В последние десятилетия стало модно жаловаться на разрыв семейных связей. А что сделаешь? — конфликт «отцов и детей» не сегодня появился, а тут еще урбанизация с глобализацией и всеобщей толерастией подоспели, и вот результат. Раньше семьи были большие, в них царила мир, дружба, взаимопомощь — один за всех и все за одного, настоящая семьЯ! А нынче, если одного родят, так уже хорошо, а в результате получается одинокий Я, да еще и эгоист в придачу. Конечно, в городах большие семьи исчезли уже давнымодавно, а вот в деревнях они сохранялись до конца 60гг, пока не открыли злополучный «лимит». Только старшее поколение вспомнит, что это такое, для молодых расскажу. К середине 70гг заиметь прописку в больших городах было очень сложно, но вдруг там стало остро не хватать работников на непрестижных специальностях (дворники, работяги, водители, менты). В правительстве почесали заумные лысины и кинули клич в деревнях — дорогие сельчане, переезжайте из убогих деревень в комфортные города поработать на благо Родины. Для этого открыли «лимит» на привлечение новых людей и их прописку в больших городах. Обещали работу, общагу с теплым туалетом и невиданной горячей водой из крана! Ну и столичную жизнь в придачу, про то, что работа каторжная, старались не афишировать. Немного похоже, как сегодня Европа негров и арабов к себе пригласила. Деревенская молодежь рванула в города, сметая все на своем пути — общаги заселялись мгновенно, желающие вкусить городской жизни стояли в очереди. А деревни все пустели, там оставалось лишь старшее поколение. Духовные скрепы рвались быстро — новоявленные москвАчи адаптировалась мгновенно и не торопились к своим родителям.
В середине 80 я женился на рязанской дивчине, она была лимитчицей, но лучше и красивее девушки на тот момент не было во всем мире. У нее оказалась большая родня — брат, сестра с детьми и куча двоюродных братьев и сестер. На деревенских свадьбах собиралось по 150 человек только родственников! Теща была деревенской трудягой, каких поискать — вместе с тестем тащила на своих плечах огромное хозяйство: корова, теленок, свиньи, куры, утки. Труд каторжный, но чего не сделаешь для родных детей. Семья, в которую я вошел после женитьбы, оказалась особенной. Несмотря на то, что дети уехали в столицу, семейные ценности сохранились, связи не прервались и на удивление всей деревни, все дети вместе с семьями регулярно приезжали к теще на блины, пельмени и вкусную самогонку. Бывало, приедем в ноябре всем табором — вместе с ребятней набиралось 11 челов. В избе радостная суета-смех-неразбериха, на улице уже морозец, а в избе русская печка жаром пышет. На столе скатерть самобранка раскинута с деревенскими разносолами — сальце, моченые яблочки, гусятина, свининка свежезабитая, пирожки знаменитые тещины с сушеными яблоками — вах, какие вкусные воспоминания! Кроватей на всех не хватало, мужикам стелили перины на полу, но никто в обиде не был — это же семьЯ! Тещи с тестем давно нет, Царство им Небесное! А вот привычка по-семейному собираться большим кругом на разные события осталась до сей поры. Причем, собирается наша семья, в которой только самых близких 17 человек, не только чтобы поесть и выпить. Бывают у нас и совместные выезды: пару раз летали в Египет на нашу серебряную свадьбу и юбилей шурина. Потом в Будапешт и Вену на НГ, ездят, конечно, не все, но многие.
А недавно мы освоили еще один формат семейного досуга — выездные квесты по программе Бегущий город. Пару лет назад ездили на двух машинах в «Питер-квест. Пить иль не пить?» А в прошлом году отправились на историческую родину моей жены и всей ее родни — на Рязанщину. Первый день бегали по Рязани — квест проходили, а на второй день посетили вотчину Есенина — Константиново. Об этом и хочу рассказать.
