План этой поездки вынашивался давно - то отпуска в ноябре, то возможностей нет, то еще Бог знает какие препятствия. Наконец, решили - едем!!! Маршрут такой - неделя в Португалии и десять дней в Испании. 5 перелетов, несколько переездов и радиальных поездок на поездах, электричках и междугородних автобусах))))))
Испания более величественная и высокомерная, одна Барселона чего стоит. Португалия же, наоборот, проще и здесь на порядок спокойнее.
Летим в Лиссабон с пересадкой в Вене. Четыре часа между самолетами провели в прогулке по городу. Т.к. про Вену уже дважды было, этот момент опускаем. Из Москвы летели Австрийскими авиалиниями, дальше Португальскими. Предчувствие нехорошее....... Даааа......Предчувствие меня не обмануло! Этот перелет запомнится надолго....За всех пассажиров не скажу, но народ, в т.ч. и мои мальчишки, явно были в шоке..... Долго ехали до взлетной полосы, лихо поворачивая то вправо, то влево, как-будто за штурвалом сидел Шумахер! При этом самолет бросало из стороны в сторону. Вырулили на взлетную , стали разгоняться и явно с трудом. Самолет, при этом, продолжало болтать. Взлетели.....Пока не набрали высоту, он так и болтался слева направо. Пилот, похоже, никак не мог удержать машину... Зона турбулентности, ясное дело, тоже входила в план 3,5-ой часового перелета - минут 20 тряслись... Стали снижаться и болтанка повторилась. Сели и понеслись по посадочной полосе, мотаясь из стороны в сторону. Когда, наконец, остановились, в салоне была гробовая тишина. Потом все дружно выдохнули, похватали вещи и бегом, не прощаясь. Кстати, экипаж судна с нами не здоровался и капитан не представлялся!!! К поездке готовились несколько месяцев - мальчишки скачали на свои мобильники офлайн карты, я сделала записи в "склерознике". Получив багаж в аэропорту Лиссабона, сверили информацию и отправились в свои апартаменты на метро, благо они находились на одной ветке с аэропортом. На фото ниже - станция метро у аэропорта. Симпатичных станций в метро Лиссабона немного, буквально несколько, остальные простые и скучные. Здравствуй, Лиссабон! - город трамваев, узких улиц, долго поднимающихся в гору, тротуарной плитки, уложенной вкривь и вкось (как в Москве, только гораздо более мелкой), город граффити и азулежу на каждом шагу и моей любимой темы - белья на веревочке! Транспортная сеть в Лиссабоне развита прекрасно - метро, электрички, трамваи, автобусы, тук-туки, паромы, такси. Для россиян и нашего курса валют транспорт недешевый - по карте, типа нашей Тройки, одна поездка на общественном транспорте стоит 1,35 евро. Станция метро, рядом с нашими апартаментами, дает возможность более легкого и быстрого перемещения по городу. Прилетели мы в Лиссабон около 17 часов. Пока добрались до апартаментов, заселились, перекусили, стало вечереть. План набега на город был разработан и нанесен на карты еще в Москве, первым объектом посещения, согласно этому плану, была площадь Коммерции. До нее на метро добрались за 20 минут.Никуда не спеша, спускаемся к площади Коммерции, она же имеет и второе название Дворцовая площадь, так как до катастрофического землетрясения 1755 года — здесь стоял богатый королевский дворец, который не стали восстанавливать, а на его месте соорудили привлекательные здания с аркадами по периметру площади.
В центральной части площади Коммерции на высоком цоколе размещена конная статуя короля Жозе Первого. За Триумфальной аркой начинается исторический центр Лиссабона и улица Rua Augusta- пешеходная улица, которая делит центр пополам. Слева от Арки, перед зданием на площади Коммерции — остановка трамвая № 15, на котором можно уехать в район Белем, где расположен знаменитый монастырь Жеронимуш. Пройдя по пешеходной улице и не увидев ничего интересного, свернули на одну из боковых улочек, поднялись вверх по лестнице и оказались на одной из многочисленных смотровых площадок города. Начинается наше путешествие по холмистому Лиссабону. Вверх - вниз, вверх - вниз... Ради одних этих черепичных крыш и балкончиков с ажурными решетками стоило приехать в Португалию. Вид со смотровой площадки. Граффити в городе очень много, но, к сожалению, хороших мало. В основном, это мазня и непонятные слова. Причем, разрисовывают все - дома, трамваи, вагоны метро и электричек..... Пройдя немного дальше от смотровой площадки, выходим к Кафедральному собору. Он внешне очень похож на Нотр-дам в Париже.Просто Сё. Так в Лиссабоне называют Кафедральный собор Лиссабонского патриархата. Он казался невзрачным, оказался потрясающим, выглядел небольшим — на поверку огромный.
