Брюссель-Брюгге-Гент-Антверпен-Амстердам-Гаага-Брюссель
Антверпен — настоящее сокровище Фландрии. Он четвертый по величине порт мира и самый богатый город Бельгии. В Антверпене появилась первая в Европе торговая биржа. Средневековые улицы, архитектурное богатство, большое количество музеев, бурная ночная жизнь — лишь небольшой перечень того, чем примечателен город. Тут по-особому дышится из-за близости моря и большой реки, протекающей через город. Скопление древних узенькие улицы находится в одном месте. Остальные улицы, даже исторические, по сравнению с улицами в центре других городов Бельгии, просторны. Город, как моряк с широкой грудью, стоит свободно и прочно. Просто осязаешь «ветер свободы», которым пронизан Антверпен, как и других крупных портовые города мира. Жаль, что мы недолго тут были. Чистой ходьбы по улицам, историческим достопримечательностям получилось 6 часов. Остальное время ушло на музей Рубенса, МАС, магазины. Но что успели увидеть, очень впечатлило.
Маршрут по городу: вокзал - ул.De Keyserlei- ул. Мэйр- музей Рубенса- бывший Королевский дворец-банк KBC - ул. Sint katalinvest- музей MAS- набережная и Дом Лоцмана- площади Маркт, Зеленая и перчаточная- собор Богородицы – вокзал.
Первая достопримечательность Антверпена, это его вокзал. Сначала выходишь из вагона и, кажется, да - большой, да - крытый стеклянной крышей над платформами. Свод достигает 43 метра в высоту, длина стеклянной крыши 186 метров.
Но пройдите до середины и загляните: там внизу, как в ущелье, еще три яруса с платформами находятся, откуда так же едут поезда по всей Европе. Эти грандиозные инженерные сооружения под старинным зданием вокзала были построены недавно, в конце 20 века. Там такие лабиринты, что бегать и бегать. Как нам и пришлось, когда мы вечером, опаздывая к поезду при отъезде, сначала в прямом смысле бежали по городу, а потом бегали по ярусам в поисках своего поезда. И надо было еще успеть забрать вещи из камеры хранения… Потому в Антверпене для нас вокзал стал не только достопримечательность, но и настоящим испытанием.
Центральный зал вокзала похож на мраморный дворец. Он отделан двадцатью видами мрамора и позолотой, что превращает вокзал в дворцовый зал. Колонны и лестницы создают ажурные конструкции со всех сторон. Открытые этажи скорее напоминают хоры в храмах. Недаром, сами антверпенцы называют вокзал «собором» и именно здесь снимали сериал про Эркюля Пуаро. И никакой толчеи, что удивило на вокзале. Наверное потому, что есть еще много входов сразу с улиц к платформам, людям нет нужны заходить через центральный зал.
Красиво здание как внутри, так и снаружи. Фасад вокзала выполнен в стиле необарокко. Чтобы разглядеть его во всей красе, надо отойти на приличное расстояние. Только тогда открывается взору его «корона» - купол, венчающий сооружение. Грандиозное здание вокзала имеет центральный купол высотой 75 метров. Раньше вокзал обладал еще и восемью огромными башнями, прежний вид которых был восстановлен только в ходе последней реконструкции. Построили вокзал Антверпен-Центральный в 1905-м году, до этогобыл деревянный терминал. Железнодорожное сообщение Брюссель-Антверпен была первой железнодорожной линией в континентальной Европе. Движение поездов до Брюсселя тут было открыто в 1836 году .Недавно, в 2009 г. закончили реконструкцию здания и всего жд хозяйства, вот вокзал и предстает перед изумленной публикой.., точнее, путниками, во всем великолепии задуманной его создателями.В 2014 годузанял первое место в списке самых красивых вокзальных зданий по мнению Mashable.
Прямо около вокзала находится«Золотой квартал» на улице Pelikaanstraat. Антверпен крупнейший мировой центр по огранке алмазов. Вокзал был построен вблизи места, где со стародавних времен бойко торговали венецианские и восточные купцы, продавая золото и бриллианты. Алмазный центр насчитывает около 30 000 рабочих, которые работают в 380 мастерских и магазинах. Более 50% всего мирового оборота алмазов проходят через этот центр. «Золотой квартал» выстроен рядышком с вокзалом для удобства покупателей, которые не хотят «светиться в городе» - приехали, тихо приобрели, что им надо, и назад на поезд. На пл.Королевы Астрид (KoninginAstridplein), расположен Музей бриллиантов.
