В далеком детстве я услышал в мультяшке песенку, которая звала окунуться в мир кино. С тех пор, тяга к киноискусству все время дремала в моем сердце…
Фильм, фильм, фильм…
Профессий много, но,
Прекрасней всех — кино.
Кто в этот мир попал —
Навек счастливым стал.
Фильм, фильм, фильм…
И нам, конечно, лгут,
Что это тяжкий труд.
Кино — волшебный сон.
Как сладко спится в нем!
Фильм, фильм, фильм!
Попасть в тот мир кино
Не каждому дано
Но, коль попал в оно
Считай, ты в казино!
Включи эту песенку и читай рассказ о том, как легко можно утолить жажду общения с прекрасным кино
https://youtu.be/U62TGu827Ew
Кино появилось относительно недавно — всего лишь в начале ХХ века, но сразу же сразило первых зрителей наповал. На просмотре первой в истории кинокартины «Прибытие поезда» особо нервные зрители в ужасе бежали от экрана. В этом виде искусства оказалась заключена непостижимая магия, с помощью которой живая жизнь переносится на пленку, а затем на экран, и этот кусочек жизни может храниться очень долго. Очень скоро кинематограф научился не только фиксировать действительность, но и создавать новую реальность, в которой жили безупречные герои, торжествовала справедливость, люди любили друг друга вечно, и все были счастливы. Кино подарило человечеству счастье видеть на экране то, чего в жизни не бывает. Кто из нас, сидя в кинозале, и глядя на блистательных героев, творящих несусветные подвиги, а затем получающих любовь умопомрачительных героинь, не представлял себя на месте удачливого героя-любовника? Недаром, с тех пор киностудии называют «фабриками грез». Первая российская фабрика грез разместилась в киностудии Ханжонкова в начале ХХв, именно на ее базе, после национализации в 23 году возник легендарный Мосфильм. Именно здесь творили кино-волшебство легендарные Эйзенштейн, Ромм, Пырьев, и, конечно, всеми любимый автор уморительных комедий — Леонид Гайдай.
За свою жизнь я посмотрел сотни фильмов, участвовал в съемках десятков телепередач, сам многократно бывал героем телесюжетов, но вот попасть на настоящую киностудию не получалось. В один из летних выходных звезды сошлись, и я записался на экскурсию на Мосфильм, от Киевского вокзала до него минут 15 на троллее. У проходной невольно замедлил шаги, а сердце, наоборот забилось чуть быстрее, ведь за воротами творится настоящее волшебство: там снимают ФИЛЬМЫ! Ну, где тут толпа известных артистов, ярко горят юпитеры и кричат в мегафоны самые знаменитые режиссеры?!? Вместо них стояли группы экскурсантов, их здесь много, а на их фоне выделялась парочка необычно одетых девчонок-фриков. Заснял их на всякий случай, быть может, потом они станут знаменитыми?))))
Территория киностудии огромна, по словам гида, она больше площади Кремля. Сразу за проходной расположился музей Мосфильма, очень интересное место. Прямо у входя три танка под навесом — легендарный Т-34, хваленый Тигр и еще один. Выглядят, как настоящие, на самом деле просто макеты, стрелять не могут, но ездят самостоятельно. За музеем два памятника. Один понятный и уместный: босоногий Шукшин присел на травку, да так и застыл в бронзе. Второй тоже бронзовый, только сильно необычный. Автор изваял эпического персонажа — «Конь в пальто». Сколько раз до этого я пытался в мыслях представить себе поговорку: «Кто-кто? — Конь в пальто!» Так вот он каким оказался, этот кадр — худощавый мужик в скромном пальтишке и с головой рысака! Скажу сразу, Конь впечатлил намного больше, чем Шушкин.
