5Брюссель-Брюгге-Гент-Анверпент-Амстердам-Гаага-Брюссель
Кроме туристических достопримечательностей в поездке глаз выхватывал бытовые подробности жизни людей. В Амстердаме жили в отеле района Зюйд. И я рада, что разглядела приватную жизнь людей, которая скрыта от глаз в центре. Нет, в окна я не заглядывала, хотя по голландской традиции это не возбраняется. Корни этой традиции уходят в средневековье, когда испанский наместник герцог Альба, опасаясь за свою жизнь от заговоров и революций, приказал жителям не завешивать окна. Сейчас отсутствие занавесок на окнах — скорее, укоренившаяся традиция и символ честности и открытости. Занавески, по большей части это жалюзи, на окнах есть. Проходя мимо одинаковых четырехэтажных домиков за три дня выяснила, что окна – не закрытые никакими шторами, это «гостиная», закрытые - спальни. Все логично.
Вообще-то, это деловой район с небоскрёбами на юге города. Особенно понятно это вечерами, когда в светящихся окнах высоток, видны внутренние офисные пространства. Здания всю ночь светятся, наверное, так предусмотрено. Вышки офисных зданий «разбавлены» жилыми домами между ними. А кварталы чисто жилых домов начинаются за каналом.
Спальный район поражает чистотой. За счет брусчатки нет свободной земли, которая могла бы пылить или растекаться после дождей, чистота и создается. И брусчатка выполняет не только функцию покрытия, а одновременно разметки дорог, стоянок. Раз камешки брусчатки могут быть разного цвета, то из булыжников, отличающихся по цвету от основной дороги, выложены прямоугольники под машину на стоянке. Переход обозначен линиями из брусчатки другого цвета. Не надо ни обновлять, ни подкрашивать весной, почти вечная разметка.
Обыкновенная остановка транспорта. Но она «необыкновенная», потому что служит одновременно трамвайной остановкой и станцией метро! Платформа повыше- под метро, трамваи останавливаются около тротуара пониже. Метро в Амстердаме, как и везде в Европе практичное, никаких подземных дворцов. Особенность подземных участков метро Амстердама то, что они построены по необычной технологии. Тоннели и станции метро монтируются на поверхности, затем вырывается котлован и всю конструкцию опускают под землю. Подземные станции довольно длинные платформы имеют, составы из метро-вагонов маленькие для такой платформы. Наверное, длина заложена с запасом, на случай увеличения пассажиропотока.
Платформы регулярно не только подметают, их еще и моют. Поэтому чито не только там, где не мусорят, но и там, где убирают.
Вход в здание пригородного жд вокзала. Чем выгоден этот район для временной остановки в Амстердаме, что приехать-уехать в другие города легко и удобно. В комфорте для пассажиров этого небольшого вокзала, нет никакого отличия от центрального вокзала: такие же эскалаторы, лифты, четкая информация.
Хоть и спальный район, но это часть Амстердама, поэтому каналы есть и здесь. Но совсем не туристический вид имеют, зарастают и болотятся. Возможно, когда-то их почистят, будут аккуратными как в центре.
В новых высотных жилых домах первый этаж, как водиться в Европе, не жилой. Для спальника замечательно, что он отдан под гаражи. И не только для машин, а что более актуально для Голландии, и под велосипеды. Надо понимать, соседи арендую гараж вскладчину и не беспокоятся за ночлег своего двухколесного друга.
Голландцы поддерживают свои традиции «времен лучины» и в девять часов уже ложатся спать. Что мы и заметили, возвращаясь вечерами в отель в спальный район города. Редкие окошки горят, на улице ни души.
Как же трудно вести «светскую жизнь» голландцам, которая приходится на темную часть суток. Вычитала, как в позапрошлом веке, протокольный отдел министерства иностранных дел Голландии, чтобы предостеречь от такой ломки режима дня аристократов - необходимости на протокольных мероприятиях танцевать, ужинать ночью; издал специальную книгу протокола. Где пометили некоторые фамилии, подсказывая: «этих вы можете приглашать на ночные тусовки, а остальных оставьте, пожалуйста, в покое». Остальные-то и составляли большинство аристократии.
В современной Голландии жизнь поменялась и молодежь с большим удовольствием "отжигает" по ночам. Я не про ночные клубы, а про жизнь в спальном районе. Застали какой-то районный праздник, точнее, спортивный праздник. Утром видели как собирают конструкции, вечером сами приплясовали около сцены, где чествовали победителей и гремела дискотека для всех желающих.
