Брюссель-Брюгге-Гент-Антверпен-Амстердам-Гаага-Брюссель
Утром второго дня в предвкушении того необычного, что было видано ночью и теперь можно разглядеть при свете дня, побежали в центр "Брюжского яйца". С этой развилки начинали свои маршруты по городу. На второй день пошли вдоль стены влево. В городе любые направления выведут к достопримечательностям. Уж это мастерство - показать город во всей красе, оттачивали в Брюгге веками. Первый туристский путеводитель по городу- "Брюгге прекрасный" ("Brugge die Scone"), был издан еще в 1380 году.
В дневном походе ориентиром служат башни Брюгге, которые задают тон в городе. Их сравнивают с горными вершинами, «поднимающими человека над обыденностью жизни, /позволяя/ подняться выше жизни!»- бельгийский писатель Жорж Роденбах. Первым по пути значительным сооружением был- нет не здание, а целый квартал зданий, относящихся к городскому Дому престарелых. Такие Дома Божие основывали еще в средние века предшественники палат ремесленников для престарелых, а иногда и нуждающихся членов своих гильдий. Этот комплекс-дворец был построен в 1713 году. Первые богадельни Брюгге появились в конце 14-го века, в период наивысшего могущества и богатства города. Всего в городе сесть десятки богаделен. В 14-м веке были основаны семь, в 15-м веке уже 10 богаделен, в 16-м — 7, в 18-м целых 17 и в 18-м уже 10. За годы своего существования они пришли в некоторый упадок, но в 17-м веке некоторые были восстановлены, ибо их актуальность возросла, потому что город рос, население увеличивалось. Сейчас в Брюгге существует несколько Gods Huizen, хорошо сохранившихся и работающих по назначению.
Исторический центр города, очерченный берегами реки Vesten, вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 году. Самые ранние из сохранившихся зданий относятся к XII веку, основной фонд – к XIII-XIV. Временные отметки условны: в XVI- XIX вв. значительная часть объектов достраивалась и перестраивалась в соответствии с модными тогда архитектурными течениями. Именно в этой части Брюгге сосредоточились основные достопримечательности города и пешеходная зона, включающая две ключевые площади – Маркт и Бург. Интересен не только центр, любой район старого города, где каждая улочка является «заархивированной» историей. Не просто вместилищем исторических реликвий город известен, не менее, а скорее- более, известен личностями, которые веками составляли славу городу. Кроме художников, что и дали Брюгге звание город-искусств, были писатели, мыслители. Томас Мор написал в 1516 году, изданную 500 лет назад в Брюгге, свою знаменитую книгу «Утопия». В «Утопии» впервые сконцентрировалась мечта человечества о всеобщем счастье и неком подобии рая на земле. Не правда ли, подходящее место и почти райское местечко, сам Брюгге? Поэт из Брюгге Марсел ван де Велде в 1928 году в своей статье высказал мнение, что душа фламандца похожа на славянскую душу. Может, и этим берет за душу город.
Поэт из Брюгге Марсел ван де Велде в 1928 году в своей статье высказал мнение, что душа фламандца похожа на
славянскую душу.
Площадь Walplein (Валлонская площадь) находится на месте первого крепостного вала города, построенного в 1127 году. При свете дня рассмотрели уже виденный в ночи памятник. Днем памятник «Зевс, Леда, Прометей и Пегас посещают Брюгге» на по.Валлен как-то помельчал. Он на самом деле небольшой. Скульптурная группа из греческой мифологии и романа бельгийского писателя Жана Рея «Мальпертюи». Кучер — Прометей. Конь — Пегас. Однажды, поразившись красотой Леды, Зевс предстал перед ней в образе лебедя. От их любовного союза родились бессмертный Полидевк и Елена.
На площади и рядом с XVI века были пивоварни, сейчас здесь старинный пивоваренный завод "De Halve Maan", основанный в 1856, управляется шестым поколением семьи основателя. Мужчины в этой семье носят имя Анри с прибавлением порядкового номера, как в королевских семьях. А начало этому положил Леон Мас, тот самый, что в 1856 году купил здание, в котором была старая пивоварня, и совместно со своим дядей решил открыть новую, более современную пивоварню. Вот этот Леон Мас и стал Анри I. Сюда водят организованные экскурсии. Но вход свободный и для всех остальных. Известна эта пивоварня светлым пивом "Brugse Zot" - "Дурак из Брюгге". По легенде, чтобы развеселить Максимилиана Австрийского во время торжественного шествия в его честь, жители города Брюгге организовали праздничный кортеж с участием сумасшедших, которые по окончании праздника попросили построить им новый дом. На это эрцгерцог посоветовал им просто закрыть городские ворота, так как весь город уже полон дураками.
Без экскурсии можно рассмотреть трубы под аркой, по которым идет продукт по территории завода и дальше, расположенные под землей. Позаботились о туристах и оставили люк-окно, где они видны. Стоя около люка, даже не пришло в голову, что трубы современные, как и история пивопровода.
