Марокко славится исключительным разнообразием своей природы. В этой стране есть все — покрытые снегом вершины Атласских гор и барханы пустыни Сахара; обширные плодородные равнины и продуваемые всеми ветрами берега Атлантического океана. Встречаются удивительные разноцветные ландшафты. Есть, наконец, и средиземноморские города, от которых рукой подать до Испании.
За свою короткую поездку мы успели увидеть лишь малую часть Марокко, а в плане пейзажей и вовсе ничего. С сожалением это констатирую.
Но по крайней мере, в начале февраля, мы застали эту страну в «парадном убранстве» — укрытую сочным зелёным ковром молодой травы.
В израильской пустыне Негев из года в год происходит похожее преображение. Ненадолго, всего на несколько недель, бесцветные пыльные холмы радуют глаз свежей зеленью, а вдоль обочин дороги распускаются цветы.
В Марокко эффект оказался даже сильнее. Разделительные полосы на некоторых шоссе напоминали настоящие клумбы, бесконечной длины.
Желтые краски — цветы горчицы, сиреневые — дикая лаванда. Качество фотографий ужасно, простите, но как удачно снимешь мелкие цветочки на большой скорости?
Ещё одно свойство местной «пасторали», знакомое мне по израильской жизни — невидимые стада пасущихся овец. В Голландии, Ирландии или Швейцарии пастораль настоящая. Кто не умилялся при виде пушистых белых барашков, рассыпанных по изумрудным холмам?!
А тут и овцы какие-то другие, не кучерявые, поджарые, и шерсть их грязновато-серая, аккурат под цвет небогатой на растительность земли. Почти невидимы такие овцы на общем фоне, но только не весной! Тогда всё, как положено — белое на зеленом.
И до чего занятно наблюдать пасущееся стадо где-нибудь на опушке леса, среди деревьев!
Есть её большие затейницы, марокканские козы. В поисках корма посочнее они вполне могут залезть и на дерево. Уверенно двигаясь по веткам, щиплют себе на радость листочки и плоды.
Особенно любимы здешними козами-древолазами плантации аргана.
Арган или арга́ния — растение, распространённое в Марокко и Алжире. Арган никак не научатся культивировать искусственно, и потому в Марокко лишь несколько регионов в южной части Атласских гор могут похвастать его плантациями. Все они выросли естественным образом.
Из семян аргана получают аргановое масло, которое содержит богатый состав микроэлементов, и его употребление очень полезно для нервной, иммунной и пищеварительной систем. Кроме того арган — прекрасное средство для ухода за кожей и волосами, поэтому его масло используется как в производстве косметики, так и в кулинарии.
Ценное аргановое масло производят только вручную, до сих пор. Потому что любая автоматизация резко увеличит количество отходов, а это крайне невыгодно.
Мы заезжали по дороге в один из магазинов при фабрике, где наблюдали за процессом, пусть и показательным, для туристов, но полностью соответствующим вековым традициям.
Плоды арганового дерева созревают около года. Не спелые, они напоминают оливки, но когда их кожица подсыхает и темнеет, плоды становятся похожими на орехи.
У плодов слоистая структура: внешний слой — кожица и мякоть, средний — скорлупа ореха, внутренний слой — ядро.
Из ядер методом холодного прессования как раз и получают ценное и очень редкое аргановое масло, но отходы производства тоже тщательно собирают. Из жмыха заготавливают питательный корм для лошадей и домашнего скота.
Тяжёлую работу по обработке плодов аргана традиционно выполняют только женщины. Нужно иметь редкое терпение и сноровку, чтобы целыми днями ловко колоть орехи, очищать от кожицы и крутить допотопную мельницу. Но конкретно этим, при магазине, можно сказать, повезло: продемонстрировали рабочий процесс перед очередной группой туристов, и можно отдохнуть...
А для туристов тем временем уже готова дегустация со множеством блюд из аргана, и продавцы магазина ждут за прилавком богатеньких буратин.
Однако, и обычные технические остановки по дороге бывали не менее познавательными, чем подобный заезд на фабрику аргана. В Европе вдоль всех скоростных трасс имеются заправки с магазинами и кафе. Очень удобно, чтобы перекусить по пути и купить необходимые мелочи. Качество подобных станций в Марокко приятно удивило.
