как бритвой кору с них.  От Венецианского мостика расходятся дорожки. От Веницианского привлек внимание другой деревянный мостик в темной тени от густых деревьев вокруг.  Под ним натуральный водопад такой силы, что хватило бы крутить мельничное колесо. 

 

г. Умань. Парк

 

   Вверх ведут каменные ступеньки.  Почти все ступени в парке в изначально были деревянные, со временем они разрушались и постоянно требовали ремонта, потому в 1950—1960 годах их заменили гранитными. 

 

г. Умань. Парк

 

 Влево от них новые посадки молодых дубков. Радует, что парк обновляется.

 

г. Умань. Парк

 

 Идешь, как завороженная по парку, и пьянеешь от сливающегося аромата сирени, цветущих  кустов и деревьев.

 

г. Умань. Парк

 

 

г. Умань. Парк

 

 Дошла до  "Итаки", горки с замечательными  видами на «Ионическое море». В старину тут  была статуя из белого мрамора руководителя польского восстания 1794 года Тадеуша Костюшка. В 1847 году по приказу Николая I, который тогда посетил Умань и «Софиевку», статую Костюшко вместе со статуей наполеоновского генерала Ю. Понятовского, которую также установил О. Потоцкий на Елисейских полях, отправили в Гомель. Вместо того царь пообещал прислать статую своей жены Александры Фёдоровны, в честь которой «Софиевку» и начали называть «Царицын сад». И в 1850 году эта статуя, изображавшая в бронзе царицу, сидевшую в кресле, здесь и было установлена. В советский период статую царицы отправили в Эрмитаж.

 

г. Умань. Парк

   

   На обзорной террасе ниже - статуя Орфея.

 

г. Умань. Парк

   

Царь Фракии Орфей был искусным певцом. Когда он пел, деревья склоняли к нему свои ветви, реки останавливали свой бег, дикие животные ложились у его ног. Его женой была нимфа дерева Эвридика.  Аристей - сын Аполлона и нимфы Кирены, увидел Эвридику в долине Темпе и безумно влюбился. Не зная, что она жена Орфея, начал ее преследовать. Эвридика бросилась бежать, но ее укусила змея, и она умерла. Убитый горем Орфей  решил упросить Аида вернуть ему Эвридику из царства мертвых. С собой он взял свою волшебную лиру. Его игрой были покорены все стражи подземного царства - Харон, Цербер, неумолимые Эринии, и сам царь Аид. Он сжалился и приказал Гермесу вывести Орфея Эвридику  на землю. Предупредив, чтобы он не оглядываться назад. Они были уже почти наверху, когда Орфей, не выдержав все же, оглянулся назад – увидел живой свою Эвридику; и утратил теперь уже навсегда. Орфей больше никогда не прикасался  к своей лире и  не пел.

 

  От «Орфея» выход прямо на Площадь собраний, окруженную каменными завалами. «Площадью собраний» названо место не просто, что тут люди ходят, а  по греческой истории  - от народных собраний на афинской площади; не забываем, парк посвящен Греции. Граждане древних Афин обязаны были посещать агору, площадь  собраний, где важнейшие решения принимались. Вокруг площади под водопадом  просто рукотворные горы. Но площадь приспосабливали и для проведения масонских собраний со всеми атрибутами: пещерами для размышлений, местами для обтесывания символического камня, усеченной колонной Хирама (в честь библейского персонажа, считающегося основателем ордена). Трудно осознать, что  каждый камешек занял свое место трудами людей, не по воле Природы. «Творец пролил воду на землю и бросил в нее страшные камни; природа и люди составили из них горы». Из огромных гранитных глыб весом до 50—60 т сложены уникальные декоративные композиции — Долина гигантов, разнообразные гроты, Критский лабиринт и другие придумки. С какой бы стороны ни глядеть на каменные  завалы, глаз найдет удивительные ракурсы. Первый по ходу грот  «Локетек», сооруженный в честь польского короля Владислава Локетек. Скамейка прямо манит застыть и дивиться –как эта глыба держится столько веков.

