В любой новой стране, дабы знакомство с ней вышло особенно «вкусным», желательно выделить несколько часов на соприкосновение с местным фольклором. Большинство путешественников, думаю, со мной согласятся.
Варианты могут быть разные, но в идеале это, конечно, трапеза из традиционных блюд в каком-нибудь аутентичном месте, а в качестве музыкального сопровождения к ней — народные песни и пляски.
Однако, несмотря на то, что в каждой стране я непременно включаю этот пункт в программу путешествия, находясь в
Марокко, ни о каком фольклоре даже не вспомнила! Очевидно потому, что Марракеш, где мы провели первые несколько дней, сам по себе исключительно фольклорный город.
Такое впечатление, что жизнь там, пусть бурлящая и яркая, не меняется вот уже несколько веков. Как будто порядки, правила поведения, одежда, способы приготовления еды... да, что хотите... установились однажды и более не поддаются влияниям времени, лишь из поколения в поколение повторяют сами себя.
Отведать традиционных блюд в Марокко можно повсюду, а чтобы увидеть людей в национальных костюмах, вовсе не обязательно идти на шоу или концерт — здесь и так до сих пор большинство населения носит традиционный прикид. Да и какое шоу сравнится с тем сумасшествием, которое ежедневно творится на площади
Джамаа-эль-Фна ?!
Однако, у нас был организованный тур, причём, отмечу, очень качественно организованный, и поэтому всё, о чем мы могли бы забыть или не подумать, уже давно придумали и продумали за нас. Так что однажды вечером, вместо ужина в отеле нам приготовили очень запоминающееся развлечение.
Хотела написать, что у нас было «путешествие в восточную сказку», но это не отражает сути. Поездка в Марокко сама по себе была путешествием в восточную сказку, притом настоящую. А тем вечером мы оказались в какой-то иной, фантазийной реальности.
Фольклорная программа так и называлась — «Фантазия», а место действия «У Али» — Restaurant «Chez Ali».
Ох, ну с чем-чем, а с обычным рестораном у меня это загадочное поместье никак не ассоциировалось. Его-то как раз я и назвала бы «Фантазией», а шоу, наоборот, «в гостях у Али».
Поначалу, при входе, показалось, что это все-таки ресторан. Вроде того, какой мы видели в
Анталии
Туркиш найт
Здесь тоже был и декоративный вход, и торжественная костюмированная встреча гостей.
Но если в Анталии за парадными воротами был лишь небольшой внутренний двор и огромный ресторан со сценой, то войдя на территорию Фантазии, мы были поражены её размахом и оформлением.
Здесь был двор, как во дворце султана
И пещера со сталактитами и пиратскими сокровищами
Следующий вход охраняла гигантская кобра, метра 3 высотой
Понятно, что нас окружали декорации, но декорации отменные.
А ночь и продуманное освещение добавляли всему этому таинственности и давали простор для фантазии.
Когда же мы миновали все ворота и прошли на основную территорию, то её общий вид и размеры строений заставили забыть даже само слово «декорации». Казалось, это не автобус доставил нас сюда из Марракеша, — в подобное место можно перенестись только в мечтах, на ковре-самолете.
С правой стороны от нас длинной вереницей выстроились шатры. Такие большие, что каждый из них сошёл бы за самостоятельный ресторан.
Слева, чуть поодаль, сверкал в золотистых лучах подсветки дворец султана.
По центру был вырыт довольно большой искусственный водоём. Ну, это я так подумала, что водоём, и удивилась, отчего же в него не налили воды. Может быть, ждут, что он сам наполнится от сильных дождей, льющих каждый вечер?
Дождь шёл и теперь. Дождь, темнота, движение... в общем, с фотографиями опять вышел облом...
Фольклорные группы, которых было 10 или даже больше, встречали нас со звоном бубнов, боем барабанов и протяжными трелями зурны. Буквально отовсюду звучали разные восточные мотивы — это музыканты рассредоточились вдоль всей «улицы» и играли возле входов в каждый из шатров.
Столы уже были сервированы, а основные блюда подавались в больших серебряных таджинах.
Это практикуется на богатых приемах — пищу, приготовленную заранее, в обычном таджине или на вертеле, перекладывают и подают на стол в таджине «парадном». На ужин у нас была ягнятина и кускус.
