(*)«Здравствуй, Вена-красавица» -:))
(Искаженные слова советской военной песни о другом европейском городе...)
Так хотелось сказать в солнечный сентябрьский денёк, оказавшись опять в столице Австрии. Но в прошлый раз визит был ускользающе краток. В несколько часов июньского дня 2012 года удалось втиснуть экскурсию по центру города, пешую прогулку вдоль дунайского канала и экзотически-абстрактный Дом Хундертвассера. «Разведка» удалась, и в сентябре сего года у нас были «все козыри на руках» - почти три дня в чуток знакомой Вене. И мы сполна, на всю катушку их использовали. Активно прошли галсами и окрестности RINGа, и улицы внутри этого аналога «Садового кольца» диаметром около полутора километров. Но в сравнении с московским Кольцо побогаче будет на интересности. Все главные достопримечательности: Хофбург, площадь Марии-Терезии, Собор Святого Стефана, Св. Петр, Церковь Миноритов, Вотивкирхе, Альбертина, Парламент, Опера, Бургтеатр, Ратуша и проч., проч., проч.… не были обделены нашим вниманием. Где ограничились фотосессией наружного вида, где осмотрели и интерьеры. А «попавшие внутрь Ринга» Музеи: императорский дворец Хофбург и Музей истории искусств основательно изучили. Но всем этим «жемчужинам» центра классической Вены посвящены десятки рассказов туристов и тысячи любительских фото их же. И десятки сайтов любому из интересантов дадут исчерпывающую информацию о любом из этих объектов. Так что я принял «трудное» решение -:))– оставить их за бортом этих трёх моих отчетов, только для домашнего фотоархива.
"Классическая" Вена во мраке ночи пока остается :))
А вот о чём напишу, так это о дворцовом комплексе Бельведер. Это был один из четырех изученных в этой поездке венских музеев. Бельведер прекрасен и сам по себе, а еще удобно и то, что по пути к нему можно осмотреть Сецессион, парк Рессель, Карлскирхе …
Проехав на ближайшую к Бельведеру станцию метро «Карлсплатц» обязательно надо не упустить возможность взглянуть на надземный павильон с надписью «Karlsplatz» в стиле модерн. Ныне метрополитен разместил одноименную узловую станцию под землей, а в этом павильоне ждет едоков небольшое кафе.
Станции метро в Вене чаще очень утилитарны и функциональны, без привычных архитектурных затей нашей подземки. Хотя узловая «Karlsplatz» мне понравилась – монохромная и стильная.
Поход по местам славы Густава Климта начали со здания белого цвета, похожего на изящную шкатулку с золотым ажурном куполом. Идти сюда от метро всего минут 7- 8. Именно этот выставочный зал стиля модерн называется Сецессион и изящный растительный орнамент золотого цвета на белоснежных фасадах уже прекрасен сам по себе. Над входом здания вплетена в три маски-барельефа фраза «Каждой эпохе свое искусство, каждому искусству свою свободу». Отдельная «вишенка на торте» - изящный шар из переплетенных трех тысяч "золотых" лавровых листьев.
И весь «Сецессион» - мощный гимн любимому мной модернизму и его стены помнят Густава Климта «со товарищи». Никаких интересных для меня современных выставок в сентябре не было. Посему полноценного визита не планировал, и "Бетховенский фриз" авторства Климта посмотрел в репродукциях своего альбома дома.
Расположенная рядом темная римская колесница с брутальным всадником и хищниками только подчеркивает нежную хрупкость белоснежного здания.
Наши венские походы случились в сентябре, но жара стояла фактически летняя. Поэтому приятно было пройтись в тени парка Рессель и оттуда полюбоваться Карлскирхе.
Архитектура собора позволяет в нём одном увидеть отголоски нескольких стилей сразу. Греческий портик, римские колонны, барокко фасадов, что-то от китайских пагод и даже две башни, смахивающие на минареты. Но, как ни странно, вся эта эклектика не «режет глаз», а вполне гармонично сливается в единый прекрасный образ.
Буквально пара кварталов, и открывается вид на Фонтан «Высокая струя» и шпиль с солдатом. Памятник героям - солдатам Советской Армии создан нашими военными архитекторами и строителями и установлен «по горячим следам» событий в год Победы, в 1945 году.
Более 17000 воинов полегло в тяжелых боях в городе в том числе из-за неприменения советским командованием мощных артобстрелов и авиации, как при взятии того же Берлина. Сохранили город , но не сохранили жизни солдат. Спорный выбор (ИМХО). Медаль «За взятие Вены» украсила грудь более четверти миллиона солдат и офицеров РККА, но погибших не вернуть.
Я бывал в Дрездене, полностью уничтоженном англо-американскими бомбардировщиками вместе со всеми дворцами и нынче полностью восстановленном и опять прекрасном, хотя его и не надо было брать штурмом. И ЮНЕСКО признает его историческим наследием. На буром пьедестале памятника выбит приказ верховного главнокомандующего И. В. Сталина в связи со взятием Вены 13 апреля 1945 года.
В пятиминутной доступности от советского военного памятника начинается летняя резиденция принца Савойского. Комплекс Бельведер состоит из двух дворцов — Верхнего и Нижнего Бельведеров, выстроенных в стиле барокко и соединенных французскими регулярными садами. Бельведер, дословно «красивый вид», полностью оправдывает своё название. Нижний Бельведер – это первый дворец целого комплекса, который еще в 1716 году возвел принц Евгений Савойский.
