Два признанных гения - эрудированный художник и дипломат Рубенс, работавший «с телом», и Рембрандт, главное для которого были душа, человеческие эмоции, прославили Нидерланды. Объединяет художников одно: оба они оказали огромное влияние на искусство того времени и на многие следующие поколения живописцев. В середине 17 века Нидерланды переживали свой «золотой век». Отряхнув с себя испанское иго, страна воспрянула и семимильными шагами начали развивались торговля и морское дело, экономика и искусство. Амстердам, как столица и значимый торговый город и порт Нидерландов, был притягателен не только для купцов, но и для людей других занятий.
Шестой сын мельника -Рембрандт ван Рейн, родился и жил в ремесленном, набожном городе Лейден. Ветряная мельница, которой владел Хармен, находилась на берегу Рейна: перед взором мальчика открывались красивые виды реки. Семья была зажиточной, но не так, чтобы участвовать в светских мероприятиях и вести роскошную жизнь состоятельных людей. Но смогли отдать сына обучаться к нидерландскому художнику Якобу ван Сваненбургу, когда мальчику исполнилось 13 лет. Родители, давая Рембрандту хорошее образование, хотели, чтобы он стал ученым или чиновником. Он учился в латинской школе потом год в Лейденском университете. Его отец, наверняка доволен успехами своего отпрыска, поскольку отправил его на учебу в Амстердам, к знаменитому своими картинами на историческую тематику художнику Питеру Ластману. Тот, так же как и ван Сваненбург, учился в Италии, однако был гораздо более талантлив, чем предыдущий учитель Рембрандта. Учился Ластман у Караваджо и проживавшего в Риме немецкого живописца Эльсхеймера, переняв у них новый по тем временам прием – игру светотени, создававшую ощущение таинственной глубины в затемненной части картины. Не закончив учебу в Лейденском университете, который он покидает через год, и таки не получил потом образования. Тяга к рисованию, перевесила возможности, что давал бы университет для зарабатывания денег каким-то другим трудом.
Повзрослев и набравшись мастерства, благодаря таланту, Рембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства. Ему приходилось часто ездить в Амстердам, где существовал рынок искусства и торговцы картинами, которых не было в Лейдене. Торговля искусством – новое ремесло, рынок которого только создавался. В 25 лет Рембрандт окончательно переехал из Лейдена в Амстердам. В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». В Амстердаме Рембрандт обратился к написанию портретов. Спрос на его работы был столь велик, что желающие получить свое изображение кисти ван Рейна записывались в очередь. А ведь ему приходилось соревноваться с такими знаменитыми мастерами портретной живописи того времени, как Томас де Кейзер и Николас Элиас. Когда художник стал востребованным и у него появились деньги, он решил купить дом и жениться. После недолгих поисков ему приглянулся этот дом, поскольку он находился на улице, названной также как и та, на которой он жил ребенком в Лейдене (Jodenbreestraat 4).
Музей открылся в 1911 году в доме на улице Бреестраат, который Рембрандт приобрёл на пике своей славы в 1639 году и в котором проживал до своего банкротства в 1656 году.
Однажды в мастерскую зашел Хендрик Эйленбюрх с двумя своими племянницами: одна, Алтье, была уже взрослой, другая, Саския – совсем юной. Потом Рембрандт несколько раз гулял с ней и ее родственницей. И вскоре они решили пожениться, бедный художник и дочь бывшего бургомистра Леувардена – Саския ван Эйленбург, знатная и богатая. Саския ввела супруга в высшее общество Нидерландов, куда до этого Рембрандту путь был заказан. Рембрандт часто рисовал ее и на первом холсте написал- «Это портрет моей жены…». Они обручились три дня назад, но художнику, наверное, необходимо подтвердить данное слово рисунком, чтобы искусство скрепило их союз. Для Рембрандта Саския – первая девушка, появившаяся в его творчестве. То, что она родом из знатной семьи, ничего не добавляет к этому главному обстоятельству, разве что она обладает природным изяществом, умеет носить туалеты, украшения, жемчужное ожерелье, говорить, держать себя с людьми – качества, определяющие ее принадлежность к знати, достоинства, без которых она не получила бы доступа к его живописи. Впрочем, есть только одно соображение, перебивающее все остальные: он ее любит. Отныне рядом с ним будет женщина, чей образ он введет в легендарные сюжеты – Саския. В этом доме он прожил 10 полных счастья лет с первой женой Саскией.