По ул.De Keyserlei, отходящей перпендикулярно от вокзала, идем в сердце города. Ориентиром служат два почти одинаковых дворца на пешеходной ул. Leysstraat, символизирующие ворота, вход в Антверпен, которые видны сразу от вокзала. Туда и устремились.
За забором стройки уже на ул. Leysstraat памятник фламандскому художнику Давиду Тенирсу, который был зятем Яна Брейгеля-старшего, другом и учеником самого Рубенса.
И слева, и справа от художника два здания в стиле необарокко. Фасады украшены головами львов, гроздьями винограда, видим гриффоны вокруг герба Антверпена. В здании справа, на первом этаже которого находится магазин Benetton, ранее был Grand Hotel Métropole. В пассажах окружающих зданий расположены магазины одежды, сладостей и традиционного бельгийского шоколада. Среди них выделяется шоколатерия сети Dominique Persoone, магазин той же сети есть и в Брюгге,
Вглубь города ведёт широкая улица Мейр, которая протянулась от Keyserlei до площади Groenplaats. Она продолжает, наравне с вокзалом, «домами-воротами», имперский стиль Антверпена. Ул.Мейр упоминается ещё в 1257 году, название улицы произошло от нидерландского «мeer» — «озеро». Тогда это была всего лишь небольшая болотистая местность, лежащая за пределами городских ворот. Но в связи со стремительным ростом Антверпена, уже к 15 веку Мейр превратилась в широкую мощеную улицу. В 16 веке, который стал для города периодом бурного развития, здесь стали строить свои дома самые знатные и богатые горожане. Ни одного здания 15-16 веков здесь не сохранилось, и большинство архитектурных памятников относятся к более позднему периоду. Застроена домами в стиле рококо, которые на первых этажах заняты всевозможными магазинами и бутиками. До начала 90-х годов прошлого века по улице Мэйр ходил транспорт, что очень мешало и торговцам, и туристам. С 1993 года ул. Мэйр уже полностью пешеходная зона. В Антверпене существует «золотой треугольник», целый квартал, где здания построены в стиле Ар Нуво. Этот квартал носит имя Zurenborg и образован улицами Cogels Osylei, Waterloo straat и Transvaal straat. Здания в основном 1890-1906 гг. постройки.
Городской концертный зал (Мейр, 74-80) – это еще одна достопримечательность улицы, которую невозможно пропустить. Изначально здание было построено в начале 20 века в стиле эклектики и сразу получило большую известность, став местом проведения важнейших культурных событий Антверпена. Несчастье случилось в 2000 году в разгар Рождественского рынка – здание, являющееся памятником архитектуры, сгорело. Полностью восстановленный Концертный зал был открыт в 2007 году. Наряду с концертным залом в здании также расположился торговый центр.
Фонтан «Орел» на улице Wapper, выходящей на знаменитую торговую Мейер. Небольшой фонтан получил свое название благодаря статуе орла, который разрывает рыбу. Фонтан служит ориентиром-если увидели его, значит, рядом музей Рубенса.
Пусть мы меньше успеем увидеть в городе, но в первую очередь хотели к Рубенсу. За фонтаном чуть дальше стеклянный павильон посередине бульвара- в нем кассы музея.
Славу Антверпену принесли и творившие здесь всемирно известные живописцы и скульпторы, такие как Ван Дейк, Брейгель, Йорданс, Снейдерс и Квеллин. Но Антверпен все же в первую очередь известен как город Питера Пауля Рубенса (1577-1640), который провел здесь большую часть своей жизни. Кроме дома-музея, работы Рубенса украшают многочисленные соборы и церкви города. Над алтарем собора Богоматери находится его знаменитый триптих "Водружение креста", "Снятие с креста" и "Вознесение Девы Марии". Его шедевры, наряду с полотнами Ван Дейка и Йорданса, занимают центральное место в интерьере церкви Сент-Поль. Богато украшенный барочный фасад собора Сент-Чарлз Борромеуз был частично выполнен по проекту Рубенса, а всю верхнюю галерею внутри собора занимают его живописные полотна. Три года подряд -с 2018 по 2020 гг., объявлены годами Фламандских мастеров в Европе — Питера Пауля Рубенса, Питера Брейгеля Старшего и Яна Ван Эйка. Во Фландрии будет организовано множество мероприятий, выставки оригиналов их работ, фестивали современного искусства, а также другие мероприятия, посвященные мастерам. В преддверии этих событий 2018 год в Антверпене объявлен годом Рубенса и эпохи барокко.