Португалия - бабушкина шкатулка с драгоценностями.... Кафедральный собор Лиссабона - одна из них.Строгий и безлюдный в этот вечерний час, Сё показался не собором, а богатым музеем, или роскошным дворцом. Огромный орган, живые цветы у алтаря, капеллы, изысканно украшенные скульптурами и картинами. И тут же, за стеклянной оградой — драгоценные ковры.
В Лиссабоне дома, которые подлежат сносу или реконструкции, расписывают огромными граффити. Путеводители по Лиссабону рекомендуют завершать, насыщенный впечатлениями день, ужином с фаду."Афины сотворили скульптуру, Рим измыслил право, Париж изобрел революцию, Германия открыла мистицизм. А Лиссабон что же создал? Фаду!" - заметил выдающийся португальский писатель Эса де Кейрош (Eça de Queirós). И не нужно понимать слов, ваше сердце и так откликнется на живое пение этого городского романса под звуки португальской 12-струнной гитары.
Т.к. в рестораны и клубы фаду места надо бронировать заранее, то ужинаем в уличном кафе, где также можно послушать эти знаменитые романсы. Сардинки-гриль замечательные, малость костлявы... Утром второго дня, доехав на метро до причала на реке Тежу, отправляемся на пароме на противоположную сторону, где находится город Алмада. Цель нашей поездки - статуя Христа Спасителя на высоком холме.В 1934 году кардинал Мануэл Сережейра посетил Рио-де-Жанейро и решил, что Португалии тоже нужна статуя Христа. Когда началась Вторая мировая война, местный епископат дал обет: если Португалия избежит войны, в Лиссабоне появится такая статуя. Португалия сохранила нейтралитет, и на берегу пролива возвели монумент Кришту Рей (Cristo Rei).
К подножию статуи Христа можно подняться на скоростном лифте. За плату, конечно. "Бог есть любовь" написано на разных языках, в т.ч. и на русском. У подножия статуи Христа есть смотровая площадка, с которой открывается вид на город Алмада, реку Тежу, мост "25 Апреля" и Лиссабон. Лиссабон и город Алмада, в котором установлена статуя, соединяет красный мост имени 25 апреля. Его сходство со знаменитыми Золотыми воротами в Сан-Франциско не случайно — оба моста построила одна американская компания. Монумент и мост видны почти с любой обзорной точки Лиссабона, в том числе и с набережной Белема. Живописнее всего они выглядят вечером, когда включается подсветка. Каждый должен нести свой крест в одиночку........ Двухкилометровый подвесной мост 25 Апреля, раскинувшийся над Тежу, уже давно стал визитной карточкой Лиссабона. Трудно себе представить городской пейзаж и фотографии города без этого моста.Мост соединяет столицу с городами Алмада и Монтижу. Это один из самых высоких мостов в Европе. Изначально, мост был назван в честь премьер-министра Салазара и затем переименован в честь Революции Гвоздик, произошедшей 25 апреля 1974 г.
Т.к., кроме статуи Христа, смотреть в Алмаде больше нечего, плывем на пароме в Лиссабон в район Белем.Португальцы очень трепетно относятся к подвигам своих мореплавателей. Так, на набережной Белема в 1960 году был установлен памятник Первооткрывателям. На белой известняковой каравелле изображены фигуры 32 героев эпохи Великих географических открытий. На площади перед монументом выложена карта мира с маршрутами и датами португальских морских экспедиций. Удивительно, но туристы часто просто не замечают карту. Так что, гуляя по городу, внимательно смотрите под ноги.
