Брюссель-Брюгге-Гент-Антверпен-Амстердам-Гаага-Брюссель
Мы начинали свое турне по Бельгии и Нидерландам из Брюсселя, и улетали домой из Брюсселя. Что испугало, когда прилетели в Бельгию - автоматчики в аэропорту, оказалось, для Брюсселя это норма. Еще в больший ступор ввели пассажиры в зоне прилета, они в большинстве своем.., как бы сказать по-толерантнее, не совсем бельгийцы или европейцы. Было ощущения восточного аэропорта, толпа народу в джалабиях, сари и афганских пуштунках. Впервые увидела такое множество восточной одежды разом наяву, а не по ТВ. Недаром, Брюссель – столица Евросоюза, может, уже и столица Востока?
Из Нидерландов, возвращаясь в Брюссель, прибыли поездом. Центральный вокзал находится скорее под землей и является самым загруженным вокзалом в Бельгии. За сутки через него проходят до 1200 поездов, при этом путей там всего лишь 6. Поэтому после отправления одного поезда, проходит всего несколько минут, как на тот же путь уже прибывает следующий. На ввходе из вокзала, внутри крыши на проходе от него, вот такой первый веселый комикс, как приветствие приезжающим.
Далее прошагали мимо милого музея смурфиков
И мимо памятника странствующему рыцарю Дон-Кихоту с оруженосцем Санчо Пансой. Со стороны кажется, как будто прямо над подземной парковкой расположен. Однако, находится на площади Испании, просто такой вид с ниже расположенной улицы, по которой шли.
Шли нагруженные чемоданами к отелю, карабкаясь с горки на горку очередных улиц, поэтому ни подходить к памятникам, ни заходить в музей не было возможности. По карте, казалось, отель совсем рядом с вокзалом, потому даже и не подумали взять транспорт. Но, оказалось, не совсем рядом. Вот так сразу главную особенность города – он расположен на очень крутых холмах, прочувствовали на себе. Закинув вещи в номер, пошли до поздней ночи бродить по городу.
Маршрут: жд вокзал - собор Св.Михаила –Королевский сад – Евроквартал - пл.Пале с Королевском дворцом- Холм искусств - Дворец Правосудия с обзорной площадкой-спуск на лифте в Нижний город- по навигатору до ул. с «писающим мальчиком» - пл.Гран-Плас – паутина старых улиц-отель.
Брюссель является центром европейской политической жизни, однако, имеет свою богатую национальную историю, уходящую вглубь веков. Свое название город получил от слова «брукселе», что означает «место болот». Около 300 до н. э. здесь поселились кельтские племена белгов. Завоёванная в 57 до н.э. Юлием Цезарем, страна белгов стала дальней периферией римского рабовладельческого государства. Кровавые истории происходили на этой земле. Наполеон учредил на территориях современных Нидерландом и Бельгии Голландское королевство. После падения его империи, по решению Венского конгресса страна стала частью Нидерландов. В результате освободительного восстания в 1830 году Бельгия является отдельным государством.
Первой исторической и открыточной достопримечательностью предстал на холме Тройренберг, являющимся границей между Верхним и Нижним городом, собор Св.Михаила и Гудулы. Он одиноко стоит среди деловых кварталов с современными зданиями. Но собор-красавец открыл наш маршрут, задал ноту, так сказать. Виктор Гюго говорил, что он напоминает ему собор Парижской Богоматери. Этот храм пятый по величине готический собор Европы.