Ранним утречком муж племянницы подхватил меня на машине в замкадном Бутово и помчались мы в сторону Луховиц. Кто вспомнит ироничную поговорку прошлого века: «В мире только три столицы — Москва, Рязань и Луховицы?» А там уже рукой подать до Рязань-матушки. Кстати, не все знают, что раньше этот город звался Переславль-Рязанский. До середины 50гг Рязань выглядела неважно, поэтому товарищ Сталин как-то раз назвал ее «провальной ямой под Москвой»))) Остальной народ собирался до места старта со всех концов — кто из деревни, кто из МО: погода благоволила, а вот траффик нет. К месту старта, что на Лыбедском бульваре, где золотой осенью почему-то торчала огромная искусственная елка, приехали с опозданием. Это почти самый центр: аутентичный отель Старый город, совсем рядом пешеходная Почтовая и памятник русскому богатырю Евпатию Коловрату на ул. Ленина. Крутой и сильный был мужик: мочил татаро-моголов в 13в с дикой яростью, жаль, погиб в неравной схватке. Его подвиг описан в «Повести о разорении Рязани Батыем».
Что такое городской квест? — это такая запутанная игра-бродилка, в которой на 3–4 этапах предлагают найти заданные точки в городе и выполнить нехитрые задания, например, посчитать количество гласных на мемориальной табличке. На вид очень просто — адреса есть, иди себе и иди, но есть хитрость: часть точек задана загадками! Участвуют категории: Всадники, они исключительно на великах, Грифоны — бегуны-пешеходы на время. Пешеходные Атланты имеют льготу — им дозволен общественный транспорт. Лев может передвигаться только пешком, зато время прохождения не учитывается, лев подходит всем: даже командам с детьми, и старичкам. Категория умников — Сфинкс: весь маршрут задан только загадками. Мне-то лично больше всего нравится Броневик — когда команда едет на машине, но в Рязани такой категории не нашлось. Пришлось стать на время Львом-Про, это пешеход, отягощенный маршрутом с загадками. Разбились на две команды и решили играть честно, т. е. не подсказывать друг другу! В каждой команде есть знатоки: жена, шурин, золовка и племянница подолгу жили там! Только устроители не лыком шиты — загадки забубенные, попробуй разгадай. А маршрут надо сразу планировать, если точку проскочил, то вернуться к ней почти невозможно: далеко.
Погода восхитительная — небо синее, солнце желтое, деревья зеленые с легкой позолотой, воздух осенний и свежий, путь лежит прямо в Кремль, что расположился между реками Лыбедь и Трубеж. К сожалению, в нем нет красивых крепостных стен, как в Москве. Зато, сохранились насыпные оборонительные валы, а также кафедральный Христо-рождественский, Архангельский и Успенский собор с 27 м семи-ярусным иконостасом. Правее от соборов — Спасо-преображенский монастырь, а в глубине Дворец Олега. Над Кремлем господствует высоченная Соборная колокольня (83 м — не шутка!), к ней можно попасть из Соборного парка, перейдя Глебов мост. Один из этажей колокольни охраняют фигуры ангелов с позолоченными трубами. По легенде, если пара, прожившая в мире и согласии 30 лет, пройдет под главной аркой колокольни, то ангелы оживут и затрубят. Увы, такого не бывало ни разу — таких героических семей не бывает, да и ворота нынче закрыты на замок. Кстати, в парке можно взглянуть на огромный памятник Есенину, но это в другой раз. Сейчас спешим к Собору сошествия Святого Духа, он находится за стеной Кремля. Мы полны позитива и сил — маршрут только начался, знать бы, что впереди еще 20 км пехом!
А вот и загадки подоспели, как вам такое: «Раньше на 12 лет. Позже на 40 дней. Эти числа могут считаться приблизительными, но они точно связаны с названиями двух частей одной, по сути, улицы. Табличка с цитатой на фасаде д.40». И где найти дом по неизвестной улице? Тактика проста — ищем одну улицу с двумя названиями, причем в центре. Таких немного, сочленение Введенской и Вознесенской, вроде подходит. С сомнение премся туда, ура, угадали!
