Брюссель-Брюгге-Гент-Антверпен-Амстердам-Гаага-Брюссель
Брюссель был первым и завершающим городом в турне. Город впечатляет тем, что он как многогранник, где каждая грань совершенно не похожа на соседнюю, и все вместе они создают удивительный город Брюссель. То, что называют Брюсселем, на самом деле носит имя Брюссельского столичного региона. Это целое административное образование, в состав которого входит собственно город (по-другомукоммуна) Брюссель, на которой сосредоточены основные городские достопримечательности, дорогие отели и магазины, а также здания европейских организаций. Кроме этого, столичный регион состоит еще из 18 административных единиц. Кроме разделения на админ.районы, город имеет две основные части, которые в основном и посещают туристы - Верхний и Нижний город.
Вначале прошлись Верхним городом. Из него спустились в Нижний на лифте и продолжили маршрут.
Рядом с лифтом просто жилой район.
Эстакада изрисованная граффити.
Навигатор указывал свернуть на эту улочку, идем по ней и в конце какую-то толпу увидели. Мало ли какая демонстрация, протестующие перегородили дорогу - хотели уйти от греха подальше. Но навигатор упрямо требовал двигаться к этой толпе. Надо проверить его настойчивость. Опасливо подошли…, а это толпа около фонтана Маннекен Пис! И начало исторической части Нижнего города.
О легендарном «Писающем мальчике» слышали даже те, кто никогда не был в Бельгии. Скульптурка прячется среди маленьких улочек недалеко от Гроте Маркт, на пересечении Банной и Дубовой улиц. Происхождение мальчика имеет несколько легенд. По самой древней маленький мальчик написал на дверь ведьмы, которая жила там, где сейчас находится этот фонтан. Ведьма была так разгневана, что превратила мальчика в статую. Другая легенда гласит, что богатый горожанин потерял своего сына в толпе во время популярных празднеств и нашел его только через пять дней писающим на улице Etuve. В знак благодарности отец построил на этом месте фонтан со статуей писающего мальчика. А еще говорят, что во время исторической войны, какой-то мальчик своим незатейливым «брандспойтом» тушил огонь пожаров и «поливал» врагов с крепостной стены. Доподлинно известно лишь, что фонтан Manneken Pis создан руками придворного скульптора-маньериста Жерома Дюкенуа в 1619 году. За годы существования он стал настолько популярным, что фигура мальчика множество раз похищалась со своего места, и сегодня взорам туристов предстает лишь очередная копия первоначальной статуи. Оригинальная каменная статуя сейчас хранится в городском музее Брюсселя Maison du Roi на Гран-Плас. С конца 20 века 60-сантиметрового бронзового «мальчика» начали одевать в разные одежды на потеху толпы. На Рождество будет одет в костюм Санта-Клауса, в какой-нибудь спортивный мундеаль - в футбольную форму. Трудно представить, чтобы стали натягивать треуголку на памятники Наполеону или английские накидки на скульптуры Черчиля. А «мальчик» все стерпит. Одежек для него скопилось так много, что даже существует отдельный отдел, где они все представлены, в Королевском музее. В дни больших праздников Жюльен (именно так зовут мальчика) писает не простой водой, а вином или пивом.
Для коренных жителей Брюсселя Маннекен Пис не только источник воды, но и источник неиссякаемого дохода. Бельгийцы подогревают интерес к «мальчику» его увеличенными копиями в разных уголках города и страны. Бесконечно копируют его изображение на сувенирах. В магазинах можно найти кружки с писающим мальчиком, открывашки для пива с писающим мальчиком, полотенца, ручки, футболки... и так далее. Этот гигант-«мальчик» прямо от памятника слева находится и все с ним фотографируются. Раз уж нельзя обняться с прототипом, довольствуются его пластмассовым тезкой.
А вот о том, что в 1987 году в Брюсселе в конце аллеи Верности установили фонтан, изображающий писающую девочку, мало кому известно. Хотя большинство жителей города считают этот фонтан пародией, сам автор – Дени-Адриан Дебуври, утверждает, что 50-сантиметровая скульптура весьма серьезна и посвящена вопросу равенства полов. Как и «мальчик», в целях безопасности «девочка» помещена в нишу, закрытой внушительной решеткой.
Традицию воплощать в памятниках деликатный процесс, продолжил спустя 12 лет после «девочки» еще один бельгийский скульптор. Том Францен в закоулках Нижнего города прямо около перекрестка создал вот такой памятник писающей беспородной собачке (ZinnekePis).
