Наверно, мнения могут быть разными, но все-таки само время показало, что лозунг «мы наш, мы новый мир построим» оправдал себя не вполне. Не имею сейчас ввиду какой бы то ни было политический режим, исключительно слово «построим». Редко удаётся возвести что-то действительно шедевральное на останках разрушенного старого.
В этом мнении я особенно утвердилась, путешествуя по Германии и посещая некоторые города, которые после бомбежек союзников не стали отстраивать заново, но тщательно реставрировали. По камушку, по брёвнышку, по старым чертежам и архивным фотографиям вернули улицам и площадям их старинный, исторический облик.
Риге тоже досталось, причём ещё в самом начале ВОВ. На долгое время город фактически лишился старейшей своей площади, которая образовалась примерно в 14 веке, как Рыночная, а со временем превратилась в единый и прекрасный архитектурный ансамбль.
Стоя теперь на самой оживлённой и самой туристической в Риге Ратушной площади, трудно поверить, что первый же артиллерийский обстрел, произведённый немцами 29 июня 1941 года, не оставил и следа от её когда-то богатой застройки. Погибли старинные купеческие и торговые дома, здания Ратуши и Дома Черноголовых, и почти полвека судьба красивейшей площади города не беспокоила сердца власть имущих.
В течение советского периода явно доминировала площадь Латышских Красных Стрелков, выходящая на набережную Даугавы.
Время реконструкции пришло только после провозглашения независимости Латвии. В 1996 — 2000 годах был восстановлен Дом Черноголовых — одна из основных достопримечательностей Риги.
Исторический памятник 14 века, Дом Черноголовых впервые упоминается в 1334 году как Новый дом Большой гильдии
Новый дом служил местом для собраний различных общественных организаций, и почти не сохранилось сведений о том, каков был первоначальный облик здания. Примерно в 17 веке дом поступил в распоряжение гильдии иностранных купцов. В неё входили молодые неженатые комиссионеры, доставлявшие в Ригу товары из других стран. Это были отчаянные ребята! Вспомним, что в те давние времена, в отсутствии самолетов и железных дорог, купцы отправляли свои товары морем, либо по караванному пути. Жизнь приказчиков и агентов, сопровождавших морские и сухопутные караваны, была сопряжена с изрядной долей риска. Не случайно своим защитником они считали святого Маврикия — покровителя рыцарей и воинов.
Святой Маврикий традиционно изображается чернокожим, отсюда и пошло название братства Черноголовых, на гербе которых была чёрная голова святого.
К празднованию 800-летия Риги красочное здание снова появилось на площади, в том виде, который соответствует середине 19 века. Сомнений нет, это — один из самых красивых и запоминающихся символов города.
Перед домом Черноголовых в 2001 году заняла своё место статуя Роланда, которая многие столетия была неотъемлемым атрибутом центральной торговой площади. Повреждённая в 1941 году статуя была частично реставрирована и сейчас хранится в церкви святого Петра, а на площади находится её максимально точная копия.
Начиная с 13 века, когда Рига вошла в состав Ганзеи — союза торговых городов северо-западной Европы — деревянные статуи средневекового рыцаря с обнажённым мечом регулярно сменяли одна другую, по мере обветшания. В 1896 году очередного деревянного Роланда заменила каменная статуя, изготовленная из силезского песчаника. Скульптуру создал Август Фольц, истинный мастер каменной пластики, работы которого вы обязательно встретите, прогуливаясь по Старой Риге и любуясь зданиями югендстиля.
К 2003 году в ансамбле площади появилась, наконец, и Ратуша, ставшая резиденцией для Рижской думы и городской администрации. Её, правда, пришлось возводить на новом, а не на прежнем историческом месте. Современное здание Рижской ратуши построено в классическом стиле. Оно светлое, трехэтажное, украшенное балконом и небольшой башней с часами, а также колонным портиком тосканского ордена.
