Когда мне предложили поехать в тур в Новый Иерусалим, я испытала двойственные чувства. Сначала, слегка подрасстроилась, потому что подумала, что поедем туда на автобусе, а это минимум часа три. Ещё летом мы собирались туда на машине, но подсчитали, что от нас до Истры порядка 120 км и поездка явно не обещает быть лёгкой. Однажды мы возвращались из Рязани 8 часов (!) и с тех пор наш энтузиазм насчет путешествий выходного дня сильно поутих. Но, оказалось, что нашу группу доставит в Истру электричка! Всего 1 час 20 минут - и ты уже на месте! Причем замечу, что это обыкновенный электропоезд, "Ласточки" пролетели бы это расстояние за полчаса. Электрички, конечно, сейчас сильно изменились и превратились в очень комфортабельный вид транспорта. До той же Тулы, на машине ехать часа 4 не меньше, на электричке - меньше двух и это очень здорово!
РИЖСКИЙ ВОКЗАЛ. УТРО. ЭЛЕКТРОПОЕЗДА
К сожалению, "Ласточек" на этом направлении пока нет.
Путешествуем мы с "Центральной пригородной пассажирской компанией" (ЦППК). Это самая крупная из 22 существующих в России ППК, обслуживающая пассажиров на всех направлениях Московской железной дороги.
Маршрут нашего электропоезда: Москва (м.Рижская) - Москва (м.Дмитровская) - Гражданская - Красный Балтиец - Ленинградская (МЦК) - Покровское-Стрешнево - Тушино (м.Тушино) - Трикотажная - Павшино - Красногорская - Опалиха - Аникеево - Нахабино -Малиновка - Дедовск - Миитовская - Снегири - Пл. 50км - Мнихино-1 - Троицкое - Истра.
Билеты "туда-обратно" стоят - 300р.
Железнодорожный вокзал расположен по соседству с автовокзалом, где сразу же можно сесть на автобус или маршрутку, которые довезут вас до монастыря.
ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Новый Иерусалим на Истре – это очень и очень сложная тема. Которая не объясняется в нескольких словах, да и глубина её понятна не каждому.
Центр монастыря – Воскресенский собор с примыкающей к нему (подземной) церковью св. Елены и Константина. Архитектура картинки перед глазами - очень нестандартная, или правильнее сказать, не классическая православная, не совсем русская. Такой сплав из разных культур и времён, но под золотыми православными крестами. Очень интересно, и очень любопытно. При визуальном осмотре включаются совсем другие органы восприятия, ты напряженно всматриваешься, ищешь, ждешь, обдумываешь увиденное.
Воскресенский собор – украшен очень яркими и красивыми поливными изразцами. Собор буквально опоясан изразцовыми лентами. Купола – золотые, но разной формы. Поражает один купол - огромный конус-шатер с ярусами из «окошек» и венчающей всё золотой рубчатой маковкой.
На территории монастыря:
1. Надвратная Входоиерусалимская церковь
2. Воскресенский собор и подземная церковь Елены и Константина
3. Церковь Рождества Христова и Трапезные палаты (музейная экспозиция),
4. Палаты царевны Татьяны Михайловны, Палаты «монастырских детёнышей», Трапезные палаты, Караульные палаты, Солодёжные и кузнечные палаты, Красный погреб
5. Архимандричьи покои и Братский корпус,
6. Надвратная Елизаветинская башня (вход в Гефсиманский сад),
На территории Гефсиманского сада:
7. Скит Патриарха Никона
8. Источник «Силоамская купель»,
а также Музей деревянного зодчества (Гефсиманский сад), в котором есть:
9. Часовня,
10. Изба Кокориных,
11. Мельница,
12. Выставочный корпус и Чайный зал.
Что нужно знать.
Если бы мы не попали в Новый Иерусалим, и если бы я не стала искать информацию о его истории, то, наверное, так и думала бы о патриархе Никоне – основателе этого монастыря – шаблонными описаниями: «недалёкий, капризный, жадненький, упёртый, виновник Раскола». Но ко мне пришли очень интересные материалы, читая которые, понимаешь, насколько неоднозначна наша (вообще вся) история, и насколько стерилизована русская история в учебниках, которая потом и является чуть ли не основным источником знаний в жизни о том или ином времени/персонаже для человека. И если сам потом в будущем не поинтересуешься историческими неясностями или не будешь профессионально связан с историей, то так и останешься напичканным сочинённым кем-то кастрированным стандартом.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ или Путь к Русской Палестине
Идейная подоплека.
