Как только я узнала о «Театре светящихся картин», этот небольшой музей стал для меня одной из главных приманок Юрмалы, и будь я там одна, начала бы с его прицельного поиска. Но поскольку в нашей девчачьей компании ставить какие-либо цели было делом бесполезным, мы привычно «плыли по течению», осматривая лишь то, что попадётся по пути.
Прогулялись по оживлённой центральной улице Йомас, отдохнули среди сосен в межапарке Дзинтари, прошлись по ближайшей к дюнам улице Юрас, рассматривая богатые деревянные особняки с красивыми садами и уже угадывая шум моря... И когда совсем было собрались свернуть в сторону пляжа, очутились прямо перед распахнутой калиткой музея. Можно сказать, случайно — ноги сами к нему вынесли.
Деревянный особняк, в котором располагается музей, оказался типичным для Юрмалы строением, окружённым небольшим уютным садиком.
Это частный дом и частная коллекция, которая принадлежит Виталию Ермолаеву — художнику, который создаёт картины в уникальной технике светоживописи. Сам художник называет свою технику «Inner light» – «Внутренний свет».
Мы зашли в полутемное помещение, и сразу окунулись в какой-то другой мир, оставив за порогом солнечный день, шум моря с криками чаек и привычный для любого курорта людской муравейник.
Играла тихая музыка, освещение плавно изменялось от обычного электрического до почти полной темноты, и вместе с этим непрерывно изменялись изображения на развешанных по стенам картинах.
На пейзажах менялось время суток, наступал рассвет, сумерки, закат, снова сумерки и рассвет. Перед каждой картиной приходилось невольно задержаться, наблюдая за метаморфозами.
Мы видели то яркий приморский городок, освещённый солнцем, то его же, окружённый ночной синевой, когда во тьме из окон домов льётся уютный желтый свет...
На многих картинах в темноте проступали скрытые символы, и каждый раз на месте изначального изображения открывался новый, скрытый вариант.
Переход «от дня к ночи» был достаточно медленным, что позволяло увидеть либо плавную смену сюжета, либо целое разнообразие меняющихся образов.
Иногда сквозь традиционный сюжет проступали флюоресцентные портреты, то на какой-то картине, а то и на абсолютно чистом при обычном освещении полотне.
Пока картины менялись, светясь и словно оживая, мы невольно расслаблялись, погружались в мир грез, придуманный художником.
Даже мы сами менялись, становясь частью этого необычного места. Когда свет гас, превращались в темные силуэты, у которых почти исчезали лица, зато неожиданно начинали светиться какие-то детали одежды или накрашенные лаком ногти.
Я бы сказала, что это не просто экспозиция, а небольшой аттракцион, где всё продумано, от медитативной музыки до периодичности свечения, так, чтобы у зрителя рождались все новые и новые ассоциации, причем у каждого свои.
На самом деле, здесь постепенно создаётся ощущение отрыва от обыденности, когда забываешь о том, какое сейчас время суток, и в каком городе в данный момент находишься.
Этакое небольшое волшебство, пребывание внутри фантазии. Выходя из музея светящихся картин на улицу, обычный мир тоже видишь, несколько минут всё кажется ослепительно солнечным и светлым.
P.S. По предварительной договорённости с художником в галерее проводятся мастер классы для начинающих художников, а маленьким детям даётся возможность самим раскрасить картинку светящимися красками.