Раньше пиво развозили по городу на машинах, до 500 тяжелых машин с цистернами –это же какие расходы. Плюс к ним, оплата ремонта брусчатки в городе, кто ее ломает, тот и тратиться на ремонт. И тут в голову владельцам пивоварни пришла в голову кон-гениальная мысль: «зачем грузовики, когда можно трубы проложить». Мэрия Брюгге разрешила строительство и теперь пивопровод не просто пиво качает, еще и туристический объект. Пивопровод соединяет пив.завод и предприятие, где пиво разливают и закупоривают, со скоростью 19 км/час, перекачивая 6000 литров в час. Но слушайте сюда дальше, как говорят в Одессе. При начале строительства объявили, что каждый брюжжанин, который вложит свои средства в «прокладку пивопровода», будет получать бесплатное пиво всю жизнь. Почти свой индивидуальный кран с пивом! Стоило это удовольствие 7500 евро, но нашелся 21 желающий поучаствовать в строительстве. И теперь все акционеры-вкладчики, каждый день получают бутылку пива «Brugse Zot». Цена бутылки пива в 2018 г. в Брюгге 4,5- 6 евро, конкретно Zot - не помню. Вот это сказка наяву. Не в том смысле, что я мечтаю о подобных кранах с шампанским, пивом, но напоминает «живую воду», что из сказки в сказку поминается. А тут- наяву! И теперь пивопровод самый фотографируемый объект в городе. В нескольких зданиях находится как сам завод, так и ресторан, сувенирный магазин и что-то еще, помещений много. Большой металлический фирменный знак пивоварни в виде полумесяца с человеческой головой. De Halve Maan в переводе означает «полумесяц». Попивая внутри здания пиво, можно заодно наблюдать процесс и оборудование по изготовлению пива. За стеклом видны баки, где настаивается и циркулирует продукт.
Установка для разлива и закупорки пивных бутылок.
Магазин и с кружевами и гобеленами рядом с пивным заводом, от арки справа, если смотреть с площади. Кружева во все века ценились высоко. Так высоко, что покупать его могли только царствующие дома Европы, да богатейшие семейства. Именно в Брюгге плелось поразительно тонкое и сложное кружево - изобретенным здесь «швом колдуньи», для которого необходимо от 300 до 700 коклюшек. В конце XVII — начале XVIII в. плетеные кружева с изящным орнаментом на тюлевом фоне были известны в странах Европы под названием англеттер, т.е. английских. Объяснялось это тем, что еще во второй половине XVII в. английский парламент в целях поощрения местного производства запретил ввоз в Англию фламандских кружев. Но так как фламандские кружева были лучше английских и спрос на них был очень велик, то купцы прибегали к контрабанде и продавали фламандское кружево под видом английского.
Гобелены - еще одна визитная карточка Бельгии. Техника ручного ткачества очень трудоёмка, один мастер может выполнить в год около 1-1,5 кв.м гобелена, поэтому эти изделия всегда были доступны только состоятельным заказчикам. К концу XV века производство шпалер во Фландрии поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами, поэтому регион стал главным центром художественного ткачества и удерживала первенство в течение трёх веков, основными городами по производству фламандских шпалер были Брюгге, Антверпен и Брюссель.
В этой части города находится и бегинаж, целый городок за забором, вдоль каналов. В г.Брюгге бегинаж (béguinage) или бегейнхоф (begijnhof), носит название "Ten Wijngaerde". Вместе с другими семнадцатью фламандскими бегинажами, он включен в список наследия ЮНЕСКО. В Брюгге монастырь был основан графиней Жанной Константинопольской, а придумал этот институт для вдов крестоносцев известный проповедник Ламберт Косноязычный.
Это не только монастырь для одних монахинь, но и место где жили бегинки. Женщины не принимавшие пострига, просто соблюдавшие устав и жившие на его территории. Бегинок можно назвать первыми эмансипированными женщинами Бельгии, потому что сами зарабатывали себе на жизнь. Они варили пиво, работали на мануфактуре по производству кружева, вели пансион для девочек-подростков и ухаживали за больными в больницах. При этом вели благочестивый, целомудренный образ жизни, не вступая в монашеские ордена и могли в любой момент покинуть обитель. Самые первые домики появились в XIII веке, однако, большинство окрашенных в белый цвет домиков относятся к XVII и XVIII векам. Арочный мостик, формирующий вход в Двор бегинок , был построен в 1570 году. Сами бегинки здесь больше не живут, двор в настоящее время населен сестрами-бенедиктинками монастыря De Wijngaard. В доме под номером 1 размещен музей. Внутрь не пошли, прочитав, что там представлены интерьеры помещений, как жили бегинки в давние века. Кухня, гостиная, столовая и спальня в стиле XVII века. Зашли в сувенирный магазинчик, так же находящийся в старинном здании. Вот деревянная лесенка, ведущая на второй этаж. Вообразить здесь кровати, шкафчики бегинок очень легко. Тем более среди сувениров есть много религиозных атрибутов. Представлен как бы уголок для молитв.
