Любим мы, мужики, всё военное…(ИМХО) По себе сужу -:)) . И эта особая приязнь к милитаристской истории и технике издавна пошла. Сказывается профильное образование и работа в ВПК - «оборонке СССР». Во всех поездках стараюсь чередовать прикосновение к искусству в галереях и художественных музеях с выставками-музеями военными и морскими.
Крайняя тур-поездка не была исключением. При детальном её планировании среди нескольких десятков музеев столицы Австрии приметил и HGM(Heeresgeschichtlichen Museum) - военно-исторический музей Вены. Несомненным Большим Плюсом оказалось его расположение. От Галереи Верхнего Бельведера прогуляться менее получаса по «зеленой» парковой зоне. Не такой «раскрученный» в среде туристов объект, как Хофбург или Бельведер, что сказывается и более скромной цене билета (6Е). Действительно, людской поток в военных залах не так, чтобы обильный. Зато проще и удобней рассмотреть и пофотографировать экспонаты (2Е).
(*А1) . Немного официоза. «… Арсенал построен между 1850 и 1856 годами по приказу императора Франца Иосифа I (Franz Joseph I) после того, как старый городской гарнизон был разрушен во время революции 1848 года. Это несколько зданий из красного кирпича, расположенных квадратом, комплекс создан в средневеково-итальянском и исламо-византийском стилях. В целом сохранён в своей первоначальной форме, но несколько зданий во внутреннем дворе были разобраны. В годы Первой мировой войны выполнял функции арсенала и казарм. В 1945 году был сильно повреждён бомбардировками, но после окончания войны был восстановлен. В одном из зданий располагается военно-исторический музей. Это здание и первоначально задумывалось как музей. Общая длина фасада Военно-исторического музея составляет 235 метров. Его крылья по сторонам завершают две симметричные башни, квадратные в плане Сегодня в этом старейшем музейном здании располагаются экспонаты, рассказывающие посетителям об истории австрийской армии в период с 16-го века по 1918 год — год падения монархии и с 1918-го года до 1945…»
Своим квадрокоптером для аэрофотосъемки пока не обзавелся, и в инете не обнаружил вида музея «сверху». На счастье, нашлась старая гравюра с видом Арсенала.
Уже издали мощно-брутальное здание Арсенала не оставляет сомнений в военном назначении зданий. Крепостная архитектура стараниями архитекторов и строителей переплелась с элементами византийского и готического стилей и была, видимо, очень близка Заказчику - императору Францу Иосифу I.
Трогательную нотку ностальгии вносит памятник скорбящего воина австро-венгерской империи.
Как у подобных музеев принято, перед фасадом выставлены гордость старых пушкарей – стволы мортир и пушек прежних веков в изрядном (несколько сотен (!) количестве.
Недавнее настоящее австрийской военной авиации представлено у входа реактивными самолётами. Сама Австрия, как страна нейтральная, военным авиастроением не сильна. И самолеты шведской сборки – Saab 29 Tunnan истребитель Saab 35 Draken состояли на вооружении ВВС Австрии во второй половине прошлого века.
Прямо начиная от входа понимаешь, что интерьеры с причудливыми нефами, стенами и потолками изначально делались «по-богатому»-:). Росписи и лепнина более напоминают музей искусств.
Так рвался к экспонатам, что холл музея проскочил на «автопилоте». А зря. Зал славы великих австрийских полководцев из мраморных скульптур военноначальников заслуживает внимательного разглядывания. Поэтому своё фото дополню взятой из сети фотографией колонн-скульптур.
Алгоритм осмотра музея выбран мной естественный – по нарастанию исторических эпох. Поэтому оба крыла первого этажа остаются на потом, а осмотр военной истории Австро-Венгрии начинаю со второго этажа, пройдя парадную лестницу. С экспозиции XVI – XVIII веков.
От Марии-Терезии до Йозефа Радецкого
Направо пойдёшь и поймёшь, почему перед Хофбургом стоит конная статуя принца Евгения Савойского и массивный памятник Марии Терезии на одноимённой площади. При них Австро-Венгерская империя повоевала изрядно. Одна 30(!) летняя война чего стоит. Целое поколение австрийцев при ней выросло. Что запечатлено на многих батальных полотнах. Тут же можно увидеть коллекцию трофеев турецких войн. Образцы доспехов, холодного оружия, пушек и мушкетов не теснятся, а привольно разливаются по пространству залов.
Боевые знамёна тяжелыми расшитыми воинскими символами полотнищами свисают со сводчатых потолков. Славная военная история XVI – XVIII времён могучей Австро-Венгерской Двуединой монархии во всём блеске!