Годы, что прожиты вместе с первой женой, Саскией, были самыми счастливыми, с брызжущей радостью для Рембрандта, что находило отблеск и в его картинах. Свет превратился в одно из главных средств усиления выразительности, глубокого и всестороннего раскрытия внутреннего содержания произведения и характера персонажей. Трое из четверых их детей умерли в младенческом возрасте, а после рождении единственно выжившего сына, умерла сама Саския. После ее смерти Рембрандт сам растил сына, в чем помогала вторая жена Хендрикье.
Вход в дом-музей через соседнее здание, современную пристройку, где находятся касса, магазин сувениров, гардеробная и другие нужные посетителям помещения. Главный акцент в интерьерах холлов - картины Рембрандта.
Даже туалетные комнаты, точнее двери ведущие туда, оформлены соответствующими юмористическими рисунками мастера. Для художника, создавшего гравюры под названиями «Мужчина, справляющий малую нужду» и «Французская постель», это не кажется удивительным.
Маршрут по музею является кольцом - здесь начинается, здесь и заканчивается. Против стрелок-указателей идти нельзя, но когда очень надо, то можно - об этом позже. Непосредственно в исторический дом вход от касс по нескольким ступенькам.
Музей не является картинной галереей, как, например, музей Ван-Гога в Амстердаме. Картины самого мастера хранятся в других местах, в самых знаменитых музеях мира. В большей части это воспроизведенный по аукционным спискам личный жилой дом Рембрандта. Стены комнат украшены, конечно, картинами, но вдоме нет картин самого Рембрандта, только его учеников и современников. Картины самого мастера хранятся во многих музеях мира, здесь есть копии или репродукции его работ.
В небольшом темном коридорчике интересный объект - модель самого дома в разрезе. В игрушечном домике представлены все этажи и комнаты, с меблировкой и бытовыми предметами в кукольном варианте. Дети просто застывают перед столь насыщенном интерьерами «домиком Барби».
Дальше на первом этаже, точнее, полуподвальном этаже, восстановленная кухня с печкой, посудой и другой утварью.
Предметы быта, мебель, картины и скульптуры, которые находились в доме художника, были тщательно изучены по документам относящимся к Рембрандту. В конце 1999 года дом Рембрандта был реконструирован под музей в стиле его эпохи. Подробная инвентарная опись предметов, проданных на торгах в далеком 17 веке, очень помогла при устройстве внутреннего пространства музея. Многоэтажный дом с улицы кажется большим, но внутри помещения скромные. Множество окошек на фасаде, лукаво обещают простор внутри. Однако, в комнатках по несколько таких окошек, а самих помещений немного.
На первом этаже - после полуподвального, личные комнаты семьи Рембрандта. Просторная комната, служила и гостиной, и спальней художнику.
Около кровати портрет его второй жены Хендрикье.
В автопортрете того времени -красивый, пышноволосый, серьёзный, многого достигший, влюблённый в жизнь человек, явно художник. Это ищущий человек, сомневающийся, но сомнения свои от самого себя пытается скрыть, потому что полон оптимизма. На нём широкий берет, который потом назовут рембрандтовским.
Напротив лестницы этого этажа небольшое помещенье, где туристам демонстрирует процесс изготовления гравюр. В 1993 году коллекция дома-музея обогатилась 4 оригиналами медных пластин, являющихся частью собрания из 78 пластин. Приобретенные экземпляры были те, что представляют наибольшую ценность и лучше всего сохранились.
