Нюрнберг считается столицей Рождества, его рождественский базар провозглашен главным рождественским базаром Германии. Но по старшинству идет вторым. Старше него - дрезденский, запись о начале его работы датируется 1434 годом, про Нюрнбергском письменные свидетельства появились в 1628 году.
Нюрбернгская ярмарка, которая проводится на площади Hauptmarkt, считается самой большой в Европе. Как и везде, здесь продают сувениры, новогодние игрушки, щелкунчиков, ангелочков, всякие вкусности и «забавности». Но базар в Нюрнберге, в отличие от других базаров Германии, называется не Weihnachtsmarkt (Рождественский базар), а Сhristkindlesmarkt. Вместо имбирных пряников здесь едят фруктовый хлеб, а подарки детям приносит не Святой Николай, а младенец Христос, на роль которого выбирают белокурую девушку.
Главная рождественская ярмарка города находится на рыночной площади перед церковью Фрауенкирхе. Но к ней, как к главной цели, мы шли от башни Königstor, под которой «город мастеров» находится.
Сюда надо приходить обязательно, когда в Нюрнберге будете. Тут не просто торговый уголок, а уголок со старинной Германией во плоти. Пройдя через крепостные ворота, попадаешь в средневековую сказку - фахверковые дома, узкие улочки, деревянные окошки, ажурные крылечки. В маленьких «пряничных» домиках находятся магазинчики с нюрнберской продукцией, игрушками, и ресторанами внутри или действующими мастерским. Потому и называют городком мастеров Handwerkerhof, что здесь сами мастера могут на глазах у посетителей создавать свои изделия.
Под Башней ходил по рядам дедок в костюме Санта-Клауса и держал небольшую гармошку. Именно держал, так как играть не умеет. Подойдя к столикам или группам туристов, начинает растягивать «мехи» на одной визжащей ноте. Стоит и «визжит» гармошкой изо всех сил, не уходит, пока денежку не дадут. Получив отступные, перестает уши терроризировать, идет к следующим «жертвам». Дедка не сфотографировала - каждый зарабатывает как может.
Рождественское веселье не сосредотачивается на площадях, разливается по всему Старому городу. Во всем центре Нюрнберга все улицы, площади в эти дни заставлены палатками с товарами для «кристкиндлесмаркта». Особенность нюрнбергских палаток - красно-белые полосатые тенты, расцвечивающие все палатки и крытые прилавки. Такое сочетание цветов не случайно, это цвета франконского флага.
Традиция празднования Рождества уходит корнями во франконский фольклор Германии. Изначально на базарах, что торговали товаром только три дня, продавались одни игрушки и сладости, которые детям в носки родители клали к празднику. Эту идею предложил протестантам Мартин Лютер в эпоху Реформации, с тех пор стало принято делать детям подарки на Рождество. В Нюрнберге обычай прижился уже в конце 16-го века. Сначала приносил подарки «Святой Николай», во времена Реформации день дарения отодвинулся на Рождество, а праздничная ярмарка стала продолжаться уже три недели – до Сочельника. И ассортимент ярмарочных товаров значительно расширился. На ярмарке стали продавать елочные игрушки и рождественские украшения, изделия ремесленников и продукты. Были времена, когда рождественская ярмарка в Нюрнберге играла для жителей города роль рынка, на котором горожане закупали продовольствие на зиму.
На главной исторической улице Нюрнберга Кёнигштрассе (Königstraße) поставлены рождественские палатки, где – как вычитала, торгуют праздничной продукцией представители городов-побратимов Нюрнберга. На площади Маркт, где основной рождественский базар, торговать могут только нюрнбергские производители.
В палатках всевозможные сладости, перекусы, конфеты и другие рождественские вкусности. Из особенных – «фруктовый хлеб» (Früchtebrot). Сладкая выпечка, где очень мало муки, скорее это прессованный продукт из орехов и множества вяленых фруктов. На витрине надо искать нарезку, по виду почти черного цвета, как «рижский» хлеб к обеду. Когда-то сухофруктами, которые добавляли в хлеб, были только сушеные груши, делающие его сладким. Позднее в рецепте появились "экзотические" чернослив, изюм, курага, финики. Сейчас и многие другие экзоты. Следуя традиции, в канун Рождества каждому - даже домашним животным! следует отведать кусочек этого хлеба, чтобы обеспечить себе удачу и благосостояние в наступающем году. Продается «фруктовый хлеб» отдельными ломтями-кусочками (1,40 евро), что получаются после нарезки исходного «батона», съедается на месте, настолько это вкусно и необычно.