В Европе помимо видимых атрибутов высшей власти (трон, корона, подчинение), существовала тайная сакральная идея наследования христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших её от римских. Иными словами - Римская империя есть настоящая законная представительница истинного царствия на земле. Византия её преемница и хранительница православия. И для всего православного народа византийский император – верховный глава, а патриарх константинопольский – представитель вселенской церкви.
Суть и цели идеи «Рим – Константинополь» (Второй Рим) заключалась в следующем: сохранение чистоты православия, противостояние натиску иноверцев, борьба с ересями, защита православной веры.
В 17 веке в наследственной властной цепочке появляется ещё одно звено – Москва (Второй Константинополь, Третий Рим, Новый Иерусалим). Рима нет, Константинополь пал, кому теперь защищать православную веру? – Москве. Теперь русский царь — законный наследник Византии.
Первые шаги на этом поприще совершает… Иван IV Грозный. Звучит странно. Но это так. Из разрозненного княжества, раздираемого на части боярами княжества, он создаёт царство, «и не просто одно из европейских королевств, а единственный Третий Рим - Новый Иерусалим». Цена решения этой задачи страшная, но… Грозный «достигает того, что по всей Русской земле, по всей его державе - одна вера, один вес, одна мера!», правда по ходу дела слишком входит в роль великого римского императора.
И, тем не менее – уже «при Иване Грозном центр Москвы (соборы Кремля, Красная площадь, храм Покрова на Рву (Василий Блаженный) имеют неслучайную (!) Иерусалимскую смысловую символику».
Москва должна стать – «преемницей всех духовно-культурных сокровищ человечества, наследницей великих монархий древности». И действительно, Москва - становится преемницей исчезающей столицы православия Константинополя. (Двуглавые орлы с герба Византии переходят на знамена, башни, монеты и пр. Кремль, стена Китай-города, 14 храмов, Ново-Спасский монастырь и Богоявленский монастырь – несут «третьеримскую символику»).
Москва должна стать Третьим Римом (а рядом с ней, следовательно, должен находиться Третий Иерусалим).
Это означает, что:
Москва – духовная столица мира.
Русь - единственная могучая православная держава мира.
Свою лепту в это сакральное дело вносят все последующие после Грозного монархи – Михаил Романов и его сын Алексей Романов (Тишайший).
И Никон – Патриарх Москвы и Всея Руси.
Патриарх Никон (1605-1681, 76 лет).
Человек сложной судьбы.
Умный, жёсткий, дальновидный, принципиальный.
Место рождения – Нижний Новгород. Национальность – мордвин. Родители – крестьяне. Мирское имя – Никита Минов. Был женат, но в результате семейной драмы он и его жена ушли в монастыри. Она – в Алексеевский женский, он отправился на Соловецкие острова в Анзерский скит. Там был подстрижен в монахи под именем Никон. Вот его портрет: «В его облике угадывалась крепкая крестьянская закваска. Он был высокого роста, могучего сложения, обладал невероятной выносливостью. Характер имел вспыльчивый, возражений не терпел. Он ушёл из скита, вернее, рассорился с основателем скита и всей братией, в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке. На материке стал настоятелем захудалого монастыря в Кожеозерской пустыни. Будучи в Москве по делам, произведёт сильное впечатление на молодого царя Алексея Михайловича (Тишайшего). Получит сан Новгородского митрополита. А в 1652 (47 лет) - Никон станет 6-м патриархом Московским и Всея Руси.
Никон построит три крупных монастыря: Иверский монастырь на Валдае, Крестовоздвиженский Кийостровский монастырь в устье Онеги и Воскресенский монастырь Нового Иерусалима под Москвой на реке Истре
С его именем будет ассоциироваться причина Раскола – ему поставят в вину провокационную «книжную справу» - переписку древнеславянских книг-оригиналов по греческим канонам, отказ от старорусских правил, вопиющую смену крестного знамени двумя перстами на «щепоть» - приведшее к старообрядческим бунтам.
Но… только историки вам скажут, что церковные книги стали переписывать ещё задолго до патриаршества Никона. По велению царя. А казни старообрядцев начались ровно после низложения и опалы Никона. «Все было умело списано на Патриарха Никона, но являлось полностью делом рук светской власти».
Создание Русской Палестины - мест, связанных с земной жизнью и подвигом Господа Иисуса Христа – было главной задачей Никона. Этому он посвятил почти 9 лет своей жизни (1658/53 года – 1667/62 года).
Божественный промысел.
Никон долго идёт к Русской Палестине.
Сначала он примеряется – строит два монастыря на Валдае и на Севере – в них тоже закладывается символичность и Никон набирается опыта.