Главная часовня была изначально построена из дерева, но сгорела во время пожара. В 1605 году на ее месте была построена часовня в стиле барокко, которая сохранилась до наших дней. Вход в часовню вообще-то открыт для посетителей, но его закрыли прямо у нас под носом, загородив проход стульями. А внутри можно увидеть старейшее в Брюгге изображение Богоматери из Спермали 1240 года. На правом алтаре находится алебастровая скульптура Христа XVII века. Такой постер висит на стене, его и перефотографировала.
Двор бегинок расположен частью на берегу озера Минневатер, которое когда-то было частью сети каналов, соединявшего Брюгге и Гент. И только в этой части Брюгге живут прекрасные белые лебеди. С лебедями в Брюгге связана красивая легенда: после того, как Максимилиан Австрийский в очередной раз повысил налоги, жители Брюгге восстали и захватили его в плен. Удивительной личностью был брат австрийского императора. Искал себе трон, где мог по миру, наверное, так завидовал брату. Но его методы обретения власти не могли нравиться порабощенным народам. В Европе не прижился, как монарх, так махнул аж в Мексику, где его свободолюбивые мексиканцы и расстреляли. В Брюгге, назначенный Максимилианом глава города, Питер Ланхалс (по-нидерландски его фамилия звучит как «длинношеий»), был обезглавлен, казнен народом, как и его патрон. Когда Максимилиан опять захватил власть (еще находясь в Европе, там долгая история была), он издал приказ, по которому жители Брюгге были обязаны вечно разводить «длинношеих птиц», т.е., лебедей. Но есть другая, более милая легенда про озеро Любви, где живут лебеди. Давным-давно, из-за войны рассталась влюбленная пара. Так как молодой человек ушел на фронт и женихом не успел стать, то невесту решили быстренько выдать замуж за другого. Девушка убежала из дома и нашли ее, точнее, ее одежду на берегу озера, в которое она бросилась, только чтобы не стать женой нелюбимого. А ее любимый, когда вернулся в город, в память о своей возлюбленной, создал это Озеро. Перегородил реку камнями, превратив часть реки в озеро. И поселил на нем вечный символ любви и верности, белых лебедей. Вам какая легенда больше нравится? Мне тоже…
И так почитают лебедей в городе, точнее так их откармливают, что особи больше на индюков по величине похожи. Их тучность, наверное, связана с невозможностью двигаться - отведен прямоугольничек под проживание. Даже доступ к воде закрыт сеткой. Проплывая потом в катере, с воды заметила, что лебеди окольцованы. Говорят, что отличить самку лебедя от самца, можно по этим кольцам с номером: у самцов оно надето на правую лапку, а у самок – на левую.
Через мостик от Бегинажа попадают сразу на оживленную туристическую тропу, точнее площадь Виноградной Лозы. Тут фонтан с лошадиными головами, раньше на этом месте была поилка для лошадей. Лошадь, живая, так как отобрали «злые люди» законный водопой, теперь довольствуется водой из ведра. Во втором ведре, наверное, овес. И все для лошадки в «индивидуальной» таре. Поэтому пусть не обижается, что люди из водопоя такой красивый фонтанчик сделали. Прогулочные коляски с туристами встречались по городу на каждом шагу. Каналы и лошади, это неотъемные признаки Брюгге.
Прогулка по каналам Брюгге – часть обязательного туристического занятия в городе. До каналов почти бежали, потому что синоптики обещали ухудшение погоды, так и случилось. А в дождь катера прекращают свою работу, имейте в виду.
Город называют «Северной Венецией». Можно так же сравнить с Флоренцией, из-за высочайшей в мире и Европе концентрации архитектуры, скульптуры, живописи, и необыкновенной атмосферы, которой знамениты оба ренессансных города. При сравнение с Венецией, я бы сказала – кукольная Венеция. В давние века город не просто поселение на воде, а важный порт. В 1134 году был прорыт канал до Северного моря, оптимизировавший работу порта. Но в средние века река обмелела, захирела, а с ней и город. В далекие-далека 843 год стал для западной Европы исторически важным годом. По Верденскому договору огромная империя Карла Великого была разделена между его внуками. Людвиг Немецкий получил землю, на которой позднее возникла Германия. Карл Лысый получил территорию Франции с Фландрией, а Лотарь – все остальные земли. Таким образом, произошло грубое разделение части Европы, сыгравшее свою роль для ее будущего развития.
Бельгия по Верденскому договору и в результате последующих разделов оказалась также поделенной. В это время Карл Лысый отправил одного из своих подданных во Фландрскую низменность – местность, пострадавшую от вторжений норманнов. Первый граф Фландрии “Болдуин с железной рукой” построил на месте, где норманны высаживались на берег, то есть в Brughia первый замок. Brughia или Brugge, развивался и постепенно стал городом. На карте современного Брюгге это площадь Бург.
В средние века река обмелела, захирела, а с ней и город. Воспрял город с развитием в 20 веке туристического бизнеса в Европе. Сейчас за каналами следят, как и за другими достопримечательностями города, привлекающих в город туристов. Пристаней, где можно сесть в катер и прокатиться с ветерком, вдоль каналов несколько. Не обязательно искать определенный, катера провезут всех одинаковым маршрутом. Но высадят на той же пристани, где садились.