Вот по ним, как и сам Рембрандт, сотрудники музея для туристов весь процесс создания гравюр наглядно и демонстрируют. Чтобы создать основу для будущей гравюры, нужна медная пластинка, стальные перья и вакса. Сначала Рембрандт накалывал, выцарапывал на пластине рисунок, потом брал в руки мешочек с ваксой и затирал её в бороздки. Затем пластину тщательно вытирал от избытка ваксы, накладывал лист плотной бумаги на прессе и прижимал. Процесс за столетия ни капельки не изменился. Готовый оттиск можно приобрести, 20 евро.
На этом же этаже покои семьи Рембрандта. В комнатах привлекают внимание кровати-шкафы.
На втором этаже была мастерской художника. Вся аскетичная обстановка соответствует картине, где сам Рембрандт изобразил этот зал. Копия картины стоит на письменном столе под окном, можно сверить все детали.
Более своих сюжетных картин, Рембрандт был сверхгениальным портретистом. Графические его портреты столь же выразительны и глубоко психологичны, как и живописные. Впечатление, что те, кто был его моделью, открывали ему свою душу и сердце. Гениальность была не только в им открытом и им воплощённом светотеневом эффекте. Не только в потрясающем мастерстве, в неожиданной, всегда драматичной правде и психологической образности. Но и в тончайшем искусстве передачи чувств и переживаний своих героев. Один из ранних портретов Рембрандта – «Николас Рутс». Это был первый проданный Рембрандтом живописный портрет.
После смерти любимой Саскии, его гражданской женой становится Хендрикье Стоффельс. Она была почти на 20 лет моложе Рембрандта. Вначале работала служанкой в его доме, потом натурщицей, а затем стала гражданской женой художника. Это была ласковая, простая, добродушная девушка, терпеливая спутница художника, постоянно преследуемого несчастьями. Художник не мог официально жениться на ней, т.к. по завещанию Саскии Рембрандт при заключении нового брака лишался бы права быть опекуном наследства своего сына Титуса. Было там и еще условие, по которому в случае повторного брака Рембрандта, ее половина состояния вместе с процентами от капитала перейдет не к Титусу, а к одной из ее сестер. Бедной женщине и в голову не приходило, что ее мужа могут постигнуть серьезные финансовые трудности, ведь он был так популярен на момент ее смерти. Рембрандт был вынужден придерживаться оговоренных условий, и официально больше не женился. Но жил семейной жизнью, родили с Хендрикье дочь. Рембрандт так же, как и раньше Саскию, пишет вторую жену, она становится его моделью.
Через лестницу на этом этаже, комната с предметами, которые Рубенс собирал всю жизнь: древности, чучела птиц, каменные бюсты и еще множество другого. Его потемневший дом был завален -на посторонний взгляд, какой-то странной рухлядью.
Здесь было старое восточное тряпье, в которое он любит наряжаться, копья дикарей, чучела животных. Но все это ему служило «наглядным пособием» при написании картин. Рембрандта очаровывали красочные восточные одеяния, роскошные ткани, драгоценности и различные диковинки, которые привозили домой голландские мореходы. Его биограф Бальдинуччи писал: «Он частенько бывал на открытых распродажах и аукционах, где покупал старомодные и поношенные одеяния, если таковые казались ему диковинными и живописными, и хотя порой оные оказывались невероятно грязными, он развешивал их по стенам своей студии среди очаровательных безделушек, обладание коими также доставляло ему изрядное удовольствие. Это было всяческого рода старинное и современное оружие – стрелы, алебарды, кинжалы, сабли, ножи – и бесчисленное множество изысканных рисунков, гравюр, медалей и всяческих вещей, каковые, по его мнению, могли когда-либо пригодиться художнику». И все это ему служило «наглядным пособием» при написании картин Рембрандту. Но главной гордостью его коллекционирования были произведения Рафаэля, Джорджоне, Дюрера, Мантеньи, ван Эйка, гравюры с произведений Микеланджело, Тициана. Рембрандт собирал персидские миниатюры, вазы, раковины, подлинные античные бюсты, китайский и японский фарфор, венецианское стекло, дорогие восточные ткани, костюмы различных народов, гобелены, музыкальные инструменты.