Половину музея занимает автопарк, в нем собраны старинные машины, начиная с 1913 г., причем, все они на ходу: залей бензин и езжай, куда режиссер захочет! Вы можете представить себе Роллс-Ройс 1913 г.?!? А он не только существует на Мосфильме, но еще и может самостоятельно передвигаться! А Мерседес-Бенц 1938 г. чего стоит? Трудно сказать, кто на нем ездил в военной Германии — таких машин после войны русские воины победители привезли с чужбины множество. Но точно известно, что в «17 мгновениях весны» блистательный Штирлиц-Тихонов на нем не только ездил, но даже и спал как-то раз. А звездой автопарка является архаичная сегодня, но недосягаемая в прошлом Волга-21. Это настоящая звезда первой величины — она снималась сначала в «Берегись автомобиля», а потом в «Брильянтовой руке» и еще в других фильмах. Достаточно вспомнить знаменитое: «наши люди на такси в булочную не ездят!» Кстати, именно на такой машине я впервые сел за руль в далеком 75г… Здесь же стоит и автобус, в котором ездили легендарные Глеб Жеглов с Володей Шараповым.
Залы музея посвящены костюмам, интерьерам отдельных фильмов, и, даже, отдельным предметам. Все помнят «Корону Российской империи», так она здесь, в витрине — смотри-не-хочу! А главный реквизит комедии «Джентльмены удачи» — золотой шлем? Он тоже в наличии: взяли пожарную каску, припаяли к нему два рога, покрасили золотой красочкой и драгоценный атрибут готов! Из интерьерных декораций привлекает внимание туша быка, в чреве которого в крови принимает ванну Чезаре Борджиа из фильма Яды или всемирная история отравлений». Животных киношники очень уважают и во время съемок не причиняют им вреда. Отдельно стоят макеты вагонов и кораблей, которые раньше использовали для проведения комбинированных съемок. А также есть реквизит для современных ужастиков — опять Гоголя вспомнили и по мотивам его рассказов сиквелы делают.
Длинные пустынные дорожки в тени густой зелени и огромные коробки съемочных корпусов — вот и все, что первоначально видит посетитель, пришедший на киностудию. Нас завели в самое старое здание, его строили на заре Советской власти в духе конструктивизма, и придали ему необычную форму в виде самолета! Нос самолета смотри в сторону Кремля, там кабинет директора. В остальных помещениях студии, и съемочные павильоны, нас завели в один, он разочаровал — абсолютно пустое огромное пространство. Зато в другом небольшом зале расположились декорации церкви, потолка у ней нет — не нужен он для съемок. По правилам киносъемок декорации строят под конкретный фильм из досок, щитов и пенопласта. После съемок все разбирают и выбрасывают на свалку, за исключением щитов, которые используют для новых проектов. Этой церквушке повезло — получилась она неприметная, но типовая, разбирать ее не стали. Снимают в ней раз за разом церковные сцены для разных фильмов, только иконы на стенах меняют для разнообразия. Кстати, иконы, тоже декорация — просто фотографии в рамах, крашенных золотой краской. Вот он каков — мир иллюзий в реальности. В съемочных залах строят любые декорации — студии, квартиры, магазины, рестораны, даже тронные залы, все, что режиссер попросит.
На территории Мосфильма есть особый уголок — две самые настоящие улицы, стилизованные под старый Питер и Москву. Снаружи дома выглядят, прям, как настоящие. Богатая лепнина, статуи, старинные рамы, кованые фонари на фасадах. Деревянные старинные домики, церквушка, деревянная каланча, помпезные питерские здания, облицованные будто гранитом. А если заглянуть внутрь здания, там пустота: нет пола, перекрытий и потолка. Заглянем на тыльную сторону домов — просто щиты, затянутые сеткой.
Постучи по лепнине, а это пенопласт, замазанный цементом и покрашенный краской, фонари настоящие. Хоть брусчатка самая настоящая: тесанные камни в начале и неровные валуны на окраине улиц, до чего же тяжело ковылять по ним. Эти декорации построили 15 лет назад, собирались разобрать, но так удачно получилось, что стали в этих интерьерах регулярно съемки проводить. Фасад перекрасят, фонари новые приладят, да вывески другие навесят — вот тебе и новый город. На съемках кареты и старинные автомобили по брусчатке разъезжают, барышни в пышных платьях разгуливают, к ним кавалеры в котелках и с тросточками кадрятся. На углу усатый и пузатый городовой с шашкой и револьвертом стоит — полная иллюзия 19 века. Теперь снимают не только Москву с Питером, но и заграницу стали имитировать, в кадре оживают то Прага, то Берн, Берлин… На одном доме заметил сразу две вывески — на русском и на латыни, интересно, этот дом кусками снимают в разных фильмах? В наш приезд на улицах было пустынно и одиноко — съемок не было.