Архангел Михаил и Гудула являются покровителями Брюсселя. По легенде св. Гудула была столь усердна в молитве, что свеча, которая потухла во время длительного моления, сама вновь засветилась. Потому святую изображают со светильником в руке. В 1047 герцог Брабанта, Ламберт II, перенес мощи Св. Гудулы из церкви Saint Gorik в центре Брюсселя в новый храм на холме Treurenberg. С этого момента церковь Св. Михаила и Гудулы становится кафедральным собором. В этом соборе проходили и проходят церемонии венчания королевских особ и герцогов Братанских. Походим к собору и, о! чудо, собор открыт. От этого обстоятельства за поездку практически отвыкли - к какому храму ни подходили днем, все закрыты были. А тут заходи, любуйся, наслаждайся. И есть чем – храм строился сотни лет и строится до сих пор. Автором центральной части храма был архитектор Ян ван Рёйсбрук, спроектировавший знаменитую Брюссельскую Ратушу. Тем удивительнее, как за века преемники из поколения в поколение бережно передавали эстафету создания единого стиля на протяжении веков. Да, готика, да суровая, но еще про этот собор хочется сказать - элегантный. При первом взгляде от входа не замечаешь, чем он отличается от других виденных, больших и так же очень красивых храмов. Вот витражи, но чем они могут удивить после Миланского Дуомо или собора Св.Витта в Праге? Однако, ходишь от одной стеклянной картины к другой и понимаешь, что эти витражи отличаются от многих виденных. Они светлы и изящны, нет преобладания темных цветовых пятен, которые бы заслоняли свет. И сам рисунок в каждом витраже со столькими мелкими подробностями, что это действительно картина, никак иначе.
Резная кафедра 17 века настоящий шедевр, оставленный потомкам мастером Р.Вербюгенном. В ней с разных сторон отображены эпизоды Книги Бытия.
Наш маршрут продолжился от собора через Королевский парк сначала в Евроквартал, потому что, начав с древних площадей и достопримечательностей, после может не остаться сил и желания идти в гору в Евроквартал. Даже относительно Холма искусств в Верхнем городе, Евроквартал расположен еще выше. Туда можно подъехать общественным транспортом, метро, но мы пройти везде пешком, больше интересного увидишь по пути. В городе находятся более чем 120 международных правительственных организаций и 1400 не правительственных структур. Поэтому на офисные здания с флагами натыкались везде по городу потом, не только в Евроквартале.
Город даже в центре, это современный мегаполис. И не очень особенный, в том смысле, что переходя из квартала в квартал, все время крутилось в голове - «это, скорее, на деловую Вену похоже. Тут обыкновенные доходные дома 19 и начала 20 веков. Вот кусочек Будапешта,… и всё». Если бы не два отрезка с «туристической тропой», то город был бы, просто городом с офисами. Старинная часть совсем небольшая и она чудом сохранилась для потомков. В 19 веке капиталистам нужны были офисы, конторы, и как всегда богатеям хочется, именно в центре. И они хотели просто-напросто снести «старье», по их разумению. Отстоял древние храмы, исторические кварталы города, его градоначальник Шарль Бюльс (Charles Buls), за это благодарные жители поставили ему памятник. И есть за что. Без крупинок старины, город был бы совсем безликий. Он не имеет такого национального колорита, как Гент или Брюгге. Если уйти с «туристической тропы» влево-вправо, это город офисов и жилых кварталов. Два оазиса туристических в Брюсселе: Верхний город - от Королевского дворца до Дворца правосудия и в Нижнем городе площадь Гран-плас с окружающим его небольшим лабиринтом старинных улочек «чрева Брюсселя».
Королевский парк, который удивил своей неухоженностью. Разбитые, необлагороженные грунтовые дорожки, скульптуры покрытые мхом.
Но есть подстриженный как под расческу газон, ближе к выходу к Королевскому дворцу.
В разгар рабочего дня в Евроквартале практически нет людей на улицах. Служащие - в офисах, жилых домов тут мало. Даже зеленый скверик пуст.
Побольше народу появилось вблизи Люксембургской площади.
Подошли к символическим «воротам» для входа внутрь - старинному зданию, в котором, как на границе, надо проходить проверку через металлоискатель и прочее. Только потом можно пройти к стеклянным зданиям "Берлемон" и "Шарлеман", зданиям Европейской Комиссии, исполнительного органа ЕС.
Стало понятно, что процедура досмотра, потом хождение между стеклянными высотками займет слишком много времени. Надо иметь ввиду, что Брюссель для миллионника имеет очень большую площадь. Один единственный день на весь Брюссель растянуть трудно, надо чем-то жертвовать. Поэтому довольствовались любованием через забор-решетку каким-то праздником в Евроквартале и пошли назад в центр города.
К королевскому дворцу (PalaisRoyal) сначала вышли «с тыла» и обошли территорию всю кругом, пока нашли центральный фасад на пл.Пале. Но и «тыл» довольно симпатичный, огражден старинным забором с львами, вазами, другими украшениями.
