Bolivia te espera!*
«… К трапу я, а сзади, в спину, будто лай:
— Да на кого ж ты нас покинул, Николай!»
В. Высоцкий.
* Боливия ждет тебя!
Боливия возникла в моих планах практически внезапно. После того, как я немножко отошел от моего крайнего тайского путешествия, я вдруг вспомнил, что майские праздники не то, чтобы завтра, но и не за горами. Поэтому нужно было срочно что-то придумывать, чтобы не было больно по их окончании. В моей, видимо, все-таки больной голове, крутились три места, и места эти были одно дороже другого. Я упорно пускал слюну на Эфиопию, о которой так интересно рассказывали Максим с Вадимом. Я хотел на Мадагаскар, откуда не так давно вернулась одна моя заочная знакомая. Я хотел в Южную Америку вообще и в Боливию в частности. После минимального изучения мат- и финансовой части, я, что не удивительно, выбрал самое дорогое направление — Боливию.
Майские в этом году были небогаты на выходные, рабочая суббота, девятое — вообще только один день посередь недели, так что я просто взял даты с субботы по воскресение, то есть, полные две недели. Ну, а за вычетом дороги получилось и того меньше. С билетами в Боливию было тяжело. Тяжело и дорого. После того, как я несколько дней покрутил Скайсканер и другие поисковики, желание лететь в ту сторону практически пропало — мало того, что было очень дорого, еще и очень долго и неудобно. Как всегда, самые короткие и относительно недорогие перелеты были через Лондон и Майями. Но наши заокеанские «друзья» требуют получать визу даже для транзита, поэтому этот вариант мне не подходил. Стоял еще вопрос куда именно лететь (в Ла-Пас из Европы прямых рейсов нет вообще) — Лима, Богота, Каракас или еще куда. В общем, после определенных мытарств и размышлений я взял билет на Люфтганзу по маршруту Москва-Франкфурт-Панама-Лима. И из Лимы до Ла-Паса я брал отдельный билет. В ту сторону еще и с промежуточной посадкой в Куско, обратно прямой. Хотите верьте, хотите нет, но на нужные мне даты это был самый оптимальный вариант. При этом дорога туда (5 перелетов) должна была занять около полутора суток.
Чем ближе был вылет, тем в большую депрессию меня вгоняла предстоящая дорога. Отдельные части тела еще болели после десятичасового перелета в Гонконг и обратно, и вот, меньше чем через неделю нужно было снова садиться в самолет.
Вопрос чем заняться в Боливии решался гораздо проще. Помимо Ла-Паса, я, само собой хотел увидеть Салар де Уюни. Но Ла-Пас и Уюни это максимум неделя. Пошукав различные сайты в иностранных интернетах, я нашел очень любопытный для меня вариант — трехдневные туры в джунгли или в пампу — то, что было нужно! После пристального изучения отчетов и мнений расположенных на сайте одного нашего конкурента, я определился с компанией для тура в Уюни. Дело в том, что большая часть туров там трехдневная, и все в один голос утверждают, что стоит только оказаться в этом месте, как уже через пару минут ты станешь обладателем такого трипа (да, это так и есть!), а еще через полчаса уже будешь ехать в джипе. Но вот четырехдневные туры (судя по рассказам очевидцев) распространены не так сильно, поэтому их лучше заказывать заранее.
Я выбрал три-четыре конторы (по совету людей с сайта-конкурента) и откатал им одинаковое письмо со своими условиями. Дальше оставалось только выбрать — цена, условия, отзывы. Я остановился на фирме под названием EMPEXSA Expediciones. Итого, четырехдневный тур в Уюни с обещанием показать максимум местных достопримечательностей был объявлен в 160 долларов. Должен заметить, что все туры на 95% одинаковые, да и цена чаще всего не сильно разнится, так что вопрос выбора конторы — это скорее вопрос везения.