Вернулись из музея притихшие, на шумную ул.Meir и подошли к Королевскому дворцу. Построен во время правления короля Уильяма-I в 18 веке, по заказу богатого антверпенского предпринимателя Александра ван Сюстерена, чей герб изображен на вершине классического фасада.
С тех пор это невысокое двухэтажное строение из бентхаймского камня является одним из лучших украшений Мейр. В 1811-1812 году особняк был куплен Наполеоном. По его распоряжению, интерьер был заново отделан в традициях «имперского стиля». Хотя сам Наполеон так ни разу и не остановился в особняке, так как его эпоха закончилась. После поражения французского императора здание перешло в собственность голландской короны, а затем досталось бельгийскому правящему дому. Немалый вклад в его обустройство внес Леопольд II, приказавший построить соединительную галерею меж двух крыльев и прекрасный Зеркальный зал с внушительными люстрами и зеркалами, лепными потолками и богатым тканевым декором. В начале Первой мировой войны во дворце укрывался король Альберт I. Сейчас здесь находится центр современного искусства. Во дворце нередко проводятся различные церемонии, а интерьеры дворца богато украшены картинами современных бельгийских художников. Внутри на первом этаже ресторан и кондитерская, вход настолько свободный, что возникает вопрос - это точно Королевский дворец? Точно он. В настоящее время королевская семья проживает в резиденции в Лакене, дворец утратил свое особое значение, потому сейчас так и доступен.
В стенах бывшей кухни Наполеона, работает шоколадная фабрика The Chocolate Line, в которой предлагают вкуснейшие пралине, а в восстановленных салонах и внутреннем дворике находится кафе Impérial с изысканным меню.
Напротив Дворца -дворец Санты Клауса, настоящий дворец с магазином новогодних игрушек и украшений.
Далее по ул.Meir– банк KBC Bank, по эскалатору спуск к подземному трамваю. Здание банка, оно же Torengebouw van Antwerpen, 1932 г., считается старейшим небоскребом Европы. Жители города называют его Фермерская башня.
На площади под банком по эскалатору спуск к подземному трамваю.
Отсюда путеводители призывают свернуть на Eiermarkt, к площади с собором Антверпенской Богоматери. Но мы хотели успеть до 17 часов залезть на крышу музея MAS. В Бельгии, Голландии ВСЕ музеи работают до 17, на вход надо успеть еще раньше прийти. Потому свернули направо по ул. Sint katalinvest и бодрой рысью помчались. MAS находится на месте старых портовых доков, пробежка была длинной и спринтерской.
По пути красивая барочная базилика, возведенная в XVII веке Орденом иезуитов — церковь Святого Карло Борромео. На эту строну выходит ее колокольня и одна из стен. Главный фасад и вход с другой стороны. В строительстве и оформлении храма самое непосредственное участие принимали Питер-Пауль Рубенс и Ван Дейк. В начале 18 столетия церковь почти полностью была уничтожена страшным пожаром, возникшим из-за удара молнии. Пожар уничтожил 39 полотен Рубенса и разрушил большинство мраморных колон и украшений. Только капелла Девы Марии и ее уникальная мраморная отделка сохранились после пожара 1718 г. В церкви есть удивительный механизм, который сохранился до наших дней в рабочем состоянии, меняющий картины позади алтаря.
Во время пробежки глаз выхватывает то одно, то другое. Первое «одно», чуть не свалилось на голову: строительный мусор просто выкидывают из окон в контейнеры, стоящие на мостовой. При этом по тротуару идут люди, и мы в том числе.
«Другое» – постоянная примета улиц католических городов, статуя под балдахином, изображающая Мадонну с Младенцем.
И вот цель нашего спринта. Музей MAS в Антверпене считается самым молодым среди музеев города. Он был открыт в 2011 году и привлекает своим необычным видом. Проект музея по праву стал победителем международного конкурса. Его фасад облицован красным песчаником, который для этой цели специально привозили из далёкой Индии -вот преимущество крупного портового города.