Слева от центрального входа вскрывается следующий пласт военных побед и поражений (без них побед и не бывает). Но про победы ярко повествуют многие батальные картины. А про поражения, наверное, только архивы противников -:).
Очень эффектно выглядит подлинный трофейный воздушный шар для наблюдения и разведки поля боя, захваченный у французов австрияками.
Мундиры и амуниция горячих военных событий 1848 года позволяют погрузиться в ту неспокойную эпоху Наполеоновских войн.
А шитьё мундиров генералов, и офицеров и орденские кресты!
Что уж говорить про императорские «военные панамки» с орлами на макушке.
Да и солдаты в приметных белых и светлых мундирах с пышными перьями на киверах та еще удобная мишень на поле брани.
Только с началом Первой мировой бойни до стратегов дошла простая мысль, что свои войска надо беречь и одевать неприметно в тон местности. Но удалые солдаты и офицеры под водительством маршала Йозефа Радецкого и так побеждали врагов и вписались в историю.
Рассматривать в витринах многочисленные фузеи, пистоли, сабли и фигуры различных родов войск удобно, а вот фотографировать скверно. Бликует стекло витрин. Так что, «звиняйте граждане» за качество витринных фото.
Две Мировые войны
(*А2) ВТОРЖЕНИЕ БРАВОГО СОЛДАТА ШВЕЙКА В МИРОВУЮ ВОЙНУ.
«- Убили, значит, Фердинанда-то нашего, - сказала Швейку его служанка.
Швейк несколько лет тому назад, после того как медкомиссия признала его идиотом, ушел с военной службы…». …Начало бестселлера Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка».
Эта книга перечитана ещё в детстве-юности бессчетное количество раз, т.к. на летнем деревенском отдыхе была шлягером маленькой домашней библиотеки. Вот этот «бывалый» томище с иллюстрациями Йозефа Лады.
И вот наконец я попал в зал, посвященный участию Двуединой монархии в Первой Мировой войне. Империя в результате той войны распалась на отдельные страны. Знаковый экспонат, тот самый открытый автомобильчик, где окончил дни эрцгерцог Фердинанд. «Спусковой крючок», запустивший необратимый процесс начала мировой войны в 1914 году.
Рассматривая серую униформу австрийцев с фигурными карманами и петлицами с шестилучевыми офицерскими звёздочками, ясно представлял одетыми в них приятелей и начальников Швейка: сапера Водичку, вольнопёра Марека, поручика Лукаша, фельдкурата Каца, подпоручика Дуба и прочих персонажей романа. Красота образная! Официозная парадная форма Главнокомандующего – Франца Иосифа усеяна орденскими звёздами и медалями.
Амуниция показана разная, к примеру снаряжение для альпинистов в снежных Альпах.
И даже в уголке витрина посвящена противнику в той войне – Российской империи, для которой Великая Мировая война тоже стала роковой.
(*А3) Так уж сложилось, что в 2018 году увидел два схожих музейного собрания. Интересно мне было сравнить сентябрьские впечатления о Первой мировой с позиции Австрии с экспозицией «Музея Великой войны». Этот музей мировой войны начала прошлого века открылся в 2014 году в Царском Селе под Петербургом. Концепция и экспонаты часто схожие, но с точки зрения Российской империи. Интересная амуниция, особенно пехотные каски-шлемы, и даже их «улучшения» заслуживают внимательного изучения. Непривычные взгляду военные облачения разных армий оживляют коллекцию.
Следующие четыре снимка из Царскосельского «Музея Великой войны».
Артиллерийские системы начала прошлого века разных назначений и типов представлены в залах. Но главный Экспонат – мощная пушка-мортира калибра под 20 см примерно! Рассмотреть её можно и сбоку и сверху, с антресольной площадки.
ВВС Австро-Венгрии представляет натуральный аэроплан, скорее «Альбатрос», чем «Фоккер» и личные вещи и амуниция лётчиков.
Плавно подступаю к относительно недавней военной истории прошлого века уже просто Австрии. Двуединая империя не только распалась, но будучи побеждённой стороной, вынуждена была выполнять жёсткие условия держав-победительниц. Разброд и шатания политических сил в стране через десять лет после окончания мировой войны едва не закончились гражданской войной. А с марта 1938 года все эти перипетии закончилось «аншлюсом» - насильственным присоединением к фашистской Германии. Австрия, как самостоятельное государство прекратила существование.
