Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

Ирина Страна:Германия
Город: Нюрнберг
Время отдыха: Дата вылета декабрь 2018

Дата04.02.19 Хороший отзыв1 Ответов 2 Просмотрели661

      В Нюрнберге  множество музеев. Главным  считается дом-музей художника Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer Haus) на площади Тиргэртнерторплатц. Этот дом он купил после женитьбы. Фахверковый дом был построен во второй половине XV столетия. За все время своего существования владельцами здания были  двадцать четыре человека. В 1501 году его приобрел Бернард Вальтер, нюрнбергский купец и астроном. Про него даже говорили, что основное занятие Вальтера - астрономия, а торговые дела - хобби.

 

Нюрнберг, <a href=/germany/>Германия</a>. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

   

 Отец Дюрера, по национальности венгр, нашедший в Германии лучшие условия для своей работы золотых дел мастера. Свою венгерскую фамилию от названия села, где родился - Айтоши  (Ajtósi), перевел на немецкий в ее дословном значении «дверь» -Türer. В франконском написании стала Дюрер. Нельзя было стать официально мастером, не будучи нюрнбергским гражданином. Что только не предпринимал Дюрер, даже сражался в рядах городских арбалетчиков против врагов Нюрнберга. Но только после жениться в 1467 г. на дочери златокузнеца Иеронимуса Хольпера, в мастерской которого он работал, позволила ему обрести гражданство свободного города Нюрнберга. Из его 18 дочерей и сыновей выжило четверо. Второй из выживших сын ювелира - Альбрехт Дюрер, вошел в историю, как один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса, живописец и график. Дюрер признан крупнейшим европейским мастером гравюры по дереву, является первым теоретиком искусства среди североевропейских художников, автором практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, основоположником сравнительной антропометрии и теоретиком фортификации в военно-инженерном деле. Также он стал первым европейским художником, написавшим автобиографию, и сумевшим действительно хорошо зарабатывать на частных заказах. Всю свою жизнь Дюрер пропагандировал необходимость разностороннего развития художников, при этом оказывал огромную поддержку своему городу.

 Потому его дом-музей на площади Тиргэртнерторплатц всегда полон гостей, да, именно гостей, заглянувшие к радушному хозяину на огонек на Рождество.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

   

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

    Музей открылся в многоэтажном фахверковом здании еще в 1828 году, и не раз реконструировался. Последняя внесла современные IT- технологии для получения посетителями множества сведений про жизнь и творчество Альбрехта Дюрера.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

 

    Период ученичества и первые годы в качестве мастера подробно описаны в «Семейной хронике», законченной Дюрером в последние годы жизни. Отсюда известно о цветущем состоянии Нюрнберга того времени, о том, насколько важную роль он играл в научной и культурной жизни страны. Здесь собрались лучшие представители европейской интеллигенции, которую, как считалось, возглавлял друг художника, гуманист Вилибальд Пиркгеймер. Дюреру не было и 20 лет, когда он приобрел известность в городе, как самый лучший художник. Считается, что в 1494 году Дюрер предпринял путешествие в Италию. Хотя, в «Семейной хронике» он ничего не пишет об этой поездке. И где бы он ни был, он везде рисовал. Художник заносил в свои путевые альбомы горные пейзажи и виды городов, зайца и носорога, портреты встречных людей. Его привлекали нравы и обычаи страны, одежда, местные достопримечательности и диковинные вещи. Эти рисунки помогали ему потом создавать картины и гравюры.

  Окунулся в итальянское искусство и навсегда остался под его влиянием. Дюрер первым из немецких художников овладел передовыми художественными достижениями ренессансной Италии. Постиг, как передавать объем фигуры, догадался, что не обозначением нескольких складок на одежде нужно изображать движение, как его учили ранее. Для этого надо изучать анатомию человека. Как с помощью пейзажа можно подчеркнуть перспективу. Подобно Леонардо, он воплотил в себе характерный для Ренессанса тип художника-учёного, соединив рациональное, научное познание реального мира с его глубоким философским осмыслением и преображающей, динамичной, страстной фантазией художника. Отношения с местными живописцами у немецкого художника не сложились: «У меня много добрых друзей среди итальянцев, которые предостерегают меня, чтобы я не ел и не пил с живописцами. Многие из них мне враги, они срывают мои работы в церквях и везде, где только могут найти, копируют их, а потом говорят, что я пишу не в античном вкусе и потому плох».