На пересечении Plobenhofstraße с Госпитальным переулком (Spitalgasse) забавная скульптура, установленная сравнительно недавно, в 1988 году. Автор Юрген Вебер, назвал её также, как поэт Себастьян Брант свою сатирическую поэму 1497 года - «Корабль дураков». Бронзовая скульптура изображает корабль, на котором дураки плывут в страну глупости Наррагонию. И само произведение по своей эстетике вплотную примыкает к немецкому средневековому карнавалу,
Скульптура - на по-рождественски украшенной улице, нисколько не мешает празднику и смотрится кукольным дополнением к фигуркам Щелкунчиков на соседнем здании.
И вот «воронка-вход», где прямо завихрение из толп народа наблюдается, на входе главного рождественского базара Нюрнберга – Сhristkindlesmarkt.
На базаре играют шарманки, жарятся каштаны и знаменитые немецкие сосиски. Можно купить чашечку горячего глинтвейна - традиционного рождественского напитка, сахарную вату, печеные яблоки, имбирные и медовые пряники "Lebkuchen". Они являются в Нюрнберге «защищенным географическим показателем» (geschützte geografische Angabe) и довольно дорогие. Берлинский окружной суд выдал на них сертификат оригинальности. С 1927 года Nurnberger Lebkuchen по закону печется только на предприятиях, расположенных в Нюрнберге, и упаковывается в бумагу с изображением городских пейзажей. Имбирно-медовые пряники стали называть Lebkuchen", от слова Libum. С латыни оно переводится как «лепешка». Еще один вариант связан со словом laib, то есть, «каравай» или «коврижка». Возможно, подобные Лебкухен пряники люди выпекали еще в Древнем Египте задолго до нашей эры. Древние люди считали, что мед — подарок бога, потому добавляли как лакомство в выпечку. В Древнем Риме намазанные медом и выпеченные из него же лепешки назывались « panus mellitus» (сахарный хлеб).
В Европейских странах изготовление хлеба с добавлением меда началось с раннего Средневековья. Позже, когда из Индии, Ближнего Востока и Китая, благодаря крестоносцам, в Европу попали специи, начался новый этап «пряничной» истории и пряник стал называться «пряником». Ведь название «пряник» - означает «пряный». Поговорка того времени гласила: чем острее еда, тем богаче хозяин, богачей называли «мешками с перцем». Коричневые Lebkuchen в Германии есть в магазинах круглоголично. Но те, что имеют в качестве «кляра» тоненький слой крахмально-мучного теста, продают только с сентября по февраль, поскольку лишены консервантов и нуждаются в прохладе и плотной упаковке. Потому их и считают рождественскими. На упаковке должна быть надпись “Ohne Mehl”, что означает «без муки». Только такие пряники сделаны по оригинальному рецепту. Пряники в Германии были любимым лакомством и подавались на Рождество, крестины, свадьбы, даже не были запрещены во время поста. Однако стоили они всегда достаточно дорого, позволить их себе могли только к какому-нибудь торжеству.
Есть еще пряники Кайзерлайн - белые пряники с большим количеством ореховой массы и немного муки. Или даже с полным отсутствии муки, известные с 1487 года. В то время в Нюрнберг прибыл с визитом кайзер Фридрих III, для встречи которого было организовано красивое шоу. В толпу бросали пряники с портретом правителя и мелкие монеты. На протяжении 500 лет изображение кайзера украшает Кайзерлайн, напоминая об историческом событии.
Так же существуют в Германии пряники с именем собственным – «Элизе» (Элизенлебкухен). У одного пекаря умерла красавица-дочь Элизе. Когда из-за той же самой болезни занедужила дочь герцога, пекарь придумал и приготовил для нее очень вкусные пряники, добавив в муку много меда, молотый миндаль и орехи, сдобрил корицей, мускатным орехом и гвоздикой. Готовые пряники он сложил в жестяную шкатулку, надписал «Пряники Элизе» и отвез во дворец. Дочь герцога выздоровела и стала заказывать пекарю только эти пряники. Старейший письменный рецепт пряника XVI века хранится в Германском национальном музее Нюрнберга. В составе не более 10% муки и при этом не менее 25% ореховой массы. Их пекут с добавлением корицы, ванили, гвоздики, кориандра, душистого перца, мускатного ореха, имбиря и кардамона, что придает пряникам характерный аромат.