Сеть каналов, пронизывающая город и, как на нитку нанизывающая все районы города, была создана ради удобства торговцам, которые доставляли продукты и товары в Морской зал на местном рынке. До наших дней он не сохранился. Но каналы не простаивают, по ним оживленное движение катеров с туристами. В городе всего пять семей, которые держат бизнес открытых лодок по каналам города. У каждой семьи имеется 4 лодки. При посадке пассажиры рассаживаются не по своему желанию и «не согласно купленным билетам», где места не указываются, а как укажет капитан. Так заведено в морском деле, главный на судне - капитан, вот он своей дланью и указывал, куда кому садиться. В нашей лодке повезло самому последнему пассажиру, ему досталось место рядом с капитаном. Поэтому у него самые удачные снимки должны были получиться. Мне для фотографирования приходилось сильно наклоняться к воде, и еще руку с камерой над водой навесу держать. Да-да, знаю-знаю, в интернете бесконечное число фото любых достопримечательностей мира, в том числе и с катеров в Брюгге. (И хорошо, что я отвела душу в катере Брюгге- в Амстердаме катера полностью закрытые окнами-стеклами, в основном). И это МОИ снимки, мои воспоминания, как почти вываливаясь за борт, я их делала. Чужие снимки –пусть в сто раз краше и качественнее, для чужих историй; мои - для моих. За редким исключением, когда не разрешают фотографировать, использую фото из интернета в своих отзывах.
И так, поехали. От места посадки под стенами Госпиталя Св.Иоанна сначала к монастырю Бегинаж.
То, что перед поездкой в катере, видели сверху, теперь с «видом снизу». И презабавные виды, я вам скажу. С воды перед глазами появляются не только нарядные набережные, но также и глухие стены древних строений, стертые ступени старых причалов, «изнаночная» часть мостов.
Однако, есть и «супер-мупер» современные приметы. Зачем они Брюгге? Возможно, разбавили старину на потеху туристам. Арт-объект, а не мост
Потом разворот и назад к госпиталю и дальше. «Дом с собакой в окне», как называли это строение, теперь без Фиделя на подушке. По крайней мере, за все три дня ни разу не видели. Собачий век недолог…
Зато теперь на стене канала сделали навеки-вечные окошко, где новые персонажи, веселят туристов. Их видно только с воды или с противоположных сторон канала.
От пристани, куда причалили под госпиталем, через дворик перепендикулярный входному порталу госпиталя, подошли к самому маленькому мостику Св.Бонифация и самому фотографируемому месту Брюгге. В доме, к которому примыкает мостик, расположена художественная галерея.
За мостиком Св.Бонифация находится скверик Arentshof с четырьмя медными всадниками апокалипсиса (современные скульптуры). На выходе из сквера небольшая ротонда с ангелочком внутри.
После прогулки на катере обошли все места, что видели с воды, уже по суше. В Брюгге находится несколько тысяч официально зарегистрированных памятников культурного наследия, это почти каждое здание в центре, разных эпох, от средневековья и ренессанса до модерна, расположенные вдоль каналов.
В Брюгге находится 63 магазина шоколада из 211, расположенных в Западной Фландрии. Безусловно, запаслись шоколадом - белым. Темный, как-то не впечатлил по вкусу.
Вдоль канала улицы Дейвер (Dijver), в четверг застали небольшой сувенирный рыночек.
Далее по мосту со скульптурой Святого Яна Непомуцкого идем к центральным площадям. Святой считается покровителем мостов, после того, как его в Праге утопили с Карлова моста. Будучи духовником королевы, он отказался разглашать тайны ее исповеди, что не понравилось королю Вацлаву Чешскому, подозревавшему ее в измене. За «недонесение и приказал утопить духовника.
За мостом справа находится легендарный магазин-бар «2be» и второе его название The Beer Wall(или это два пивных ресторана под одной крышей?). Столпотворение, как на вокзале. К витринам, где выставлены многочисленные пивные бутылки и бокалы, не протолкнуться. Потолки увешены этикетками от пивных бутылок различными марок.
Этот пивной бар известен еще сигнализацией на пивных бокалах, которые туристы любят заимствовать в качестве сувенира. Ежегодно посетители бара, среди которых множество туристов, крали не менее 4 тысяч фирменных бокалов. Владельцы заведения тратили большие деньги на пополнение запасов тары и решили в конце-концов закрыть вопрос кардинально, установив сигнализацию в донышко бокалов. Везде вспышки фотоаппаратов. Ощущение, что попали в бурлящий центр пивной жизни города. Может так и есть? Но мне больше понравились маленькие пабы, ресторанчики в Брюгге. Там настоящий дух города и очень вкусное пиво. Пиво пробую редко, в Брюгге оно было самым лучшим за всю нашу поездку. И натуральными дегустаторами, брюжжское пиво неоднократно признавалось лучшим в Мире. Англичанин Тим Вебб и фламандец Джорис Паттин в 2008 года написали книгу- «100 сортов бельгийского пива, которые нужно попробовать, прежде чем ты умрешь». Темное или светлое, каждое было превосходным. А гез или фруктовое пиво. просто поразило- когда начали наливать из бутылки в бокал, такой аромат заполнил небольшой зальчик, что сначала не пили, а только вдыхали аромат, не веря обонянию, что пиво может быть таким. Повторю, я практически не пью ни пиво, ни алкоголь. Но это было нечто.