  Первое путешествие художника в Италию оставляет впечатление незавершенности, какой-то незаконченности, словно было оно прервано на полпути в связи с какими-то обстоятельствами. Например, нехваткой денег. Ко всему, в Италии было неспокойное. 31 декабря 1494 года войска Карла VIII взяли Рим и разграбили «Вечный город». Вернулся в Нюрнберг, и, как из писем известно, что сразу после приезда он получил заказ от германских купцов на алтарную картину «Праздник четок», вызвавшую одобрение публики вместе с завистью местных мастеров. 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

 

   В это время, как и по всей Европе,  пришла в город чума, люди бежали кто куда. Дюрер решил на это время уехать в Италию 1505-1507 гг.. Второе такое далекое путешествие стало для него возможным благодаря женитьбе на внучке раззорившегося патриция Фрея.  Жена Агнесс пересидеть чуму отправилась в один из загородных домов, Альбрехт - в Венецию. Дюрер  бросает вызов итальянским мастерам в своей работе «Праздник четок». С этой яркой и красочной картиной Дюрер и вся немецкая живопись триумфально вошла в эпоху Ренессанса. Восхищенный сенат Венеции предложил Альбрехту Дюреру ренту в 200 флоринов за условия принятия им гражданства наисветлейшей республики, но  художник предпочел вернуться в родной Нюрнберг, где прожил до самой смерти. Италия продолжала  оказывать влияние на творчество Дюрера и после возвращения в Нюрнберг. Получив работу в патрицианском доме по росписи, за «греческие фрески» получил Дюрер звание мастера. В родном городе он стал знаменитым и, никогда не испытывая недостатка в заказах, а следовательно, в деньгах, благодаря чему был свободен в творчестве. В его картинах навсегда остался итальянский след, но восторженный ученик чужой живописи постепенно уступил место зрелому мастеру-патриоту. Спокойный, размеренный дух бюргерского дома ощущается в серии гравюр «Жизнь Марии». Святое семейство в композиции «Бегство в Египет» больше похоже на семью германского ремесленника.

 

   На первом этаже здания – просто вход, продажа билетов и книг про Дюрера и Нюрнберг.  Но на просто «входе» массивная, со множеством замков дверь, сама как музейный экспонат.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

  Далее гардероб и лестницы. Новая лестница  - начало осмотра музея, по старой - спускаются после. За отдельной стойкой, за отдельный деньги выдают аидиогид. Удобно, что есть аудио-гид на русском. Поэтому с помощью аудиогида услышано много интересных фактов о жизни и творчестве Дюрера. И стали понятны назначения всех многочисленных комнат на 4 этажах.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

   

Под лестницей макет самого дома-музея

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

   

   
    

   На втором этаже четкое разделение от лестницы- современный выставочный зал, можно сказать, и восстановленные старинные бытовые помещения. До наших дней сохранилось всего несколько оригинальных работ Дюрера, они находятся в Германском музее, тут в доме-музее в выставочном зале только копии.

 

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

   

Шедевр Дюрера -  «Адам и Ева» (1504), работая над которой художник использовал рисунки с античных статуй Аполлона и Венеры.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

 

Вместо  подписи на гравюрах, немецкий гений ставил вырезал свои инициалы (AD) и дату в нижней левой стороне картин. Эту его фирменную подпись называют «предтечей современного логотипа».