Собака «дворовой» породы, в которой намешаны разные породы, что по мнению автора, символизирует объединение в Брюсселе разных культур. Как и положено собачке, она изображена с поднятой задней лапой. Но «фонтанчик» отсутствуетJ. Брюссель богат в отношении памятников-приколов. Есть памятник плюющейся девочке в квартале Маролль. Советуют отыскать весёлую скульптуру «Шутка над полицейским».
"Чрево Брюсселя" сохранилось благодаря своему градоначальнику Шарлю Бюльсу, сыну ювелира. Он вошел в историю тем, что не дал королю Леопольду II разрушить историческую часть города, а наоборот, был инициатором реставрации старинных зданий. Благодарные брюссельцы это не забыли и в 1999 году открыли в честь него памятник-фонтан. Жаль, что в 20 веке не нашлось такого же защитника старины. Фото из интернета.
В Нижнем городе, если идти в потоке туристов по лабиринту улочек «Чрева Брюсселя», то неминуемо вынесет к большому скоплению людей около Королевских галерей Святого Юбера - вход со стороны трех улиц (Rue d’Arenberg, Rue de l’Ecuyer, Rue des Bouchers, Rue de Marche aux Herbes). Местный ГУМ и одновременно историческая достопримечательность.
Галерея намного меньше, чем ГУМ или, например, подобные торговые галереи в Неаполе или Милане. Общее с ними - несколько проходов под стеклянной крышей. Всего здесь 54 бутика, расположенных в трех частях комплекса — одна называется галереей короля, другая — галереей королевы и галерея принца. Пассаж был построен в 1846–1847 г. И в отличие от неапольско-миланских галерей, здесь есть 2 театра и музей. Потому пассаж привлекает не только покупателей с толстым кошельком - цены здесь «кусаются», но и своеобразный магнит для брюссельской интеллигенции. Название галереи заставило покопаться в гугле, кто такой Святой Юбер. Думала - в первую очередь, что он покровитель торговцев, потому и назвали пассаж так. Но упомянут в списке покровителей «охотников, математиков, оптиков и механиков», защитником которых он считается. Возможно, так как является еще святым, «имеющим от Бога благодать исцелять бешенство», а торговля очень нервная работа, его и призвали помогать в этой трудном занятии. Св.Юбер был первым епископом г.Льежа, вполне земным человеком при жизни и до высокого сана, возможно сам ходил на рынок, магазины.
Кто не побывал на Гран-Плас (Grand-Place), не видел города, говорят путеводители. Но Брюссель даже без этой площади, был бы Брюсселем. И мы до этого побывали на главных площадях ряда городов Бельгии, поэтому, как бы подготовились к восприятию. Она не больше предыдущих (длиной около 110 м и шириной 68 м, в Антверпене гораздо больших размеров «торговая площадь») и тип застройки, сами здания похожи.
Так же каждый дом был построен в свое время гильдиями торговцев. Так же их отличительные знаки или статуи на фасадах и крышах. Чем отличаются дома торговой площади в Брюсселе, так это позолотой. Наверное, из-за обилия «презренного металла», площадь считается красивее других и входит в четверку самых красивых площадей мира. Для меня это очень и очень спорно. Золото - «не есть» красиво, чтобы именно из-за него призовое место присуждать. Перестав обращать внимание на его блеск, особенно навязчивый в лучах заходящего солнца, площадь кажется довольно тесной. Для размера этого прямоугольника слишком велика Ратуша. Вместе с довольно высоким, серым - по цвету, зданием напротив - Хлебный дом или Дом короля (Broodhuis/Maison du Roi); они как «ушки от корзинки», которая площадь и образует. А внутрь «корзинки» щедро «насыпаны» туристы. Невозможно сфотографировать, чтобы тебя в этот момент не толкнули.
Вокруг площади 39 зданий периода 14-17 вв. Но они, в основном, не раз строились заново или восстанавливались. Каждое здание здесь имеет своё название – Лебедь, Рожок, Лис, Звезда, Голубь, Тачка, Мешок, Волчица и т.д. Самые старые строения –не из восстановленных, а первоначальных, Ратуша и Дом Короля.
Визуально Дом пивоваров можно найти самостоятельно по золотому коню на крыше их штаб-квартиры «Ассоциации пивоваров Бельгии». В подвале находится главный в стране музей пивоварения.