Пряниками запаслись в специализированном «пряничном» магазине на Дюрер-страат. Тут их великое множество и разнообразие. Конечно, и пряничные домики собственной персоной.
Можно сразу «откушать» лакомство в уютном уголке магазина с барной стойкой и столиками. И чем примечателен магазинчик, так это домашней атмосферой и семейным радушием. Даже занавесочки на окнах бюргерски-клетчатые.
Нюрнберг издавна славится мастерами росписи по стеклу, потому новогодние стеклянные игрушки, просто шедевры. Можно долго стоять и рассматривать каждую, настолько тонкая работа и занимательные персонажи.
Удивительно, но нет винного духа, густых паров над местами, где наливают горячительные рождественские напитки - глинтвейн, пунш; который так сильно чувствуется на новогодних базарах наших городов. Наверное, это от качества вина зависит. И оттого, что для настоящего глитвейна вино только подогревают, а у нас его в прямом смысле кипятят целыми днями. Быть в Германии и не продегустировать рождественские напитки, невозможно. Глинтвейн разливается в особые сувенирные кружки с рождественской символикой. За кружку берется залог, который вернут после возвращения пустой посуды. Если оставить в качестве сувенира, то залог будет считаться оплатой.
Я не любитель «горячительного», потому действительно только дегустировала. Но было очень интересно наблюдать процесс приготовления так называемого «Горячего пунша». Этот процесс состоит из нескольких этапов. Сначала готовят как бы обычный глинтвейн - подогревают вино, в которое добавляют специи и цитрусовые. А потом вино наливают в специальную посудину, похожую в чем-то, как для фондю - в том смысле, что снизу обязательно подогревается. Но это особое приспособление. Сверху него кладется железное устройство «фойерцанге» – «огненные щипцы». На них кладут «цукерхут» («сахарная голова») – сахар в форме конуса, который продается к празднику в магазинах уже готовым. Сахар сначала поливают крепким алкоголем, а потом поджигают. Поэтому еще пирамидку сахара называют «огненный зуб». Интересно смотреть, как синим пламенем горит «сахарная голова». Постепенно она превращается в карамель, который так же горящими огненными струйками стекает в емкость с горячим вином. И высверки-капельки даже в самом вине еще некоторое время горят. Завораживающее зрелище. На мой вкус, что глинтвейн, что пунш, ничем не отличаются. И там, и там алкоголь, сахар, пряности все равно есть. Но процесс приготовления пунша был более интересным.
Что понравилось дегустировать, более того - урчать от удовольствия, так это знаменитые нюрнбергские сосиски, колбаски Братвурст. Колбаса, по-немецки Wurst; Bratwurst - от немецкого Braten, то есть "жарить". Поэтому, именно нюрнбергские колбаски называются…, ну, вы уже догадались
Как правило, вес нюрнбергской колбаски составляет 20-25 г, длина от 7 до 9 см, а диаметр до 1,5 см. Поэтому в порцию входит три сосиски и называются «Три в булке» (Drei im Weckla). Главный секрет их особенного вкуса — майоран, входящий в свиной фарш с добавлением мяса молодого бычка. Немцы потребляют свинины больше, чем жители других европейских стран - 4.5 миллиона тонн в год, то есть примерно 150 граммов свинины на человека ежедневно (!). Есть даже присказка у немцев, что не хлебом единым жив человек, а «еще сосисками и ветчиной». В местечке Хольцхаузен даже открыт «Первый германский музей жареных колбасок». Есть документальное упоминание про знаменитые нюрнбергские сосиски, которое датируются 1313 годом. С 2003 года эти колбаски внесены в европейский реестр блюд географического наименования и потому производить их имеют право только в Нюрнберге. За всю поездку это были самые вкусные колбаски-сосиски, с самым «немецким» вкусом. А еще кроме сосисок в комплект с булкой входит немецкая капуста. Капусту и мы солим, тушим, и в других странах. Но, попробовав ее в Германии, становится понятно, что это именно «немецкая» капуста, со своим вкусом.