В «2be» ничего не дегустировали, только поглазели и потолкались среди толпы. Пройдя насквозь помещение, оказались на террасе над каналом. Именно под этой террасой находится то окошко с собаками, что видно только с катера. А с самой террасы делают «открыточные» снимки, по которым сразу Брюгге узнают. Это набережная роз (Rozenhoedkaai), она вместе с мостом Св.Бонифация, одно из самых фотографируемых мест в Брюгге.
Торговая площадь или Гроте Маркт, центр города, все значимые события горожане отмечают тут. На ней до сих пор по средам работает рынок, на Рождество заливается каток. Ее площадь – около 1 га, свободное пространство окружено тесно стоящими домами, в которых сейчас размещены магазины, рестораны, административные объекты. Площадь отдана на откуп пешеходам, обычные автомобили даже подъехать к ней не могут – только такси или туристические автобусы. на Рождество заливают каток. Традиция торговать на Маркте давняя , первая международная ярмарка прошла здесь в 1200 году. В Средние века на площади находился главный рыбный рынок Брюгге, проводились рыцарские турниры и массовые казни. Разноцветной мозаикой, окружают площадь средневековые здания. Когда-то корабли могли прибывать прямо к главной площади города. Здесь находился главный рынок непосредственно с причалом, к которому пришвартовывались суда. Поэтому продавцы стремились «застолбить» свое место в столь нужном для торговли месте, потому именно здесь построили свои профессиональные жилища. Каждый день до 150 судов со всех стран света загружались и разгружались в порту. Сюда герцоги бургундские перенесли свою столицу, здесь родилась великая империя. Суконные ряды XV века – здания именно этой гильдии были самыми роскошными, потому что основным богатством Фландрии были ткани и кружева.
До XVIII века на месте Провинциального дворца был большой склад для товаров, потому что вдоль площади проходили каналы. Сейчас каналы спрятаны под землю. Главная доминанта площади башня Белфорт. В этот день мы только прошли под ней, залезть на верхотуру решили на следующий день.
И главный памятник города стоит на Рыночной площади (Markt). Это не очередной король или князь на коне, а Символ Вольностей - памятник свободолюбивым гражданам. Скульптуры людей из народа: мясники Ян Брейделе и Питер Конинке, герои битвы при Куртре 1302 года.
«Брюггская заутреня» положила начало всеобщему восстанию фландрских городов, окончившемуся их временной победой против французов, подчинивших Фландрию (1300), и против городского патрициата, использовавшего поддержку французских завоевателей для ограбления своих граждан. «Щит и друг» стал сигналом для истребления французов и городских патрициев. Не знавших пароля, нещадно вырезали. Горожане Брюгге отлично понимали, что вскоре французский король учинит жестокую расправу над восставшими. Жители Брюгге собрали цеховое ополчение и разгромили армию отборных французских рыцарей. Надменные шевалье на отборных скакунах были уверены, что погонят "мужланов", как скот. Граждане города, искусные в труде, так же умно и со смекалкой подготовились к бою. Они выбрали удачную местность для расположения своего боевого порядка — в углу, образуемом замком и рекой Лис, с двух сторон поле ограждали также два ручья — Гренинг и Гроте. На поле боя горожане вырыли рвы, которые заполнили водой и прикрыли ветками. Река сзади должна была напомнить горожанам, что отступление не сулит им ничего кроме смерти от французских мстителей, которым был дан приказ, истребить всех. Обороняющиеся стояли плотным строем, первый ряд воткнул перед собой пики, обратив острие в сторону врага, за ним стоял ряд, вооруженный годендагами -дубины с насаженным острием, затем опять пикинеры. Были во фламандской армии и арбалетчики, всего-то около 500 человек. И простые бюргеры, то есть ремесленники и торговцы, победили заносчивых рыцарей. Фламандцы гнались за врагом на протяжении 10 км. С убитых на поле Куртрэ рыцарей они сняли 700 шпор и развесили их в одной из церквей Брюгге. С тех пор битву при Куртре так и называют — битва «Золотых шпор». И этот бой был первым успешным опытом противостояния пехоты против кавалерии в Европе. 8 августа 1304 г. французская армия взяла реванш при местечке Мон-ан-Пелеве, и на следующий год Фландрия была кроваво покорена. Но битва «Золотых шпор» стала удивительным примером триумфа духа свободы. «Дух вольности» фламандцев никогда не умирал, хотя свободы за всю историю у них было немного. Какого периода ни коснись, будут поработители из века в век. В борьбе за свою свободу и выковался независимый, гордый дух граждан этой земли.