По центру еще много точек, а финиш в Нижнем городском саду. В нем много интересного — например, резной дом Летнего клуба Дворянского собрания, похожий на огромную деревянную шкатулку. Представляю, как до революции аристократы важно расхаживали в зале, вели умные разговоры, а за столиками пили чаи с кофием, заедая колониальным сахаром. Кстати, а не здесь ли поручик Ржевский с дамами флиртовал — думаете шутка? Таки нет! — в Рязани был губернатор со знаменитой фамилией Ржевский С.Д. А у него был двоюродный брат-приколист, о похождениях и «подвигах» которого писали в газетах и хохотала вся Москва. Именно этот подпоручик Ржевский С.С. стал прототипом для фильма «Гусарская баллада», а потом шагнул в анекдотический фольклор. Нынче здесь Общество трезвости, потому свой чай с плюшками будем пить в соседней кафешке.
Тут же в саду необычный памятник «Грибы с глазами». Старую присказку: «У нас в Рязани грибы с глазами, их берут — они бегут, их едять — они глядять» я слышал еще от тещи. Есть версия, что поговорка отсылает к философии Гегеля: ты смотришь на гриб — но и гриб смотрит на тебя. По мне полнейшая чушь, думаю, что дело в количестве Я, ведь рязанский говор сильно якающий. Тут мы встречаемся с командой родных-конкурентов, у них одни женщины, потому они пошли своим путем и, закономерно, не взяли несколько точек. Время обеденное, пора перекусить, забыв о соревновании, вместе садимся за один стол и с удовольствием обсуждаем пройденный маршрут, но не раскрываем секретов новых точек!)))
После сытного перекуса самое время зайти в соседнюю Филармонию (Ленина, 26). Ее здание чуть похоже на греческий храм, но времени нет, надо спешить дальше. Пока бежим по центровой ул. Ленина, можно вспомнить ее историю — при царе звалась она Астраханской, странно, чем не понравилась большевикам, но переименовали ее в Советскую. В 1924 г. она закономерно стала ул. Ленина, через 70 лет, в год 900-летия Рязани вернули статус кво — ул. Астраханская. Пора бы и успокоится, так нет же! Через три года улица вновь стала Ленина!
Свернули с Ленина налево, попадаем к Есенина,46 — богатый особняк с белыми колоннами и множеством декоративных ваз на лестницах. Это Рязанский городской Дворец детского творчества, задача — посчитать точное количество ваз. И это непросто, т. к. вазы битые и от некоторых осталось только донышко. А наш путь к необычной свинье — бронзовому памятнику Свинье-копилке. Его по-приколу установил один из банков, а пятачок сделали в виде советской монеты 5 копеек. Тот самый пятачок, который в метро требовался, а еще на него можно было вкусный пирожок с повидлом купить. На боках свинки пословицы написаны, нужно посчитать количество «е». Участников квеста на улицах много, и они очень заметны — сосредоточенные и замороченные группки с бейджиками на шее, ходят туда-сюда кругами, озираются по сторонам, надолго зависают над картами и девайсами. Толпа окружила памятник, ходят по кругу, нагибаются и внимательно его со всех сторон осматривают. Рязанцы в полных непонятках: «ребята, а что происходит?» Мы с гордостью отвечаем — городской квест, бессмысленный и беспощадный!))))
Рязань хороша тем, что в ней до сей поры сохраняются старинные деревянные, порой покосившиеся домики, они соседствуют с современной застройкой. Век этих домиков давно ушел — они дряхлеют, порой разваливаются, а чаще их жгут, чтобы освободить место для очередного бетонного монстра. Жить в старых домах ужасно (лет 7 назад я ночевал в одном таком), но до чего же ностальгически приятно взглянуть на них со стороны. А уж когда бабульки торгуют своими яблоками у старинных фасадов — так вообще настоящая идиллия. Чем дальше в лес, тьфу, чем дальше по маршруту, тем сложнее задания: загадки все заковырестее, а дистанции между точками все больше. Начинает чувствоваться усталость, а меня проблемы — в подошве летних мокасин вылез гвоздь и неприятно сверлит пятку. Приходится останавливаться и камнями вбивать его обратно.
