Квартальные мечети Самарканда, как и мечети других городов Средней Азии, играли в прошлом в жизни населения значительную роль.
Прежде всего, мечеть являлась местом отправления религиозного культа, и в ней, в соответствии с требованиями ислама, пять раз в сутки собирались верующие данного прихода для совместного совершения намаза.
Причт мечети состоял обычно из двух лиц – имама и суфи, которые приглашались приходом (мусульманское духовенство нерукоположное, и обязанности имама мог выполнять любой грамотный человек, знающий необходимые молитвы и не имеющий физических недостатков). Имам предстоял на совершаемых в мечетях намазах, читая вслух положенные молитвы, а также отправлял все требы своих прихожан: совершал свадебный обряд никох (для этого всегда приглашали имама квартальной мечети, прихожанами которой была семья девушки), принимал участие в чтении Корана при совершении обрезания, прочитывал над умершим молитву джаноза (для чего покойника, вынесенного из дома, заносили во двор мечети), а потом провожал его на кладбище и там прочитывал соответствующие молитвы. За каждую совершенную требу имам получал особое вознаграждение деньгами и натурой. При праздновании таких семейных событий, как обрезание, свадьба, кроме всего прочего вознаграждения, ему еще давали халат, надеваемый на него во время праздничного пиршества, на котором он и суфи всегда присутствовали.
Главной обязанностью суфи было перед каждой молитвой выкрикивать призыв на молитву – азон. Кроме того, он должен был содержать в чистоте помещение самой мечети и двора. Обычно суфи обучал детей, посещающих начальную школу мактаб (в других городах эта обязанность чаще лежала на имаме мечети).
Мактабы были при большинстве квартальных мечетей. Обучались в них мальчики начиная лет с шести (девочек учили женщины-учительницы, содержащие школы в своих домах). Первым долгом они зазубривали наизусть сборник наиболее употребительных сур Корана на арабском языке, называемый Хафтияк и составляющий, как это видно из названия; одну седьмую часть Корана. После Хафтияка проходили таким же образом Чоркитоб – книгу на таджикском языке, в которой излагались все религиозные обязанности мусульманина, в том числе и текст молитв, прочитываемых во время намаза. К 14 годам, т.е. к возрасту, считавшемуся временем достижения мальчиками совершеннолетия, ученики уже выучивали необходимые молитвы и начинали ходить в мечеть, хотя до появления растительности на лице их места были в задних рядах молящихся. В передних рядах молились старики и наиболее уважаемые жители гузара.
На содержание имама и суфи со всех жителей гузара собирались деньги имомона, большая часть которых отдавалась имаму, а меньшая – суфи.
Одной из особенностей самаркандских мечетей, отличающей их от мечетей фергано-ташкентских районов и сближающих с мечетями Бухары, является наличие при многих из них тахоратхона – специальных помещений для совершения предмолитвенных ритуальных омовений тахорат, построенных по типу небольших туземных бань хаммом с обычным для последних подземным отоплением и резервуарами с горячей водой, нередко со сводчатым перекрытием. Тахоратхона обычно состоят из квадратного помещения, в котором раздеваются, и небольших кабин – гуслхона для полного ритуального омовения.