Древний Согд и его столица Самарканд, являлся важным стратиграфическим центром Великого Шелкового пути. Расположенный на пересечении караванных путей и город Самарканд играл важную связующую роль между севером-югом и западом-востоком.
Античные авторы называют Самарканд центром торговли и сухопутной гаванью Мавераннахра, куда сходятся купцы со всех стран мира, чтобы обменявшись товарами, снова разойтись. И примечательно, что вокруг Самарканда находится много древних памятников с тысячилетней историей. Одним из них является обиталище Тим, который расположен приблизительно в 130 км к юго-западу от Самарканда на территории Нурабадского района, посреди прекрасной и величественной природы и граничит с бескрайней пустыней Карнаб.
Не было бы преувеличением сказать что, тысячелетняя легендарная и огромная ель и целебные источники являются своеобразными чудесами Тима. Мавзолей Аработа, который хорошо сохранился до наших дней, является одним из старейших памятников мусульманской культуры и манит к себе туристов и исследователей старины. Рядом с памятником Тим-ота также находятся белая мечеть и глиняная крепость. Они то и свидетельствуют о древней истории этого обиталища.
Здесь в IX-XI веках действовал огромный центр по пропаганде и изучению ценностей исламской религии. В этом центре работал великий учённый Араб ата. За его вклад в развитии исламской религии, над его могилой построен великолепный мавзолей, а в XIII веке здесь построена мечеть «Ок масжид» или «Белая мечеть».
Через Тим проходила одна из ветвей Великого шёлкового пути. Через него пролегали торговые пути из Самарканда на юг в сторону Карши, и на Запад в сторону Бухары. Торговые караваны шли через Каттакурган, Добусию в горы Карача, наслаждались водой из чистых родников Тима и продолжали свой путь.
Чудеса самой природы завораживают людей.
Жителями Тима были меткие стрелки, способные попасть в глаз летевшей птице, мастера-сказочники и поэты бахши, мастера народной медицины, обладатели уникальных способностей, богатыри с медвежьей силой. 1958 году в Тиме ученый, геолог Хабиб Абдуллаев вместе с профессором Н.И. Леоновым исследовали памятник Аработа расположенный в кишлаке. Спустя два года, приехавший в Тим академик M.В.Массон прочитав надпись на портале гробницы, установил, что оно было построено в 367 году хиджры, в 977-978 годы по христианскому летосчислению.
В книге под названием "Муъжамил-булдо" арабского путешественника Ёкута Хамавия, жившего в ХIII в. описаны также и другие аспекты Тима: Тим был большой парковкой на краю караванных маршрутов Великого шелкового пути, соединяющий Бухару с Китаем. А мавзолей Аработа построен в X веке одним из правителей Саманидов, Нухом ибн Мансуром.
Это происходило как раз в тот период, когда на среднеазиатской земле проживали такие великие известные ученые и мыслители как Абу Райхон Беруни (973-1048) и Абу Али Ибн Сина (Авиценна) (980-1037). Посещая архитектурное чудо села Тим, непроизвольно вспоминаем архитектора построившего его. Резной узор желтых сюжетов сгущается при входе внутрь здания. Подкупольная часть является восьмигранной. Памятник, несомненно, имеет большое архитектурное значение. В 1992 году В.В.Бартольд отметил что, минарет Кобус построенный в 1006-1007 годы является самым древним в мусульманской архитектуре. Упоминается что, памятник в Тиме был завершен в 367 году хиджры месяца раби ал-соний, то есть в 977 году в октябре. Фасад мавзолея уточняет вопросы о появлении и развитии именно такой формы в Центральноазиатской архитектуре.
Архитектурное чудо расположено вдали от центральных городов древней культуры Бухары, Самарканда, Насафа (Карши) и Кеша (Шахрисабза), в окраине от оживленных магистралей и по началу кажется случайным. Недавние исследования установили истину. Историографы Ибн ал-Факих (Х век) и Ёкут (XIII век) указывают, что в средние века Тим являлся одним из известных кентов (пристанищ) Согдианы. Археологические исследования доказали, что Тим находился на перекрестке путей ведущих с Самарканда в Бухару, с Зарафшанской долины в Насаф, точнее, на пути караванной дороги ведущий в столичный город Кушании.
Алишер Навои в своем произведении "Насоим-ул му?аббат" писал, что шейх Ильяс жил в горе Тим и что здесь же находится его могила. Эта информация также доказывает глубокую историю села Тим.
Итак, почему село носит название "Тим"? Согласно одной из легенд, в древние времена в Тиме проживал один таинственный человек. Он был умным, предприимчивым, смышленым, и вместе с тем неразговорчивым. Люди смотрели на этого спокойного, молчаливого и величественного человека с изумлением. Душа этого человека была тонкой и полной волшебства, словно природа Тима, а сердце таким же прозрачным, как родниковая вода этого обиталища. По словам некоторых пожилых людей, название села связано с этим молчаливым и таинственным человеком.
Население Тима описывали этого величественного человека как «безмолвный (Дим)- неразговорчивый». Есть предположения что, это слово "Дим" в дальнейшем превратилось в "Тим". Есть еще и другие легенды относительно названия села Тим.
Ещё одним чудом природы этой территории являются его целебные источники. Горячая вода источника, который местные называют «Жилибулок» сохраняет свою температуру зимой и летом. А больные искупавшиеся в водах «Кутир булок» исцеляются - вода источника и грязь вокруг него лечит различные раны, онемение кожи и костные заболевания.
Многовековая ель на западной стороне мавзолея Аработа является своеобразным памятником старины. Высота этой легендарной ели составляет 25 метров, а диаметр её более 12 метров. На основании дерева образовано пространство, и оно разделяет тело ели на две независимые части. В нём можно свободно разместить 10-12 человек. На мраморном камне рядом с елью учёными расшифрована надпись, которая гласит, что этому чуду природы более тысячи лет.
Если хорошо прислушаться, присмотреться, то можно услышать, что легендарное дерево будто рассказывает о себе шелестом своих листьев.
Эти источники и родники, обладающие силой духа, придают древнему Тиму вечную жизнь и считаются чудом матери-природы.