На углу Rue St. Amand находится здание Краненбург -Craenenburg, когда-то частная резиденция, названная по имени своего хозяина Jacques van Craenenburg, владевшего ею в 1305 году. Здание прославилось тем, что в 1488 году, с 5-го по 27-е февраля, дом был местом заключения Максимилиана I, императора Римской Империи. Горожане боялись, что Максимилиан I не сдержит свои обещания, восстановит опекунство над своим и Марии Бургундской сыном - Филиппом и назначит себя регентом.
Площадь Бург и Маркт соединяет небольшой переулок Briedelstraat, в котором так и витает аромат бельгийских вафель из очень востребованной тут у туристов мини-пекарни. Как много я ждала от бельгийских вафель! Чего, сейчас и пояснить не могу. Но представьте мое предвкушение чего-то необыкновенного, когда отравила первый кусочек в рот. И моментальное отрезвление - это вафли? Да этот продукт не имеет ничего общего с вафлями! С тем кулинарным изделием, что мы дома называем вафлями. Пожевав, установлен «диагноз»: сие не вафли, а оладьи, выпеченные в форме квадратиками. Такое же вязкое, тягучее тесто, как и для оладушек, и тот же вкус. Никакой хрупкости, ломкости, рассыпания на крошки нет и в помине, как полагается вафлям. Ну, что ж, вот такие у бельгийцев вафли. И для скрашивания вкуса, они их поливаются сиропами, медом, шоколадом, кремом и другими вкусностями. Все так же, как мы поступаем с оладьями. В одном из отелей в нашем турне, в ресторане, где завтракали, стояла «вафельная» установка, рядом кувшин с жидким тестом. Чтобы каждый мог с пылу-жару отведать вафелек. Выпекала сама эти вафли и еще раз убедилась: оладушки.
Если Марк- торговое сердце города, то площадь Бург была колыбелью Брюгге. Когда-то здесь стоял первый укрепленный графский замок, построенный для защиты фламандского берега от нападений норманнов. Вокруг этого военного ядра в последующие столетия и вырос Брюгге. На Бурге стоит городская ратуша Stadhuis (1376-1420). Это одна из старейших ратуш в Низинных землях и считается, что она послужила образцом для строительства аналогичных зданий по всей стране.
В дальнейшей поездке по Бельгии и Голландии видели погромаднее здания Ратуш. Но в Брюгге самая ажурно-сказочная. До ее постройки городской совет собирался на Рыночной площади по соседству. Уже более 600 лет именно отсюда управляют городом. И Ратуша самое нарядное здание на площади. Искусная резьба по камню, словно кружево на фасаде здания. На фасаде находятся 33 статуи, как библейских персонажей, так и реально обитавших в Брюгге жителей, фландрских графов и графинь. Каждая консоль посвящена или роду их занятий, или каким-либо историческим фактам их биографии. Среди них Карл V, Максимилиан и Мария бургундские, и даже Фердинанд и Изабеллы-король и королева Испании. Интерьер ратуши не менее изысканный, чем фасад.
Напротив Ратуши, где сегодня растут деревья, раньше возвышался собор Святого Донация. Во время французского господства – в 11 году нового летосчисления, установленного с началом Великой французской революции, собор снесли. Единственное, что еще напоминает о сакральном сооружении, это очертания поздней романской церкви, которую можно увидеть в подвальном этаже расположенного по соседству отеля Crone Plaza.
Напротив Ратуши расположен и герцогский дворец, который построили после снесенной крепости-замка.
В холл Ратуши вход свободный и там много интересного. На стене панель ТВ, где крутят ролик по истории г.Брюгге.
За ажурной кованной решеткой служебные помещения мэрии города. Зал заседаний с полихромным сводом и фресками XIX века. Высокий деревянный сводчатый потолок, расписанные стены, изображающие этапы истории Брюгге — всё это служит прекрасным примером северной готики.
Слева от Ратуши белоснежное здание, словно фарфоровая статуэтка - Старая Канцелярия в стиле фламандского ренессанса. Над фронтоном стоит позолоченная статуя Юстиции, т.к. до 80-х годов XIX века в этом здании располагался суд. Портальная арка ворот украшена гербами самых знатных купеческих семейств города. Основной каркас здания и архитектурный орнамент сохранился, но декоративные украшения были неоднократно модифицированы. Со времён готики сохранилась только южная часть фасада.
Справа к Ратуше примыкает массивное здание храма и черная резная коробочка с позолотой- не могу по другому ее назвать, которые вместе образуют впечатляющий готический ансамбль -Храм Святой крови и базилика Святого Василия (Basilica of the Holy Blood). Нижняя часовня святого Василия - единственная церковь в романском стиле Западной Фландрии, построенная в первой половине XII века.