   

г. Умань. Парк

   

Выходим на открытое пространство площади. Отсюда самые великолепные виды на террасу Бельбедер и террасу Исскуств со статуей Эврепида на переднем плане. Эта статуя единственная в парке, что стоит на своем месте с момента постройки парка.

 

г. Умань. Парк

г. Умань. Парк

г. Умань. Парк

 

Слева под деревом  вот такая идиллия :). Бог Парис, бог мужской красоты позволил полежать у своих ног милому песику. 

г. Умань. Парк

 

   Парис, как бы освещает наравне с солнцем площадь. Но манит войти вглубь Долины Гигантов. Проходы между валунами намеренно узкие, так что камень окружает со всех сторон.  Возникает сравнение с готическим собором под своды которого вступаешь, после  прогретой площади около ступенек. 

г. Умань. Парк

 

 

Скалы и валуны, как бы «растут» вокруг, обойдя один, оказываешься нос–к носу с другим. Внутри нарастает напряжение – каменная ловушка! Так, вдруг, оказываешься в пещере, гроте Тантала. По другому, гроте Страха и Сомнений. Его свод  давит уже и сверху.

 

г. Умань. Парк

 

   Гранитная глыба весом более 300 тонн, что кажется  зависла без опоры и держится только на трёх точках.  Кажущаяся ненадежность, прошла проверку временем и землетрясениями, что происходили в данной местности в 19-20 веках. Даже после них грот как стоял, так и стоит нерушимо. «Эта громада камней, которую какой-то ат­лет могучею своей рукой поверг на землю, где века еще более связали и укрепили ее, образует она скалу, поражающую вели­чиною своею».

  Так задумано композицией парка: в этой точке сходятся его силовые оси. Человек после легкого пути по открытому пространству, должен преодолевать, раздвинуть плечами скалы, найти выход силы. Преодолеть, построить себя и мир вокруг. Это один из принципов масонства, который скрыто присутствует в деталях парка. Потоцкий был не только богатейшим магнатом, но и масоном.  Даже водопад должен вырываться из оков, преодолевать преграды и обрушиваться своей мощью на камни.

 

г. Умань. Парк

   

 Через железный мостик можно подойти  к подножию водопада. «Прелестный водопад, с ревом и пеною стремящийся по огромной скале; на ней нет ни храма, ни статуи, только одни деревья, на темной зелени которых, как буд­то в резко отдаляющейся раме, блестит, белея, переливается из цвета в цвет широкая полоса воды. Нагроможденные вокруг гра­ниты связывают ее ярость, и встревоженный путник скоро удостоверяется, что он может спокойно восхищаться этим бурным потоком». Позеленевшие камни, по которым звонко падает вода, кажутся существовавшими тут от века. Но все  придумано и воплощено по воле человека. Вокруг так красиво и естественно, что надолго тут застряла, заодно покормив лебедей с утками. В мутной воде утки наперегонки с рыбами ловили куски хлеба. Оказывается, и подводная жизнь здесь кишит.

г. Умань. Парк

 

 Особо красивый вид  от водопада на утес с ангелом наверху.

 

г. Умань. Парк

   

 Солнце припекает, прогоняет с открытого места. По ступенькам ведущим вверх дошла до  грота под потоком воды Большого водопада. И тут  ступеньки были веками были деревянные, теперь каменные.  Грот  Большого водопада, это искусное сооружение из огромных камней, созданный для того, чтобы поднять верхнюю точку, с которой падает вода, до 14 метров. Говорят, если пройти через  грот насквозь и ни одна капля не упадет с потолка, то задуманное желание сбудется.  А какой вид  от грота вниз!

 

г. Умань. Парк

  

    

г. Умань. Парк

   

   За мостиком через речку Каменку, находится поляна именуемая «темпейская долина». Темпейская долина находится в Греции между горами Олимп и Осой.  В этом месте и попытались воссоздать ее проектировщики парка.  Чрезвычайно интересен островок с растущим посреди воды деревом.

г. Умань. Парк

   

  Около входа на «Елисейские поля»  лежит гранитный валун естественной формы, а рядом с четырёхгранная шлифованная гранитная колонна. Эти два камня случайно оказались рядом в Софиевке и со временем их начали называться композицией «Природа и искусство». Имея в виду, что лежачий камень напоминает спящего льва (природа), а колонна дело рук человеческих.