В помещении этажом выше, что ранее было чердаком, уголки-мастерские, где работали ученики Рембрандта. Он был выдающимся педагогом.
Не каждый, даже очень талантливый и самобытный художник смог выпестовать такую плеяду замечательных учеников и создать собственную школу. Рембрандт, особенно в годы своего успеха, имел массу учеников, и среди них много талантливых. Такие художники, как Фердинанд Боль, Доу, Maca, Карел Фабрициус, Якоб Пинас, Питер Ластман, и другие. Многие ученики Рембрандта приспособились ко вкусам потребителей, их тщательно прописанные картины пользовались большим спросом, да и платить им начали больше, чем их учителю. При этом сам Рембрандт был, судя по отзывам современников, абсолютно лишен профессиональной ревности.Нет той мощной энергетики, что идет с картин Рембрандта. Достичь ее фантастического уровня никому и не удалось. Даже его ученикам, да и другим художникам его Школы.
При организации музея был пристроен третий этаж с фронтоном – сегодня там выставлены работы учеников художника и его наставника – Питера Ластмана. Так же представлены гравюры Рембрандта. Рембрандт достиг совершенства в технологии офорта и, создавая собственные, он также коллекционировал офорты других великих художников.
1648 год стал годом перелома судьбы для художника. Написав «Ночной дозор», подвергнулся остракизму всей художественной общественности, которая не могла простить отход от традиций нидерландской живописи. Кстати, персонажам картины, настоящее название которой «Рота капитана Франса Еаннита Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга», самому капитану Коку и 16 бойцам его роты, картина понравилась. Про эту картину написаны тома, под нее построен самый главный музей в Амстердаме -Рейскмузей, где она экспонируется. Конечно, там выставляются и другие произведения искусства, но главная картина именно эта. Но эта картина является непревзойденным образцом группового портрета, где каждому персонажу дана острая психологическая характеристика.
С этого момента его материальное положение, плюс овладевшая им страсть к коллекционерству художественных предметов и редкостей, привели к банкротству. Заказов не стало, наследство первой жены прожито. Он больше не процветающий художник и свой человек при дворе принца Оранского. Прежде заказчики во всем полагались на него- «сделайте портрет в Вашей манере, мистер ван Рейн». Теперь предъявляют претензии к готовой картине. Дошло до того, что, когда вдова принца Оранского поинтересовалась у последнего, кто из художников мог бы достойно украсить Гёс тен Бош («лесной домик»), ее новую резиденцию близ Гааги, тот предоставил ей список, включавший и немало учеников Рембрандта, но не его самого.
Рембрандт не имеет возможности выплачивать проценты по заложенному имуществу, но продолжал жить в дорогостоящем доме. В 1656 г. был объявлен несостоятельным должником. За пару недель до выставления на аукцион коллекции рисунков и офортов Рембрандта по Амстердаму был распространен рекламный листок, содержащий следующие слова: «Попечители имущества несостоятельного должника Рембрандта ван Рейна... распродадут... нижеупомянутые бумажные произведения... вместе с изрядной частью рисунков и эскизов оного Рембрандта ван Рейна... Передайте дальше». За долги его прекрасный дом был выставлен на торги, имущество продано на аукционе, он должен был освободить свой дом и съехать. При выселении художника из дома был составлен инвентарный список картин, мебели, художественных и бытовых изделий, проданных «с молотка» на аукционе, который и помог в воссоздании дома при организации музея. Но после распродажи еще остались долги и суд постановил, что все картины, которые будут создаваться художником, должны продаваться в счет погашения долгов, суд также лишил Рембрандта права иметь имущество, кроме носильных вещей и принадлежностей для рисования, что означало нищенское существование. Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама. Титус после разорения отца, чтобы сделать свое имущество полностью недоступным кредиторам Рембрандта, составляет завещание, в котором все свое состояние оставляет сестре Корнелии, а Рембрандта назначает опекуном с правом пользования деньгами.
