Брюссель-Брюгге-Гент-Антверпен-Амстердам-Гаага-Брюссель
В городе были 2 ночи и день. После Брюгге, немного странно было попасть в «большой» город, но почти с такими же домиками и храмами в центре. Они побольше и повнушительнее, но история и культура одна. Поэтому Гент показался продолжением фламандской истории, начало которой узнали в Брюгге. И одна и та же путеводная нить привела в Гент, где история получает дальнейшее развитие. Как выросший ребенок, который уже сам ведет дальше по жизни старенького родителя.
Маршрут по городу приведу, однако, воспользоваться им трудно, настолько он извилистым получился. Теперь-то, узнав немного город, смогла бы более оптимальный проложить.
Набережная Коренлей- замок «Гравенстин» -район Патерсхол- церковь Св.Маргарет – пл.Гротемаркт- центр с Ратушей - Собор св.Бавона - пл.Пятничный рынок –площадь и храм Св.Иакова - район Португанда -монастырь Св. Бавона – опять центр- район Работ-мост Работ- бегинаж Св.Елизаветы- храм –ночной город –вокзал.
Гент возник в VII веке вокруг двух аббатств, Св. Бавона и Св. Петра, и был известен под именем "Ганда", что происходит от латинского «ганта» — пристань. В XI веке город был разрушен нормандцами, и фламандские графы задумали постройку крепости Гравенстейн. Вокруг крепости возникло торговое поселение и Гент стал столицей Фландрии. До 13 века Гент являлся вторым по величине городом на европейском континенте после Парижа. Основу экономики Гента эпохи позднего средневековья составляла текстильная промышленность, производство тканей и готовой одежды, основанные на привозной из Англии шерсти. Этой одеждой Гент торговал со всей Европой и даже посылали корабли в Китай и Индию в 1714-1715 годах. В 12 веке в Генте всем заправляли порядка 40-ка семей, которые обладали монополией на всю работу с привозной шерстью. Первый период упадка экономики города начался с Реформацией, протестанты подверглись жестоким гонениям со стороны правящих в тот период испанцев. Город был практически в полном запустении.
«Открыточные» здание и мост города – церковь Святого Михаила с недостроенной башней и потому горожане мост называют Св. Михаила через реку Лейе. На самом деле мост официальное название имеет –«Грасбург». Чтобы понять, почему мост называют «мостом трех церквей», надо не в одну сторону смотреть, а и обратную сторону, назад: храм Св.Николая один-одинешенек за рекой, остальные «открыточные» виды и храмы – на другом берегу реки. Над всем центром образуют доминирующие высоты, так называемые «Три башни Гента» — башня собора св. Николая, Беффруа и башня собора св. Бавона.
Храм построен из сине-серых камней из Турне, что доставлялись по реке грузовыми кораблями. Как ни присматривалась, не увидела никакого синего оттенка в кладке храма. За века синь переродилась скорее в черноту. Потому такой тяжелый, суровый вид имеет храм даже на отлакированных открытках. Нам повезло, были солнечные деньки в наш приезд. Но и при солнце церковь мрачновата. Наверное из-за этого, не возникло желание войти внутрь, хотя жили в двух шагах от нее. Тем более, что не сохранилось исторического убранства внутри храма. После Великой Французской революции храм представляла собой руины, здесь вообще устроили конюшню. Только в XIX века ее начали реставрировать и работы продолжаются по сей день. Сам город гораздо наряднее, «целостно-историчнее», поэтому хотелось ходить и ходить по городу, втягивать глазами его красоту.
Напротив Церкви Святого Николая стоит "Дом каменщиков" (XVI век) с шестью танцующими фигурками. Сверху вниз: два божества, два демона и два человека. Они танцуют средневековый танец "маррис", в котором всегда участвовало шесть мужчин – с разрисованными сажей лицами, в рванной одежде, с колокольчиками на ногах для обозначения ритма танца.
Набережные, улицы имеют названия от гаваней, к которым швартовались торговые лодки купцов. И сразу на набережной начиналась бойкая торговля. Как полагается на базаре, где есть мясные ряды или молочные, на одной стороне торговали огородной продукцией, потому название Грасляй - от слов «улица овощей и трав», а «улица зерна» - Корнляй. Один из знаменитых домов на Корнляй - Дом взвешивания зерна, он же Дом мельника (XIII век). На каждый метр высоты дома приходится десять сантиметров наклона, сделано это для удобства поднятия грузов с кораблей на канале.