 

г. Умань. Парк

 

  Под усеченной колонной  за мостиком раскинулась Долина "скорби и печали". Здесь тихо журчат три маленьких водопада «Три слезы», построенные  как символ родительского горя по трем умершим детям Потоцкого и Софии. Их первые три ребенка - Константин, Николай и Гелена; умерли почти одновременно в детском возрасте. Поэтому каскад "Три слезы" символизирует плач родителей по умершим детям, "разбитая" или "усеченная колонна" - разрушенную жизнь, а "спящий лев" - охраняет покой умерших.

 
    

г. Умань. Парк


  

   Недалеко Потоцкий приказал построить "Символическую могилу" Гертруды Комаровской.

   

г. Умань. Парк

   

В путешествии Станислав Потоцкий влюбился  в 16 летнюю юную  девушку. Она была из небогатой дворянской семьи,  хорошо воспитана, начитана, умна, довольно красива. Между молодыми людьми завязался роман. Гертруда забеременела и молодые тайно обвенчались. Родители графа Станислава, узнав о браке единственного наследника «на простолюдинке», пришли в страшную ярость. Для них тайное венчание 18-летнего  Станислава и 16-летней Гертруды стал громом среди ясного неба. Родители Станислава спали и видели его польским королем, а тут такой мезальянс. Слуги, знавшие о тайных свиданиях "молодого барина", были наказаны плетьми; его воспитатель Кароль Сераковский, вовремя предупреждённый, бежал и только поэтому избежал жестокой расправы; священник, обвенчавший молодую пару, вскоре был наказан церковными властями - по настоянию магната, конечно. Станислав Щенсны должен был уехать в Европу, а в отношении Гертруды были приняты особые меры. Ее приказали отправить  в монастырь, а брак считать недействительным. По дороге она была задушена в карете, когда  везли в монастырь. На трон Речи Посполитой Станислав Потоцкий так и не попал, а юную жену сгубил. Вина Потоцких  не была доказана- никто бы и не посмел их обвинить. Для них тайное венчание 18-летнего  Станислава и 16-летней Гертруды стал громом среди ясного неба. Жениться наследника, которому прочили даже корону Речи Посполитой, с представительницей небогатого семейства был не просто  невыгоден, а позором. Поэтому смерть от удушения явно не была случайной. Но это преступление привело, как считают, к последующим трагедиям в жизни клана Потоцких и самого Станислава-Феликса Потоцкого. Анна Потоцкая скоропостижно скончалась 7 января 1772 года, 42 лет от роду; Амалия Мнишек, не успевшая стать тёщей Станислава Щенсны, умерла 30 апреля (ей было всего 35); в октябре умерла одна из сестёр молодого вдовца, Пелагея; наконец, сам отец семейства, Франтишек Салезий Потоцкий, умер 22 октября 1772 года, по одной из версий, приняв яд. Станислав Щенсны, узнав о гибели Гертруды, попытался покончить с собой, но его спасли, а в апреле 1771 года отправили-таки за границу. Сам  он через всю жизнь пронес память о первой  любви, потому и приказал устроить ложную могилу Гертруды прямо у себя в парке. В его завещании был наказ после смерти надеть ему на шею медальон с локоном волос Гертруды.

   Стоят два уже погибших  дерева  белого тополя, точнее остатки их стволов,  символизирующих мужа и жену. Около них рядом  третий тополь, который от удара молнии лишился верхушки, но выжил и растёт до сих пор. В его дупло поместятся 2-3 человека.


 

г. Умань. Парк

   

 «Елисейские поля» - полянка с вазой по середине. Эдем, поля блаженных, парадиз - место, где заслужившие благословение богов после кончины умершие, наслаждаются счастливым бытием, по условиям напоминающее земную жизнь. Элизиум, рай для праведников и героев, получивших от богов бессмертие. В европейскую мифологию «Елисейские поля»  попали из египетской, называвшиеся Поля Иару  с перевозчиком Иару, как в греческой мифологии- перевозчик Харон.  Миф получил развитие  у масонов, для которых  Элизиум, плавающий остров  на конце земли, где только масоны  могут обрести бессмертие.  Вся «Софиевка» пронизана духом масонства, завуалированным греческими легендами.