Вход в здание, подъем бесплатный. На крышу попадают, по-очередно переходя с эскалатора на эскалатор, перебегая из угла в угол всех 10 этажей. Почему-то не в одной стороне они расположены. Но оно того стоит.
Панорама города, да что города, даже его пригородов открывается во все стороны. Это было вознаграждением печали, что не сможем увидеть многоев Антверпене, что хотелось бы. Желаний так много, достопримечательностей еще больше, на все нужны недели! А сверху - вот они.
И какая забота о туристах с фото и видео-аппаратурой: есть круглые окошки в стекле, куда можно объектив поместить. И не будет мутным изображение, которое получается сквозь бликующее стекло.
Сверху замечательный вид на широкую реку Шельду, благодаря которой, точнее, порту на ней и достиг город блистательного расцвета в средние века. Река вливается в море, поэтому город имеет очень выгодное расположение гавани. Но в 1585 году город был захвачен испанскими войсками под предводительством Александра Фарнезе, устье Шельды оказалось в руках голландцев. Разоренный войной и отрезанный от моря, Антверпен, в начале XVII столетия, по словам современника Рубенса, представлял собой «большой город и большую пустыню». Мюнстерский мир 1648 года закрепил для него отъединение от моря до 20 апреля 1796 года, когда после завоевания Бельгии и Голландии Французской республикой первый морской корабль вошел в его порт. После Ватерлоо Бельгия оказалась в составе Голландского королевства и Шельда снова была закрыта для Антверпена. Полное освобождение порта произошло в 1863 году. С тех пор он снова стал международным торговым и транспортным узлом.
Привлекает внимание новая примета Антверпена - множество современных ветряных сооружений, которые дают городу электроэнергию.
С крыши MAS видны все главные исторические гордости города: вот пикой своей колокольни выделяется собор Богоматери.
Под основанием музея виднеется «Док короля Вильгельма», где собирается одновременно огромное количество кораблей. Это сооружение было создано в 1803 году по распоряжению Наполеона Бонапарта. Император собирался использовать его для захвата Англии. Вторжения не случилось, зато городу в наследство с тех времен достались два огромных дока под стоянку яхт и кораблей. Если присмотреться это не одна, а две водные акватории.
Как ни приятно наслаждаться городом с высоты, а спускаться надо. Рядом около моста старинная шхуна.
На берегу р.Шельды замок-дворец - Лоцманское управление или Дом Лоцманов (Het Loodswezen) – памятника архитектуры 1894 года. Обошли его кругом - уже закрыт. При расширении города, напротив «магазейнов» был приобретен дом для лоцманов (нынешний дом 10).
Под Лоцманским Домом памятник
.
В припортовом районе находится местный квартал «Красных фонарей» Redlightdistrict. Он занимает 3 улицы: Verversrui, Shippersstraat и Vingerlingstraat. Окна наглухо закрыты, но картинки , дают понять, что здесь находится.
Входные ворота во двор старинного храма Святого Павла.
Церковь построена еще в 1276 году, которая из-за своего припортового расположения часто затапливалась водами р.Шельды. Проект новой церкви предусматривал строительство дополнительного уровня для защиты от воды. Но эти меры не смогли защитить ее от пожара в 1679 г. и последнего -1986 года, разрушившего большую часть здания. К счастью, церковь удалось спасти, благодаря помощи простых горожан, которые еще до прибытия пожарных, рискуя своими жизнями, вынесли из нее множество картин, скульптур и прочие церковные ценности. Восстановление церкви заняло почти 20 лет. Удалось спасти уникальные ценности- работы Антониса ван Дейка, Питера Пауля Рубенса, Якоба Йорданса. Здесь же находится собрание деревянных скульптур, в которое входят работы известного нидерландского скульптора Артуса Квеллинуса Старшего. В церкви также хранилась картина великого итальянского живописца Караваджо, подаренная Рубенсом. Она была вывезена в 1781 году австрийским императором Иосифом II, и сейчас выставляется в Вене в Музее истории искусств. Со двора не нашли вход в сам храм, решили обойти кругом, чтобы найти другой вход. Но он так же закрыт.