На задворках дворца, куда редко туристы сворачивают, стоит памятник королю Леопольду II. Известен деятельностью по захвату колоний в бассейне реки Конго.
По его указанию там были устроены различного рода коммерческие компании, проводившие жестокую эксплуатацию населения, вплоть до геноцида, и богатств региона. С 1885 по 1908 годы существовало Свободное государство Конго, являвшееся по сути личным владением и «бизнесом» короля (а не государства). Леопольд проводил чрезвычайно жестокую колониальную политику: жители Конго считались рабами короля; за невыполнение работ полагалось отсечение кисти руки. Бельгийская пресса в различной степени затушевывала эти зверства, оправдывая тем, что в осваиваемых районах Конго проживают племена, практикующие каннибализм, и суровые меры бельгийских колонистов направлены на «гуманитарную» деятельность, чтобы улучшить и цивилизовать жизнь коренных народов. Установленная при Леопольде система жесточайшей эксплуатации привела к сокращению численности населения Конго с 30 млн в 1884 году до 15 млн в 1915 году. При этом, по данным бельгийских источников, в 1887 году объём производства каучука в Конго составлял около 30 тонн, через 10 лет к 1897 году он увеличился в 40 с лишним раз (около 1300 тонн), а в 1903 году составлял уже около 5900 тонн.Огромные средства, получаемые от этой эксплуатации, король тратил и для государственных и частных строительных проектов в Бельгии и за рубежом — в частности, спонсировал постройку Королевской Галереи, Ипподрома Веллингтона и Парка Марии Генриетты в Остенде, Королевский музей Центральной Африки в Тервюрене, арку пятидесятилетия в Брюсселе, триумфальную арку и комплекс в Дуден-Парке, здание Антверпенского вокзала, Лакенский дворец, гигантский зимний сады при Лакене, так же виллы Седрес и Ла-Леопольда на Лазурном берегу для своей любовницы.
Деятельность Леопольда вызывала осуждение в Европе. Австрийский император Франц Иосиф I -за сына которого, Рудольфа, Леопольд выдал замуж свою дочь Стефанию, именовал бельгийского короля «коронованным маклером», примерно в тех же выражениях его характеризовал и Ленин -«деляга, финансист, аферист». Королевские дома Европы посоветовали Леопольду умерить пыл и в итоге, Леопольд был вынужден продать свои африканские владения бельгийскому государству, что привело к возникновению колонии Бельгийское Конго. С сатирой на короля выступали Марк Твен и Артур Конан Дойл. Даже пионер кинематографа Жорж Мельес высмеял короля в 10-минутном фильме 1905 года «Рейс Париж — Монте-Карло», изобразив Леопольда как ненормального пожилого водителя, давящего и сбивающего случайных прохожих на своем пути.
Королевский Дворец можно лишь снаружи посмотреть, открыт для туристов только с 22 июля по 4 сентября.
Нынешний королевский дворец был создан на основе 4-х особняков построенных в XVIII веке: Walckiers, Bender, Begiojoso и Belle-Vue. Первые три из них в 1815 году решает объединить король Нидерландов Вильгельм I, чтобы создать на их месте резиденцию достойную его титула. Строительство было завершено в 1829 году, а через год Бельгия становится независимой, и во дворце размещается резиденция уже бельгийского короля Леопольда I. Его преемник, Леопольд II, начинает использовать дворец не только для проживания, но и для проведения официальных церемоний, поэтому по его указу дворец расширяется и перестраивается до 1909 года, чтобы соответствовать новым задачам. С тех пор Королевский дворец не претерпел существенных изменений. В этом дворце в 1556 г. последний император Священной Римской империи Карл V отрекся от престола и передал власть в руки своего сына Филиппа II.
За углом находится Холм Искусств или "Музейная миля", с множеством достопримечательностей.