 
    

г. Умань. Парк

   

  Справа от «Елисейских полей» находится участок с валунами разной величины. Сразу за тополями расположена Афинская школа. Это композиция из гранитных камней, расположенных как будто  рядами и напоминают столы и лавки для учеников. Остальные камни вразнобой расположены, потому в начале строительства парка эту местность назвали Критским лабиринтом.  Проход по нему среди беспорядочно наваленных камней-преград, символизирует путь Ра в подземелье. 

 

г. Умань. Парк

   

   За «Критским лабиринтом» и находится это подземелье, самый большой  выдолбленный в природной скале грот, называемый Львиный или Громовой. Первоначальное название — грот Калипсо.

г. Умань. Парк

г. Умань. Парк

 

После бури и кораблекрушения Одиссея выбросили волны  полуживым на песчаный берег острова Огигии. Его нашла нимфа Калипсо, жившая в прекрасном гроте, вокруг которого росли кипарисы, тополя, осины, сосны, кедры и платаны. Весь грот зарос виноградными лозами, и с его стен свешивались спелые гроздья винограда. Из четырех родников текли серебряные струи, а вечнозеленые луга пахли фиалками. Калипсо поила Одиссея нектаром и кормила амброзией.
    В правом углу грота устроен небольшой водопад, звук которого напоминал «львиный рык» или «гром», что и стало предлогом для соответствующего названия грота. Вода раньше поступала в грот по гончарной трубе, вокруг которой  вмуровали пустые трубы. Это устройство является усилителем,  создает своеобразную акустику, которая делает громоподобным шум воды.

 

г. Умань. Парк

   

  На  правой стене от входа табличка с двумя строчками на польском языке (раньше слова были вырезаны  прямо в камне), которые, якобы, принадлежат  Станиславу Потоцкому: "Забудь здесь память о несчастье и прими счастье вечное; если же ты счастлив, так будь еще более счастливым".

 

г. Умань. Парк

 


В гроте Калипсо  все хотят загадать желания.  Для этого, согласно преданию, нужно потрогать медную надпись со словами, а потом трижды обойти вокруг стоящего посредине огромного камня.

г. Умань. Парк

г. Умань. Парк

     

    Но некоторых так сильно пугает вид  каменной норы, как бы уходящей под землю,и, главное,  звуки, раздающиеся из нее, что не рискуют зайти. А зря, это единственная на весь парк натуральная скальная пещера, и внутри очень интересная. Не зря же, по преданию, тут резались в карты Потоцкий с гостями. На этом камне была столешница, кругом стояли кресла.
  Выйдя из Львиного грота, далее по дорожке приходим к водопаду над гротом Фетиды, в виде античного храма 1796—1800 гг. Грот находится между «циклопической» кладкой подпорных стен и окружен, как рамой,  зеленью. Раньше в подножия стояли четыре морских чудовища и два сфинкса. Но в наводнение 1980 г. они утрачены.


г. Умань. Парк

    

Грот это целый дом  в теле плотины с оригинальным водопадом. Для наибольшего эффекта от падения воды  с уровня на уровень, постройка  была возведена уступами. Четыре монолитных гранитных колонны поддерживают аттик из единого блока, над которым расположена небольшая арка, застекленная цветным стеклом.   Вода в грот поступает из Верхнего пруда через водоразливной канал, который находится под проезжей частью плотины. Затем вдоль вертикальной стены с полуциркульной аркой вода поступает на выступы верхнего яруса, а затем на почти горизонтальную площадку следующего яруса, с которой ниспадает гладкой завесой, прикрывая интерьер грота, где стоит статуя Венеры Медицейской, потому грот имеет другое название - грот Венеры. Внутри плотины есть проход,  позволяющий выйти позади фигуры Венеры и  смотреть изнутри на струи водопада.  Но туристов туда не пускают. «Вы вдруг в темной пещере, свод которой заровнен зе¬ленью: то, что ожидает вас при выходе, непостижимо: шум волн, который слышите вы среди этого глубокого мрака. Не иначе как заставляет вас ожидать, как приближение к плотине; но сколь велико ваше удивление, когда вместо того входите вы в храм, верх которого, поддерживаемый четырьмя гранитными колонна¬ми, высеченными из одного камня, открывает вам приятнейшее уединение».  