Дом Герцогов Брабантских, в котором герцоги не жили. Пышный фасад объединяет несколько домов, которые принадлежали различным гильдиям. У каждого из них было свое название. Например, дом гильдии мельников назывался "Ветряная мельница", дом гильдии плотников - "Оловянный горшок". Единый на шесть домов фасад украшен девятнадцатью бюстами герцогов Брабантских - отсюда и название здания.
Ратуша Отель-де-Виль, построенная в 15 веке, отличается не только изяществом и красотой, но и размерами, ведь центральная башня достигает в высоту 96 метров. Шпиль ратуши увенчан пятиметровым медным флюгером, изображающим архангела Михаила, покровителя Брюсселя.
Скульптуры на фасаде, относящемся к эпохе барокко, воспроизводят сцены из истории города. Ратуша почти такая же, как была в давние века. В 1695 году французская армия под руководством фельдмаршала Де Виллероя два дня обстреливала площадь из пушек. И все дома вокруг превратились в руины, одна Ратуша чудом уцелела. Можно разглядеть ассиметричность «крыльев» самого здания относительно колокольни (правое крыло меньше левого). Здание строилось долго и не одним подрядчиком, так же его разные части строились не одновременно. Видать, не согласовали длину крыльев или каждый свой метр имелJ. Это нюанс мало кто замечает, настолько сама ратуша восхитительна. Здание кажется воздушным и кружевным – настолько много в нем тонких элементов, узких стрельчатых окон, замысловатых статуй и шпилей. А крыша не просто защита от дождя, это целое отдельное сооружение, где в 4 ряда куча окошек, которые придают легкости столько огромной крыше. Венчает все это великолепие флюгер с золоченой статуей Архангела Михаила – защитника и покровителя бельгийской столицы.
Хлебный дом построен в 13 веке и является самым старым сохранившимся зданием на площади. Если вспоминать «брабантские кружева», то их можно отнести к этому дому. Воистину кружево в камне. В 13 веке принадлежал гильдии хлеботорговцев и внутри были лавки, торговавшие хлебом. В 15 веке здание использовалось герцогами Брабантскими как придворный суд, так у дома появилось новое имя – Дом короля.
Описывать остальные дома долго. Главное, что все они красивы своей позолоченной красотой и создают единый ансамбль площади. Интересны не только сами дома, а истории с ними связанные. В знаменитой таверне “Золотой баркас” жил Виктор Гюго. На площади есть «Дом Лебедя», принадлежавший гильдии мясников. В XIX веке в этом доме было кафе, где в 1848 г. состоялась первая читка «Манифеста коммунистической партии». В Брюсселе несколько адресов, где жил Карл Маркс с семьей
С 1971 года каждые два года 15 августа на площади создают ковер из цветов, размером 24 на 77 метров, то есть практически вся площадь занята цветами (фото из интернета).
Оставляют отгороженный проход для людей по периметру. В Брюсселе в старину не выкладывали цветочных ковров. На центральной площади, в основном, сжигали еретиков или рубили головы бунтовщикам. В 16-м и 17-м веке, сотни людей были казнены на этой площади. Ведьм и протестантов сжигали на кострах, а преступников и прочих неугодных королям людей обезглавливали. Именно здесь казнилиграфов Эгмонта и Горна. Мер города Стаутеманс, увлеченный бегониями, тропическими цветами, завезенными в Европу в середине прошлого века и составляющими основу экспортного цветоводства Бельгии, решил сделать им рекламу, продемонстрировав на главной площади. Деньги на это не дешевое шоу, дали банки. А главное, хозяева ресторанов, пивных и магазинов, находящихся в округе. Теперь уже по традиции раз в два года площадь в прямом смысле этого слова - расцветает.
Теперь площадь место веселых праздников и радостных торжеств. В современное время в октябре проводят фестиваль Огородного Чучела. Вся площадь заполняется чучелами. Некоторые набиты соломой, как встарь, другие уже из современных материалов. Тематика образов от традиционных до авангардных. Здесь можно увидеть Че Гевару, Голиафа и сказочных персонажей. Так же красочен праздник с шествием «Омеганг», который воспроизводит церемонии торжественной встречи Карла V в 1549 г.(фото из интернета).
Много часов продолжается торжество, в котором участвуют сотни людей и лошадей. При проведении празднества сохранены все атрибуты той эпохи, а многие знатные фамилии Фландрии и Брабанта представлены потомками, которые из поколения в поколение передают свои исторические традиции. Их дети начинают «придворными пажами», а потом вырастают в «баронов» и «герцогов».