Однако, не зря искали, не нашли одно, нашли другое- самый старинный деревянный дом Антверпена.
И рядом натуральный средневековый дворик жилого дома, даже с колодцем.
Вышли в исторический центр Антверпена с его главной драгоценностью - собором Богоматери. Храм чаще всего называют собором Онзе-Лиеве-Вроуве, под этим названием он внесен и в туристические каталоги. Собор один из самых вместительных соборов мира, здесь одновременно могут находиться 25000 человек.
Только представьте, расходы на содержание собора составляют 1,5 миллиона Евро в год. Был заложен в 1352 году, и его строительство продолжалось более 200 лет, но и на данный момент считается «незавершённым». Спроектирован лучшим архитектором того времени Жаном Амелем. Старый мастер после сорока лет работы по возведению красивейшего храма, умер, а дело зодчего продолжил его сын Петер, а впоследствии – другие зодчие. Собор возводился медленно и основательно, тем более во время его строительства произошел пожар, поэтому возведение южной башни пришлось начать заново. В 1616 году строительные работы закончились, но многие задумки архитектора так и не удалось воплотить в жизнь, поэтому специалисты считают этот архитектурный шедевр незаконченным, хотя и его фасад, и внутренний интерьер поражает туристов своей красотой. Хотя собор неоднократно подвергался вандализму – его громили сначала кальвинисты, уничтожившие готические витражи, усыпальницы и другие реликвии, а затем в 1798 году собор несколько раз пытались взорвать французские войска Наполеона Буонапарта. Ныне Собор Богоматери в Антверпене является крупнейшим готическим собором во всей Бельгии. Соборная колокольня-123 м, на которой находятся 49 колоколов, числится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Если бы вошли внутрь, увидели бы всю красоту сами. Как переплетаются различные стили – барокко, готика, неоготика. Внутри собор богато расписан самим Рубенсом. В соборе находятся знаменитые полотна работы Рубенса – Воздвижение Креста, Успение Пресвятой Девы Марии и Снятие с креста.
В углу под стенами памятник строителям этого грандиозного собора, конкретно Пиетеру Аппельмансу, участнику проекта собора в далеком XIV веке. Он изображен стоящим на лестнице с планом в руках и что-то говорящим остальным участникам композиции. Автор скульптор — небезызвестный Жозеф Ламбо, построивший и знаменитый фонтан Брабо.
На небольшой площади «Перчаточников» (Handschoenmarkt) перед кафедральным собором скульптура мальчика с собачкой, укрытая асфальтом. Согласно легенде, во мрачное средневековье мальчику-сироте некуда было пойти зимой, и он замерз от холода у ступеней главного собора Антверпена. В его честь и сделали эту интересную скульптуру, которую асфальт укрывает словно одеяло – чтобы мальчик больше никогда не мерз.
Старый колодец «Колодец Квинтеса Метсиса», увенчанный ажурной железной аркой, так же на тему подвига Брабо. Его гордая фигурка на верху держит отрубленную кисть великана Антигона. Меня заинтересовал металлический круг, закрывающий сам колодец, на нем нанесены слова, то ли названия. В честь чего они тут написаны? Оказывается, здесь надпись готикой: «любовь превратила кузнеца в художника». Согласно легенде, кузнец Квинтен Метсис влюбился в дочь местного художника. Отец девушки был возмущен: "Как?! Простой кузнец?! Не достоин быть мои зятем!". Ночью кузнец проник в мастерскую тестя и нарисовал муху на его холсте. Утром будущий тесть пытался смахнуть муху с собственного шедевра, но она не улетала. Наклонился поближе, рассмотрел и потрясенный мастерством кузнеца, дал молодым разрешение на брак.
Рядом с собором находится треугольная пл.Grote Markt, окруженная «вафельными» домиками с фонтаном в центре. Здания Гильдий отражают род занятий в украшениях. Крыши некоторых зданий увенчаны позолоченными фигурками.
Главной архитектурной доминантой на Гроте Марк является Старая ратуша. Она считается жемчужиной архитектуры XVI века. Её архитектура сочетает элементы итальянского маньеризма и фламандской архитектуры готических ратуш. Потому и прозвали «лоскутным зданием». Приглядитесь к аркам первого этажа здания: это были входы в 45 магазинчиков, занимавшие весь этаж. На арендную плату, взимаемую с торговцев, и была построена сама Ратуша.