Утром под ярким солнцем домики на самых известных набережных Гента, как приготовленные к празднику глазурованные прянички над рекой Лейе. Здесь каждое здание дышит историей. В старину, все корабли, поставлявшие во Фландрию зерно через Гент, обязаны были оставить в городе четверть груза. По "Морскому Каналу" (Zeekanaal), связывавшему Гент и порт Тернёзен в устье Вестершелд (Шелд) в Нидерландах, грузы поступали сразу на торговые склады в центре города. Зерно хранилось в складах набережных Граслей и Коренлей, где и был первый в городе порт. Вначале хлеб продавался пекарям и пивоварам Гента, только потом жителям города на Коренмаркт. В середине 19-го века с постройкой канала Gent-Terneuzen порт переместился к северу города и теперь только здания на набережных Граслей и Коренлей напоминают о золотых годах торговли.
На Коренлей и Граслей дома имели названия от рода занятий их гильдии. Сами набережные визуально разные, Коренлей и Граслей как-будто разделяют века. Коренлей выглядит значительно моложе, так как здания в основном построены в 18-м веке. Одно из интересных строений - дом несвободных шкиперов (1739 г). В Генте была гильдия свободных шкиперов и несвободных. Последним до 1663 года запрещалось заходить во внутренние воды Гента, что создавало неравенство между гильдиями. Позднее, когда запрет был снят, гильдия несвободных шкиперов как могла старалась перещеголять соперника, в том числе построив прямо напротив конкурентов величественное здание с морскими мотивами на фасаде (желтое здание). А крышу венчает золотой кораблик.
На Гранслей гильдия свободных шкиперов - Gildehuis der Vrije Schippers, купила дом в 1530 г., и тогда же они возвели новый фасад в стиле брабантской готики. Над входом сохранился рельеф корабля типа каракка. На подобных кораблях совершали свои экспедиции Колумб и Магеллан. Дом свободных шкиперов не следует путать с домом несвободных шкиперов стоящим на другом берегу на набережной Коренлей. Различие в том, что свободные шкиперы без ограничений перемещались по всей Фландрии и Генту, для несвободных шкиперов был запрет заводить свои корабли в центр Гента. Рядом Дом, где взвешивали зерно - Cooremeetershuys. Все грузы отправлялись на перевешивание в этот дом. Тут же замеряли товар, который должен был отправиться на прилавки Коренмаркт. Здание относится к концу 17 века. Черно-серый фасад кажется чеканкой, как небывалых размеров гравюра.
Следующее здание в ряду Граслей - Tolhuisje, наверно, самое маленькое в Генте, а возможно и во всей Бельгии. Зато по своему значению было одним из самых важных в 18 веке. Здесь собирались налоги с грузов разгружавшихся здесь же в порту. Несколько странное расположение здания объясняется следующим образом. В средние века фасады большинства зданий были деревянные, и была велика опасность возникновения больших пожаров. Чтобы огонь не перекидывался с одного здания на другое, между домами оставляли узкие промежутки. Такой можно видеть и сейчас между домом свободных шкиперов и его соседом, где взвешивали зерно. Позднее, когда дома стали строится в основном из камня, такие "прорехи" стали застраивать. Тут как раз оказалось, что у сборщиков налогов нет приличного здания. Так и появился миниатюрный особняк Cooremeetershuys с одной комнатой.
Здание в псевдоготическом стиле с часами на большой башне рядом с набережной – почта города, построенная в начале прошлого века. А на вид кажется, что это какое-то культовое религиозное сооружение.
Парапеты набережных и все улицы в цветах, что с незапамятной пор принесли Генту имя "города цветов". Одним из главных праздников является «Гентский флорарий» (Gentse Floralien) - торжество проводится один раз в 5 лет. Во время праздника в городе проходят красочные парады и открываются цветочные ярмарки, на несколько дней Гент превращается в цветущий сад и погружается в атмосферу эйфории.
Чуть углубиться с набережной Коренлей в улицу, слева по ходу расположился в красивом старинном здании музей дизайна Гента, основанный в 1903 году. В нем находится мебель, начиная от эпохи Ренессанса и до наших дней. Изначально коллекция размещалась в Академии изящных искусств Гента. Но в 1920 году город приобрёл дворянский особняк Конинк, созданный в XVIII веке и оформленный во фламандском стиле. За день несколько раз прошли мимо музей, но заглянуть решили уже вечером и, конечно, перед закрытием. Но улыбчивые сотрудники, разрешили на минутку заглянуть на помещения и дворик. К сожалению, во дворе больше нет большой вазы, которая стала почти эмблемой этого музея. Но сам дворик мил и тих. Даже не вериться, что за стенами бурлящий центр города.