На площади перед монументом выложена карта мира с маршрутами и датами португальских морских экспедиций. Двигаясь от памятника Первооткрывателям вдоль набережной, подходим к башне Белем. Очередь на вход стоит приличная и мы решили внутрь не лезть.Для охраны гавани и монастыря Жеронимуш, который находится неподалеку, была установлена башня-маяк – Беленская башня (Torre de Belém). Она тоже в стиле мануэлино, причем кроме Башни и Монастыря все остальные постройки в этом стиле были разрушены или сильно повреждены ужасным землетрясением, цунами и пожаром 1 ноября 1755 года в День Всех Святых.
А мы от башни Белем пришли к монастырю Жеронимуш. Очередь в монастырь на 600 лет! Билеты нужно заказывать заранее!!Монастырь иеронимитов (Mosteiro dos Jerónimos), построен в 16 веке в честь благополучного возвращения Васко да Гамы из Индии. Интересно, что построен Монастырь как раз на доход от продажи индийских пряностей, которые Васко да Гама привез с собой из дальних странствий. Стиль «мануэлино», в котором исполнен Монастырь, – он такой только в Португалии и больше нигде: смесь готики и морской тематики (всякие якоря, канаты, навигационные инструменты).
Монастырь Жеронимуш — одно из Семи чудес Португалии. Глядя на великолепное здание, скорее поверишь, что это королевский дворец, а не пристанище монахов, пожелавших укрыться от суеты мирской. Своей красотой монастырь действительно обязан королю Мануэлю I: в XVI веке он развернул грандиозное строительство «в благодарность» Деве Марии за покровительство португальским мореплавателям. Белем — богатый на памятники исторический район Лиссабона. Когда-то именно отсюда начинали свои экспедиции Васко да Гама, Фернан Магеллан и другие мореплаватели. Но одна из главных достопримечательностей Белема, как ни странно, кулинарная.Искусство печь изумительные пирожные в легендарном кафе Pasteis de Belem совершенствуют с 1837 года. И за это время сладости стали настолько популярны, что подделки и имитации встречаются не только в булочных Лиссабона, но и по всей Португалии.
За нежными корзиночками из слоеного теста с заварным кремом и корицей ежедневно выстраиваются очереди, но продвигаются они быстро. Набор из шести еще теплых, прямо из духовки, пирожных стоит 6,60 €.Насчет перекусить – в Лиссабоне невкусно не бывает) Но настоящая легенда города – Паштейш де Белем – это как штрудель в Вене или круассан в Париже, но еще важнее и загадочнее. Вековые тайны монастырских сладостей, передаваемые из поколения в поколение, донесли до нас эти пирожные с заварным сливочным кремом и «особым секретом» практически в том самом виде, что и триста лет назад.
Сказать, что это безумно вкусно, это ничего не сказать!!! По-моему, мы все дружно урчали, когда ели эту прелесть! Эти пироженки приготовили АНГЕЛОЧКИ!!!!!
Немного музыки на улицах Лиссабона. Дальше держим путь на площадь Россиу, знаменитую своей волнистой брусчаткой.Площадь Дона Педру IV (Praça de D. Pedro IV), более известная как площадь Росси́у (Rossio) — одна из центральных площадей Лиссабона, названная в честь 28 короля Португалии и первого Императора Бразилии Педру IV, которому установлен памятник в центре площади. Площадь служила местом проведения тоурад (бои с быками, исп. коррида), фестивалей, ярмарок, военных парадов и даже революций. На площади было казнено много людей, так как какое-то время она служила местом общественных казней.
Во времена римлян на этом месте находился ипподром. Ранее ходила легенда, будто бы памятник установленный в центре площади посвящен Максимилиану I, императору Мексики, из-за внешней схожести фигур. Однако историками было доказано, что все же памятник установлен Педру IV. Больше всего, конечно, впечатляет волнистая брусчатка в самом сердце исторического центра Лиссабона! Недалеко от площади Россиу находится знаменитый фуникулер Глория. Вот такой, ползущий вверх трамвай, в Лиссабоне называется фуникулером. В городе их несколько. Отстояв очередь, садимся в трамвай-фуникулер и ползем вверх по узким улочкам Лиссабона. В некоторых местах трамвай почти цепляет стенки домов. Очень уж Лиссабон холмист, приходится пользоваться услугами различного рода транспорта. Затем, поднимаемся еще выше вверх по лестнице и выходим на смотровую площадку.Вот такой вид на город открывается взору туриста.