Скульптурная группа на фонтане перед ратушей объясняет происхождение названия города Антверпен. Грандиозный фонтан Брабо, построенный, то ли перестроенный, в 1887 году в честь легендарного римского легионера Сильвиуса Брабо, сумевшего победить мифического великана Дрюона Антигона, жившего в излучине местной реки Шельды, который не давал покоя шкиперам, взимая дань с каждого входящего в гавань корабля. От римского героя, что одолел великана, вели род герцоги брабантские, управлявшие территорией современной Бельгии. Легионер отсек великану в руку и выбросил ее в реку, старинная легенда гласит, что данное событие заложено и в самом названии древнего города: слово «ант» можно перевести на русский язык как «кисть руки», а «верпен» — кидать. В честь этого события на улице Мейр – одной из центральных улиц Антверпена появился еще один необычные памятник – огромная каменная кисть, напоминающая о великане и о событиях давно минувших дней. Но скорее всего название идет от слов «aan de werpe» — «холм на песке» (наносной холм), которое отражает географический характер первого поселения. Antwerpen - это именно фламандское название города. По-английски город называется Antwerp, а по-французски Anvers.
В XIV в. дочь последнего графа Фландрии - это значительный кусок современной Бельгии; становится женой герцога Бургундии, страна переходит под власть герцогства. По иронии судьбы, через 100 лет дочь и наследница последнего бургундского герцога становится женой принца из рода Габсбургов, правящих Австрией и Испанией. Нидерланды и Фландрия оказались непокорными, враждебными для испанского государства, занимавшего тогда половину известного мира. Прогрессивным голландским и фландрским купцам и богатым торговым городам было ни к чему содержать загнивающую испанскую монархию, они отчаянно сопротивлялись, поэтому сюда неоднократно высылались испанские войска для наведения порядка. Для торговых людей начали возводить в 1561 году Ратушу. (Точно? Про Антверпен?)Ее строительство продолжалось 14 лет. Уникальным это здание делает сочетание готического стиля с одной стороны со стилем ренессанс с другой стороны Симметричная ратуша построена в четыре этажа, а ее архитектурные элементы носят следы и поздней готики, и итальянского возрождения, и старых фламандских традиций. Ратуша сильно пострадала от пожара 1576 года, произошедшего во время взятия Антверпена, но впоследствии была восстановлена в первозданном виде, а внутренние интерьеры были обновлены в середине XIX века, мастера изготавливали их под старину, в том самом виде, как ратуша выглядела до пожара. Фасад здания украшают колонны, а также золоченые гербы антверпенского дворянства, маркграфов Фландрии, Брабантских герцогов, а также испанских Габсбургов. В нишах ратуши стоят статуи Богоматери и статуи Правосудия и Провидения. Внутри ратуши роскошные залы, украшенные уникальными фресками, среди которых наибольшей интерес вызывает Зал бракосочетаний, где проходили брачные церемонии в течение нескольких столетий.
На Рыночной площади стоятренессансные здания Гильдий, род занятий гильдий отражен в украшениях. Крыши некоторых зданий увенчаны позолоченными фигурками. Крышу самого высокого из них украшает золоченая скульптура восседающего на коне Святого Георгия с острым копьем в руках. Многие дома Гроте Маркт были уничтожены во время Испанской ярости. В конце 16-го века солдатам испанского гарнизона задержали жалование, из-за чего они взбунтовались и устроили резню в городе, заодно сожгли почти 600 домов. Поэтому дома на площади были воссозданы позднее и это происходило еще не раз.
Все дома гильдий имеют свои названия. Одним из них, является дом под названием «Зеркало». Название получил из-за барельефа на доме, изображение матери с ребенком, где мать отражается в зеркале, а младенец отражается в матери. Когда-то он принадлежал очень состоятельному торговцу сладостями. Купец был знаком со многими популярными писателями и мыслителями того времени, в том числе и с Эразмом Роттердамским. В доме торговца приживал Томас Мор, где и были написаны завершающие главы его «Утопии». Именно в Антверпене был издан этот фантастический роман. Ранее Дом «Зеркало» принадлежал гильдии стрелков из лука. Он был куплен в 1465 г. купцом из Кельна. В 1506 г. здесь жил голландский ученый Petrus Aegidius.