Залы, которые успели увидеть.
Удаляясь от Коренляй, сначала идем вглубь Патерсхол. На набережной, вдоль фигуристой ограды канала, увешенной ящичками с цветами, да под теплым солнышком, так и хочется… присесть. На это чудо дизайнерской фантазии, под названием «скамейка». Да только сделана она из кухонной утвари отполированной до блеска. Блеск, а не скамейка.
Что ни дом на Kraanlei, то с какой-то изюминкой. Через несколько дней будем в Брюсселе, а его признаки уже маячат перед глазами. Да нет, это не бельгийский писающий мальчик, это гентская «писающая» троица. Троица детей над входом в ресторан не производят фонтан, хозяин ресторана работает над этим. Обращается с прошениями в мэрию, с просьбой разрешить им «производить» фонтан. Пока без ответа, наверное, Брюссель против. Писающий памятник еще есть в Герардсбергене и коппи «мальчика» везде по стране. Засуха Бельгии точно не грозит.
Белоснежные здания музея Алейна. Зайти не планировали, но домики уже свои внешним видом говорят про свою историю и особенность.
Дошли до храма Святой Маргариты. Чем она примечательна? Для нас - конечной точкой по Патерсхолу. Внутри красиво и тихо.
Название района Патерсхол -в буквальном переводе «нора священников», связано с расположенным по соседству монастырём кармелитов, который был основан в конце XIII века. И первую экскурсию, которую увидели там, вел католический падре и монашки. Чувствуется, что их экскурсия какая-то тематическая- кроме Пеатерсхола. Обратите внимание на старинный чемодан на переднем плане. Просто так такой сундук за собой таскать не будут.
Вернемся к истории района. Когда в XV веке в Замке графов Фландрии разместился Совет Фландрии (верховный суд Фландрии), в Патерсхоле стали селиться юристы и чиновники, благодаря чему этот район стал одним из самых богатых и престижных в Генте. В XVIII веке район стал терять свой престиж, а с начала XIX века, когда рядом с Патерсхолом было построено несколько текстильных фабрик (одна из них разместилась в самом Замке графов Фландрии), Патерсхол превратился в бедный пролетарский район почти превратился в нищее и криминальное гетто. До Второй мировой войны Патерсхол был кварталом красных фонарей. Ситуация изменилась в семидесятых-восьмидесятых годах XX века. Уютная средневековая планировка и историческая застройка района стала привлекать богатых жителей, туристов и район привели в порядок.
Пройдя немного вдоль канала, попали в "графские владения". Так раньше называлось это место, потому как данный район принадлежал графу и не считался частью города. Два здания, признанные самыми красивыми, а главное, самыми древними в городе, стоят бок о бок. Дом слева (Кранлей, 79) украшен иллюстрациями шести милосердных деяний. Было и седьмое - погребение усопших, но его на фасад не поместили: сюжет слишком мрачный. Аллегории призваны накормить и напоить голодных, помочь больным, освободить заключенных, приютить путников, поделиться одеждой с нуждающимися. Сейчас в "доме милосердных деяний"внизу магазин сладостей, где продают легендарные гентские кубердоны (тягучие сладкие «носы»).
Здании справа - Кранлей, 81; украшено аллегорическими изображениями пяти чувств, флейтист и летящий олень. Также на фасаде можно найти рельефы изображающие пять чувств - обоняние, осязание, вкус, слух, зрение. Крышу венчает статуя Веры, Надежды, Любви.
Деревянный разводной мост Зойвелбрук, реки в городе до сих пор судоходны. Около мостика над водой стоит ДуллеГрит (Безумная Гретта) - большущая старинная пушка, отлитая в Ауденарде (Oudenaarde) в 1578 году и привезенная по реке в Гент вместе с другим оружием отвоеванным у неприятеля.
