В этот раз для точки базирования был выбран небольшой горный поселок Мальниц (население составляет 951 человек) http://www.mallnitz.at/en , находящийся на самом севере австрийского региона Каринтия http://www.kaernten.at . Сам регион в первую очередь известен как край относительно теплых озер, горы в нём по большей части невысокие – соответственно, туристы предпочитают использовать Каринтию для купания, релаксации и велосипедных прогулок. Им удобней селиться ближе к центру региона, на берегу одного из крупных озер. Наша же цель была иной – горный трекинг (хайкинг). А наиболее высокие горы в регионе расположены именно на севере: это, прежде всего, горный массив вдоль популярного высотного шоссе Гросглокнер https://www.grossglockner.at/gg/en/index , далее слева направо идут ледник Mölltaler Glacier, затем долина, де расположен Мальниц, и высокогорное шоссе возле городков Гмюнд и Мальта. Северная часть горной Каринтии на границе с землей Зальцбург относится к региону Национальный парк Высокий Тауэрн https://venagid.ru/8227-vysokij-tauern-nacionalnyj-park-v-avstrii . Из дополнительных плюсов Каринтии можно отметить её местоположение. Благодаря центральному расположению Каринтии всего за один час можно доехать на автомобиле до Любляны и за 3 часа до Венеции. Последним маршрутом, только в обратном направлении, я как раз и добирался. Мой путь начался от морского курорта Лидо Ди Езоло. От него в Венецию каждые полчаса ходит автобус – время в пути примерно час, стоимость около пяти евро. Далее на специальном автобусе австрийских железных дорог: время в пути 3.5 часа, стоимость скидочного билета 19 евро. Автобус ходит пару раз в день до центральных городов Каринтии Филлах и Клагенфурт. Далее до Мальница нужно добираться на поезде. От Вены в Мальниц есть прямые поезда, либо же с несложной пересадкой. Время в пути 5 часов.
Лирическое отступление. Многие люди, услышав, что дорога от аэропорта занимает 5-6 часов, делают круглые глаза: мол, зачем такие сложности, не проще ли выбрать регион более близкий к точке прилета? На мой взгляд – нет, не проще. Альпийские горные районы, как правило, все находятся не близко к крупным аэропортам (Вены, Мюнхена, Вероны или Милана). Небольшие же аэропорты (в Каринтии это Клагенфурт) мы в расчет не берем, т.к. туда нет от нас прямых рейсов. Так что ехать хотя бы пару часов на поезде все равно придется. С моей же точки зрения, пять часов в комфортном поезде не намного утомительнее пары часов, но зато за пять часов можно забраться в самую глубь Альп – а это всегда интересней.
Кстати, для меня большим плюсом Мальница является именно наличие в нем железнодорожной станции, т.к., при всем уважении к австрийским автобусам, расписанию поездов я доверяю больше, да и закачивают ходить они позднее, чем автобусы. Впрочем, неделю горного отдыха можно с интересом провести и в самом Мальнице, далеко из него не выезжая. Если же целью является объехать всю Каринтию, то это удобней сделать, взяв в прокат машину. Пункты проката расположены в Филлахе и Клагенфурте. Мы машину не брали и поэтому в данном путешествии ограничились самим Мальницем, Бад Гаштайном (10 минут на поезде) и поселком Флатах (40 мин на автобусе)
Через Каринтию проходит Alpe-Adria-Trail ( http://alpe-adria-trail.com/en/ )- новейший, разнообразный, трансграничный 750 км путь, через три страны - Австрию, Италию и Словению - и через три культуры. Но это конечно маршрут не для одного дня и даже не для одной недели, если кто-либо задался бы целью пройти его весь. В реальности же большинство людей ограничивается небольшими участками. Турфирмы организуют для таких желающих ночевки в горных приютах. Однако суммарно даже такие небольшие туры, при покупке у турфирм, обходятся не так уж дешево, поэтому я пока что предпочитаю менее романтичную, но за те же деньги дающую большую свободу схему горного трекинга – базироваться в каком-либо одном месте у подножия гор, в относительно комфортном жилье и каждый день совершать горные «радиалки» в разных направлениях, иногда используя автобус. Удалось нам включить в эти «радиалки» и часть Alpe-Adria-Trail.
Если вы не сын Рокфеллера, то приезжая в любой альпийский регион необходимо поинтересоваться, есть ли там какая-то скидочная система. По моему опыту, они могут быть достаточно различными: где-то скидочную карту выдают всем гостям, проживающим в гостиницах региона, где-то её необходимо покупать в туристических инфоцентрах, где-то такая карта дает бесплатный проезд, где-то нет, где-то она позволяет существенно съэкономить на канатных дорогах, где-то даст лишь символическую скидку. Схема работы скидок может меняться год от года. В Каринтии в 2018 году существовала специальная Картинтин-кард. Её сайт https://www.kaerntencard.at/en/ Стоимость карты - 44 евро за неделю. Карту необходимо покупать самостоятельно в туристических инфоцентрах региона, и вроде бы это можно сделать даже онлайн на сайте. Нам однако такая карта досталась в качестве бесплатного приложения к оплате жилья. Карта дает 50% скиду на проезд (автобусы и поезда) в пределах региона и позволяет бесплатно пользоваться ключевыми канатными дорогами. Также дает ряд других скидок, подробнее необходимо смотреть на сайте. Обычно покупка карты себя окупает, ведь, к примеру, только один подъем-спуск на канатке от Мальница стоил 27 евро (подъем без спуска 19.50). Следует иметь в виду, что карта дает скидки только в Каринтии. К примеру, Бад Гаштайн от Мальница всего в десяти минутах езды, но там эта карта уже не работает, т.к. это другой регион. В Бад Гаштайне есть своя скидочная карта, которую, к слову сказать, купить нельзя, она выдается только постояльцам гостиниц Гаштайна.