Пройдя на Зеленую площадь (Groenplaats), ахнули от самого открыточного вида на главную достопримечательность города и всей Бельгии - собор Богоматери. Его 123-метровая величественная Северная башня украшенна старинными золочеными часами и жители города утверждают, что своим шпилем она упирается в облака. Южная башня собора чуть ниже северной башни, хотя, по плану архитекторов, собор должен быть симметричным, а посередине должна была возвышается фонарная башня. В интерьере собора сохранилась мраморная статуя Богоматери, изготовленная в XIV столетии, готические фрески, расписные купола, старинный алтарь, орган, хоры и капеллы, саркофаги, в которых покоит прах аристократии Антверпена.
На этой же площади, разбитой на месте бывшего городского кладбища разрушенного австрийскими оккупантами, стоит бронзовый памятник 1843 года самому знаменитому жителю города –Паулю Рубенсу. Художник изображен не с палитрой или кистью, что более соответствовало бы ему, а со шпагой. Имел ли он право носить эту принадлежность дворянского сословия? Ведь он не был дворянином по происхождению. Рубенс знаменит не только как художник, но и как блестящий дипломат. Владевший шестью иностранными языками живописец и политик-вельможа, работал в других государствах, состоял в переписке со многими коронованными особами Европы. Сам Карл V в присутствии Парламента подарил Рубенсу свою собственную шпагу и кольцо, после того как Рубенс написал его парадный портрет. Потому в этом памятнике запечатлен Рубенс, как государственный деятель, и со шпагой.
По периметру площади расположено много старинных зданий. Здание отеля Hilton раньше было универмагом, но потом его закрыли, здание стало заброшенным, восстановили его только в конце прошлого века.
Рядом с собором привлекает внимание старое здание увитое плющом. На первом этаже кафе, которое так и называется - соборное. Раньше тут была мастерская по реставрации деревянной церковной скульптуры, что близостью к собору и вообще большим количеством храмов в городе востребована.
Как зачарованные бродили от собора к Трейд-марк и назад, потом поужинали с видом на собор и не заметили как время пролетело. В темноте уже бессмысленно было искать замок Стеен.Взглянуть на него больше хотелось, как на «однофамильца» замка Стен, который принадлежал Рубенсу в городе Земст (Zemst). Да, Рубенс был настолько богат, что прикупил замок. Ночевка в Антверпене не была запланирована, поэтому побежали- в прямом смысле побежали, назад на вокзал. По пути не могла удержаться, чтобы хотя бы не фотографировать мелькающие достопримечательности. Яркие окна Музея моды на одной из темных улиц.
Антверпен заявил о себе, как новой столице моды в 1980-х годах, когда Академия изящных искусств города выпустила золотое поколение молодых дизайнеров, которые штурмом взяли мир моды. «Антверпенская шестерка» в 1986 году представила свою совместную коллекцию на Лондонской неделе моды. С тех пор город стал одной из столиц моды и принес новые силы городу. После того, как Антверпен превратился из некогда богатого, но увы, растратившего былую славу, провинциальный город, молодежь превратила его в модный и динамичный центр Бельгии.
Вышли, точнее, выбежали из узких улиц и потому сразу впечатлило большое пространство перед каким-то современным зданием. Кажется, это концертный зал, как подсказал интернет. Пустынная площадь, где только ветер играет «на флейте водосточных труб», стал фантастическим аккордом прощания с Антверпеном. Высокие колонны, подпирающие звездное небо, одинокие столики без единого человека- всё так обнаженно, что пронзает доверием, которое оказал нам город на прощание. Как видеть спящим человека.
И в завершение возник вокзал, серый в ночи, что кажется в темноте рыцарским замком.
"Этот город восхитителен" - писал об Антверпене Виктор Гюго. Как и все, восторгался не только архитектурой, богатством - в прямом смысле, и богатством исторического наследия. А больше его неповторимым шармом и атмосферой, которая и по сей день ощущается в городе. Уникальность Антверпена состоит в том, что здесь небывалое переплетение стилей и эпох. Но город не стал окостеневшей «кладовкой истории». Уж в Антверпене жизнь точно бьет ключом. И его жизнелюбие, энергичность почувствует каждый даже мимолетный путешественник. Даже за 6 часов.