До средних веков Брюссель был маленькой деревушкой, потом небольшим герцогством, размерами не превосходящим теперешнюю деловую часть города. Развитие города началось с континентальных захватов земель Нидерландами - тогда это была одна страна, в чужих странах и континентах. Тот вид, что сейчас сохранился в исторических кварталах, сформировался в Брюсселе в 14-17 веках. Другие еще позже, в 18-19вв., придавшая ему солидный вид капиталистической державы. Принц Карл Александр Лотарингский создал квартал Place Royale. План был разработан архитекторами Жан-Бенуа-Винсент Барре и Гимар Барнабе. Все здания имеют один цвет и классический архитектурный стиль, потому площадь с любого бока одинакова. На Королевской площади находится церковь Сен-Жак-сюр-Куденберг (Святого Иакова-на-холме-Кауденберг) раньше крестили и отпевали членов королевской семьи, сейчас это главный храм бельгийских Вооружённых сил. Колоннадой и треугольным фронтоном церковь напоминает античные храмы. В 1849 году добавили восьмигранную башенку с куполом.
В центре площади установлен конный памятник Готфриду Бульонскому (Годфруа Буйонский), предводителю Первого крестового похода в 1096-1099 годах, известный тем, что продал свой городок Буйон с замком для этой цели. Вокруг памятника ходят трамваи, потому подойти или уйти от памятника нелегко, надо успеть проскочить между трамваями. Да что трамваи, они хотя бы по рельсам ходят, не сворачивая. А вот другой транспорт на площади, очень странно себя ведет. Автобус просто встал поперек на углу, загородив другому транспорту дорогу, и стал людей высаживать.
Кстати, именно на Королевской площади в 1921 году впервые в Бельгии ввели круговое движение транспорта. До этого экипажи и автомобили пересекали площадь во всех возможных направлениях. Кажется, они продолжают эту традицию и поныне. Наблюдали перепалку, высунувшихся из окон своих машин – внимание! полицейского из полицейской машины и простого водителя. Автоводитель и представитель власти кричали друг на друга, размахивая руками, и так, «в ручном режиме», только и смогли покинуть площадь. Но это было еще не все. Дальше въезжает на площадь большой современный автобус - и! останавливается поперек угла площади, перегораживая движение всему транспорту на площади и соседней улице, для высадки пассажиров. Ну, и где тут соблюдения правил движения? Со времен карет и повозок ничего не изменилось.
По периметру площади 8 зданий, в которых находятся Королевские музеи изящных искусств.
Напротив памятника Бульонскому стоит фургончик, где продают - по-отзывам, самые вкусные вафли в Брюсселе. Я уже писала про мое удивление, какой продукт в Бенилюксе называют вафлями. На самом деле это оладушки, выпеченные в форме «квадратиками». И на вкус это те же оладьи, что наши хозяйки не в форме, а на сковородках пекут. И так же покрывают сиропами, кремами, ягодами. Но попробовали вафли из фургончика, раз их хвалят (2 евро, как и везде по городу). В тесто добавлено побольше сахара, чем в других вафлях-оладушках, что до этого пробовали. Наверное, из-за этого их называют самыми вкусными.
От Королевской площади спуск ведет вниз. Слева-справа и прямо множество интересного. Здание справа в стиле «арт нуво» постройки 1899 года, известное как «Old England», сейчас тут музей музыкальных инструментов. В нём раньше располагался магазин модной одежды. Шедевр бельгийского архитектора Поля Сентенуа, когда-то считался едва ли не самым красивым магазином в столице. Теперь очень интересный музей прославляет это здание, где собраны практически все известные муз.инструменты планеты. Их можно не только увидеть, но и услышать звучание.
К нам спиной, стоит памятник Карлу Александру Лотарингскому. «Лицом» смотрит внутрь к небольшой площади, скорее дворику, где находится собственный дворец этого принца.
Прямо - фонтан "Вращающееся ухо" - абстрактная работа Александра Колдера, созданная для Всемирной выставки в Брюсселе 1958 года. Состоит из двух черных металлических деталей, поворачивающихся на оси от двигателя. В нашем присутствии «ухо» не вращалось, поэтому было принято за хвост кита, нырнувшего в воду.
Ниже Куденбергского холма открывается вид на Jardin du Mont des Arts — парк-сад, который дал название всему холму «Холм Искусств».