Новые, современные станции были либо стилизованы под традиционные строения:
Либо напоминали небольшие райские уголки, окруженные целым садом зелени, с расставленными в нем изящными столиками.
Было приятно посидеть недолго в таком месте, утрясти впечатления, выпить стаканчик марокканского чая или кофе. Кстати, и чай, и кофе в Марокко весьма специфические.
Чай, в моём понимании, у них вообще ни разу не чай! Скорее, это некий напиток с травами и мятой, и если относиться к нему именно так, то есть не ожидать привычного вкуса чая, то напиток очень даже ничего. В Марокко пьют его сладким и всегда очень красиво подают.
С кофе всё ещё оригинальнее. Горький чёрный кофе, который пьют сами марокканцы, иностранцам, судя по всему, не нравится, и для них придумали местный аналог капучино. Называется «нус-нус». Делают его все равно из чёрного кофе, но с молоком, даже пенку взбивают. На капучино, как вы понимаете, нус-нус похож весьма условно.
Еда в Марокко даже на заправочных станциях, о которых я писала выше — это не какая-нибудь стандартная пицца или гамбургер. Все готовится традиционно, и кухни открыты для глаз.
Очевидно, чтобы проезжие иностранцы видели, что все здесь чисто, цивилизованно, и не боялись задержаться на обед.
Сейчас я сообразила, что до сих пор ни в одной заметке не упомянула про знаменитый марокканский таджин. Так вот, исправляюсь.
Прежде всего, таджин — это не блюдо, а способ приготовления чего угодно в керамическом чугунке со специальной высокой крышкой. В меню любого ресторана под заголовком «таджин» может значится 20-30 разных блюд.
Это может быть мясо или птица, овощи, кус-кус, но чаще всего всё готовится вместе, в различных вариациях, с использованием в качестве приправы пряностей, ягод, фруктов и мёда.
Ингредиенты в таджине тушатся на медленном огне, а пар, собираясь в кончике высокой крышки, концентрируется, накаляется и затем как бы «падает» на блюдо сверху. Вкус у такой еды всегда получается отменным!
Дороги, по которым мы ездили, были вполне приличными. Сеть шоссе, связывающая основные города Марокко, по решению короля была проложена таким образом, чтобы захватить как можно больше сёл. Многие населенные пункты, вблизи которых проходит теперь трасса, ранее были почти отрезаны от цивилизации.
Для таких сёл шоссе в буквальном смысле стало центром общественной жизни. Проезжая мимо, мы подглядывали эту жизнь, словно кадры незнакомой киноленты без перевода.
Возле дороги построены рынки и мастерские. Туда постоянно подъезжают допотопные автомобили, лет 30-ти, а может, и 40 от роду. Мопеды, подводы с лошадьми...
Происходит купля-продажа, заключаются сделки, готовится еда...
В глубинке очень заметна общая бедность, но ещё заметнее отсутствие женщин. Мусульманки сидят дома, общественная жизнь в подобных сёлах — это царство мужчин...
А, вот ещё момент, посмейтесь. Даже глядя на эти местные рынки, я не забывала, помимо прочего, отмечать их архитектуру. Горбатого могила исправит.
Рынки в большинстве сёл однотипные, но слеплены в мавританском стиле — арочные галереи. Ближе к Марракешу эти строения красного цвета, отъезжаешь чуть дальше, и появляется типичное для многих городов Марокко сочетание белого с голубым.
Смотровых площадок нам по пути не попадалось, но если доводилось проезжать мимо какого-либо места, откуда открывался красивый вид, там обязательно тусовались несколько арабов с верблюдами. Подобное встречалось несколько раз.
В принципе, не так уж это глупо. Когда просто делаешь остановку в пути, чтобы полюбоваться природой, это одно. Но если за несколько грошей прокатишься на верблюде с «видом на...», это уже аттракцион, запомнится надолго. А местные пытаются заработать на проезжающих туристах даже таким образом, их тоже можно понять.
Ещё чаще встречались вдоль дороги импровизированные базарчики, торгующие керамической посудой. Тоже в красивых местах, где хотелось бы сделать остановку.
Мне хотелось бы привезти в памяти больше пейзажей Марокко. Прочитав материалы об этой стране, я была поражена необычностью и разнообразием её природы.
Но увы. Наш короткий тур предполагал лишь короткую вылазку в Атласские горы, о чём я уже успела рассказать в заметке
Урика. Снежная долина