В 1660 повзрослевший сын Титус и Хендрикье открывают антикварный магазин, куда Рембрандт был оформлен на работу экспертом. И хотя по решению суда вновь написанные Рембрандтом картины должны были переходить в распоряжение кредиторов, договор о найме его на работу, давал возможность художнику передавать свои произведения в антикварный магазин. Это позволило семье увеличить свои доходы и даже купить дом. В этот период пишет картины на сюжеты Писания. В целом он написал по этой тематике около полутора сотен картин, сотворил восемь десятков гравюр и нарисовал больше шести сотен рисунков.
Более того, Рембрандт вновь начал собирать свою коллекцию! Масштабы были, конечно, уже не те, но сам факт говорил о многом. В 1663 году Рембрандта постиг новый удар судьбы – умерла Хендрикье, а в 1668 году, прожив чуть более полугода после женитьбы, умер и Титус, оставив сиротой еще не родившуюся дочь. От этого двойного удара он так до конца и не оправился, что заметно по его творчеству. В последние годы религиозные полотна Рембрандта были полны ощущения безысходности и беспомощности человека перед Богом.
Что понравилось, музей - не хранилище окаменевших раритетов. Ну, это было бы и невозможно, потому что вся обстановка, интерьеры восстановленные, не исторические. И помогли в воссоздании, картины самого Рембранда, где он скрупулезно выписал детали комнат дома. По ним реставраторы, как по подсказке, работали.
Плюс в его стенах проводятся мастер-классы, где знакомят с тайнами изготовления красок в средние века. Для того, чтобы попасть на такой сеанс, пришлось по дому несколько кругов сделать, дожидаясь начала –не сидеть же около лестницы. Вернуться назад на нижние этажи или залы, где уже побывали, организация маршрутов по дому не предусматривает. Всем надо пройти по порядку залы и выйти в холл к гардеробной. Ходить вверх-вниз не получится. На стенах «кирпич» на красном фоне- автомобильный знак, это запрещает. Мы сначала не обратили внимание на эти предупреждения и пошли назад на этаж, где мастер-класс должен быть начаться. Охрана и остановила. Однако, мы объяснили, что идем не просто так повторно. Нас любезно пропустили.
Мастер-класс проводят в значимом месте - на этаже, где раньше была мастерская самого Рембранда. Помещение так же восстановлено благодаря картинам, на которых она изображена. Поэтому, как раньше Рембрандт давал здесь уроки начинающим художникам, так теперь туристам «открытый урок» проводят. В разные дни «уроки» с демонстрациями разные художник ведут. Мы попали на почти спектакль, настолько художник – он профессиональный художник; воодушевлял своим рассказом и знанием исторических подробностей про Рембрандта. И - хвала прогрессу! иллюстрации картин показывались по планшету, а сам процесс создания красок у нас «под носом» происходил. При нас смешивал ингредиенты, добавлял масло, растирал и прочее, так же. как это делал великий голландец и его ученики.
Художник подробно рассказывал о процессе и сразу же на планшете показывал, в каком месте картины именно эту краску использовал Рембрандт. До сих пор похожие краски используют современные художники и стоят они порядка 2 000 евро за кг. Во времена Рембрандта, краска была такая же дорогая в эквиваленте тому уровню цен.
«Это был мозг, вооруженный зрением ночной птицы и искусной, но не очень ловкой рукой». Да, так сказано про Рембрандта, которого потомки признали одним из величайших художников всех времен и народов. Он умер на руках своего ученика Корнелиса Сейтхоффа, не покинувшего учителя и в нищете. Он был мужем дочери Рембрандта - Корнелии, которую родила мастеру невенчанная его жена Хендрикье Стоффельс. Похоронен великий художник на средства, собранные еврейской общиной Амстердама, где стоял его дом. Эти же соседи, почитавшие Рембрандта, поставили надгробный камень, не дав пропасть в веках могиле гения. Самый большой памятник себе воздвиг сам Рембрандт своими картинами. Он оставил потомкам потрясающее по своим размерам художественное наследие, около 500 картин и больше 1500 рисунков. Это был гений, который навеки вписал золотыми буквами свое имя в историю искусства.