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

 

  В Германии конца XV века не приняты были автопортреты. Дюрер стал  родоначальником их появления. Потому что начал себя писать  еще в детстве. Конечно, 13-летний Альбрехт не мог видеть никаких образцов,  взял карандаш и изобразил себя, просто потому что не надо никого просить позировать. Так благодаря ему в европейском искусстве утвердился  жанр  автопортрета. Было всего  13 автопортретов Дюрера. Самые известные три его автопортрета: в 13 лет, 22 года и 40 лет. Их  оригиналы в самых проялавленных музеях хранятся, здесь -копии.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

   В 1493 г., когда живописцу было 22 года, Дюрер изобразил себя держащим в правой руке растение синеголовик (eringium), что выглядит отсылкой к Страстям Христовым и демонстрацией любви к Богу. Но этим растением в руке, Дюрер так же говорит своей будущей жене - портрет написан перед свадьбой, что он будет верным мужем.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

Чертополох- синеголовик  символизировал по обычаям того времени счастье в любви, которое он обещает избранице. Он изобразил себя не простым ремесленником, каким был в те годы в Германии, а богато одетым дворянином в одежде по итальянской моде того времени. Камзол голубовато-серого сукна "перванш",  шелковая вышитая белая рубашка с алой отделкой. На руках перчатки из тонкой кожа, на плечах – тонкая ткань. Природа наделила его красивым телом и утонченными чертами. У него было выразительное лицо, блестящие большие, чуть навыкате глаза и грациозность осанки атлета. В верхней части холста есть горделивая надпись, которая переводится: «Мои поступки определяются сверху». Поэтому «свадебные» версии с чертополохом, всего лишь версии. В других работах Дюрера так же будет потом присутствовать чертополох. Важнее этот скошенный взгляд, как почерк автора, встречающийся на всех его портретах, и ставший фирменным для Дюрера.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

  Более известен его автопортрете «в шубе» в 40 лет. Изображение в анфас было против канонов живописи того времени. Прямо нам в глаза смотрит много знающий и умеющий, благородный человек. Внешность Дюрера соответствовала его «благородному духу». Он был приятным собеседником, с речью «сладостной и остроумной». Все знавшие художника считали его достойным, «превосходнейшим» человеком, он стремился к добродетели, но не был ни мрачным, ни высокомерным. Дюрер умел наслаждаться жизнью «и даже в старости пользовался благами музыки и гимнастики в той мере, в какой они доступны этому возрасту».Художник стал одним из самых богатых граждан Нюрнберга: он любил дорогую одежду и тщательно следил за своею прической. Альбрехт Дюрер осознавал свою   исключительность и в отличие от современников часто писал автопортреты.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

   

    Что удивляет  на картинах Дюрера  -  выражения лиц. Святые на его картинах, как живые люди, сильные душой и телом. Если бы не старинные одежды, то так похожи на  современных людей.  В Германии конца XV века не приняты были автопортреты. 13-летний Дюрер не мог видеть никаких образцов, просто хотел использовать себя как натурщика-образец. Но благодаря ему в европейском искусстве утвердился  жанр  автопортрета. Известны 13 автопортретов Дюрера. Самые известные три. Их копии в зале  с самыми прославленными полотнами художника (в музее -копии).

 По другую сторону лестницы комнаты, где постарались воспроизвести  быт зажиточной бюргерской семьи 16 века. Понятно, что вещи самого Дюрера просто давно рассыпались в прах за прошедшие века. Что было легче повторить, так это окна с «бутылочными» стеклами, как донышки стеклянных бутылок.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

    В то время существовала профессия - «дутейщик кругов» для окон. Стеклодув набирал на конец трубки кусок расплавленной массы, выдувал «мячик», затем снимал и сплющивал. Получалась стеклянная лепешка с на­плывом по краям. Здания, которые строили в средние века, имели окна с  рамой-решеткой. В квадратики решеток вправляли - как ювелир камень в оправу, эти стеклышки. Такое окно могли иметь только богатые люди. И настолько оконное стекло ценилось, что когда владельцы надолго уезжали, стекла вынимали и хранили до следующего их приезда. Из-за примитивного способ производства стекла и его дороговизны,  в средние века строили дома и общественные здания с маленькими окнами и для сохранности дорогого остекления всегда были защитные ставни.

 На втором этаже парадные комнаты гостиная и столовая. Не сохранилась за века личная мебель художника, сотрудники музея выискивали по всей Германии подходящую для времени Дюрера.  

 

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

 

 Стоит массивный стол с патрицианскими креслами, за которым художник с друзьями и гостями мог обсуждать новости. Зеленая печка в уголке  согревала их и напоминала о природе за окном. Природе, который Дюрер первым из немецких художников ввел в картины.