Даже про сосиски в Германии есть легенды. Сначала сказ, почему сосиски тоненькие и коротенькие. Говорят, что колбаски делали размером с пальчик, чтобы продавцы могли продавать их уже после закрытия лавок, просовывая изделие в замочную скважину -раз легенда. Вторая, малюсенькие сосиски служили едой, как для заключенных, так и больных чумой (ничего себе «тюремный рацион»). И налогами такая еда не облагалась, так как больным нечем было платить за просунутую в отверстие еду. Более реалистичное объяснение размера сосисок: из-за постоянного повышения цен на мясо производители были вынуждены делать колбаски все меньше и меньше, пока они и стали вот такого небольшого размера, но по цене нормальных колбасок.
Вся эта праздничная яркая жизнь бурлит под церковью Божьей Матери (Stadtpfarrkirche Unserer Lieben Frau) или Церковь Фрауэнкирхе (Frauenkirche). Во времена Священной Римской империи раз в год на этой площади собирался народ, чтобы посмотреть на имперские регалии (корона, скипетр, держава, меч, священное копье), которые хранились в Нюрнберге и специально для этого выносились на балкон Фрауенкирхе - церкви, великолепный фасад которой украшает восточную сторону площади. Считалось,что святыни обладают чудодейственной силой исцеления. Эти средневековые праздники-презентации святынь проходили и с целью привлечения паломников для обогащения городской казны.
Возведена во искупление греха уничтожения еврейского квартала на этом месте в XIV веке архитектором Питером Паркером, на средства выделенные Карлом IV, и на месте еврейской синагоги, разрушенной при погроме в 1349 году. Этот готический храм известен по всей южной Германии своим алтарем и часами с различными фигурами на внешней стороне. Во время боя фигурки приходят в движение, а ровно в 12 часов шар, который возвышается над часами, демонстрирует фазу луны.
Главным архитектором ее был Петр Парлерж, тот, что занимался строительством Карлова моста в Праге и Собора Святого Вита. Церковь должна была стать придворной церковью императорского двора. Потому фигурки изображают коллегию курфюрстов, которая согласно порядку закрепленному в «Золотой булле» Карла IV, должна была избирать императора на императорском сейме -рейхстаге, первый проводился именно в Нюрнберге. Курфюрсты в красных мантиях, отдавая дань уважения, три раза обходят вокруг императора, восседающему на троне фигуры семи курфюрстов, который благосклонно покачивает скипетром. Начиная с 1509 года «механический спектакль» демонстрируется каждый день, ровно в полдень. При передаче храма протестантам, уходившая община вынесла из храма все предметы интерьера и даже часы. Но через 20 лет их восстановили.
На фасаде герб Священной Римской империи, гербы семи курфюрстов, имевших право избирать императора, а также городские гербы Нюрнберга и Рима. Эта церковь предназначалась для важных государственных церемоний, её строительство связано с такими политическими событиями, как коронация Карла IV в качестве императора Священной Римской империи (1355) и принятие им свода законов «Золотая булла» (1356).
Главный алтарь (1445–1450) был выполнен неизвестным нидерландским мастером на пожертвование семьи Тухеров- братьев Антона и Павла, для церкви Августинского монастыря. Церковь стояла на нынешней Augustienerstr., в северной части Старого города, и была снесена в первой половине XIX века. Так алтарь попал в церковь Девы Марии. Отец Альбрехта Дюрера водил сына в Августинский монастырь и показывал ему этот алтарь. Створчатый запрестольный образ великолепно передает трагедию Распятия и светлый праздник Воскресения: мерцающая на золотом фоне композиция признана лучшим нюрнбергским произведением искусства начала XIV века.
На балкон вход платный и так как он небольшой, пускают людей постепенно, партиями. Потому надо выстоять очередь, пока попадешь наверх.
С лестницы сначала выходят на кружевную массверковую балюстраду ложи кайзера, переходящую в пространство хора святого Михаэля. Отсюда прекрасная панорама внутрь храма.
На хорах стоят манекены с нарядами, которые надевают девушки, участвующие в представлении при открытии рождественского базара. В средние века детям дарили подарки не на Рождество, а 6 декабря -день Святого Николая или 28 декабря - День Невинных детей. Когда протестанты отказались от римско-католических обрядов, Мартином Лютером роль Св.Николая была отведена Кристкинду. И первоначально он считался ангелом, не ребенком-Христом.