Спуститься вниз можно также на фуникулере. Прогуляемся по узким улицам Старого города. Собак в Португалии и Испании очень много, исключительно, домашних, а вот кошек не видели ни одной. Зелени в городах почти нет, одинокие пальмы и деревья до самых стволов убраны в асфальт. Дворы также отсутствуют. Собаки делают свои "дела" прямо на тротуары и мостовые. Никто с пакетиками и совочками за ними не ходит и фекалии не собирает. Улицы шампунем тоже никто не моет, ни в Португалии, ни в Испании. В Барселоне вообще ходили, как по минному полю! А вот, наконец, и азулежу.Расписанная глазурованная плитка, которая придает такое уютное очарование Лиссабону, называется азулежу. Помимо эстетики у нее есть и вполне практичная функция: изразцы надежно защищают фасады зданий от влаги. После землетрясения 1755 года, разрушившего часть города, азулежу, ранее использовавшаяся лишь во дворцах и церквях, «пошла в народ» — украшать новые дома.
Увидеть старейшее плиточное панно Лиссабона можно в церкви Святого Роха. Но вообще специально идти за азулежу никуда не надо — достаточно просто смотреть по сторонам. По популярности сувенирной продукции плитка обходит даже любимую португальцами пробку: из нее делают магниты, картины, подставки под горячее и десятки других безделушек. На метро доезжаем до конечной остановки популярного маршрута трамвая № 28. Он идет по узким улицам города и проезжает мимо всех основных достопримечательностей. Путеводители и бывалые туристы не рекомендовали ехать по этому маршруту - толпы туристов, мало "сидячих" мест, а стоя невозможно ничего толком увидеть, да и карманники на этом маршруте работают активно. Поэтому, мы решили ехать по маршруту трамвая № 12 - ощущения те же, а народу вдвое меньше. Доезжаем до подножия высокого холма, на котором стоит Дворец Святого Георгия. Дворец святого Георгия расположен в самом центре Лиссабона, на высоком холме, и виден практически из любой точки города. Замок работает как музей и вход в него является платным. Первые следы человеческого присутствия здесь датируются VI в. до н.э. и относятся, как минимум, к финикийцам, грекам и карфагенцам. Однако летопись ведется лишь со времен завоевания Испании римлянами, которые возвели здесь первые оборонительные сооружения для защиты от Лузитанцев и назвали город Olisipo. Позже, в 60 году до н.э. Гай Юлий Цезарь завершил завоевание Лузитании и дал городу титул Felicitas Julia, что позволяло его жителям получать все привилегии римского гражданства.Иногда дорога к замку может вызвать некоторые затруднения у неподготовленных туристов.
В XIII веке, когда Лиссабон становится столицей королевства (1255 год), замок святого Георгия становится королевской резиденцией и продолжает ей оставаться вплоть до XVI века. Вид на город со смотровой площадки замка. По территории замка гуляют павлины, а этот лежит, как обычная курица..... Перевалив через Байрру Алту, который находится на холме, выходим к церкви Святого Роха (Igreja de São Roque) — одной из самых красивых церквей Лиссабона. Обязательно следует зайти внутрь. Непривычно видеть ТАКОЕ в католической церкви, обычно, внутреннее убранство бывает значительно скромнее - витражи, мозаика, простой алтарь... Обязательно нужно выпить рюмочку вишнёвого ликёра Жинжинья в самом старом жинжа-баре Ginjinha, который основан в 1840 году. Жинжинья (ginjinha) или просто жинжа (ginja), традиционный португальский ликер из вишни, который готовится, главным образом, в четырех регионах — Лиссабон, Óбидуш, Алкобáса и Алгáрве. В каждом из регионов напиток делают из местного сорта вишни, а у каждого производителя есть свой особый рецепт. Конечно же, попробовать рюмочку ароматного вишневого ликера можно практически в любом ресторане или кафе, но самые старые лавки, которые подают настоящую жинжу, приготовленную по старинным традиционным рецептам, находятся вот уже много-много лет на одних и тех же местах. Традиционно жинжинья подается в рюмке с ягодами или без — по вашему желанию. На следующий день мы исследуем районы Шиаду, Байрру Алту и Принцип Реал. Возвращаемся на площадь Россиу и оттуда проходим к лифту Санта Жушта.Лифт Санта Жушта (Elevador de Santa Justa) — лифт в центре Лиссабона, соединяющий улицы Rua do Ouro и Rua do Carmo с площадью Largo do Carmo. Построен в неоготическом стиле на рубеже XIX-XX веков португальским инженером французского происхождения Раулем дю Пассардом (Raoul Mesnier du Ponsard). Вопреки популярному мнению, Гюстав Эйфель никоим образом не причастен к лифту Санта Жушта.
