Западная Украина самая богатая на замки в стране. Только далековато туда ехать. Теперь и поближе есть самый настоящий замок, да еще какой красивый и удивительный по своей истории. Однако, Радомышль настолько в стороне от туристических троп страны находится, что как «редкая птица долетит до середины Днепра», так редкий самостоятельный путешественник «залетит» в этот город с туристическими целями. Чаще заворачивают любопытные автопутешественники или организованные группы.
Вход на территорию для тех, кто не хочет экскурсий, все равно платный. Стоимость билета только парк или парк плюс музеи, одна, потому что экскурсии автоматом входят. Много интересного рассказывают и картина наиболее полная от посещения выстраивается. Могу впервые сказать, что не только в будние дни можно приезжать. Была в воскресенье и народа не так много наблюдалось –цена «кусается», когда целая семья приезжает.
Сначала пояснение про «замок». Для многих может быть разочарованием «горькая правда». Первое - сооружение никогда не являлось замком, это бывшая мельница стоявшая на р.Тетерев. До нее тут было средневековое мануфактурное производство бумаги. В начале 21 века остались только камни, развалины и свалка на этом месте. Те здания, что когда-то стояли тут, были гораздо меньших размеров, что сейчас видим. Второе - башня высотой 35 м, здания, заново построенные сооружения на фундаменте руин в 2007-2011 гг. для коммерческих целей.
Это новодел, но какой красивый ансамбль получился в итоге. Заросшие плющом, то ли диким виноградом фасады, так и навевают исторические ассоциации с английскими дворцами, рыцарскими замками. Какой чудесный парк под стенами, маленький, но очень ухоженный и приспособленный для отдыха.
До мельницы на этом месте, благодаря обилию воды, была построена в 1612 году бумажная фабрика. До середины XVI века на Руси своей бумаги не было, русские книги писались исключительно на иностранной бумаге: итальянской, которая именовалась фряжской (XIV-XV века), и французской (XV-XVI века). Так, одна из наиболее древних дошедших до нас летописей - Ипатьевская (XV век) - писана на бумаге французского происхождения. На французской бумаге написан и знаменитый Лицевой летописный свод Ивана Грозного (XVI век), напечатана и первая русская книга "Апостол" Ивана Федорова (1564). Первые свои бумагоделательные производства существовали только во Львове и Осколе, работая при этом, исключительно на нужды католической церкви. Монахи Киево-Печерской лавры, где архимандрит Елисей Плетенецкий устроил типографию, нуждались в своей бумаге. Потому и начали изготавливать бумагу для типографии Лавры в Радомысле. Папирня стала своеобразным форпостом на важной торговой дороге - ViaRegia («Путь королей»), соединявшей Киев и Западную Европу. ViaRegia проходила через восемь европейских стран от Киева до атлантического океана г. Сантьяго-де Компостела.
Этот древний и самый длинный в мире сухопутный торговый путь, возник еще во времена античности. С Х века, когда Священная Римская Империя продвигала свои торговые, военные интересы, возникла дорога и на восток. На бумаге «папирни» была напечатана первая в Киеве книга «Часослов» и началась массовая печать православной литературы. Объемов производства бумаги было достаточно для покрытия потребностей всех православных типографий Левобережной Украины на протяжении всех лет существования «папирни. Местная бумага, изготовленная из крапивы и льна с добавлением шелухи лука и чеснока, была прочной и долговечной. Ее плотами сплавляли в Киев по Мице, Тетереву и дальше по Днепру. Во второй половине XVII в., во время казацких восстаний, бумажная мануфактура была разрушена. Позже бывшая «папирня» стала мельницей для окружающих районов.
Крепость, а потом фабрика-мельница-музей, построены без фундамента. Это единственный в мире замок с нерукотворным фундаментом: он стоит на гранитной скале, образованной во времена палеолита. Под крепость-мануфактуру невозможно было осуществить подкоп из-за гранитной скалы. Стены здания уходят просто в воду. Потому вокруг здания не было крепостной стены для защиты. Защитой служили естественные преграды - вода рек, скалы, заболоченные поймы рек, служившие дополнительной защитой от незваных гостей. Мануфактуру надо было защищать от врагов, потому не окна, а бойницы, стены толщиной почти полтора метра, с довольно хорошим углом обстрела, что делали крепость почти неприступной. Сооружения подобного типа довольно редкие для Европы, а в Украине это единственный подобный образец.
Решающее значение при длительной осаде играл источник, который бьет прямо из скалы внутри крепости. Он обеспечивал оборонявшихся питьевой водой и помогал выдержать любую осаду. Источник до сих пор находится в Концертном зале. По иронии судьбы, «бумажную фабрику» не смогли захватить враги, это за них сделали сами украинцы во время освободительной войны под началом Богдана Хмельницкого. Восстановили мельницу только в XIX в. по проекту инженера Пекарского.