Примерно таким же макаром я выбрал себе тур в пампу (по джунглям я уже изрядно налазился в Таиланде), разве что искать конторы пришлось самому, ибо отзывов по этому направлению практически нет, а про такое место как Рурренабаке вообще практически никто не слышал. Тут мой выбор выпал на хорошо переписывающуюся по-английски контору Indigena Tour. Трехдневный тур в пампу был объявлен в 190 долларов.
В процессе подготовки поездки я купил еще три перелета по Боливии — Ла-Пас — Уюни, Уюни — Рурренабаке (через Ла-Пас), и Рурренабаке — Ла-Пас на обратную дорогу. В этом мне пособила не самая дешевая (да там вообще самолеты дорогие) компания Amaszonas, самолетики которой летают по этим направлениям по несколько раз в день. Итого, у меня получилось за 16 дней (28 апреля — 13 мая) 13 перелетов! Продолжительностью от 40 минут до 12 часов.
Маршрут в результате получился следующий — 29 апреля в первой половине дня я должен был быть в Ла-Пасе, и на изучение его и окрестностей у меня было выделено 3 дня. С утреца 2 мая я лечу в Уюни, и в этот же день стартую на четырехдневный трип. Возвращаюсь в Уюни, ночую одну ночь и 6 мая лечу в Рурренабаке (в дальнейшем — Рурра). Там получается один свободный день, а на следующий день на три дня в пампу. По возвращении из пампы еще один полный день в Рурре. Как вы уже возможно догадались, эти пару дней я хотел посвятить охоте на птичек, ибо расположено это место на востоке страны, где уже начинается тропическая сельва, болота и прочие амазонки. 11 числа я возвращаюсь в Ла-Пас, ночую, и на следующий день начинается полуторасуточное возвращение домой…
Еще одна засада была с багажом. Жадные Люфты разрешают брать с собой только 8 килограммов. С учетом, что в Уюни прочили ночные морозы, в Рурре — тропическую жару, а в Ла-Пасе возможные дожди, то ни по объему, ни по весу я в ручную кладь не укладывался. И не проблема была бы сдать сумку в багаж, но меня реально смущали три перелета — я откровенно не верил, что увижусь в Лиме со своей многострадальной сумкой.
Вы можете спросить меня, Олег, а нафига ты тут все это в таких подробностях рассказываешь? Давай-ка уже к делу, давай солончак, давай пампасы! Нет друзья мои, я вас еще немного помучаю. Дело в том, что в данный момент я болтаюсь на высоте 10376 метров посередине Атлантики, в Аэробусе A340-300, и до искомого аэропорта Токумен, что в Панаме, пилить еще пять часов. Поэтому терпите и читайте. Как говорится — взялся за гуж — полезай в кузов, или что-то в этом роде…
Несмотря на то, что я зарегистрировался и распечатал все три посадочных (до Лимы) девочка в Домодедово долго и упорно щелкала клавиатурой, и вела со мной довольно занимательный диалог:
— А Вы не моряк?
— Почему это?
— Ну, обычно моряки так летают.
— Моряки по морю ходят, а так летают только безумные туристы…
Не поверив в мои добрые намерения, она попросила показать бронь гостиниц. (Где??? В Лиме я не ночую, а к моим дальнейшим перелетам Люфты никакого отношения не имеют…). Ну хорошо, сама попросила, подумал я, и вывалил на стойку пачку распечаток почти сантиметровой толщины. Вот, смотри, билет — гостиница — гостиница — билет — билет — билет — гостиница — Лима -Уюни — все понятно? Девочке было явно непонятно, она подхватила мои бумажки и пошла к кому-то более умному.
Более умный дал добро, и она начала печатать уже нормальные посадочные талоны.
— Девушка, — говорю, — а какие шансы, что моя сумка прилетит в Лиму вместе со мной?
— Шансы есть! — гордо заявляет весьма симпатичная, должен признать, девчонка.
— А большие шансы-то?