Иерусалимский Патриарх Паисий дарит ему в это время очень знаковые вещи:
- кипарисовую инкрустированную перламутром модель храма Гроба Господня в Иерусалиме
- книгу «Скрижаль», которая подробно объясняет символику храма, а также других образов и символов церкви. А также ему привозят с Востока книгу «Проскинитарий», дающую подробное описание храма Гроба Господня в Иерусалиме и его обмеры.
Книга потрясает Никона, а кипарисовая модель храма Христова Воскресения наводит на мысль о создании подобного на Руси. Размеры есть. Теперь – нужно найти, «увидеть» правильное место. И оно приходит. Боярин Бобарыкин продаёт земли на реке Истры у села Воскресенское.
Архитектурный замысел.
Никон решает создать два главных топографических образа на Земле Русской из Земли Обетованной. Новый Иерусалим и Русскую Палестину.
НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ:
Главный вход в монастырь делают с Востока – или как бы со стороны Елеонской горы. Над воротами входа ставят церковь Входа Господня в Иерусалим.
Воскресенский собор – почти точная копия храма Гроба Господня в Иерусалиме или «евангельская поэма в камне». Он построен на символической Сионской горе.
В нём находятся:
в ю-в части – место казни Христа или пещерная Голгофская церковь; под ней – придел Усекновения главы Иоанна Предтечи;
на западе, в ротонде (под куполом) – место погребения и воскресения Христа или часовня Гроба Господня или Кувуклия (греч. «царская опочивальня»);
на востоке (с внешней стороны примыкает к собору) – место обретения Креста Господня или церковь св. Елены и Константина с источником;
на севере – придел-темница с церковью во имя Божией Матери с каменными Узами Христа;
в с-в части – придел Успения Пресвятой Богородицы
а также копии - Камня, отваленного от Гроба, Камня повития (или миропомазания), Плиты «середина Вселенной», приделов: Воздвижения Животворящего Креста Господня, Разделения риз, Тернового венца, преподобной Марии Египетской и равноапостольной Марии Магдалины, алтаря и заалтарных церквей, «Жалостного пути» и Голгофы (о ней читай выше) и мн.др.
У Воскресенского собора – 9 глав: 2 главные над ротондой Гроба Господня – символы Вседержителя, остальные - 7 светильников перед ним.
Монастырь окружают деревянной стеной с 8-ю башнями, что соответствует 8-ми воротам древнего Иерусалима времен земной жизни Иисуса Христа. Башни получили библейские наименования: Дамасская, Ефремова, Варуха, Давидова, Сионская, Гефсиманская.
Рядом с монастырем Никон построит себе скит – символ отшельничества. Это небольшой двухэтажный дом с 2-мя церквями: Богоявления Господня и святых апостолов Петра и Павла. Раньше скит стоял на искусственном острове, который обвивался ручьём, который назвали Кедроном – также искусственном притоком Истры-Иордана.
ГОЛГОФСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИЛИ МЕСТО КАЗНИ ХРИСТА
ЧАСОВНЯ ГРОБА ГОСПОДНЯ ИЛИ КУВУКЛИЯ
С сайта монастыря: "Главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень. Подобно первообразу, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Патриарх Никон освятил Кувуклию Гроба Господня в начале 1660-х годов. Из придела Ангела в пещеру Гроба Господня ведет низкий и узкий проем. Склонившись, входим в Святой Вертеп, во всем подобный той гробнице, где погребли Пречистое Тело Сына Божия и откуда воссияло миру Христово Воскресение".
МЕСТО ОБРЕТЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ИЛИ ЦЕРКОВЬ СВ. ЕЛЕНЫ И КОНСТАНТИНА С ИСТОЧНИКОМ
Церковь Елены и Константина. Она утоплена в землю метра на три. По периметру её окружает узкая и глубокая траншея, разделяющая стены от земли. На самом деле, надо знать, что монастырь был построен в ~ сер.17в., перестроен (достроен) в 18в., разрушен почти полностью в 20в. И раньше не было этой обводки между стенами церкви и стенами рва, это постарались археологи – они специально «откопали» стены, чтобы их спасти. Внутри вниз ведёт красивая торжественная белая лестница. Необыкновенен медный алтарь. Справа – в небольшом помещении находится источник, можно выпить воды (стоит чайник и кружки).
ПРИДЕЛ-ТЕМНИЦА ВО ИМЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ С КАМЕННЫМИ УЗАМИ ХРИСТА
Притвор св. Татьяны - вот его точно восстанавливал Расстрели. Его почерк это голубизна стен и богатая затейливая лепнина. В углу справа – маленькая, крохотная арка-проем в стене. Это притвор Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть белую плиту с отверстиями для ног – это «каменные узы Христа».