 

  В столовой - темные панели, рукомойник (!), стол и буфет.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

  

В этой комнате под потолком люстра-дракон.

 

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

 

Напротив окна стоит мультимедийный терминал, где после прикосновения к экрану меняются картинки с информацией.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

  Через коридор находятся кухня и какое-то подсобное помещение.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

    

    Даже коридоры в музее используются под полноценные тематические пространства: установлены информационные табло.  

 

   

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

           

   На третьем этаже – мастерские художника.  Воспроизведена витрина с материалами необходимыми  для изготовления красок. В те времена каждый художник делал их самостоятельно по своему рецепту, который хранил в тайне от других. Теперь по составу краски идентифицируют подлинность того или иного мастера.

 

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

 

 

     В одной из комнат пресс для изготовления гравюр. На станке портрета Максимилиана I, с которым связано многое в жизни Дюрера.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

   

   Вернувшись из Италии, Дюрер работал по заказам, но оплата едва покрывала материалы. И он решил сосредоточится на достижении высочайшего мастерства в гравировании, видя в этом более надёжный путь к признанию и материальному благополучию. Мать и его жена торговали ими на ярмарках в Нюрнберге, Аугсбурге и Франкфурте-на-Майне. В другие города и страны гравюры Дюрера отправлялись вместе с товарами нбрнбергских купцов Имгофов и Тухеров. Искусство Дюрера-гравера восхищало современников. Эразм Роттердамский восторженно восклицал: «Чего только он не может выразить в одном цвете, т.е. черными штрихами! Тень, блеск, выступы и углубления… огонь, лучи, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, саму душу человека». Пробовал Дюрер  и в новой на то время технике офорта. Известны шесть работ его авторства. Так как в то время ещё не были известны кислоты для травления меди, Дюрер выполнял офорты на железных досках.

С 1507 по 1512 год Дюрер выполняет множество гравюр на заказ, а также серии религиозных гравюр («Жизнь Марии», «Большие страсти», «Малые страсти», «Страсти на меди»), предназначенные для продажи. В 1515—1518 годах Дюрер пробует работать в новой на то время технике — офорте (сохранились шесть). Так как в то время ещё не были известны кислоты для травления меди, Дюрер выполнял офорты на железных досках.

   Дюрер известен, не только как автор живописных и графических работ, так же он проектировал мебель и интерьеры, светильники и узоры тканей. Дюрер и его друг Виллибальд Пиркхаймер, учёный и гуманист, разработали иконографическую роспись помещения зала жилого дома  около  «Трактира Господ Советников». Это произошло в 1521-22 годах в ожидании приезда императора Карл V по случаю вступления его на престол. Так же был удачным промоутером своих работ и быстро осознал, что тиражированием-графики можно получить гораздо большие доходы, чем написанием вручную каждой отдельной картины.  Для распространения его графических циклов было нанято два специальных «ассистента». По нюрнбергским предписаниям не мог он держать больше трех подмастерьев. И начал  так много «штамповать» копий, что его знаменитый «зайчик», был, наверное, в каждом европейском доме в то время.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

   

   В музее также проводятся концерты, выставки, даже театральные представления из жизни 16-го века. У посетителей музея есть возможность познакомиться не только с жизнью и творчеством Дюрера, но и с творчеством других художников. На последних этажах дома находятся залы, используемые под выставки.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

 

   Точно не известно, в каких помещениях была мастерская,  где спальня,  но старинные деревянные лестницы всегда остаются на своем месте. И лестницы как бы основной связующий элемент, что передают дух дома - своим поскрипыванием, необходимостью наклонять голову в низких проемах. Они свидетели прошедших веков.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

Не изменился и вид из окна дома на крепость, который видел и сам Дюрер.