Как-то утром решила до завтрака сбегать в рядом расположенный ТЦ. Размышляла так, раз голландцы рано ложатся и рано встают, то и рабочий день начинают рано. И к 8:00 стояла … перед закрытыми дверьми в пассаже. Моему удивлению не было предела - а как же «ранние пташки»-трудяги голландцы? Оказалось, где-то ранние, а где-то не очень. Нашла график работы на двери. Ну, в 9:30 это еще как-то понятно, а в 12 дня только приступают к работе - это как?! Однако, именно так и работают.
Уровень цен для рядовых зарплат рядовых тружеников, довольно высок. Средняя зарплата в Бельгии около 1,2-1,5 тыс.евро, Голландия – 1,5 тыс евро. Из них налоги, аренда жилья, коммунальные платежи, страховки, проезд- остается не густо. Замороженная курица 12 евро (возможно, это цена не за всю курицу, а один кг), замороженное мясо 18 евро. Хлеб половинка 2,5-4,5 евро.Поэтому нет, как у нас покупателей с тележкой до верху наполненной. Берут маленькие корзинки. И на кассе видно, что там всего пара упаковочек лежит.
В супермаркете больше всего поразила… картошка. Точнее, ее разделение по величине, сортам, весу в отдельных упаковка. Стало понятно, как хорошо их хозяйкам: не надо думать- из какой будет пышное пюре, а какую лучше употребить в суп. Давно все проверено и отсортировано.
И картошка в ресторанах приятно удивила. Ехала с предубеждением, что кто же может приготовить так же хорошо, как мы дома. Однако, картофель на самом деле вкусный в Бельгии. Бельгия и Нидерланды оспаривают друг у друга звание главной «картофельной страны» и картошка там везде была хороша на вкус. И картофель фри был с картофельным «сочным» вкусом. Не сухая солома, как в Макдональдсе у нас продают. И все другие варианты картошки были, «как дома». Отличие все-таки есть, мы для любого блюда чистим картошку. Там, кроме пюре, она была всегда с кожицей, но вкусная. Картофель-фри подают даже к дорогим блюдам и не только в ресторанах, пробовали ее в уличных ларьках, везде она отличается особым «картофельным» вкусом, сочная. И запеченная в духовке картошка больших размеров не потеряла форму, была в кожуре, как в горшочке. Внутри нежная и рассыпчатая.
Стоимость цветов и букетов всегда в Европе удивляет. Гораздо дешевле, чем у нас за такой же букет. А цветы, что в Европу завозятся, например, из Бразилии, что к нам…
Другое удивление, начиная с первого на маршруте города, связанно с вафлями. Это совсем не вафли в нашем понимании. Они не хрустящие, не рассыпающиеся, тесто в них тягучее и плотное. По вкусу и тягучести это соответствует нашим оладушкам. Только в Бенилюксе их выпекают в формах «квадратиками», а мы на сковородках. Главное их достоинство - наполнители, то есть, чем их посыпают, поливают, украшают.
Вот они и делают совместный вкус интересным, никак не само тесто «оладушек». Но с пылу-жару и так вафли-оладушки хороши.
В одном из отелей можно было выпекать самим вафли. Стояла посудина с уже сделанным жидким тестом, наливаешь в форму и готово. Потом можно подойти к стойке с десертами и набросать на вафли сверху ягоды, полить шоколадом или кремом. Конечно, в итоге вкусно получалось, да с еще совсем горячими «оладушками». Еще из отличий Бельгии и Нидерландов, в первых вафли квадратные, у их соседей чаще круглые.
Прославленный бельгийский шоколад. На мой личный взгляд, особенный вкус только у очень, очень дорогих плиток или конфет. То, что покупается в рядовом магазине, ничуть не отличается от вкуса шоколада в других странах или у нас.
Безусловно, едали мы бельгийский шоколад и раньше. Глобализация, это глобализация, и теперь в любой стране можно найти бельгийский шоколад. Но, думалось, что уж в самой Бельгиии, шоколад должен быть какой-то необыкновенный. Даже расстроилась, когда первый кусочек отправила в рот… и ничего особенного. Особенные, это конфеты ручной работы, покупаемые поштучно за 68 евро за кг. Вот они просто таяли, как таяла и я от наслаждения. Пробовала до этого в других странах штучные конфеты по 1,5- 2 евро за штуку, в Бельгии такие конфеты вкуснее. Даже смеюсь про себя, что, возможно, там это такие же бельгийские конфеты, но в самой Бельгии они как минимум свежее. Кроме натурального шоколада-«оболочки» разных оттенков - от черного до белого, у этих конфет необыкновенная по вкусу начинка. Пралине, но пралине больше похожее на крем для торта, и в каждом виде конфеток свой. «Особенные» или не неособенные конфеты - это может отличаться на вкус других людей, туристы просто сметают любые в магазинах.