Ландшафтный садик разбит по историческим меркам недавно, в 1958 году. В том же 1958-м здесь были построены и два огромных здания по бокам: Дворец Династии (Palais de la Dynastie) с Конгресс-Центром (Congress Palace) и Королевская Библиотека Альберта I, больше известная как Альбертина (Royal Library of Belgium). Этот комплекс, охватывающий Дворец конгрессов, Королевскую библиотеку и эспланаду с террасами и лестницами, построили так недавно, потому что до этого никак не решалась градостроительная проблема Брюсселя – как архитектурно соединить верхнюю часть города с нижней. Со времён средневековья этот склон холма Кауденберга был застроен жилыми домами, закрывавшими для Верхнего города панораму Нижнего. В 1909 году король Леопольд II захотел, чтобы на месте этих домов создали парк.
На входе в парк-сквер, стоит конная статуя Альберта I -племянника Леопольда II, сменившего его на королевском посту; в королевском одеянии, но без головного убора. Бельгийцы уважают этого короля, считают его солдатом и патриотом, достойного уважения. В 1914-м в Бельгию вторглись немецкие войска, Альберт I со своей армией укрепился на последнем, ещё не занятом врагами клочке земли на юго-западе страны и удерживал его все четыре года войны, отказываясь капитулировать. «Король-рыцарь» или «король-солдат», как его называли, стал символом патриотизма, сопротивления оккупантам. Потому и без шляпы с пером, что не подходит она воину. В 1934 году во время тренировочных восхождений он сорвался и погиб в возрасте 59 лет. По нему искренне скорбела вся Бельгия. Прямо против конной статуи Альберт, установили памятник его жене, королеве Елизавете. Сплошная семейственность в памятниках Брюсселя и сплошь короли. Не видели ни одного памятника гражданам страны, трудом которых все создано в стране и за счет которых короли и жили.
На площадке, от которой внизу находится этот сквер, налюбовались, нафотографировались и пошли опять в горку. Для Музея современного искусства пристроили здание и открыли для посещения туристов в 1984г. Здание уникальное, 8 этажей размещено под землей, но особая конструкция строения позволяет рассматривать многие полотна при естественном освещении, свет попадает внутрь с музейной площадки. Три этажа, возвышающиеся над землей, отданы под временные выставки.
Обойдя музей, увидели открытый проход в очередной садик. Оказалось, это сад скульптур этого музея. Скульптуры в классическом стиле стоят на парапете балкона , выходящего в сад. Самая большая женщина- скульптура изображена Аристид Майоль -«Река/ The River ».
По деревом спряталась фигурка «Bathing Beauty» итальянского скульптора и графика Эмилио Греко.
На другой стороне улицы напротив музея белоснежный дворец, это здание Счётной палаты.
Далее на маршрут вниз ко Дворцу Правосудия. Это район Саблон, название происходит от смеси глины и песка, что по-французски "sablon" или "zavel" по-голландски.
По пути стоит Нотр-Дам дю Саблон, считающийся одним из самых красивых храмов бельгийской столицы. Также храм имеет название Церковь Богоматери Побед. Второе название было дано храму в память о битве при Воррингене 1288 года, когда герцогство Лимбург перешло во владение к герцогам Брабантским. В 1581 году, когда городская власть оказалась в руках кальвинистов, не был разорён, на ее защиту свстали гильдии. Даже снаружи видны витражи в стрельчатых окнах. Но оригинальные витражи не сохранились, существующие созданы в 19-м веке. Зайти внутрь невозможно, была закрыта церковь.
Напротив церкви небольшой парк Пти Саблон -«Малый Саблон», на ограде которого фигурки, олицетворяющие представителей различных гильдий. Этот зелёный уголок появился в 19 веке во время брюссельского мэра Шарля Бюльса.
В центре фонтан-памятник национальным героям Бельгии –графам Эгмонту и Горну (Ламораль Эгмонт приходился двоюродным братом его матери), возглавившим голландских повстанцев против испанского короля Филиппа II и казненных на Гранд-Плас 5 июля 1568 года.
Граф Горн, он же Филипп де Монморанси вырос при дворе Карла V. Маршал Анн де Монморанси приходился ему двоюродным братом, адмирал Гаспар де Колиньи двоюродным племянником. Двойное графский титул получил благодаря матери, которая была женой и графа Монморанси, после его смерти и графа Горна. Графы были не только богачами, но видными государственными деятелями своего времени. Филипп стал адмиралом Фландрии, наместником города Гельдерна, заседал в гос.совете. Граф Эгмонт представитель знатнейшего рода Эгмонтов. Его мать Франсуаза Люксембургская, будучи одной из последних в роде Люксембургов, передала ему титулы. Казнь графов спровоцировала всплеск восстания, начался первый этап Нидерландской революции. Пройдет меньше 20 лет, и в 1581 году возникнет государство Республика Соединенных Провинций, которая стала первой республикой в Западной Европе. Она будет официально признана европейскими странами по условиям Вестфальского мира 1648 года. Сам Ламораль Эгмонт, его супруга и сердца двух его сыновей, которые верой и правдой служили испанской короне -всего было 12 детей.