  Вблизи грота, у самого основания склона, засаженного вековыми липами, кленами и ясенями, находится Фазанник (1850 г.) в виде круглой  ротонды с четырьмя полуциркульными проемами. Павильон деревянный, его каркасом служат нетесанные бревна березы, узкие простенки покрыты березовой корой и украшены инкрустацией из коры.  Фазанник при первом взгляде выглядит каменным, настолько от времени древесина стала декоративной.  На ступенчатом барабане  ротонды полусферический купол. Этот купол после наводнения 1980 г. нашли на камнях Критского лабиринта, откуда по частям перевезли на место. Внутри павильона небольшой фонтан.


г. Умань. Парк


   Далее путь к Верхнему озеру, другие его названия «Чарующее» или «Райское». Прямо около дорожек парка  находится Амстердамский шлюз. Установлен еще в первый период строительства парка для сброса воды из озера и для увеселительных прогулок на лодках по подземной речке Ахеронт (Стикс) в каменном рукотворном тоннеле длиной 201 м  в «Мертвое море». Деревянный щит на массивных цепях  опущен, при его подъеме и одновременной подъеме другой заслонки, канал заполняется водой где-то на 1 метр. Сейчас еще не начался туристический сезон, поэтому канал сухой, лодка стоит на дне. В своде подземного канала построены 4 люка, через них попадает свет и воздух в подземелье.  Поэтому фотографии из интернета, как выгляди тоннель изнутри.
   Небольшой экскурс в греческую мифологию. Стикс (Ненавистная) первоначально в греческой мифологии божество. Стикс - одна из старейших дочерей Океана и Тефиды. А уже от ее имени дано название одной из рек, семь раз огибающей подземное царство Аида. Во время раздоров Богов по приказу Зевса произносятся клятвы над водой Стикса, принесенные Эридой. Бог, нарушивший клятву, год лежит бездыханным, девять лет живет вдали от Олимпа и только на десятый год возвращается назад. От брака с Паллантом Стикс родила Зависть (Ревность), Нике (Победу), Силу (Власть) и Мощь, которые всегда сопутствовали Зевсу. По реке Стикс мрачный Харон за плату  перевозит умерших в подземное царство Аида, владыки царства мертвых. Вход в него охраняет чудовищный трехглавый пес Цербер.

С  пристани около шлюза можно окинуть взглядом все озеро с маленьким островком посередине. Летом можно покататься на корабликах, лодках, катамаранах, даже гондолы аля-венецианские, говорят, бороздят водную гладь.

  Крепостные насыпали остров вручную долгие и долгие месяцы. Придали ему овальную форму, чтобы открывались со всех сторон перспективы озера. и соединили с берегом мостиком. По озеру можно покататься на корабликах, лодках, катамаранах.



г. Умань. Парк


  Первоначальное название острова – остров Анти-Цирцея. Мифологическая нимфа Цирцея превращала людей в животных. Остров назвали «анти», чтобы подчеркнуть,  здесь  среди необыкновенной красоты человек будет наиболее человеком себя чувствовать. В настоящее время остров называют Островом Любви. Остров не было  до строительства парка, это крепостные насыпали его вручную, обустроили причалы для лодок, посадили деревья, построили посередине павильон.
    Пройдя  берегом  по тенистой аллее под цветущими деревьями, попадем на остров. По пути  открывается еще одна великолепная панорама острова с Розовым павильоном. Идея парка и состояла в том, что после обхода парка, человек приходил сюда – восходил к «Софии» —  высшей  премудрости, и финалом его путешествия становился остров божественной любви. Здесь высажены редкие деревья: европейская лиственница, карандашное дерево, сосны, ели, белая акация, японская айва, различные сорта жасмина и сирени.