Транспорт в Бельгии и Нидерландах выше похвал. Для удобства людей «здесь и сейчас» транспорт. У нас в своей стране есть подобные отдельные поезда, но только на отдельных маршрутах. Здесь все подряд такие поезда. Поезда скоростные, нет «электричек» со средней скоростью 60 км/час. Но и среди них есть более быстрые, например, Париж-Брюссель. Поезда бесшумные - ни в самом вагоне нет лязга, швыряния пассажиров из стороны в сторону, ни снаружи нет шума для людей и домов стоящих недалеко от жд полотна.
Зал прилетов в брюссельском аэропорту на втором этаже, вылет – на третьем. Железнодорожная станция – на минус первом.
У эскалатора стоит странный автомат по продаже билетов: мы ему не понравились, точнее наши карты. Потому отправились к тетеньке в кассе, благо есть такая. На жд платформе все как полагается для жд сообщения: обыкновенные платформы, скамейки табло. Необычно, что все это под землей и пассажиры только что с самолета пришли.
Выйти к эскалатору, ведущему на платформу, можно только приложив штрих-код к считывающему устройству турникетов. В большинстве случае и выйти с платформ в город, можно только после такой же процедуры.
Из окон поездов видна не туристическая сторона жизни страны - поля с ирригационными каналами, маленькие фермы и стада коров.
Можно разглядеть теплицы, в которых круглогодично овощи, цветы и другую зеленую продукцию выращивают. На одном перегоне эти теплицы длились около насыпи пару километров. Поэтому и стали привычны свежие овощи зимой и летом, так как уже в промышленных масштпабах выращиваются вне зависимости от сезона.
Даже в этих замечательных поездах, есть разница внутри вагонов. Есть составы из очень современных вагонов, есть из других, которые для пассажиров все равно комфортабельны. В более старых нет такого большого количества информационных табло внутри вагона - какая сейчас станция (надо ориентироваться по объявлению радио); эл.карта маршрута. Но сам вагон такой же просторный, с кондиционирование, удобные кресла – ни одной порванной обивки не видела :)
Вокзалы по удобству, навигации одинаковы, как самые главные в столицах, так и на маленьких станциях. Давно отказались от переходов над железнодорожными путями, все переходы только подземные. И входы/выходы кроме лестниц, оборудуются эскалаторами, лифтами. Приобретение билетов на вокзалах и в автоматах, и традиционных кассах. Это не считая онлайн.
Вагоны бывают первого и второго класса. Разница всего лишь в расстоянии между рядами и количестве кресел в ряду: во втором - два и два, в первом - два и одно. Да, еще подлокотники пошире у кресел первого класса.
При посадке надо обращать внимание на цифры «1» или «2», нарисованные на вагонах. При этом и первый класс, и второй могут быть в одном и том же вагоне. Двухэтажный вагон так же может иметь и первый, и второй класс. Но бывают отдельные вагоны, где полностью первый или второй класс. Зайти при опоздании можно в любой, потом перейти в вагон, в который билет по классу соответствует. Проверяющие контролеры всегда ходили по каждому поезду, куда бы мы ни ехали.
Что не понравилось: обозначение станций следований. Точнее, зачастую их отсутствие на вагонах. Для того, чтобы понять, какой состав слева или справа на платформе довезет до нужного пункта назначения, надо не на состав смотреть, а искать табло. На какой стороне платформы висит табло, где удастся разглядеть свою станцию, там и надо садиться в поезд. При этом дополнительно убедиться, что стоящий сейчас поезд и обозначенное время отправления, совпадают. Мы в Антверпен, доверившись табло, чуть не заскочили в ненужный нам поезд. Хорошо, на самом вагоне оказалась табличка с пунктом следования.
Такой же принцип и для поездов метро, что вообще с ног сбивает от удивления. Мало того, что надо искать в путеводителе по метро, какой номер довезет, так не факт, что довезет! Мы нашли свой номер, спокойно ждем на нужной стороне платформы своего поезда, прибывает состав и на первом вагоне не тот номер. Не двигаемся, раз не наш. Но состав полностью проехал мимо -платформы построены гораздо длиннее, чем сами составы. Наверное, про запас так сделали. И на последнем вагоне увидели другую, чем на первом и нужную нам цифру. Так как вскоре метро закрывалось и можно было не дождаться, решили сесть в этот поезд. Дальше по мелькающим станциям с облегчением удостоверились, что доедем до нужной нам остановки. После такой загадки с нумерацией составов, возник вопрос – неужели вагоны метро в процессе следования отцепляют и прицепляют по принципы формирования жд составов? И зачем такая странная навигация вообще? Конечно, кто живет там постоянно, уже привык к этим заморочкам. Но на свежий взгляд, такая навигация неудобна и коварна.
Очень нужная "ступенька", закрывающая зияющую дыру между вагоном метро и платформой. Вроде, мелочь, а как удобно. Главное, безопаснее.