Из-за того, что изначально она была окрашена в ярко-красный цвет, ее еще называли «большим красным дьяволом». Она представляет собой средневековую бомбарду калибром 660 мм, ее длина 5 метров, а вес 18 тонн. Размеры и грохот Греты во время стрельбы вызывали невероятный ужас у горожан. Так как она стоит на перекрестке туристических троп, то ранее, когда ее «жерло» было открыто, пушку использовали как мусорник, зачастую. Чтобы прервать это безобразие, отверстие заложили оргстеклом. Откуда взялось название «Безумная Грета»? Есть фламандская легенда про сварливую точно сумасшедшую старуху. Она прославилась тем, что однажды подбила целую толпу женщин пойти войной на Ад! Так как в аду грешников жарят на сковородках, нападающие надели на головы... сковородки. В Антверпене в одном из музеев находится картина Брейгеля Старшего, где изображается этот штурм ада.
«Гравенстин» в переводе с фламандского означает «замок графов», что соответствовало «прописке» в нем местных правителей-графов. Собственно, сам город и вырос вокруг двух аббатств, плюс эта крепость. Крепость построена при Филиппе Эльзасском. Графы, конечно, имели замки по всей Фландрии, но только гентский пережил века, войны и потрясения Европы. И сохранился почти в первозданном виде. В стародавние времена на месте замка было целых три деревянных крепости, которые не сохранило время. На их месте в 1000-х годах был отстроен первый каменный замок.
Вид от моста на Гравестин с одной из сторон.
С другой стороны этого же моста совершенно средневековый вид на здание бывшего Рыбного рынка. В этом здании, некогда бывшем рыбным рынком, сейчас находится ресторан.
На протяжении своей истории Гравестин успел побывать, собственно, замком для господ, и монетным двором, и тюрьмой, и даже текстильной фабрикой. Сейчас в замке музей тюрем и пыток. За свои деньги рассматривать подобные ужасы? Нет, увольте. Уже был подобный опыт в других крепостях, больше не надо. Но просто войти во двор перед шлагбаумом, куда дальше вход по билетам, можно подойти и рассмотреть крепость изнутри. над воротами в толще въездной башни прорезан крест - память о походах Филиппа в святые земли. Да и весь замок повторяет в известной мере архитектуру крепостей, что строили европейские крестоносцы в Сирии и Палестине.
Глыбы камня, из которых сложены стены в арке, такие огромные, будто строили крепость не обычные люди, а гиганты.
Камни крепости помнят именитых узников, в числе которых и адмирал Гаспар Колиньи, вождь французских протестантов.
Мощные стены замка никогда не служили для обороны от иноземных неприятелей. Замок долгое время сбыл резиденцией графов Фландрии и противопоставлялся скорее не заморским врагам, а собственным гражданам. За всю его историю, замок осаждали четыре раза, и все время нападали недовольные жители Гента. Причем последний раз приходится на середину 20-го века, и бушевали в тот раз студенты из-за повышения цен на пивоJ.
Перед крепостью, в древности отделенный от нее рвом, ранее находился… птичий двор, где откармливали гусей и другую кукарекавшую еду к графскому столу. Потом кур с гусями убрали с этого места и появилась площадь Sint Veerleplein. Она названа в честь Св. Фараильды - покровительницы Гента. Фараильда жила в Генте на рубеже 7-8 веков и в юности дала обет целомудрия, но несмотря на это девушку отдали замуж. Свой супружеский долг она исполнять отказывалась, за что муж избивал несчастную. Но Фараильда была неприступна и так и осталась девственницей до конца своих дней. Овдовев, она посвятила себя благотворительности. Среди чудес приписываемых Фараильде - воскрешение гуся из одних костей и кожи, поэтому ее часто изображают с этой птицей. Так же тут совершались публичные казни. И по совместительству площадь служила «Рыбным рынком». От мрачной истории, кроме крепости напротив, ничего не напоминает, площадь веселенькая и нарядная от разноцветных домиков на ней.
Самый внушительный на пл.Веерлеплейн - Рыбный дом, выстроен в стиле барокко в XVII веке, фасад которого украшен статуей Нептуна, по бокам которого стоят Шельда и Лея – самые большие реки Бельгии. Сейчас за столь внушительным входом находится информационный центр для туристов.
Сквозь окна из туристического центра самые «венецианские» виды на канал Гента.
В центре площади стоит одинокий фонарь. Вечерами он не горит, а только изредка зажигается и быстро гаснет. Фонарь не испорчен. Это арт-объект работы Alberto Garutti, и загорается он только тогда, когда в местном роддоме родители новорожденного нажимают на специальную кнопку, чтобы оповестить город о рождении малыша. На брусчатке этой площади есть мраморная плита с высеченной надписью: «Все огни на Sint-Veerleplein соединены с госпиталем города Гент, и когда огни на площади начинают тускнеть и мигать, а затем снова загораются ярким светом, это означает, что в госпитале родился ребенок. Эта работа посвящена всем детям, родившимся в городе».