г. Умань. Парк


 Сначала на остров можно было попасть только с помощью парома или лодок,  позже был построен мостик на каменных опорах  для пешеходов.
  Розовый павильон, 1850—1852 гг., построен в романтическом  стиле с портиком и колоннами. До него на этом месте была готическая постройка. Во время приезда Николая II  приказал ее снести, построить более веселое сооружение.  В мае на острове буйно цветет сирень, своими гроздями добавляя красок и  воздушности Розовому павильону. Легкость сооружения достигнута его изысканной пропорциональностью и изяществом деталей.
     Рядом с Верхним озером Английский парк. Главным его украшением является партер с лабиринтом посередине и фонтаном «Семиструйка». Партерный амфитеатр перетерпел много изменений. Во времена Потоцких здесь был парадный вход в парк, украшенный  розами, диким виноградом.   Тогда эта часть парка называлась Долина роз. Где же теперь розы? Их перенесли в другие участки,  потому как за столетия им стало тут тесно,  узкие дорожки между рядами роз стали почти непролазные для посетителей. При  реконструкции  партера в  1996 г.,  демонтировав гранитные ступени, возобновили серпантиновую дорожку.
   Ниже Партерного амфитеатра находится Терраса Муз. На ней в 1856 году установлен гранитный обелиск. Вершину обелиска до революции 1917 года украшал позолоченный трёхглавый орёл, на табличке указывалось, что он поставлен в честь посещения парка Николаем І. После революции обелиск и надпись исчезли, и только к 200-летию «Софиевки» в 1996 году, по проекту института «Укрпроектреставрация», этим же институтом изготовлен трёхглавый орёл — семейный герб династии Романовых.

  Уже вечерело, когда покидая парк, прошла опять над Нижним прудом. Почти нет воды в Большом водопаде - его выключают на ночь?
   Густая тень начинает укутывать статуи и камни, дорожки и пруды, готовя ко сну. Стихло пение птиц, утихает журчание р.Каменки. Выхожу по тенистой Главной аллее, обсаженной вековыми каштанами.
   После смерти Потоцкого в 1805 г. строительство парка почти замерло и вовсе прекратилось в 1813 г., когда Метцель вернулся в Варшаву. В 1832 г. после польского восстания, которое поддерживал Александр  Потоцкий (сын Станислава и Софии), все имения Потоцких были конфискованы, в том числе и «Софиевка, и переданы в ведение государства. С июля 1836 парк был подчинен управлению военных поселений при военном министерстве. Стал называться «Царицын сад», и в нем работал петербургский архитектор Штанкеншнейдер — автор одного из зданий Эрмитажа, десятков особняков и храмов в Российской империи. Это — период нового расцвета парка. Здесь строится много сооружений: Главные въездные ворота, прорезается Главная аллея, а парк соединяется с городом первой мощеной улицей, названной Садовой. «Эпоха Штанкеншнейдера» дополнила «эпоху Потоцких», сделав пейзаж парка практически таким, каким мы видим его сейчас.

    Сквозь зелень на другом берегу просматривается живописная группа камней. Это Тарпейская скала с беседкой наверху.  Название получила от тарпейской стены в Риме. Воины Ромула (основатель Рима) захватили девушек из племени сабинян. В плену, сабинянки убедились, что их не как рабынь содержат, а  как  любимых женщин. Они влюбились в ответ, стали просить отцов и  братьев, не убивать их мужчин. Их царь Тит Таций подкупил принцессу Тарпею, которая открыла им ворота в крепость, обошлось без большого кровопролития. Но саму Тарпею  за измену сбросили  со скалы. С тех пор  утесы, скалы, с которых сбрасывали приговоренных к смерти, стали называться тарпейскими.

   Главный вход, для меня и выход, парка. Красивые башни с портиками, сооруженные в стиле классицизма, напоминают чем-то башни крепости. Их верхушки повторяют, как любят повторят экскурсоводы, храмовые украшения древнеримской богини домашнего очага и огня Весты  города Тиволи. Правда или нет, но невесты города стараются пройти под ними вместе со своими женихами. Тогда  сама Веста благословит их и семья будет крепкой. Башни соединены чугунной оградой строгого рисунка, в центре которой между двумя гранитными пилонами с декоративными вазами ажурные ворота.