— Ну да, думаю, что большие…
Если она думала, что этим меня успокоит, то она сильно ошибалась. Но я не подал виду, что возможная потеря какой-то старой сумки с барахлом может меня хоть каплю расстроить, и гордо прошествовал к выходу, А, сжимая в руке посадочные. Сдается мне, что приключение началось…)
Снова слышу возмущенные крики — Боливию давай! Ребята, до Боливии еще далеко, если кому интересно, то в данный момент мои координаты 20*53' N 53*4' W. А теперь посмотрите, где я, и где Боливия… Поэтому буду продолжать трепать, так сказать, языком пером…)
Из Домодедово Люфты вылетели минута в минуту, не сказать, что раньше. Трех с половиной часовой перелет украсил собой завтрак. Я мудро выбрал не яйца, а блины, за что и был вознагражден вкуснейшим блинчиком (жаль только, что он был одинокий и маленький) с яблочным повидлом и вишневым вареньем. Тут же на подносе стояла баночка вишневого йогурта. Глядя на это вишневое изобилие я вспомнил, как я служил в Германии как раз в тот момент, когда Советской Армии уже не стало, а Российская Армия еще не появилась. К чему это я. Я это к вишне. Дело в том, что у немцев вдоль дорог, как у нас тополя да липки, растут вишни, и должен заметить, весьма урожайные. И мы частенько, если выезжали куда-то за пределы части, заезжали под такую вишню прямо на 130-м ЗИЛке, и со скоростью и жадностью саранчи объедали дерево практически целиком. Но, судя по всему, съели мы не все, хотя и много…
Вернемся в самолет, который летит над аккуратно нарезанной на квадратики и прямоугольнички зеленого, желтого и коричневого цветов Германией. Или то была Польша? Нет, наверное, все-таки, Германия, уж больно квадратики ровные, поляки так не могут.
Квадратики сельхозугодий разбавляли поля, засаженные ветряками. Я поймал себя на мысли, что из самолета они напоминают белые кресты на лилипутском кладбище. Убейте меня, но было очень похоже, особенно если не приглядываться.
Почему-то я был уверен, что до неметчины лету всего пара часов — ан нет, спустя три с половиной часа мы совершаем мягкую посадку в аэропорту Франкфурта-на-Майне. Выйдя из самолета, я пошел по указателям на транфер, и в результате вышел в нужное место. Однако чтобы туда попасть, нужно было пройти очередной досмотр, и никого не волновало, что ты только что с самолета. Процедура стандартная, поза «хенде хох» в пластиковой кабинке, но тут что-то пошло не так. Я не зазвенел (я вообще не звеню на таких проверках), но видимо я просто понравился (высокий, стройный, свежая короткая стрижка, мУка в серо-голубых глазах, которые сразу выдают во мне истинного арийца) пухлому досмотровщику. Он попросил встать и поднять руки, после чего довольно интимно меня ощупал. Потом попросил повернуться спиной. Я повернулся. Он опять меня ощупал. Думаю, была бы на его месте девушка, я бы уже возбудился… Еще думаю — главное, чтобы не попросил наклониться — тогда придется посылать его на …й, а я совершенно не помню, как это будет по-немецки. Но нет, наклоняться не пришлось, зато он попросил меня сесть, и по очереди поднять ноги. Блин, действительно, какая-то немецкая порнуха! Я-я, фольксваген! Общупав еще раз мои ноги и кроссовки, и с подозрением на меня покосившись (а может все-таки это была любовь?) меня наконец-то отпустили. То, чего они искали, они не нашли. И не потому, что я так хорошо это спрятал, а потому что НИ ХРЕНА у меня не было, кроме уже практически переварившегося в желудке вкусного блинчика.