Бад Гаштфйн (бальнеологический курорт и горнолыжный центр https://venagid.ru/8120-bad-gastein) сам по себе также является неплохим выбором для летнего отдыха, но по сравнению с Мальницем это довольно крупный и фешенебельный городок.
Мальниц же – городок небольшой. Железнодорожная станция находится на окраине поселка, от неё до центра примерно 15 минут пешком. Есть также автобус, который ходит каждый час. Его удобно использовать, чтобы добраться до нижней станции канатной дороги, которая от центра поселка находится примерно в 3-4 километрах. Впрочем, для любителей пеших прогулок это расстояние комфортно преодолеть и пешком, чтобы не идти по шоссе, проложены специальные тропы. Движение машин по шоссе после станции очень редкое. Мальниц находится как бы в тупиковой долине, далее на сервер к Бад Гаштайну от него имеется только железнодорожный туннель. Для машин туннеля нет, но есть специальный шатл-поезд с платформами для автомобилей. Ходит каждый час, стоимость для машины 17 евро.
В Мальнице один крупный продуктовый супермаркет, работает без выходных, в будние дни до 19:00. Есть пара булочных и кафешек. Поскольку зимой Мальниц является горнолыжным курортом, то есть и спортивные магазины. Также имеется городской бассейн с сауной (цена посещения бассейна 6 евро, сауны 18 евро). В целом городок тихий и приятный.
Пешеходные маршруты в основном горные. Основные из них начинаются от средней и верхней станций канатной дороги. Есть маршруты по нескольким небольшим долинам от городка.
У нас получилась такая программа.
Первый день. Приехали в обед, заселись в апартаменты, знакомились с городком.
Второй день. От верхней станции канатной дороги www.ankogel-ski.at к вершине Анкогель. Дорога оказалась не простая, часть по снежникам, с непривычки слепящее солнце и ветер. Поэтому до самой вершины не дошли, пройдя около 4/5 пути. Обратно спуск в Мальниц пешком уже без помощи канатной дороги.
Третий день. Поход по долине вдоль реки. Дошли по горной тропе до хутора Jamnigalm, обратно для разнообразия частично по шоссе. Там есть автобус, ходит два раза в день: утром и вечером. Поэтому альтернативным вариантом является доехать утром до хутора Jamnigalm на этом автобусе, совершить горное восхождение уже на более значительные высоты и вечером на этом же автобусе вернуться обратно.
Четвертый день. Поездка в Бад Гаштайн, где к нашему удивлению обнаружился достаточно интересный пешеходный маршрут (http://21vu.ru/aus/35356-kaiser-wilhelm-promanade-bad-gastein ), проходящий частично по самому городу (по верхней его части с красивыми видами на долину), а частично вдоль реки с живописнейшими водопадами. Как нам сказали в турбюро, этим маршрутом любили гулять композитор Шуберт и Кайзер Вильгельм.
Пятый день. Поездка во Флаттах http://www.flattach.at/en (от Мальница на автобусе с одной пересадкой). Вышли на остановке предыдущей от Флаттаха, откуда начинается осмотр ущелья горной реки Ragga, затем проехали на этом же автобусе пару остановок до городка Obervellach, там ещё одно горное ущелья, от верхней точки которого начинается тропа обратно в Мальниц. Назад добрались лишь к позднему вечеру. Недалеко от Флаттаха есть ещё один интересный объект – ледник и круглогодичная зона катания Mölltaler Glacier. Согласно путеводителю там иногда тренируется австрийская сборная по горным лыжам. К сожалению, к нижней станции канатной дороги, которая также входит в скидки по Каринтен-кард, нет рейсовых автобусов.
Шестой день. Кульминация нашего трекинга. Переход от верхней станции канатной дороги чрез горный перевал 2450 м в Бад Гаштайн (вернее в поселок Böckstein). Спускаться пришлось уже под моросящим дождем, что существенно этот спуск осложнило. Назад возвращались на поезде.
Седьмой день. Погода окончательно испортилась – постоянно шел мелкий дождь. Поэтому мы проделали относительно несложный поход: от верхней станции канатной дороги поднялись на ближайшую к ней вершину 2700 м, посмотрели сверху сквозь облака и спустились вниз.
Из того, что хотелось, но не удалось сделать – поездка на плотину Kölnbreinsperre https://www.verbund.com/de-at/ueber-verbund/besucherzentren/malta Рейсовых автобусов туда нет, но вроде бы с 04.07 был анонсирован специальный туристический автобус от городка Гмюнд. До Гмюнда от Мальница добираться также не просто, надо ехать сначала на поезда до города Спиталь, а затем на автобусе. На туристический автобус от Гмюнда необходимо было предварительно записаться по телефону, который почему то не отвечал. Видимо начало его работы перенесли. Надо сказать, что в данном регионе активный туристический сезон только начинается в тех числах, в которые мы его посетили (конец июня – начало июля), например, канатная дорога в Мальнице начинала работать только с 24.07. Поэтому раньше этих чисел туда вообще нет смысла ехать, если вас интересуют высотные горные походы, тем более, что в горах может быть ещё очень много снега.
Доп. ссылки:
сайт расписания автобусных маршрутов в Каринтии https://www.kaerntner-linien.at/fahrplaene-und-linien/fahrplaene-bus-oberkaernten Рекомендуется сверяться с ним, либо же с расписаниями автобусов, вывешенными на остановках, а не ориентироваться лишь на сайт австрийских железных дорог https://www.oebb.at/