КАМЕНЬ МИРОПОМАЗАНИЯ
С сайта монастыря "Священное подобие мраморной плиты, которая в Иерусалимском храме Гроба Господня покрывает место, куда праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, сняв со Креста Пречистое Тело Спасителя, положили Его, помазали миром, обвили плащаницей и похоронили во гробе, «как обыкновенно погребают иудеи» (Ин.19: 40)".
ГРОБНИЦА ПАТРИАРХА НИКОНА, она находится в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи под Голгофой (Голгофской церковью, вход в неё слева, маленькая дверь в южной стене собора). Пожертвования добровольные в специальный ящик (плата за свечи). Сам придел – очень маленький, похож на пещеру. Необыкновенно красивый керамический иконостас. Мощей светлейшего Патриарха Никона под спудом нет. Гробницу ограбили красноармейцы и вместе с драгоценностями пропали и останки патриарха. Очень теплая большая икона Богородицы на входе.
Также мы посетили СОЛОДОВЫ ПАЛАТЫ.
В Солодовых палатах Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря открыта экспозиция «Разсадник изразцового дела».
Интересно (об изразцах): Русский Новый Иерусалим Никон украсил бесподобно красивыми разноцветными поливными изразцами или «облачил в одеяния русского покроя и преиспещрил украшениями русских цветов». Изразцовым керамическим разноцветьем были щедро украшены не только внешние стены, наличники окошек, шеи барабанов, но и внутренний интерьер – что само по себе являлось и является уникальной редкостью! Меня удивила фраза «при ремонте храма по проекту В. Растрелли изразцы были безжалостно уничтожены».
Хотя я терпеть не могу следующие типовые фразы типа «…уникальный изразцовый декор Воскресенского собора сделал его ключевым памятником русского зодчества позднего средневековья…» - но здесь они уместны.
Иначе не скажешь.
«…керамическое убранство собора аккумулировало в себе сложнейшее богословское содержание…»
«…изразцовые пояса опоясывали здание по всем ярусам, объединяя в единое целое все его объемы. Все окна храма (их было более 100) имели керамические наличники…»
«…ювелирно проработанные, часто весьма прихотливые орнаменты изразцов Нового Иерусалима глубоко символичны. В них отчетливо звучит тема райского изобилия…»
«…второй ярус собора в 18в. опоясывал фриз, орнамент которого вошел в историю русского искусства под именем «павлинье око» (из-за сходства основного мотива рисунка с глазком на пере павлина).
Ширина фриза вместе была 1,5м. Основу орнамента составляет стилизованный цветок граната - символ Воскресения, который обрамляют листья пальмы — символы славы и победы…».
«…Воскресенский собор Нового Иерусалима — единственный памятник русского искусства, в котором изразцы использованы для убранства интерьеров…»
ГЛАВНОЕ.
Новый Иерусалим – не просто копия палестинских святынь.
Никон вложил в них – Русский Дух!
Новый Иерусалим был не просто монастырём, а задуман как образ русского града, города.
Удивительный факт – все русские города после Крещения (930 года) строились по определенным формам – по кругу (символу бесконечности), треугольнику (в честь Святой Троицы), по фигуре креста.
Любой древнерусский город строился рядом с водой (рекой, озером), центром его был – храм, на въезде в город – Поклонная гора, с которой открывался особенно красивый ландшафтный вид града. А расположение «остальных церквей и монастырей относительно священного центра русского града не было случайным, а подчинялось представлениям об образе Града Небесного или Нового Иерусалима».
«Русская земля (её города и монастыри) сознательно устроялась (стремилась устрояться) - во образ Святой Палестины - Земли Обетованной грядущего Небесного Царства».
Ново-Иерусалимский монастырь замышлялся Никоном – как град! Русский город! И одновременно как Град Небесный.
«Входящий в него с изумлением обнаруживает, что и самый собор Воскресения Христова - это тоже не просто храм, но и град. Он начинает вырастать буквально из-под земли куполом подземной церкви (какового нет в Иерусалиме палестинском) и постепенно восходит все выше к небу уступами, террасами, куполами…».
«Елеонская гора (возвышенность к востоку от Воскресенского собора) являлась «поклонной» горой Нового Иерусалима для едущих со стороны Москвы…».
«В итоге, если внутри Воскресенский собор воспроизводил исторический храм Гроба Господня в Иерусалиме, то с внешней стороны, далеко отступая от палестинского прототипа, он был создан, как «град на горе», украшенный золотом и многоцветием поливной керамики изразцов, наподобие драгоценных каменьев, как образ града Небесного…». Лишь южный фасад – действительно напоминает оригинал.
Причем «град» продолжался и далее за стенами монастыря.
(с) pamsik.lj