Как памятник, на площади стоит колонна Sire van Maldegem со скульптурой льва наверху. Она появилась здесь ко всемирной выставке 1913 г. В старину площадь Sint Veerleplein была местом наказания фальшивомонетчиков со всей страны, и колонна является копией позорного столба до этого стоявшего на Groentemarkt. Свое название Sire van Maldegem колонна ведет от имени одного господина, который в 15-м веке нарушил местные законы и за это был обязан за свой счет заменить деревянные позорные столбы на каменные. Казалось, наказали так наказали. Оказалось, заодно имя позорника увековечили.
Мост через канал Ливе, который был построен между 1251 и 1269 годами и стал первым искусственным водным путем, связавшим Гент с Северным морем.
Место живописное за счет деревьев ив, растущих не его берегу и цветов в ящиках на ограждении моста. Канал протянулся почти на 45 км до Дамм и таким образом соединил реки Лейе и Звин. Строительство этого канала послужило началом бурному экономическому росту Гента, за счет увеличения торговли, особенно с Англией. Однако в связи с обмелением Звина, полезность стала уменьшаться. А когда в 1547 году Карл V распорядился построить новый канал Зассеваарт, обеспечивающий прямую связь Гента с Северным морем, Ливе полностью утратил свое значение. Гент примечателен большим количеством каналов с низкими разводными мостами. Тут и поворотные круги, и хитрые механизмы с противовесами. Мосты разводятся и сводятся так часто и быстро, как будто это обычные шлагбаумы.
Второй круг, вернувшись из графского района, начали от моста «мясного дома» (Vleeshuisbrug) на площадь Гротемаркт. Здесь стоит тележка с конфетами «гентский нос» - в профиль нос и есть. Называется на самом деле эта фламандская конфетка Cuberdon и делается вручную.
Сверху кажется твердой, но это засахаренный тонкий слой придает твердости. Если надкусить, внутри тягучая начинка, напоминающая растаявший мармелад. Появились они в 1873 году, когда гентский аптекарь Де Винк придумал подавать лекарство в виде сиропа внутри таких конфет.
До 1689 года на этой площади также был один из старых рыбных рынков города. В центре стоит фонтан в имперском стиле в виде обелиска. Вода течет из двух бронзовых масок в два полукруглых бассейна под ними.
С площади Гротемаркт улица ведет в сердце города, где ее главные исторические здания находятся. Увидели на углу Ратушу и было устремились к ней. Но сначала от этого места проехались на туристическом автобусике - бесплатном для туристов. Стоянка автобусика под Ратушей, отсюда он начинает маршрут и сюда привозит туристов назад. Поразило в поездке по Бельгии, Голландии, сколько есть коммунистических бесплатных примет у них. Не зря, все-таки не зря, Карл Маркс свой манифест написал тут, в Бельгии.
Если бы не поездка на автобусике, не успели бы побывать в части Гента, находящейся за мостом Св. Михаила с другой стороны моста Св. Михаила. А так многое успели увидеть.
На площади чугунная беседка, построенная по проекту архитектора Адольфа Гент Паули в 1878 году.
Площадь Koop Handels Plein перед Дворцом юстиции.
За окнами проплыло красное здание -музей Промышленности, Труда и Текстиля (MIAT). Написано в интернете, что интересное место и на крыше есть обзорная площадка на город.
Назад водитель довел своего ослика-автобусик «в стойло» под стену ратуши и встал на прикол, отдыхают оба.