Официальное открытие реконструированного историко-культурного комплекса «Замок Радомысль» состоялось 30 сентября 2011 года. В замке всего 5 залов, стены которых украшают предметы старины, иконы, вышитые изделия, собранные со всей территории Украины. В Богородицком зале музей украинской домашней иконы, где насчитывается более 5000 экспонатов христианского искусства XVII-XX вв. со всех регионов Украины (православных, униатских и католических). Среди них многометровые домашние иконостасы и крошечные дорожные иконы, казацкие «ковчеги» и гуцульские сложные, иконы писаны на холсте, вылитые из металла и вырезанные из дерева.
Интересны сказания про сидов, что обитают под землей или под водой. Они могут менять облик, являясь то в виде воина, женщины, то ребенка. Стрелы сидов, наконечники которых пропитаны ядом, мгновенно убивают на месте. Однажды (темной-темной ночью, в темной-темной пещере – у-у-у, бр..), таинственные сиды узнали о Новом замке, который вырос из руин в далекой стране. Это было как раз незадолго до 1 ноября, когда наступает излюбленное время сидов и отправлились они в далекую славянскую страну. К ночи 31 октября мрачный кортеж сидов на пасмурной туче приближался к Новому замку. Но за несколько метров они увидели фигуры крылатых рыцарей с мечами, которые кольцом окружили подступы к замку. «Как зовут тебя?» – спросили сиды у первого рыцаря. «Михаил» – ответил рыцарь и поднял свой меч. «А тебя как зовут?» – спросили сиды у рыцаря на крыше замка. «Михаил» - ответил и этот рыцарь с ранением в груди – «видите – меня не берут пули, лучше поворачивайте обратно и не пугайте обитателей замка» - ответил он и взмахнул крыльями. Сиды спрашивали всех рыцарей и всех их звали одним именем Михаил. И только последний рыцарь был с чашей в руках и ответил сидам – «Меня зовут святая Варвара, мы охраняем большое сокровище, Душу этой страны. А вам лучше не проникать в Новый замок, в нем живут все святые, их изображения на всех стенах. В этом замке нет места страху, которым вы пугаете людей. Хозяйка замка сама Радость, и если вы попадете под ее взглад, то растворитесь в радости…». Просто чудо, а не легенда! Потому в ряду разных по колеру, но в основном темных икон сияет светом, как солнышко икона великомученницы Варвары.
А что сиды? Не поверили темные силы и влетели под свода замка. И в лучах уже восходящего солнца, стали исчезать, таять сиды, попадая в поле зрения святых. Они смотрели на непрошенных гостей с такой радостью, которая была невыносима сидам. Радостные мысли пронизывали сидов и они становились ее частичками. А те привидения, что успели метнуться обратно наружу через проемы замковых окон, разлетелись по всей ойкумене с криками – «Радость, Радость, Радомысль – туда нельзя страху!». Ну, разве не прелесть, прелесть какая легенда о происхождении праздника All hallow ees (Месса всех святых) или Оллхолуис. Хэллоуин» это «Канун Оллхолуиса» - праздника Победы Всех Святых.
Да, такую легенду католики расскажут про любой старинный замок или древний храм. Про «радость» - только в Радомышле.
Экскурсовод подробно рассказывала об отличиях в технике икон из разных регионов. В каждом регионе страны существовали свои особенности: цветовая гамма, техника иконописи, отделка и даже разное полотно. Черниговские иконы, например, писали на дощечках загрунтованных красной краской, а фон густо украшали крупными, тщательно выписанными цветами и букетами. Иконы Подолья, по манере письма, похожи на гобелены. Полтавские рисовались на фоне холодных, прозрачных тонов, чаще голубых. Иконы из киевской области имели коричневый фон - цвет земли, символ пещерной жизни Лавры, а нимбы чёрные, синие или зелёные. Экскурсовод останавливала нас около особо заслуживающих внимание.
«Одетые иконы». После написание лиц святых, им не рисовали одежду, а прикрепляли ткань, создавая таким образом объемные ризы. Ткань украшали, как и для человеческой одежды, самоцветами, узорами и прочим.
Искусствоведы такое искусство называют примитивным, но оно трогательное и показывает, как люди становятся максимально близким к истокам веры и сами отображают это в своих картинах.
На незаметной около двери иконе, изображение принимающих крещение людей от самого Бога Савоафа. Но его писать запрещено церковными канонами, потому редкое такое письмо. И наивные сельские маляры не знали, что они нарушают какие-то каноны, потому простительно такое им.
Многие экспонаты намеренно размещены под потолком: старинные фотографии.
Так же в замке большая коллекция предметов старинного украинского быта, среди них - семейные сундуки, домашняя утварь - утюги, прялки, плетеные непроницаемые сосуды для воды, лодки-долбленки, даже телега.