    В  парке нет и не было дворца, главное в парке - сам удивительный парк.  И его так «много», что не успеваешь любоваться  придумками и красотами, что открываются за каждым поворотом в любом уголке. Сегодняшняя «Софиевка» существенно отличается от «Софиевки» времён Потоцких, но она не утратила своей грандиозности  и совершенства. Ушли в прошлое имена талантливых мастеров-тружеников, чтивших природу и воспевавших ее красоту. Это они, крепостные мастера и садовники, создали этот удивительный парк, это зеленое диво, мечтая, что когда-нибудь творение их ума и рук достанется народу. Они оставили нам памятник, которым никогда не устанут любоваться  и восхищаться люди.





Фотографии


Комментарии

Мы были в парке "Софиевка" прошлым летом, Попали туда в субботу и вы совершенно правы по поводу количества посетителей, лучше приезжать туда среди недели, тогда будет возможность все спокойно рассмотреть и погулять. Парк действительно очень красивый, он поражает своей архитектурой и красотой природных композиций. Похожий парк есть в Белой Церкви - "Александрия". Это один из старейших и крупных дендропарков Украины, тоже очень красивый. Советую побывать.

Добрый день, Инна! Благодарю за отклик. Согласна с Вами, что Александрия и Софиевка очень красивые парки. Побывала в них и многих других. Рассказ про парк Александрия - http://www.ayda.ru/story109265-27425

Сколько фото♥♥♥ У меня есть родственники в Киеве, когда гостила у них недельку, то они предложили съездить в Софиевский парк. Дело было летом. Однозначно, Софиевский парк – имеет смысл посмотреть. Красиво, ухожено, современно, наплыв туристов – единственное, что не радует.За вход нужно платить 50 грн (128 рублей),детский - 30 грн (77 рублей) , а парковка свободная. Есть редкие растения, которые подписаны специальными табличками. Софиевский парк – точно визитная карточка Умани)

Другие отзывы об отдыхе на Украине

г.Киев, Киевский кукольный театр – сказка наяву.
Ирина  Ирина   Украина , Киев   Дата вылета  февраль 2021
   Для детей в Киеве есть Детский театр на Липках, детские развлекательные центры и даже два кукольных театра. Театр в Крещатом парке – необыкновенный! Кукольный театр впечатляет и на подходе к нему, и внутри. Снаружи - натуральный дворец и...
Читать далее

Дата 28.04.21 Хороший отзыв3 Ответов1 Просмотрели759

г.Киев, Мариинский парк – очарование царского сада.
Ирина  Ирина   Украина , Киев   Дата вылета  август 2020
   Киев - красивый древний город. Примета любого исторического города, наряду с проспектами, улицами, архитектурными сооружениями, его парки. Накопилось много эмоций от прогулок по красивейшим киевским паркам, решила поделиться ими. Про хол...
Читать далее

Дата 28.04.21 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели853

г.Киев, Городской парк – переплетение любви, спорта и музыки.
Ирина  Ирина   Украина , Киев   Дата вылета  июль 2020
За Мариинским дворцом находится Городской парк со своими достопримечательностями и  красотами. Заложен в 1743 году по проекту архитектора В.В. Растрелли на основе старинного Регулярного сада при Царском дворце. Начинается от смотровой площадки М...
Читать далее

Дата 28.04.21 Хороший отзыв2 Ответов1 Просмотрели998

г.Киев, Крещатый парк – театр, лягушка и мост через вечность.
Ирина  Ирина   Украина , Киев   Дата вылета  июль 2020
    Не прошло и ста лет, как эта часть парка стала снова называться Крещатый парк."Крещатый" - от слова  крещение - между этим холмом и соседней Владимирской горкой в старину протекал ручей, в котором князь Владимир крестил своих ...
Читать далее

Дата 28.04.21 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели1054

г.Киев, Владимирская горка - место "силы" и истории государства.
Ирина  Ирина   Украина , Киев   Дата вылета  июль 2020
   Завершается  зеленое ожерелье над Днепром и мои описания парков - Владимирской горкой. Про это место  писать труднее, чем о предыдущих парках, потому что проиисходили изменения по живым людям и древним храмам. Современный парк ...
Читать далее

Дата 28.04.21 Хороший отзыв4 Ответов1 Просмотрели1244

Отзывы туристов