Ратуша стоит не просто в центре города, а на том самом месте, где до 1482 года городские представители и главы гильдий проводили свои заседания для решения вопросов в особых тайных домах. До этого то в одном особняке, то в другом, собрания назначались. Видать, надоело, и решили построить специальное здание, «как во всей просвещенной Европе принято». Раз решили толстосумы что-то для себя любимых выстроить, то уж помонументальнее и никак не меньше, чем в Брюгге –гораздо меньшем по размеру и значению города Бельгии. Где здание Ратуши к тому моменту стояло уже 106 лет. Построили гентскую Ратушу за 2 года, но в 1518 году граждане решили, что она опять мала и не достаточно пышна, и с 1518 по 1535 годы ее начали перестраивать. Строительство прервалось в 1540 году - император Карл V обложил граждан непосильными налогами, и поэтому Ратушу, построенную на одну треть, пришлось законсервировать, только в 1572 году строительство было продолжено. Многострадальная Ратуша после официального окончания строительства достраивалась еще несколько раз в XVIII и XIX веках. К приезду Наполеона, например, построили заново центральную лестницу. Потому и получилось такое смешение стилей разных веков – от готики до ренессанса. Фасад, обращенный к Botermarkt, имеет классический ренессансный вид,
Сторона здания, которая выходит на Hoogpoort (ул. Хогпорт), построена в стиле брабантской готики. Только представьте, цоколь Ратуши 12-ого века, ренессансный фасад 17-го века и все это единое здание. Ратушу хорошо посмотреть и изнутри, там прекрасные интерьеры с витражами, деревянными сводами, часовней, интересной плиткой. десь находится прекрасный зал бракосочетаний с великолепными витражами, где в 1576 году был подписан Мирный Договор Гента, и воцарился религиозный мир между католиками и протестантами. Вход в большой холл свободный, дальше надо оплачивать экскурсию по залам. Но и в холле много информативного: макет центра города под стеклом.
Картины на стенах.
На площади Эмиля Брауна находится совсем современная достопримечательность города - городской павильон (Stadshal). Прекрасно осознаю, что есть современное искусство и сейчас другие времена. Но не понимаю, что заставляет нынешних ваятелей втискивать свои новоделы среди исторической красоты? Есть современные районы города для высоток и всевозможного арт-искусства. Там этим творениям самое подходящее место. Раньше тут была парковка, поэтому один плюс, что в центре города появилось самое большое место свободное от машин. И все равно, Stadshal - всего лишь кривая крыша, на мой взгляд. Крышу предполагалось, не только как навес от дождя использовать, но и для гуляний с перекусом так же. Потому в одной опоре есть печь, дымовая труба от которой выведена между скатами двух половинок крыши.
Площадь названа в честь члена либеральной партии Эмиля Брауна, который в 1895–1921 годах был мэром Гента. Жители города прозвали Miele Zoetekoeke - "сладкий пирог" и одобряли его деятельность. Он начал масштабную реконструкцию города к началу всемирной выставки 1913 года. Многие здание были отреставрированы, а некоторые вообще отстроены заново по старым проектам. Был расчищен центр города, в частности снесены здания между Белфорт и собором Св. Бавона, что открыло вид на главные достопримечательности города.
На площади Sint-Baafsplein друг напротив друга стоят смотровая башня - Беффруа (Belfort и старый Собор Синт-Баво (St. Baafs, Sint-Baafskathedraal). На башне Белфруа XIV века - это не название, а просто ставшее именем собственным слово, означающее ту же колокольню по-французски, стоит готическое завершение со "стрелой", увенчанной старинным кованым флюгером-драконом, которое появилось только в середине минувшего века. Дракон символизирует свободу, могущество и независимость Гента. У "золотого дракона" своя история: сначала он украшал нос корабля норвежского короля Сигрида Магнуссона во время крестового похода 1111 года, потом Собор Святой Софии в Константинополе, затем некоторое время прожил в бельгийской деревушке Бирвлит и еще немного в Брюгге, но вот уже 6 веков он сидит на Белфрае в Генте, смотря на город с высоты в 91 метр. А еще Белфрай украшают старейшие часы в Бельгии, рожденные в 1670 году. Колокольня Белфорт не только сообщала горожанам время, но также служила сторожевой башней и хранила документы. Кроме того, у Белфорт был большой набатный колокол Klokke Roeland, оповещавший жителей Гента об опасности. Знаменитый "Роланд", сотрясал чудовищным и великолепным звоном стены домов и сердца горожан. Отлитый в 1314 году, он звонил в дни опасности, и надпись на нем говорила: "Слышен громкий удар-значит вспыхнул пожар. Я в набат начинаю бить- во Фландрии буре быть". Он был самым звучным из пятидесяти двух колоколов, что составляют карильон гентской беффруа, и самым тяжелым - целых шесть тонн. В 1914 году колокол треснул, будто предвещая надвигающуюся беду –первая мировая война.