Все знают классическую заставку Мосфильма, когда «Рабочий и колхозница» медленно поворачиваются в лучах. Эта композиция была создана Верой Мухиной для украшения павильона СССР на всемирной выставке 37г в Париже. Потом памятник вернули из Франции в Москву. Местами повредили, местами восстановили, потом он долго стоял на невысоком постаменте около ВДНХ. Энциклопедия назвала его «эталоном социалистического реализма» — во как! Кстати, с соцреализмом в застойные годы киношники слегка переборщили: засилье рабочих драм и революционных сиквелов захлестнуло экраны всей страны. К концу советской власти памятник сильно обветшал, и в начале 2000, на многие годы был помещен в реставрацию. Относительно недавно знаменитая скульптура вновь заняла свое место, но уже на высоком 37 м постаменте, который вновь вознес ее на высоту парижского павильона. Я то всегда был уверен, что именно эту композицию я вижу на заставке каждого мос-фильма. Так нет же, опять заблуждение: специально для московской фабрики грез Мухина сделал уменьшенный дубликат своего творения. Именно его мы и видим на заставках, сейчас эту копию показывают каждому экскурсанту.
Кто помнит первый советский ужастик? А это был «Вий», снятый именно в этих стенах. В музее размещен динамический макет сцены в церкви с панночкой и Вием, после просмотра которой некоторые дети спать не могли. Посетители видят, как парубок, очерченный магическим кругом, молится в церкви, мертвая панночка долбится о невидимую преграду. В парубке без труда можно опознать молодого Куравлева, именно он играл в фильме. А вот в страшной ведьме-панночке невозможно узнать секси-красавицу тех лет — Наталью Варлей, что играла эту роль: недоработали художники в те годы. Макет действующий, фигурки двигаются, у Вия глаза краснеют, страшные звуки за декорацией раздаются, но страха не вызывают, современные кино-ужасы намного ужаснее.
Одной из главных реликвий считаются костюмы знаменитой троицы из «Кавказской пленницы» — «Бывалого, Труса и Балбеса» — это подлинные вещи, котоорые снимались в одной из лучших комедий всех времен и народов. Конечно, Московская штаб-квартира Мосфильма — это только малая часть его деятельности. Под Москквой в Алабино есть целая автобаза с танками и военной техникой для батальных сцен. Значительная часть съемок происходит на натуре, порой, в полях строят целые деревни, как то делалось для съемок фильма «Белый тигр». Но это совсем другая история, которая осталась за кадром моей экскурсии
Мосфильму скоро будет целый век — огромной срок жизни для одной киностудии, за это время выпущено около 3000 фильмов, выходит порядка 30 в год. Последние 20 лет этим флагманом российской киноиндустрии рулит Карен Шахназаров. Самая престижная кинопремия — Оскар, чуть помоложе, уже раздали чуть меньше трех тысяч статуэток. Из них три достались «Мосфильму»: «Война и мир» С. Бондарчук (1968), «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975) и «Москва слезам не верит» В. Меньшов (1980). Такая вот арифметика получается…
Понравилось ли мне мероприятие? Конечно да, но кое-чего не хватило. Хотелось увидеть сам процесс, побывать на съемочной площадке, пообщаться с артистами и услышать своими ушами «МОТОРРР» !
ПОЛЕЗНОСТИ:
1. Проезд от станции метро «Киевская» троллейбусами № 17 и 34, автобусом № 119 до остановки «Киностудия „Мосфильм“». От станции метро «Университет» автобусом № 119 до остановки «Киностудия „Мосфильм“». Далее — проходная киностудии.
2. Я брал 1,5 часовую экскурсию через И-нет, это стоит от 750 до 900р
3. Если зайти на сайт киностудии https://www.mosfilm.ru/fans/excursion/
можно сэкономить -цена экскурсии 460р, но надо подбирать время.