На вокзалах и в местах большого скопления людей, стоят не мусорные баки, а стойки с прозрачными мешками. И дифференцированные по цвету о предназначении каждого.
Обыкновенно четыре цвета, под четыре вида мусора. Прямо «будуарные» оттенки розового, салатового, голубоватого. Но знаете, это симпатичнее брутальных мусорных урн или контейнеров. И в наше террористическое время, безопаснее. Кстати, про урны. Они есть, например, в торговых центрах. И мешки вложены стандартного черного цвета. Но сама металлическая урна - ах и ох, полируется работником до зеркального блеска! Сама видела перед открытием ТЦ, как драил и так сверкающую посудину. Это уже не мусорник, арт-объект. Про раздельный сбор мусора в Нидерландах надо заботиться и постояльцам отелей. В номере у нас стояла обыкновенная круглая сетчатая корзина, привычная, вроде, на вид. Посмотрев сверху - внутри вставлена крестообразная сердцевина, образующая сегменты. В каждый надо по-отдельности бросать огрызок яблока или одноразовый стаканчик. Но в какой именно сектор - не ведомо, цветовой дифференциации штанов..- ой, сегментов, отсутствует. Правда, есть мелкими буковками 4 надписи против 4 частей на ободке. По-голландски. Жалко, что не сфотографировала.
И лучше так, зато везде чисто. Люди быстро привыкают думать про раздельность мусора и аккуратно поддерживать порядок. Порядок при повсеместном «забулыживании» городов, наверное, поддерживать проще. Земли вообще нет, поэтому нет источника грязи. Остается только мусор, для него и ввели строгие правила. За 10 дней прочувствовали неудобства булыжных мостовых и тротуаров.
При том, что в поездке кроме Брюгге, везде нас сопровождала солнечная погода, даже сухие булыжники скользкие. И с их выпуклостей нога соскакивает то влево, то вправо, того и гляди, навернешься. Даже в кроссовках, а как ходить в туфлях, другой обуви на каблуках, представить не могу. И ходьба требует больше усилий, чем по ровному асфальту или дорожкам. У нас дома есть мощенные булыжниками дороги, но именно дороги. Сами тротуары или асфальтированы, или с плиткой. Поэтому возросшие энергозатраты при ходьбе сразу ощутили на себе. Так как тротуары узкие, люди прямо рядом с машинами идут. Это опасно не только из-за узости тротуаров, еще сам тротуар сильно наклонен в сторону мостовой, градусов на 15. Предполагаю, за счет наклона вся дождевые потоки моментально уходят с тротуаров, что важно для стран с постоянными осадками. Машины по брусчатке сильно шумят, подскакивая на камнях. То-то в XVIII веке городской совет Амстердама, дабы снизить уровень шума, запретил передвигаться по мощеным улицам в каретах. Поэтому приходилось ездить летом в санях! Мирятся с неудобством брусчатки из-за болотных почв, дождей, постоянной сырости. И во многих местах брусчатка историческая: «подумать только, ведь эти мостовые, от которых у нас болят ноги, звенели под копытами лошадей Карла V».
Еда в ресторанах Бельгии и Нидерландов вкусная и сытная, в заведения, где миллиграммами «изыски» подают, не заходили. Даже при заказе морепродуктов, когда надо добывать еду из щупальцев и панцирей, предусмотрено в блюде наличие других ингредиентов, например просто рыбы и паштета из рыбы. Какие замечены отличия ресторанов в других странах с местными. Первое, удивили посетители. Точнее, их стремительный уход, после такой же быстрой трапезы. Даже в дорогих ресторанах, где надо записываться или ждать, когда освободится столик, люди потратив время на проезд к ресторану, ожидание столика, потом поев, быстро уходят из ресторана, почти убегают. Не видела, чтобы сидели часами после еды, например, с бокалом в руке и продолжали вечер. Плюс подобного поведения посетителей в том, что все могут дождаться своей очереди сесть за столик и поесть. Второе удивление, что каждый сорт пива подается в соответствующем фирменном стеклянном бокале со своим логотипом. Ни разу не было пивных кружек, хотя в продаже в магазинах посуды они есть.
Европа в целом вся удобна для жизни. Но страны Бенилюкса отличаются каким-то своим спокойствием, размеренностью жизни и респектабельностью. И работу, как оказалось, начинают не «с петухами»:). Даже по освещению, например, Бельгия выделяется. Густая дорожная сеть Бельгии освещается с помощью более чем 2 миллионов ламп, на каждый квадратный километр их приходится в среднем по 186 штук. Что вам напоминает, залитый красным цветом участок с Бельгией и Нидерландами на фотографии? Мне - добродушное сердце, излучающее покой и гостеприимность