И военная история австрийцев с 1938 по 1945 годы для меня слилась с историей фашисткой Германии. Иначе, как к врагам, в 1941 году принёсших Войну на нашу землю относиться не могу. Личное это отношение: ведь именно кто-то из их предков в вермахте и СС убили моего деда-командира партизанского взвода и загубили многих родственников в Ленинградской блокаде. Поэтому особо фотографировать форму вермахта и многочисленные фото офицеров и солдат не стал. Для австрийцев и немцев они свои герои, а для меня наоборот. Это негативное отношение отнюдь не распространяется на современных австрийцев и немцев, естественно-:)
Хотя устроители раздела постарались выставить и экспонаты стран-победительниц: СССР, США, Англии.
Техники и оружия выставлено, в сравнении с нашими музеями ВОВ, немного. Т.к. неплохо знаю вооружение обеих сторон той войны, часто узнавал знаковые образцы. Германская зенитная пушка Flak 36 8.8 см была не только основой наземной ПВО, но и грозным противотанковым орудием, пробивавшем почти любую броню танков противника.
Непривычно выглядит мотоцикл-вездеход NSU с гусеницами.
По примеру подобных музеев наверху за обстановкой наблюдает лёгкий самолет связи Fieseler Fi 156 Storch. Название «Шторх»- Аист он вполне оправдывает.
Понять обстановку в тылу Германии помогают афишные столбы с пропагандистскими плакатами.
Идеология разная, а сюжеты у немецких и советских художников-плакатистов схожие. В целом, эта часть музея не очень впечатляет после аналогичных советских, в них и экспонатов боевых побольше и наглядные диорамы боёв часто созданы.
Тень морской державы
Взглянешь на карту сугубо сухопутной нынче Австрии, отгороженной от любого моря соседними странами, и удивишься, что 100 лет тому словосочетание « Императорские и Королевские Военно-морские силы» было не бутафорским. Да, да отнюдь, не анекдотический «ВМФ конной Монголии», а серьёзная морская мощь на Адриатике и на части Средиземного моря.
(*А4)Военно-морские силы Австро-Венгрии являлись одним из видов вооружённых сил Австро-Венгерской империи. Официальным названием на немецком языке было Императорские и Королевские Военно-морские силы (нем. Kaiserliche und Königliche Kriegsmarine) или сокращённо — K.u.K. Kriegsmarine. Дунайская флотилия Австро-Венгрии принимала активное участие в Первой мировой войне. ВМС Австро-Венгрии прекратили своё существование в 1918 году, после поражения Австро-Венгрии в войне, последующей конфискации флота, распада государства и утраты выхода к морю.
В общем, от бывшего флота остался только штурвал - :).
За давностью веков эпоху галерного флота двуединой монархии можно опустить. И только в ходе с Османской империей была основана Дунайская флотилия. В последующие десятилетия речная флотилия пополнилась барбетными мониторами и паровыми катерами.
И парусные фрегаты Австро-Венгрии могли крейсировать вдоль Адриатического побережья.
В становлении австрийского ВМФ личность популярного командующего флотом В. Ф. Тегетгоффа стала весьма важной фигурой. Победы и поражения австрийских ВМС чередовались. Было когда: Италия и Австрия в 1848, 1859 и 1866 годах ухитрились трижды повоевать между собой на море.
Самый яркий экспонат – разрезной макет флагмана - броненосца дредноутного типа «Вирибус Унитис». Надпись «Viribus Unitis» (соединенными усилиями) - девиз Франца Иосифа I, который дал название одному из крупнейших австро-венгерских кораблей. Войну броненосец пережил, но 31 октября 1918 года, в день распада Австро- Венгерской монархии, флагманский корабль уже бывшего флота, пошел ко дну в гавани Полы в результате диверсии, устроенной итальянскими боевыми пловцами.
Двуединая монархия наряду с броненосцами и эсминцами располагала в Первой мировой войне и субмаринами. В экспозиции представлена рубка подлодки U-20, затонувшей в 1918 году и понятая в 60-е годы.
С тыльной стороны к музею примыкает небольшая площадка с бронетехникой военной и послевоенной поры. И так не очень обширная, она почему – то утратила советские СУ-100 и Т-34. Надеюсь, что временно.
Резюме: Музей HGM произвел достойное впечатление в череде аналогичных выставок вооружений и военной истории, где я побывал. В каких – то периодах военной истории он не «супер», но в целом хорош. Здесь можно увидеть оружие и военную униформу Австро-Венгрии разных лет — от рыцарских доспехов до обмундирования Второй мировой войны.
Рекомендую мужчинам и их сыновьям!
(*) Первая часть Венской экспедиции, здесь:
https://www.ayda.ru/stories/30307/