на каждом блюде — четверть ягнёнка
Кускус мне давно и хорошо знаком, в
Израиле он очень популярен, и заказать его можно почти везде. Но попробовав марокканский вариант, я поняла, что настоящего кускуса ещё не ела! Он был потрясающе вкусным и просто таял во рту.
Во время ужина в шатёр, сменяя друг друга, постоянно заглядывали группы музыкантов, отплясывали, подвывали и улюлюкали, поочерёдно возле каждого стола. Инициатива гостей, которые решали ненадолго прервать свою трапезу и размяться, присоединившись к танцу, воспринималась благосклонно.
В общем, «У Али» было сделано всё, чтобы посетители чувствовали себя дорогими гостями на богатом пиру у султана, в окружении его слуг и артистов.
Вечер завершало получасовое представление несколько иного рода. Конное шоу берберов. Нам пришлось выйти к месту, которое я в начале приняла за водоём без воды. На самом деле это оказалось большое спортивное поле, окружённое трибунами.
Сидеть на мокрых трибунах было невозможно, но дождь поутих, и это радовало. Едва мы заняли места, включились прожекторы, высвечивая в дальнем углу поля огромную тень всадника на фоне некого строения. Очень зрелищное и волнующее начало.
Слово «берберы» — то есть «варвары», использовали в своё время древние римляне, называя так коренных жителей Северной Африки. Берберы существовали свободными племенами, были воинственны и доставляли немало хлопот завоевателям. Несколько столетий спустя берберы точно так же противостояли уже мусульманам, но в VII веке все же приняли ислам.
Сами себя берберы, разумеется, не считают варварами, а идентифицируются по названию племени, к которому принадлежат. Марокканские берберы предпочитают именоваться «имазигхен», то есть «свободный человек».
Наездники демонстрировали нам своё искусство держаться в седле, проделывали на скаку всевозможные, почти цирковые, трюки, а периодически надвигались на зрителей единой шеренгой, оглушительно паля в воздух из ружей.
Под «занавес» на поле выехала занятная самоходная телега и привезла девицу в золотых покрывалах. А девица — ну, точно, Шамаханская царица, исполнила танец живота.
Это был финальный штрих. Нам всё очень понравилось!
Вполне можно сказать, что в «Фантазии» воплощены самые разные фантазии — кулинарные, визуальные, боевые и сказочные.
Но не могу не добавить ложку дёгтя в эту бочку мёда. Дома я полезла в Трипадвайзер, чтобы почитать отзывы о «Chez Ali». Просто стало интересно, все ли от него в таком же восторге. Разумеется, нашлись самые разные мнения. Одних восхищало конное шоу, другие радовались, что это неприятное зрелище продолжается недолго. Кому-то невероятно понравилась еда, а кто-то посчитал её невкусной. Артистов одни называли «профессиональными коллективами», других же они изрядно раздражали. Всё это нормально, дело вкуса.
Однако, в некоторых отзывах отмечались нюансы, о которых мы, будучи в группе, даже не подозревали. Очевидно, наш опытный гид и руководитель, большой спец по Марокко, заранее обо всем позаботился и оградил нас от возможных неудобств.
Так, например, группы артистов, кочующие из шатра в шатёр, буквально вымогали чаевые у некоторых одиночных посетителей. Человек, заплативший за фольклорный вечер немалые деньги (порядка 50€), никак не ожидает, что во время ужина придётся отстегивать ещё и ещё.
За бутылку вина с «одиночек» тоже пытались содрать что-то около 40€, причём, если у посетителя не оказывалось при себе достаточно наличных, цена тут же снижалась в два раза. Короче, марокканцы верны себе, у них нет понятия о том, чтобы поддерживать хороший имидж страны перед иностранцами.
Будь то 5-звездочный отель, обменник в международном аэропорту или такой роскошный ресторан, как Фантазия, местные не упустят малейшей возможности обдурить «дорогих гостей» на сотню-другую дирхам.
Об этом нужно помнить, и мечтая о Марокко (а эта страна достойна быть мечтой), не тешить себя иллюзиями насчёт тамошнего менталитета ))