Проект реновации ратуши основывался на уцелевших фрагментах фронтона, некоторых скульптурах, найденных во время раскопок, и других элементах отделки прежнего здания. По счастью, в советское время всё это хранилось в музейной экспозиции внутри церкви Святого Петра. Оригинальная скульптура богини правосудия, установленная над портиком исторической Ратуши в 1757 году, тоже чудом уцелела во время бомбежки, и затем более 30 лет украшала фасад рижского политеха.
Но жизнь не стоит на месте, и с тех пор, как историческая застройка Ратушной площади была в основном воспроизведена и реконструирована, продолжились обновления. Необычайно радует факт, что все нововведения здесь производятся с умом, со смыслом, в тесной связи с прошлым города и его историей.
Так, например, у подножия статуи Роланда, где в наши дни выступают, сменяя друг друга, уличные танцоры и музыканты, в 2011 году стоял сундук
из сети
Рижанам и гостям столицы предлагалось пожертвовать свои ключи для создания одного большого «ключа от Риги». Мероприятие проводилось в рамках празднования 810-летнего юбилея столицы Латвии. Надо сказать, затея удалась, и ключей в сундуке набралось около 53 тысяч. 21 августа 2011 года, на празднике дня города из них был отлит ключ весом более 50 килограммов!
Этот ключ теперь хранится под стеклом возле входа в Ратушу. По-моему, задумка очень креативная и явно претендует на то, чтобы на века войти в историю города.
О том, как была возрождена, пусть и не в своём обычном виде, историческая улочка Яунаву, уничтоженная все той же бомбежкой в июне 1941-го, я уже писала в заметке Илона, Рига и праздник Лиго
Яунаву проходит теперь непосредственно внутри рижской Ратуши. Разве не оригинально? Но и это не всё! Восхищаюсь фантазией рижан и тем, как умело, в единый узор, сплетаются в латвийской столице прошлая история и сегодняшний день.
В 2006 году Рига получила в подарок от Германии необычную, супер-пупер современную колокольню с 30 колоколами, которые приводятся в действие при помощи компьютерной программы и могут исполнять самые разные мелодии.
Колокольню установили на крыше ратуши.
А через 10 лет, в честь 80-летнего юбилея и латвийского композитора Раймонда Паулса, колокола начали каждый час играть мелодии маэстро. Мелодии выбирали жители Риги, отправляя свои заявки в самоуправление Рижской думы.
Предполагалось, что мероприятие продлится год, но очевидно, сроки были расширены, и в июне 2018-го мы его застали. Признаться, трудновато узнать фрагменты даже самых известных песен, когда они адаптированы под колокольный звон. Но это мелочи, ценна сама идея!
Не меньшее восхищение вызывает креативность, проявленная в отношении Домской площади, которая находится буквально в двухстах метрах от Ратушной.
В 1935 году были снесены постройки, теснившиеся чуть ли не у самых стен Собора, и вокруг него образовалась достаточно просторная площадь. Домский собор наконец-то стало видно.
Тогда же стало заметно и то обстоятельство, что собор находится ниже уровня современных улиц.
Могучий свидетель средневековья, рижский Домский собор строился в течение почти всего 13-го века. Изначально он возвышался над городом, и традиционно, для входа в храм требовалось подняться. Теперь же, ко входу через северный портал, надо спуститься на 16 ступеней! Естественный процесс поднятия культурного слоя в Риге шёл ускоренными темпами, в частности из-за того, что местные жители, защищаясь от паводков Даугавы, ежегодно посыпали улицы гравием. В итоге, за прошедшие столетия улицы значительно поднялись.
В 2017 году в пространстве, образовавшемся у подножия Домского Собора, за счет оседания его фундамента на протяжении веков, открылся новый объект — детская игровая площадка «Лабиринт».
На создание лабиринта скульптора Лиене Мацкус вдохновили следы на брусчатке Домской площади, оставшиеся от некогда стоявших там домов и прилегающих к ним улиц.
Вокруг «Лабиринта» были установлены пять бронзовых скульптур: броненосец, дельфин, петушок, дракон и единорог.
дева укрощает единорога