Разница в высоте между остановками лифта — 30 метров, высота всей конструкции 45 метров. Работают две просторные старинные кабины, поочередной поднимающиеся и спускающиеся.
С вершины открывается панорама всего района Байша, с видом на площадь Россиу, замок Св. Георгия, собор Сэ и реку Тежу. Можно подняться на верхнюю площадку (выше остановки лифта) по спиральной лестнице, но компания обслуживающая лифт сделала вход на площадку только для тех, кто купил билеты. Билеты по 1,5 Евро, мы купили и поднялись на самый верх. Со статуей Фернандо Пессоа на площади Шиаду. Время обеда. Поесть можно в любом уличном кафе.Совет: В португальских ресторанах посетителям сразу приносят множество закусок, которые те не заказывали. Не принимайте это за красивый жест и «комплимент от заведения». Помните, что любое блюдо, к которому вы притронетесь, будет включено в счет. И не обижайтесь: это просто местная традиция, а вовсе не способ выманить деньги у доверчивого туриста.
Мимо любимой темы пройти невозможно.... Азулежу, трамваи....- лицо Лиссабона. И даже трамвайчик- фуникулер в азулежу. Национальный пантеон Португалии – один из самых величественных архитектурных памятников Лиссабона. Внутри расположен центральный круглый зал с угловыми комнатами. По лестнице можно подняться на смотровую площадку, но т.к. здание находится немного в низине, то видно в основном район спускающейся к реке. Внутри храма находятся саркофаги с останками выдающихся людей Португалии- путешественники, писатели, политики, футболисты. Ближе к вечеру, отправляемся на метро в Парк Наций. Парк Наций в Лиссабоне растянулся почти на 5 км вдоль реки Тежу и занимает площадь около 50 гектар. Мы приехали сюда, чтобы посмотреть на знаменитый вокзал Ориенте и мост имени Васко да Гама.Между ключевыми объектами парка проложено множество пешеходных зон с тенистыми аллеями, интересными фонтанами, детскими игровыми площадками и, конечно же, с огромным количеством кофеен и ресторанов на любой вкус.
На фото ниже - Башня Васко да Гама. Башня высотой 145 м — одна из визитных карточек района Парк Наций в Лиссабоне. В 2012 году к башне был пристроен отель люкс-класса сети SANA Hotels.
Вокзал Ориенте, расположенный в Парке Наций, уже успел стать одной из достопримечательностей и символом города. И даже был назван самым впечатляющим в мире. Мост Васко да Гама в Парке Наций назван в честь португальского мореплавателя и первооткрывателя. Мост был открыт перед началом выставки, в марте 1998 года и был призван сделать более удобным доступ жителей из южных регионов к выставке. Строительство моста обошлось более чем в 1 млрд долларов США. Это самый длинный мост в Европе протяженностью 17,3 км. Скульптуры в Парке Наций. Вот и еще один день в Лиссабоне подошел к концу. Завтра мы отправимся в Синтру смотреть дворцы и замки, но об этом в следующем отзыве.В заключении, несколько фотографий вечернего Лиссабона.
Спасибо всем, кто дочитал и досмотрел до конца!