Здание, примыкающее к колокольне, построено в середине 15-го века. Там располагалась гильдия ткачей и заседали синдики, старейшины суконного цеха, патриции гентской торговли. Здесь проверялось качество ткани, измерялось количество товара, и, главное, совершались сделки.
Между собором Бавона и башней Бефруа фонтан и памятник, посвящённый Яну Франсу Виллемсу. Он был поэтом, историком, политическим и общественным деятелем начала 19-го века. Активно боролся за сохранение фламандской культуры в Бельгии, особенно после объявления ее независимости в 1830 году.
Сбоку здание с яркой расписной картиной под башенкой - Королевский Голландский театр, построенный в конце XIX века по проекту архитектора Эдмона де Винь. Архитектор мастерски вписал здание в столь «славном» историей месте и привнес в здание черты знаменитой средневековой фламандской архитектуры.
Главный собор Гента - собор св. Бавона, Сент-Баво. Его начали строить в 942 году, изначально поставили небольшую часовню, которую в 11 веке перестроили в церковь. Последующая перестройка была в 12 веке, на этот раз в качестве архитектурного стиля был выбран романский стиль. Последний, готический, вариант церкви сооружался на протяжении 2 столетий – с 14-го по 16 века. Вплоть до 1540 года этот храм носил имя Святого Иоанна. В этом году по приказу Карла V было снесено аббатство Святого Бавона, находившееся неподалеку. Монахи и их реликвии, в том числе и кость из плеча Святого Бавона, нашли приют здесь, в этой церкви.
В этот день в соборе было какое-то торжество, играл симфонический оркестр. Это придало настроения и атмосферы праздника.
В соборе находится знаменитый Гентский алтарь, полиптих, который создали братья ван Эйки. Ее называют «Ван-эйковским чудом, окном в Гент золотого века, все то, о чем фламандцы только мечтали, что видели в самых сладких и дерзких снах».
Ван Эйки сделали то, чем обделила природа их родину: даже Италия не знала подобного кипения красок, где ее природа сама утоляла стремление к многоцветию. Ян ван Эйк работал в Гааге, затем при дворе Филиппа Доброго в Лилле. Совершил путешествие в Португалию. Французская рыцарственность, фламандское богатство, экзотические образы Португалии - все это вдохновляло его кисть, все это соединилось в Гентском алтаре, изображающего поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова. По его писанию пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа. Этот алтарь считается шедевром Яна и Хуберта ван Эйков и одним из важнейших произведений мирового искусства. Изображены пророки и сивилла, предрекшие рождение Христа, в центре – 4 картины на сюжет Благовещения. «Можно представить себе, каким событием для жителей Гента были дни, когда открытый алтарь освещал полумрак собора, с каким благоговением любовались люди потоком удивительных красок. Будто каждый цвет, каждый оттенок нашел здесь свой "звездный час", максимальную интенсивность. Открывающийся алтарь ослепляет, как ларец, полный драгоценностей, распахнутый под солнечными лучами. Сравнение с драгоценными камнями имеет здесь вполне реальный смысл: цвета алтаря, искрящиеся, прозрачные и удивительно чистые, обилие переливающихся шелков, парчи, золотого шитья, сияющий светом, зеленью и синевой пейзаж, россыпь микроскопических, очаровательно выписанных деталей, ликующее единство общего-в самом деле, все это напоминает сказочную сокровищницу». Картина несколько раз меняла свое местонахождение, каждый раз возвращаясь в свой родной собор.
Внизу с краю, нарисован заказчик алтаря и его жена, преклонивших колени. Кто платит деньги, тот и музыку.., в данном случае - персонажей, заказывает. Но в соборе до сих пор проводятся службы в память о членах семьи Йодока Вейдта, который заказал алтарь «Поклонение агнцу» братьям Ван Эйк. В 1566 году победившие в Генте протестанты-иконоборцы решили подарить Гентский алтарь английской королеве Елизавете в благодарность за помощь в войне. Наследник заказчика алтаря был против и добился того, чтобы алтарь остался в городе. После перехода власти к католикам в 1584 г. алтарь установили на прежнем месте. В 1781 году австрийский император Иосиф II при посещении собора выразил недовольство обнаженными фигурами Адама и Евы и приказал нарисовать на них одежду. Створки с их фигурами были сняты и перенесены в церковную библиотеку, и проблему удалось кое-как замять. С Гентским алтарем было за века всё, что можно только представить плохого: он горел, его подделывали, похищали, распиливали, подвергали цензуре. Алтарь приказал реквизировать Наполеон и его вывезли в Париж. За ним охотились в годы Первой мировой войны, его продал нечистый на руку священник. Несколько раз похищали во Вторую мировую войну нацисты. Главари Третьего рейха считали, что она поможет им выиграть войну. Она была спрятана в австрийской в соляной шахте. Всего же алтарь был в центре как минимум 13 преступлений. Из 12 оригиналов панелей, сейчас найдены 11. В соборе Бавона можно увидеть только копии, оригиналы панелей хранятся в государственной сокровищнице.