В церкви Святой крови в боковом приделе можно приложить к главной реликвии этой церкви - капсуле со Святой Кровью. Нам очень и очень повезло, попали на это таинство и очередь просто никакая по размерам была. В середине дня, уже служб не было, поэтому, наверное, и народу мало было. Как водится в Брюгге, очередная легенда. В далеком 1204 г. Святая Кровь находилась в Константинополе. Попала туда, по версии греческого Месяцеслова, от отшельника Варипсава, который жил в 4 веке. В этом Месяцеслове и написано, что у Варипсава было несколько капель Святой Крови и он завещал её церкви Константинополя после своей смерти. Откуда появилась реликвия у отшельника, и что еще удивительнее, как в те времена можно было законсервировать кровь. Тогда еще такой науки, как химия не существовало и не существовало оборудования для создания вакуума в сосудах, и самих герметичных, заваренных сосудов. По другим преданиям, Герман-Патриарх Константинопольский в VIII веке хранил у себя эту реликвию со Святой Кровью. Еще в каких-то писаниях есть запись о том, что латинский император послал эту реликвию в подарок своей дочери Жанне, являвшейся в то время графиней Фландрской. На самом деле неизвестно, как попал сосуд с кровью в Брюгге. По церковному сосуд называется фиал, сделан из горного хрусталя восточного происхождения, датируется XI или XII веком. Длина его – 16 сантиметров, толщина 2,8 сантиметра. Фиал со сгустками крови находится в стеклянном контейнере, декорированном золотыми венцами, которые в свою очередь украшены двумя ангелами. На нем висит рамка с надписью «MCCC LXXX VIII die III maii». Фотографировать невозможно, только одно описание. Да, прямо рядом с контейнером находится щель, куда все бросают пожертвования. Удивительный факт, приветствуются не купюры, а монеты.
Необычная кафедра (Henry Pulinckx, 1728 г) в форме земного шара. В Евангелии есть слова: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению".
Базилика до их пор играет важную роль в духовной жизни Брюгге, а день хода в мае торжественной процессии в честь Святой Крови Христовой считается городским праздником и это действо находится под охраной Юнеско. Процессия сейчас, это костюмированный парад, повторяющий триумфальное возвращение графа Фландрского, Тьерри Эльзасского, из крестового похода, откуда он, якобы, и привез фиал с кровью Христа. Сценарий его не меняется уже много десятилетий, если не сказать веков, со времен графа Фландрского. Музыка и тексты утверждены Братством Святой крови. В шествии участвуют более тысячи человек, точнее- 1700, и несколько сотен сельскохозяйственных животных. Среди пресонажей четыре Иисуса — младенец, ребенок, юноша и взрослый мужчина. И в каждом из своих возрастов, Христос самая завиднейшая роль для каждого гражданина Брюгге. В женских ролях, это Ева, Саломея и Мария — все девочки из массовки мечтают ими побыть. В костюмах стараются достичь максимальной исторической достоверности. Например, кожаные сандалии по древнеримскому образцу. Мало того, что она настоящая, кожаная, так нужны мастера, что смогут ее фасон повторить. Италия, родина кожаной обуви в целом и древнеримских сандалий в частности, не могла предложить этот редкий продукт по сходной цене. В итоге обувщик был найден… в Тунисе. На время, когда по городу проходит процессия со стада животных, город не отличим от средневековья. Город погружается в свою историю и дышит полными легкими родным воздухом.
Наглядевшись на красоты Бурга, потопали под арку, ведущую к Рыбному рынку.
Пройтись вдоль каналов, ни с чем не сравнимое удовольствие. Здесь остаешься с Брюгге один на один. На углах, в нишах зданий нередки небольшие скульптурки святых и Богородицы.
«Звонят колокола, святые в каждом доме,
Тут каждый дом живет служением Мадонне».
В Брюгге находится уникальный вуз — Колледж Европы, где готовят специалистов
по вопросам деятельности Евросоюза. Раз главный город Фландрии был практически экономической столицей Европы - являлся коммерческим и финансовым центром и портом знаменитой Ганзы — торгового союза европейских купцов, прообраза торгового единения современной объединенной Европы, то и вуз появился тут.
Дошли до площади Ван Эйка, не зная, что это место является площадью. Здесь у канала тупик, но такое же ограждение парапета, поэтому показалпоказалось, что находимся на очередном мосту. Ан, площадь, да с таки звучным именем. Эту небольшую площадь украшает ажурное готическое здание Poortersloge с тонкой высокой башней и фасадом со множеством статуй. Построено оно было в конце 14 — начале 15 века и было предназначено для встречи коммерческой элиты Брюгге.