Под потолком, точнее под балками, придающие сказочности фигурки ангелов и веночки невест.
Небольшая комната, промежуточная между двумя залами. В ней винтовая лестница из 158 ступенек, ведущая в башню-колокольню. Жалко, туда не разрешают подняться. Представляю, какие оттуда виды.
Обрядовый зал одновременно является местом для торжественных событий, где проводятся государственные регистрации браков. Молодожены, которые вступают в брак в замке, на острове-сердце высаживают свое дерево, за которым потом ухаживают. В зале вышиванки и тканые рушники XIX–XX вв. со всех сторон, даже с потолка свисают.
Деревянная скульптура «Архангел Михаил, убивающий темные силы», западная Украина, XVIII в.
Спустившись по деревянной лестнице, охраняемой монахом в капюшоне, оказались на балконе над большим каменным каминным залом.
Он же камерный концертный зал, один из лучших по своим акустическим свойствам. И этот зал – единственный в мире из известных концертных помещений – имеет живой источник за роялем! Он помогал выжить оборонявшимся в мельнице или папирне в случае осады, а теперь поит животворной водой веры и искусства гостей “замка”.
Отобедать можно в «средневековой трапезной», ныне вполне современном ресторане, что прямо в здании находится. Для сходства со средневековьем в зале приглушен свет, точнее, его вообще нет. Свет попадает из дверей, небольших окошек и могут зажечь свечи, расставленные по столам. Ресторан как бы продолжает экспозицию замка. На его стенах развешаны точные копии старинных западноевропейских карт XV-XVIII веков, на которых представлены земли Украины, Европы и Азии. Меню под стать давнине - предложат на выбор «меню казацкого старшины», например, и ему подобные.
Помещение, где находится восстановленная «папирня» по изготовлению бумаги из льна и крапивы. Емкость с бумажной пульпой.
Бумагу тут делают на таком же оборудовании, какое использовали монахи в XVII в. . Монахи в своё время, трудоёмкую часть работы механизировали с помощью колеса и водопада, этим и достигли почти промышленных масштабов производства. Каждый час в «Папирне» проводятся мастер-классы по собственноручному получению бумаги и нанесению на него текста.
Внушительный пресс сделан весь из дерева и отлично функционирует.
Фрагменты кассы литер старославянского алфавита, использовавшихся в XIX в. Прорыв в книгопечатании осуществил Гутенберг, который изобрел металлические литеры, закреплял их прочно, что позволяло печатать сотни копий страницы. Но при этом была возможность эти же литеры повторно использовать для печати другой страницы и текстов.
Но Гутенберг не смог бы создать свой станок без другого изобретения - бумаги. Бумага была изобретена в Китае 2000 лет назад. Но в Европе использовали пергамент, сделанный из кожи животных. Пергамент был дорогим удовольствием: на одну пергаментную Библию уходило 250 овечьих шкур. Потому книги имели богатеи и монастыри. С появлением многочисленного класса торговцев, которым были нужны контракты и счета, дешевый материал для письма стал более востребованным. Бумагу стали делать из х/б сырья. Расходы на типографский набор быстро окупался, делал бессмысленным необходимость забивать миллионы овец. Были оброки в виде изношенной одежды, ветоши. Даже появились люди, которые жили за счет добычи всякого тряпья, например, снимали одежду с убиенных после боя и сдавали ее на бумажные мануфактуры. И вдруг была найдена альтернатива целлюлозе - древесина. В эпоху «машинной революцции» -18 век, появились агрегаты-шредеры, способные измельчить древесину в мелкую муку. Вот тогда бумага действительно стала повсеместной в жизни людей.
Дешевая бумага сделала книги доступными (конечно не всем, только грамотным, и кому они действительно были нужны). Началось производство продукта одноразового использования, говоря современным языком – газет. Которые по истечении суток выбрасывались, первой в мире была ежедневная газета Daily Courant.
Сейчас бумага применяется не только в печатном деле. Мы обклеиваем ею стены в виде обоев, плакатов и фотографий; фильтруем через нее кофе и чай; запаковываем в нее молоко и соки и в качестве гофрокартона используем для изготовления коробок. Используем оберточную бумагу, жиростойкую бумагу для выпечки, наждачную бумагу, бумажные салфетки, чеки и билеты, а много-много где еще. Сейчас цифровые технологии стали делать с бумагой то, что когда-то бумага при помощи типографского метода Гутенберга сделала с пергаментом - они выигрывают в конкурентной борьбе, но не за счет качества, а за счет дешевизны.
В углу печка с чугунками, как в давние времена.