Помимо алтаря в соборе находятся несколько других картин, принадлежащих перу выдающихся художников эпохи Возрождения – Рубенсу, братьям ван Эйкам, Делво и другим.В главный алтаре основным мотивом является «мраморная симфонии» -сочетания и противостояния цветов мрамора. И все сочетается с готическим стилем окружающего интерьера. Кроме того, алтарь объединяет архитектуру и скульптурные произведения в одну эффектную впечатляющую картину, которая является триумфом не только собора, но и увядающего стиля барокко. Самое старое из произведений искусства, хранящихся в соборе, относится к 8-му веку, а самое молодое – к концу 1990-х годов.
Большинство витражей в соборе созданы в 19 веке. Те, что создавались в 15 и 16 веках, были уничтожены иконоборцами, за исключением некоторых фрагментов, которые можно увидеть где-то в одной из часовен.
Под стеной верхней части орган, заказанный епископом Антониусом Триестом в 17-м веке. Прекрасный резной корпус, сделанный из дуба, 90 клапанов, пять мануалов и один ножной рычаг – этот орган считается самым дорогостоящим в стране. На нём можно с легкостью исполнять различные стили органной музыки. И именно это качество способствовало тому, что Гент был назван первым городом органного искусства в Бельгии в 1957 году. в соборе Святого Бавона проходят концерты органной музыки.
Черно-белая монументальная кафедра 1745 года.Сооружена из итальянского мрамора с южной стороны и настоящего датского дуба с северной, местным гентским скульптором Лоуренсом Дельво. Древесина использована в кафедре, так как сюжет отображенный в фигурах, рассказывает о Древе Жизни. У подножия которого стоит Хронос, символизирующий человечество. Разбуженный звуком трубы ангела он смотрит на девушку вверху, являющейся Истиной с текстом в руках из писания апостола Павла: «проснись, кто спит; восстань из мертвых; и Христос просветит тебя».
Совершенно неожиданно увидеть скелет из белых, как показалось вначале, пластмассовых деталей среди святых и ангелов в храме. Мало того, что это отсыл к библейской истории о Святом Ионе, так кости кита натуральные! В году по сети каналов в Гент заплыл взаправдашний кит и не смог выбраться. Это его косточки так эффектно поместили внутри собора.
Среди строго религиозных капелл, выделяется капелла отца Дэмиена. Отец Демиен вёл активную миссионерскую деятельность на Гавайях в 19-м веке, когда там бушевала эпидемия проказы. Ему посвящен художественный фильм, рассказывающий о его миссионерской деятельности» - Молокаи. История отца Дэмиена/ Molokai: The Story of Father Damien».
На выходе из собора обратили внимание на гербы вокруг дверей и колонн. Гербы пятидесяти одного рыцаря Золотого Руна, которые приняли участие в собрании ордена в 1559 году. Они были изготовлены художником Жаком ле Бук.
Памятник братьям Хуберту и Яну Ван Эйк около собора, который они прославили своими творениями.
Почти под собором Св. Бавона, в той стороне где каменные братья Ван Дейки, стоит «Geeraard de Duivel Steen» или замок Жерарда Дьявола. Этот маленький замок был одним из первых каменных домов в городе. Что точно соответствует древней легенде, что мужчину, жившего здесь, звали Жерардом. Его прозвали Дьяволом за то, что он был женат пять раз, и каждый раз он убивал свою жену, чтобы жениться на другой. В XIV в. здание перешло в собственность города и с тех пор многократно перестраивалось. Предполагается, что от первоначальной постройки осталась только часть цокольного этажа. Сейчас в здании архив городской администрации.
Гент смог сохранить свой исторический облик. Этому способствовала мудрость выкованная веками, которая помогла благополучно пережить даже Столетнюю войну. И теперь туристам есть на что посмотреть и чем полюбоваться. Удивляй еще столетия и столетия, удивительный город Гент!