От «кита» дальше улицы выводят в «Ганзейский» район города, квартал, где очень плотно стоит масса старинных домов, многие из которых датируются XIV — XV веком. Здесь находился финансовый и административный центр средневекового города, опутавшего всю Европу договорами о торговле с Великой Ганзой. Ганза- торговый и политический союз процветавших торговых городов 14 века и представляла союз купеческих фамилий, связанных семейными узами и личными отношениями. Купцы торговали по всей Европе и далее за морями и океанами. Но вне своих городов- внутри которых они имели поддержку гильдий, подвергались опасностям и грабежам. Поэтому и возник союз, в первую очередь для защиты купцов и поддержке друг друга на чужбине. 15 век стал веком расцвета Ганзы. На севере Европы возникали новые города, быстро становившиеся центрами культуры и торговли. Здесь проводились дороги, строились каналы. Были установлены торговые правила, созданы новые системы мер и весов. Город Любек стал высшей судебной инстанцией союза. Здесь проходили собрания представителей ганзейских городов (ганзатаги), на которых обсуждались внутренние и внешние дела. Решения собраний были обязательны для всех участников союза. Брюгге вступил в союз в 14 веке, и стал крупнейшим участником Ганзы, число членов ее собраний иногда достигало шести тысяч купцов. В Брюгге впервые в истории появилась биржа. Благосостояние Брюгге стояло на «трёх китах»: обширные торгово-ремесленные связи, религиозная вера и социальная помощь ближнему. Основным фундаментом были торговля и ремесла. Как и многие другие населенные пункты Фландрии, Брюгге в прямом смысле вырос и возвысился на английской шерсти. Как возвысила Ганза город, так и сыграла негативную роль упадке Брюгге. Сказалась недальновидная, косная политика Ганзы. Согласно давней привилегии, все фламандское сукно должно было проходить через Брюгге и город собирался «почивать на лаврах» вечно. Но уследить, в какой именно город повезут корабли шерсть, было невозможно, а купец всегда делает только что выгодно ему. Сосед Антверпен широко распахнул свои двери купцам из Англии, Франции и других стран, предоставив им более выгодные условия. Постепенно возник альтернативный рынок, на который затем пришлось переместиться и самой ганзейской конторе. В Брюгге было отделение банка семьи Медичи в XV в. И торговая система Ганзы включала города России. У нас тогда уже была в Европу дверь, которую заколотили, уничтожив свободную торговлю Великого Новгорода и Пскова. В северной части Брюгге до сих пор существует «Русская гавань».
Ганзейский квартал, к которому относят площадь Ван Эйка, дом флорентийцев XIII в (Florentijnse loge, Academiestraat 1), дом бюргеров (Poortersloge, Academiestraat 14), Woensdagmarkt и здание Старой таможни Tolhuis (Jan van Eyckplein 1). Здания принадлежали зажиточным и удачливым купцам — одним из самых знаменитых и богатых в Западной Фландрии. Дома прежде всего строились, как финансовые конторы и торговые учреждения.
Пройдя дальше, вышли в квартал, удививший своей «современностью». Нет домиков с вафельными крышами, вокруг солидные дома, как в Вене или Брюсселе. Вот вполне современный - по историческим меркам, городской театр. В 1830 году, когда Бельгия стала самостоятельным государством, правительство озадачилось вопросом реорганизации территорий. Бургомистру Брюгге тоже захотелось придать обнищавшему городу новый блеск. Нужно было убедить жителей, что Брюгге по-прежнему ни в чем не отстает от Брюсселя, Антверпена и Гента. Так же строительством театра восполнить пробел в культурной жизни города. В 1864 г. Начали возводить здание театра под руководством Густава Сэнтноя. Наверное, хотелось протянуть ниточку из исторического «далёка», поэтому намешено разных стилей, от ренессанса и стиля времен Людовика XVI, до основательности буржуазных дворцов 19 века. В итоге внешний вид получился эклектическим. Буржуазии, однако, это пришлось по вкусу. Когда мы зашли в фойе, узнали, что идет «вечер цыганского романса». Как все перемешалось в Европе.
Перед театром стоит фигурка птицелова Папагено из Волшебной флейты Моцарта.
Немалый вклад внес в культурную жизнь, и как оказалось, в оживление жизни города в целом, писатель-символист Жорж Руденбах, написавший в 1892 году новеллу о вдовце, который как бы умер со смертью своей любимой. Но главным персонажем в произведении является сам Брюгге. Он- символ прекрасной высокой ренессансной старины, которая умерла, но должна быть сохранена в веках как осуществленная мечта человечества, чтобы «быть и упреком и вызовом для будущих поколений». И город на самом деле превратился в произведение искусства и впал в летаргический сон, чтобы сохранить себя для будущего. Успех «Мертвого Брюгге» пригнал сюда первую волну литературных туристов. Брюгге очнулся сразу в эпоху европейского увлечения романтизмом, то поспешил занять образовавшуюся нишу средневекового города-музея. Указом мэрии в городе было разрешено строить дома только в стиле нео¬готики. Через каналы перекинули горбатые мостики, а фасады вновь облицевали мелким кирпичом. Кольцом каналов как бы сомкнули вековые слои истории фламандцев.
От театра рукой подать до площади Маркт. Так замкнулся маршрут этого дня.
Город теперь, это постоянно подновляемые «декорации», где старательно вставят камень брусчатки на место, и не дадут вывалиться ни одному кирпичику из стены. Мы, как и каждый турист, посещающий Брюгге, «обманываться рады». Приезжают сюда не за бурлящей современной жизнью, а за прекрасной статикой традиций, полюбоваться средневековым городом во плоти. Пусть даже искуственно поддерживаемым.