В предыдущий день мы внимательно осмотрели королевский дворец Хофбург, императорские покои, коллекцию посуды и мебели, и поэтому на нечто подобное тратить время и деньги сочли излишним. Главная цель определена заранее – парк и картинная галерея Верхнего Бельведера. Там нас ждал любимый Климт.
15 минутная прогулка от одного до другого дворца включала в себя и любование скульптурами, клумбами и фонтанами. Этот год выдался у нас богатым на фонтаны. Весной – питерский Петергоф, сейчас венский Бельведер -:).
Верхний дворец и на самом деле построен наверху, на небольшом пригорке-:).
Уже белоснежное фойе с затейливыми колоннами и витиеватыми лестницами настраивает на прикосновение к настоящему искусству.
Все три этажа, начиная с уровня «0» встречают картинами разных стилей. Бельведер обладает самой полной коллекцией австрийского искусства нескольких столетий - от эпохи Средних веков до современности. Средневековье, конечно, это религиозные алтарные композиции XV–XVI веков на деревянных пластах.
Задачу составить каталог всех картин галереи Верхний Бельведер я на себя взять никак не могу. «Специально обученные люди» уже это сделали в серии «Великие музеи мира». Она есть в домашней библиотеке, и я мог заранее изучить галерею. Так что выборочно покажу несколько работ, привлекших наше особое внимание. А осмотрены ВСЕ галерейные экспонаты. Главный упор коллекции музея делается на произведения австрийских авторов, может не так широко известных в иных странах. Но и картины великих художников Европы украшают залы.
Не пройти мимо картины французского художника эпохи неоклассицизма Жак‑Луи Давида, большого почитателя французского императора. Ещё бы, парадный портрет - Наполеон гордо восседает на коне. Действительно эффектная картина.
Присутствуют и жанровые картины, вроде «Прибытия поезда», и прекрасные работы, воспевающие красоту женского тела. И авторство знатное – Ренуар.
Интересуюсь издавна военно – морской историей: морской бой при Лиссе и персонаж фон Тегетгофф со знаменитыми бакенбардами мне знаком. Для австрийских моряков он - аналог нашего адмирала Макарова. И относительно небольшая картина (90х50см) австрийского художника Антона Ромако «Адмирал Тегетгофф в битве при Лиссе I» вызвала пристальный интерес.
Парадный портрет особо почитаемой в Австрии «вечно молодой» императрицы Сиси позволяет полюбоваться настоящей женской красотой. Красота её сочеталось с умом и дальновидностью – после тридцатипятилетия нельзя было не только писать с неё картины, но и публиковать фотографические портреты. В музее дворца Хофбурге, посещенном накануне, фотографировать в покоях Сиси запрещено, поэтому наверстал здесь.
Искусство начала XX века представлено работами художников – приверженцев модерна и экспрессионизма. К примеру, Эгон Шиле знаменит своим авторским стилем, который узнаваем грубым мазком эротизма и натурализма. Не приверженец я этого живописца. (ИМХО)
Скульптурное творчество можно оценить как классическими парадными статуями императорских особ, так и на редкость натуралистичным эротичным женским образом кокетки в очень вызывающей позе.Я ещё поместил здесь варианты с не самыми убойными ракурсами (ИМХО)
А вот уже близка Главная цель нашего похода в Бельведер – зал Густава Климта. Для меня в этой поездке случились прямо «именины сердца» - встреча с двумя любимыми художниками – в Праге Альфонс Муха, в Вене - Густав Климт. -:)
Здесь и театральный портрет актера Левински, чем-то похожий на манеру афиш А.Мухи. Нежный эротизм женских образов.
Работы, выполненные в так называемый золотой период, ставшие вершиной творчества» Мастера просто восхитительны. «Портрет Ф. Ридлер» и «Юдифь I» знаковые картины Густава Климта. Моделью последней стала Адель Блох‑Бауэр – жена мецената, который спонсировал художника.
А апофеоз его творчества, картина «Поцелуй», написана в 1907 году. У эффектного квадратного золотистого полотна размером 1.8 на 1.8 метра постоянно роятся посетители.На счастье, запрета на фотографирование работ Климта в галерее сейчас нет, и туристы-фотокорры трудятся непрерывно. Без фотовспышки, как принято в музеях исстари.
Этот шедевр стал одним из самых узнаваемых в мировой истории искусств произведений. «Поцелуй» настолько популярен, что повторяется в тысячах сувениров по всей Австрии. Частенько встречаю перепевы сюжета разной степени мастерства у нынешних аматоров в наших странах.
Работы Густава Климта разбросаны в нескольких музеях Вены и даже в таких экзотических местах, как Центральная сберкасса города. Так что охватить их все за один раз явно не получиться. Но это и здорово, будет куда сходить в следующий приезд -:).
Почти три часа общения с прекрасным не прошли, а пролетели. Покидали галерею Бельведер, обогащенные сильными визуальными впечатлениями от живописи Австрии и в превосходном настроении.
Чтобы не перегружать одномоментно потенциального читателя избыточной информацией о всех венских похождениях, сдобренных фотографиями, в одном опусе, разделю свой отзыв на три части.
Следующая будет интересна больше суровому мужскому вниманию. Там я опишу свой поход в HGM – военно - исторический музей Вены. Ожидания встречи с милитаристской Австрией ассоциируются с бестселлером о бравом солдате Йозефе Швейке -:)
Итак,…продолжение следует…