Выйдя с площади на Zuidstraat, видна Церковь Святого Николая (Église Saint-Nicolas). К церкви Святого Николая вплотную прилегают старинные дома.
От площади Гран-Плас недалеко до здания Брюссельской фондовой биржи (Euronext Brussels) расположенной на бульваре Анспач (boulevard Anspach). Так как громада находится в оживленной части города, не только все ступеньки заняты отдыхающими и туристами, но и брусчатка площади весьма удобное для некоторых «спальное место».
Входной портал, крыша, промежутки между окнами тесно заставлены и украшены скульптурами известных мастеров. Таких как Огюст Роден, Жульен Дилленс, Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз, Виктор де Хаен, Гийом де Гроот, Жан-Жозеф Жакует, Жак Жаке и далее длинный список.
Закатившееся солнце как-то быстро уступило место вечеру. Чем дальше от Гран-пляс, тем тише на улочках и больше свободных столиков в ресторанах:)
Просто улицы города, где живут сами брюссельцвы.
На пл. Сен-Катрин находится храм, что и дал название площади - церковь Святой Екатерины (Église Sainte-Catherine de Bruxelles).
Она былa построенa между 1854 и 1874 гг., но стоит на фундаменте более старого здания, уходящее своими «корнями» в XV век. На примере современной истории этого храма, наглядно видно, как религиозность в Европе стала всего лишь вывеской. Уж что только не пытались сотворить с церковью и территорией на которой на стоит. Так из-за нехватки бюджета, церковь планировали снести и построить на ее месте автомобильную стоянку в 1950 году. Позже предлагалось ее использовать как крытый рынок. Однако 20 сентября 2014 года по решению архиепископа Малин-Брюссель, Церковь Святой Екатерины была вновь открыта для прихожан.
Черной-черной ночью мы подошли к Черной башне (La Tour Noire ). Это единственный сохранившийся элемент крепостных стен, что окружали в древности город.
Была построена в XII веке и разрушена во время бомбежки города в 1695 году. В 1888 году она едва избежала окончательного разрушения. Осталась «в живых», благодаря мэру города, Шарлю Бюльсу, ярого защитника исторического наследия центра Брюсселя. И была отреставрирована Виктором Жаме (Victor Jamaer), который мастерски вписал ее в современное здание гостиницы Hotel Novotel Brussels.
Ночью Брюссель засыпает. Это не Париж или Мадрид, где ночами самый феерические гуляния. После часа ночи гаснет подсветка исторических зданий, редко какие рестораны еще открыты. До утра продолжают работать только некоторые заведения, большей частью танцевальные или с «клубничкой», эротические. В танцевальных чаще молодые люди отплясывают. Поужинать надо успеть до ночи, потому что в ресторанах кухня закрывается в 10 вечера и дальше только напитки предлагают.
В городе множество магазинов. Среди них 249 мясных и 647 аптек, а еще в городе есть 874 парикмахерских. На улице встретится, как минимум, одна парикмахерская и 1-2 аптеки, которые легко узнать по вывеске с неоновым зеленым крестом. Сладости продаются и в специализированных магазинах и просто в супермаркетах. Бельгийский шоколад, как тренд не только города, а всей страны и он везде в витринах. Когда-то стране принадлежала африканская колония Конго с плантациями какао-бобов. Сначала из них варили шоколадный напиток, позже стали производить твердый шоколад и изобрели пралине. На мой личный взгляд, особенный вкус только у очень, очень дорогих плиток или конфет. То, что покупается в рядовом магазине, ничуть не отличается от вкуса шоколада в других странах или у нас. «Особенные» или не неособенные конфеты - это может отличаться на вкус других людей, туристы просто сметают любые в магазинах Брюсселя. Шоколад и бельгийские конфеты, как сладкий сувенир и «привет из Брюсселя», набирают и везут все. Конфеты все вкусные и в красивых упаковках. Коробочки в обязательном порядке, кроме красивой оберточной бумаги, перевязаны тканевыми ленточками. На кассе сразу туристов видно по куче шоколадных плиток и конфетных коробок в корзинке.
Утром отъезд из Брюсселя. До свидания, город, где чудесным образом перемешаны лучший шоколад, оригинальные сыры, пиво, евробюрократия, ажурные кружева, краски художников и дворцы. Город, где можно размышлять о вечном и одновременно находиться в бурлящей столице 21 века. Созерцать точеную архитектуру средневековой Европы и наслаждаться комфортом современной жизни. Своей удивительной сказочной атмосферой, Брюссель неизменно и подкупает туристов со всего мира.