Вместе с парком на территории замка природный комплекс, созданный по принципу минимального вмешательства человека в природную среду. Здесь есть скалы и подземные гранитные породы, выходящие на поверхность, несколько подземных источников питьевой воды. Множество растений, среди которых редкие сорта ириса, водяные лилии, английские парковые розы, магнолии и даже занесенный в Красную книгу водяной орех Trapa rossica.
Везде раставлены оригинальные скульптуры XVII-XIX вв., найденных в разных уголках страны. На островках и мостиках парка, на газонах многочисленные каменные скульптуры архистратига Михаила.
Сам замок находится как на острове, река, как руками обнимает, с двух сторон, двумя водопада вырываясь на простор. Вода, хрустальные брызги водопадов создают неповторимый микроклимат и красоту. Первый водопад видят все, когда подходят к замку. Именно на этом участке дамбы, что находится перед замком, стояло колесо водяной мельницы.
Скала, на которой стоят здания, уходит на многие километры вглубь. Ко второму надо пройти вдоль реки. Там вода, проходящая через плотину, шумно падает на гранитные глыбы.
Камни-великаны, через которые с бурунами перепрыгивает речка.
Но дальше речка совершенно тихая, из-за этого сильно зарастает камышом, ряской.
Скульптура архимандрита Елисея Плетенецкого выполнена украинским скульптором Владиславом Волосенко. Памятник из местных материалов габбро и лабрадорита, композиция весит 5,5 тонн и имеет длину 3,4 метра и высоту 1,7 метров. Чтобы ее установить инженеры были вынуждены построить в воде специальный фундамент. Она изображает монаха, который, склонив голову, плывет в лодке. Перед ним лежит раскрытая книга, а в руке – горящая днем и ночью свеча. Река символизирует текучесть времени, лодка – человеческая жизнь, книга – знания и жизненный опыт предшественников, свеча – просвещение и служение людям.
Островок, носящий название «Остров любви» из-за своей формы и потому, что «любовь» — это не только отношения между мужчиной и женщиной, а любовь к родине, к природе, к искусству. В парке, что раньше был городской свалкой, приложили немало труда для получения теперешнего результата. Углубляли, расчищали русло реки, формировали острова и берега. Потому остров сейчас высокий, что насыпали грунт для придания крепости и формы в виде сердца. Из-за этого деревья, что росли тут, теперь «погружены» в специально-сделанные углубления, окруженные бортиками. На бортиках сделали деревянные сиденья. Под деревом обнаружен был котенок в количестве одной штуки, но голодный, как стая волков. Ел не только предложенные мясные остатки, даже хлеб.
К острову Любви ведёт каменный «Мостик верности», опять же, не только супружеской, а верности и своим идеалам. Так же на территории есть Мостик взаимопонимания и Мостик прощения, есть Площадь вечности, с которой начинается музей, и Площадь истории, есть арка с девятью колоколами.
В парковом озерце живут бобры и выдры, норки, водяные крысы, птицы и даже аисты. Одну выдру я увидела собственными глазами, фотографируя под старой вербой мальков в воде. Особь дождалась окончания фотосессии и, когда я уже спрятала аппарат в сумку, грациозно проплыла перед глазами, кося на меня насмешливым взглядом- «что, не успела?». Да, не успела сфотографировать. Но она и так поразила меня своим появлением под эти деревом.
В парке несколько подземных источников питьевой воды, один из них прямо в здании находится, самый живописный в парке под охраной "стража".
На территории замка есть небольшой гостиничный фонд. Все номера носят названия просветителей своего народа, имена которых дали гостевым комнатам. Например, номер «Ефросиния» — в честь просветительницы Белоруссии Ефросинии Полоцкой, номер «Тереза», названный именем святой, причисленной в католическом мире к Учителям Церкви. Номер «Анна» назван в честь дочери Ярослава Мудрого, научившей французский двор читать и писать…
Таким образом каждый из номеров отеля «Via Regia» превратился в мини-музей, который представляет ту или иную страну. В башне два номера. Они посвящены Гите Уэссекской — английской принцессе, ставшей первой женой Владимира Мономаха. Дочь англосаксонского короля Гарольда II и первая жена великого князя Владимира Мономаха способствовала распространению в Киевской Руси культа св. великомученика и целителя Пантелеимона. Комната « Елизаветы» — дочери Ярослава Мудрого, супруге норвежского короля Харальда III. Как-то один гость, выйдя ночью в парк, увидел человека в черном одеянии.., шагающего по воде.
Замок с парком находятся за плотиной чистейшего озера Полесского края.
«Замок Радомысль» никого не оставит равнодушным. Это не строгий музей в научном смысле, а очень приятное место для отдыха. «Замок Радомысль» является первым в Украине дипломантом проекта Совета Европы - «Via Regia - большой культурный путь Совета Европы». Он также внесен в Топ-100 лучших отелей Украины. И пусть комплекс построен недавно, через 100-200 лет он будет настоящей стариной.