Общупанный, но не побежденный, я нашел нужный мне гейт, уточнил, действительно ли отсюда через два часа летит самолет в Панаму (ответ утвердительный)
и пошел искать курилку. Я НЕ ВЕРИЛ, что в свободной, демократической и толерантной стране в аэропорту не будет курилки. И я был прав! Ищущий да обрящет, и я искал и обрел. Эта была шикарная даже не курилка, а Leizure Zone, с дизайнерскими лавочками и видом на взлетающие и садящиеся самолеты!
Ай да немцы, ай да сучьи дети, думал я, вспоминая безвозвратно сгинувшие тесные и вонючие курилки в наших аэропортах. Покурив два или три раза (как вы помните, мне предстояло почти 12 часов болтаться в воздухе), я пошел в ближайший аэропортовский магазин прикупить баночку пива, которое, как это умеет делать только пиво, помогло бы мне скоротать ожидание. Удивительно, но немецкое пиво в немецком аэропорту стоит на евро дороже, чем немецкое пиво в московском аэропорту. Есть в этом какая-то глубокая несправедливость, но с другой стороны в нашем аэропорту я пью немецкое пиво четыре-пять раз в год, а когда я последний раз был в немецком? То-то! Еще один час в Leizure Zone с пивом, чипсами и сигаретами прошел вообще незаметно — можно было бы там и еще задержаться. Но труба зовет, Панама — мама… Господи, за что мне это все???
В глубине души я надеялся, что в Панаму я полечу один и лягу на трех креслах, ибо что там делать порядочному человеку? Фиг там! Самолет был практически полным с минимумом свободных мест. Что, интересно мне, все там забыли? Ладно я, у меня веская причина, но другие?
Этот рейс вылетел точно по расписанию, как и предыдущий. Видимо, во время недавней забастовки все люфтганзовские служащие хорошенько отдохнули! Вот и славно, было бы обидно пролететь из-за того, что кому-то не хватает ежемесячно 200 евро. Мне вот тоже не хватает (причем гораздо больше), но я же не бастую, правильно? Потому что тут вам не неметчина, тут будет классическое «пошел на хер, мальчик», а не какие-то разговоры и обещания.
Но я отвлекся. В общем, идет уже пятнадцатый час, который я провожу с Люфтганзой, и пока никаких претензий к ним не предъявить, даже обидно. Ведь откинувшийся передо мной негр и самолеты, которые в наше время должны летать куда как быстрее — это не проблема Люфтов. Зато тут вовсю наливают. Я еще не успел допить обеденную баночку пива, как едет тележка с чаем-кофем. Ну, думаю, наконец-то, чайку глотну! Стюарт наливает мне чай, и, смотря в мои арийские глаза, спрашивает — коньяк или бейлис? Да блин, что же это делается-то! Давай говорю, коньяк, зачем отказываться, если видно, что предлагает хороший человек.
Не знаю как вы, а я славно провел время, пока писал. Даже повеселился.
Высота без малого 11000, температура за бортом -50 (а ведь подлетаем к Карибам)
и все тот же синий океан с белыми барашками облаков,
до Панамы 3 часа 20 минут… Закрываю Ворд, надо посмотреть киношку, пока батарейка в ноуте еще совсем не села… Не бойтесь и не надейтесь, позже я еще расскажу, чем закончились мои многочисленные перелеты…)))
Лететь над Панамой было интересно. Оказывается, сам город расположен на тихоокеанском побережье, а мы сюда прилетаем со стороны Атлантики. Как результат, самолет летит над перешейком, который (с высоты) действительно совсем неширокий.
Заложив кружочек над Тихим Океаном,
Корабли на панамском рейде.
На горизонте город Панама.)