 

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

   

   В 1512 г. в Нюрнберг заехал император Священной Римской империи Максимилиан I. К его появлению художник написал портреты Карла Великого и Сигизмунда, предшественников Максимилиана на императорском троне. Эти портреты восхитили Максимилиана, и император тут же сделал художнику несколько личных заказов. Сам постоянно нуждаясь в деньгах и не в силах оплатить выполнение работы, Максимилиан в 1515 году своей властью обязал город Нюрнберг назначить Дюреру солидную ежегодную пенсию из местного бюджета. Когда умер император Максимилиан I,  Нюрнберг тут же отказался выплачивать Дюреру его ежегодную пенсию. Поэтому в 1520 художник предпринимает путешествие в Нидерланды, надеясь в личной встрече с новым императором Карлом V восстановить справедливость. В Ахене он присутствовал на коронации Карла V, потом посетил Нидерланды, где плодотворно общался с местной художественной элитой. Дюреровскую пенсию возобновили. В конце поездки Дюрер сильно заболел, скорее всего, малярией, и эта болезнь, то отступая, то возвращаясь, не отпускала его до самой смерти.
    В последние годы жизни Альбрехт Дюрер увлекся проектированием оборонительных укреплений, что связано с развитием огнестрельного оружия. В своем труде "Руководство к укреплению городов, замков и теснин", выпущенном в 1527 году, Дюрер придумал принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Важны его работы «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525), «Четыре книги о пропорциях человеческого тела». В своих трактатах о живописи Дюрер старается свести рисунок к известным математическим принципам. «Гармонию поверить алгеброй…». Он не представлял себя без родного Нюрнберга, но всё время рвался в путешествия. Он никогда не был придворным живописцем, но написал многожество портретов придворных дам и кавалеров. Он писал картины и гавюры, посвящённые Концу Света и Рождеству Христова, Чуду Материнства и Таинству Смерти -так, как будто побывал "там" и решил поделиться с нами этим знанием.

 

Нюрнберг, Германия. Дом-музей Альбрехта Дюрера.

   

  Альбрехт Дюрер умер от последствий малярии 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. На его надгробии высечено: «То, что было смертным в Альбрехте Дюрере, покоится под этим холмом». Это были перефразированные слова Горация: «Нет, не весь я умру, лучшая часть меня избежит смерти».  Дюрер не только вошел в мировую историю живописи, он вошел в историю немецкого народа, как певец  немецкого духа, стойкости.  

 

 



Фотографии


Комментарии

Не попал я в этот музей из-за краткости визита. Спасибо за экскурс

Благодарю, Николай, за внимание к моему отзыву. Пожелаю Вам множество путешествий по всему миру и в Нюрнберг в том числе. Тогда обязательно найдется время и для этого музея.

Другие отзывы об отдыхе в Германии

Вюрцбург, Бавария. Резиденция – роскошный епископский дворец.
Ирина  Ирина   Германия , Мюнхен   Дата вылета  август 2024
   При подготовке к поездке в Вюрцбург, хотела обязательно попасть в крепость Мариенберг и дворец епископов, которую в городе зовут резиденцией. Но если мне пришлось выбирать, то остановилась бы на крепости - из-за видов на город, которые р...
Читать далее

Дата 11.11.24 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели43

Нёрдлинген, Бавария. Музей происхождения «алмазного города».
Ирина  Ирина   Германия , Мюнхен   Дата вылета  сентябрь 2024
   На юго-западе Германии, между Швабским и Франконским Альбом есть очень необычный ландшафт. Это Нёрдлингенский Рис, она же Долина Рис, по сути, отметина, оставленная метеоритом. Это один из самых больших метеоритных кратеров на Земле. Из ...
Читать далее

Дата 13.11.24 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели14

Нёрдлинген, Бавария. Город алмазов, гномов, гигантов, фонтанов. Часть II.
Ирина  Ирина   Германия , Вес   Дата вылета  сентябрь 2024
   Баварский город Нёрдлинген внутри сохранившейся оборонной стены невелик, но все-таки есть центр и окраины. И я из царства гномов вступают во владения гигантов. По преданиям именно они, жившие на этих землях, использовали силы природы и о...
Читать далее

Дата 13.11.24 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели21

Нёрдлинген, Бавария. Город алмазов, гномов, гигантов, фонтанов. Часть I.
  Нёрдлинген в Швабии, входит в «Romantische Straße»- «романтическая дорога» Германии. В Баварии есть 3 города сохранивших свои крепостные стены. Побывала до этого Ротенбурге-над-Таубером, теперь неминуемо сравниваю с Нёрдлингеном. Они во многом...
Читать далее

Дата 13.11.24 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели16

Отзывы туристов