Пока стоял и забивал гвозди, вспомнился интересный момент: любая женщина знает косметику Max Factor созданную Оскараносным Максом Фактором. Но никто не знает, что кудесник красоты родился в Российской империи на территории Польши и при рождении был наречен Максимилиан Абрамович Факторович. А свой первый магазинчик открыл в доме купца Алексеева на Соборной, 48, где он и жил. Фактор стал так популярен, что сам император запретил ему выезжать за границу, опасаясь его эмиграции. Ушлый косметолог сумел сбежать в Карлсбад за год до революции 1905 года, а потом свалил в Америку, где обосновался около Голливуда, и совершенно не прогадал.
В Рязани есть собственный Парк культуры и отдыха, местное название «Рюмина роща». Я бы подумал, что название от алкашей, которые здесь распивали «на троих». Однако, ошибся — в конце XVIII в. местный меценат Гаврила Рюмин построил имение, разбил два сада и три рощи, да еще и пруд с китайской беседкой. В летнее время вход в парк был открыт всем «порядочно одетым» горожанам — почувствуйте разницу с современными нуворишами, разбогатевшими на грабеже нашей страны. В начале прошлого века усадьба сгорела, во время войны здесь была зенитная батарея, тренировались военные. Ходят слухи, что у Рюминского пруда до сей поры видят полупрозрачного старичка в одежде XIX в., и это призрак самого Рюмина. Сейчас парк совершенно не интересный, за исключением одной изюминки — у входа стоят автоматы с газ-водой, почти те самые, из нашего детства.
Затейливая фантазия организаторов гонит участников все дальше в дебри городской застройки. Один из пунктов — выставка продажа затейливых скворечников, надо посчитать, сколько их всего. А вот еще загадочка, которая нам не открылась: «Если бы этимология названия улицы складывалась в наше время, то улица называлась бы Сквернословской». Разгадка невероятная: Чернобаевская улица: на рязанщине Чернобай — тот, кто «чёрно бает», то есть бранится, сквернословит! Пройденные кварталы складываются в километры, вечерняя тьма опускается на город, идти все тяжелее, ноги совсем в шарнирах разболтались, пятка горит огнем под ударами гвоздя. Если сначала я бежал впереди нашей команды, то теперь плетусь позади, прихрамывая на правую ногу.
Третий этап закончен, остался четвертый-заключительный, до финиша пару км, но… впервые в жизни я не сумел одолеть всю дистанцию и сошел с этапа. Это опасный момент, ибо, по условиям команда должна пройти квест в полном составе. На автобусе добрался до финиша, где тайно встретился со командой. Ругал себя за слабость, но потом жена рассказала, что силы и ее оставили, но нельзя же упасть в грязь лицом перед молоденькими племянницами, и она ковыляла дальше. А молодежь тоже устала до чертиков, но, коль тетка идет, значит им тоже надо! Так и доползли до финиша. Мужчины прошли более 20 км, женщины около 27 км, за счет того, что петляли по точкам. Мы не заняли призовых мест, но удовольствие от прогулки по прекрасному городу в тесном семейном кругу получили немалое. Тем более, что день то не закончился, мы поехали к теще шурина и там по-семейному отпраздновали завершение квеста. Поздно ночью все разложились на кроватях, мужикам места не хватило: мы легли на полу — в тесноте, но не в обиде!
А на второй день отправились в сторону Москвы по есенинским местам: сначала Константиново — вотчина Есенина, станция Дивово, откуда Поэт отправился в столицу, село Дивово, где сохранился конезавод и удивительный для этих мест минарет, А в заключение — Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупково — один из древнейших в России. Альбом об этих местах уже есть — Есенинская Рязанщина.
Да, кстати, чуть не забыл — какой город без кошек? В Рязани я котяр не нашел, зато в Константиново кошки были!