Под зеленой оградой сквера, полукругом вокруг фонтана стоят 12 статуй, изображающие великих деятелей страны XV-XVI вв. Есть статуя Бернарда ван Орли, создавшего витражи для городского собора. Филипп ван Марникс, господин де Сент-Альдегонд - нидерландский дипломат и военачальник, и одновременно известнейший писатель 16-го века.
Герард Меркатор — фламандский картограф, создавший в XVI веке план Земного шара, ставший основой для современных карт. В начале XVI века Европа открывала новые континенты. Коперник открыл, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца, а монах-ренегат по имени Мартин Лютер открыто выступил против католической церкви. Мир перестал быть плоским, но нуждался в плоских картах. Меркатор графически точно отображал в своих картах части земли таким образом, чтобы сохранялись пропорции, что очень помогало путешественникам и купцам. Но в родной Фландрии узколобые католические падре обвинили Меркатора в симпатиях к учению Лютера. Картографа арестовали по подозрению в ереси, но освободили. Получив урок, ученый перебрался в более просвещенную Германию. До сих пор в картах используется "Проекция Меркатора", сплюснутые" полушария земли, с сохранением углов и форм.
На этой улице, да как и вообще в центре Брюсселя, что ни дом, то история во плоти. За сквером на Rue aux Lаines находится дворец графа Эгмонта, ныне министерство иностранных дел.
Подошли к подножию Дворца Правосудия, это таки громадина, я вам скажу. Построена в эпоху правления короля-империалиста Леопольда II, пристрастие которого к большим масштабам выразилось в сооружении этого циклопического Дворца. Горожане были настолько взбешены тем, что для ради строительства снесли 300 жилых дома, что Дворец, называемый ими "мамонтом" за величину, был осквернен на следующий день после открытия. Его сверкающий позолотой купол башня-ротонда виден буквально отовсюду в центре города.
В центре площади Пуларта на «холме висельников», так как раньше тут проводили казни, стоит массивная колонна, памятник бельгийской пехоте отважно сражавшейся в Первую и Вторую мировую войну. Он был возведен по инициативе группы ветеранов первой мировой войны. Открыт в 1935 году на торжественной церемонии под председательством короля Леопольда III.
С обзорной площадки под Дворцом Правосудия видны многие места, «must see» Брюсселя. Самым далеким виднеется справа «Атомиумом». Он один из главных символов Брюсселя, наряду с Писающим мальчиком. Это гигантское сооружение было спроектировано к открытию всемирной выставки 1958 архитектором Андре Ватеркейном как символ атомного века и мирного использования атомной энергии и построено под руководством архитекторов Андре и Мишеля Полаков. Атомиум состоит из девяти атомов, которые объединены в кристалл железа, увеличенный в 165 миллиардов раз. Высота Атомиума составляет 102 м, вес его шаров с коридорами— около 2400 тонн, а диаметр каждой из девяти сфер — 18 м. Шесть из них являются доступными для посетителей. Сферы соединены между собой трубами длиной 23 м, содержащими эскалаторы и соединительные коридоры.
Хорошо просматривается с обзорной площадки и огромная базилика Св.Сердца, недавняя достопримечательность Брюсселя, построена в 1905-1970 гг. Построена из базилика из железобетона, декорированного кирпичом. По своим размерам она занимает шестое место среди католических храмов в мире. Находится за пределами исторического центра Брюсселя, на холме парка Елизаветы на бульваре Леопольда II. Добираться туда надо отдельно, кто не будет там, может с площадки разглядеть.
С площадки есть спуск в Нижний город на лифте, бесплатно. Небольшая очередь движется быстро. Лифт спускается сверху-вниз, и, как бы перемещает людей из более современных веков в средневековье. «Поехали…»