наш лайнер приземлился в аэропорту Токумен. Слава всем богам! Тут все было несложно — показал ближайшей девочке в форме билет — она направила к нужному гейту. Проблема тут другая — южноамериканские аэропорты все еще напрочь не курящие… Не могу сказать, что для меня это сильная проблема, но и радости этот факт мне не доставил. До рейса было часа полтора, поэтому я быстренько прошвырнулся по аэропорту. Маленькая баночка пива стоит 8–9 долларов!!! Ну что это за беспредел такой!!! Пришлось не солодо-хлебавши возвращаться к гейту. Тут было все совсем не так, как во Франкфурте. Звучит испанский язык, куча народа индейской наружности, а гринго выглядят брутально в трекинговых ботинках, с рюкзаками и небритыми физиономиями. Правильно, костюмы и ботинки остались во Франкфурте.
Как ни странно, но мой рейс снова вылетел вовремя, еще 3.5 часа мучений — и вот я в Лиме!
В этом году мы везде!
В общем, дорога сюда заняла чуть больше суток.
Последний перелет дался мне совсем тяжело. По дороге поспать не получилось, а в ночь перед вылетом я спал всего три с небольшим часа. Словом, полный аут. Быстро пройдя паспортный контроль (Welcome to Peru, Oleg! — с улыбкой сказал мне приятный мужчина, ставящий печать в паспорт), я пошел в сторону получения багажа. И даже не знаю, я больше удивился или обрадовался, когда спустя некоторое время увидел на ленте мою сумку, лежащую на боку и напоминающую давно сдохшего тюленя…
Презрев зазывания таксистов, я вышел на улицу, вдохнул теплый ночной перуанский воздух, и с удовольствием закурил…
Остался сущий пустяк — подождать шесть часов и через Куско прилететь в Ла Пас. Откровенно говоря, к тому моменту я слегка задолбался. А ведь по местному времени (-7 от Москвы) я должен быть в гостинице в Ла-Пасе около 11 часов утра, и в сегодняшних планах у меня была прогулка по городу. Интересно, сдюжу ли?))
Итак, сидючи в очередном аэропорту, на этот раз в ожидании вылета в Уюни, продолжаю писать заметки.
В Лиме я пересидел нормально… Правда периодически вырубался, падая головой на тележку с сумкой, но во всяком случае там можно было ходить на улицу курить… Ну и в принципе там было гораздо комфортнее, чем, помнится, когда я ночевал в аэропорту Каракаса. На рейс зарегистрировался нормально, но вот незадача, я-то думал, что мой рейс через Куско просто пересадка — ан нет, не смотря на то, что мне дали оба посадочных, в Куско надо было получать багаж, и снова регистрироваться на рейс! Вот подстава! До Куско долетели быстро, да и вообще, дольше в аэропорту сидеть, чем лететь.
Пока стоял на регистрацию в Куско, я вдруг почувствовал, что у меня есть сердечко. Этот старый и, боюсь, уже не совсем здоровый орган, напомнил о себе, забившись у меня в груди как маленькая птичка… Однако, здравствуй, высота… К счастью, ничем, кроме повышенного сердцебиения посещение Куско на мне не сказалось. Я еще успел и покурить на улице, и немного пожалел, что не смогу на пару дней тут задержаться — Куско премилый город, и я бы с удовольствием тут погулял. Но нет, взлет, час полета,
Под крылом Титикака.
и вот мы уже садимся в Ла-Пасе.
Этот вид я наблюдал 6 раз! К пятому разу я начал узнавать каждый домик.
Слава американским богам, я все еще жив!
Получив свою многострадальную сумку, я разменял 100 баксов на боливиано (не меняйте в аэропорту много денег, тут берут проценты, и в городе курс лучше), вышел на улицу и закурил. Светило солнце, было прохладно. Я пытался понять свое состояние, но отупение от долгой дороги и бессонных ночей давало о себе знать, и соображал я очень туго. Тут же удивили и порадовали лапасские таксисты. Они скромно стояли около машин, а не бегали за возможными клиентами, как это происходит почти везде. Докурив, я подошел к машинам, и спросил, сколько стоит до центра. 70 боливиано, скромно сказал ближайший водитель. Так как я рассчитывал на 80, то торговаться не стал, а закинул свою тушку в машину, и мы поехали в город.