Традицию театрализованного представления с участием белокурой девушки, которая исполняет роль Христкинд началась в 1969 году и прижилась. Христкинда выбирают каждые два года из множества претенденток, должных отвечать строгим требованиям. Нюрнбергский рождественский базаре начинается 1 декабря с выхода Христкинд на балкон Фраукирхе, откуда обращается к собравшимся внизу людям, благословляя их и открывая рождественский базар. «Христос-Младенец всех зовет на свой Рождественский базар, спешите все на встречу с ним, добро пожаловать и млад, и стар!». На этом роль не кончается. Еще четыре недели надо посещать детские сады, дома для бездомных, больницы и дома престарелых. Плюс на детском рождественском рынке читать по средам детям рождественские истории. Но миссия очень почетна, все девушки, которые были в этой роли, занесены в реестр, их фотографии демонстрируются на стенде в церкви.
Куклы-Христкинд продаются на рождественских базарах в Нюрнберге. Конечно, есть легенды про них. У одного мастера умерла дочь - в старину дети и взрослые без доступной, как нам теперь медицины, умирали у всех, и богатых. и бедных. Отец сильно горевал и однажды во сне он увидел, как перед ним появился ангел в золотой одежде без рук, но с большими крыльями. После этого сна мастер проснулся успокоенным, и стал в мастерской делать куклы-ангела. Старательно вырезая лицо куклы, у него всегда получалось лицо его горячо любимой дочери. Из латунной фольги он делал одежду и крылья, на голову надел "золотую" корону. Такие куклы понравились окружающим Он сделал их много и на ближайшей Рождественской ярмарке продавал всем желающим.
С балкона, где люди движутся гуськом друг за другом вид на всю площадь с бурлящим рождественским базаром под ногами.
Главным украшением этой площади является фонтан-колодец, который так и называется «Schöner Brunnen " – "Прекрасный колодец". Он такой же старый, как и сама традиция рождественских базаров в городе. Строился не рождественским украшением, а как верхушка-украшение церкви Фрауэнкирхи, но из-за большого веса конструкции ее не удалось поднять, и решили поставить ее прямо на площади, как шатер и украшение над колодцем. Это старейший колодец города, построенный с применением труб в 1396 году. Однако, версия об оставшемся на земле готическом шпиле просто легенда, она не имеет исторического доказательства. Резная башенка украшена позолоченным орнаментом и расположенными на четырех уровнях сорока фигурками: аллегории Свободных искусств и Философии, пророки, четыре евангелиста, отцы церкви, курфюрсты, античные герои. В нижней части шестнадцать исторических персон, присевших в два ряда. В первом ряду собрали ученых мужей древности: философия Сократ, Пифагор с флейтой в руках преподает музыку. Евклид с угломером - геометрию. Птолемей - астрономию. Никомах из Герасы - арифметику. Аристотель - диалектику. Цицерон - риторику. Римский писатель Элий Донат - грамматику. На среднем уровне еще шестнадцать фигур древних властителей и героев, которые, согласно замыслу создателей фонтана, должны символизировать единство человеческого рода. В верхнем ряду на готическом шпиле8 фигур: Моисей и ветхозаветные пророки - Осий, Даниил, Иеремия, Иезекииль, Амос, Исаия, Иоиля. Начали работу над башенкой в 1385 году и продолжалась 11 лет. Теперь на площади стоит копия 1912 года, а подлинник фонтана находится в Германском национальном музее. Во время Второй мировой войны «фонтан» сохранился благодаря бетонному саркофагу, которым накрыли его. Фотографии фонтана открыточная примета Рождества в Нюрнберге. Но весь фонтан «в полный рост» невозможно сфотографировать. Торчит только его верхушка над торговыми ларьками. Поэтому лучшие фото с балкона церкви Фрауенкирхе с видом на него.
Прямо под церковью построена большая сцена, на которой в режиме нон-стоп поют рождественские гимны и псалмы. Побывали на нескольких рождественских базарах в Германии, везде эти песнопения исполняли пожилые люди. В хоре практически нет молодых лиц. Эта одна из примет упадка религиозности в Европе. Хотя изо всех сил пытаются вернуть, и в концертах будут участвовать, как «гвоздь программы», детишки, которые споют песенки ангельскими голосами.
Напротив церкви в центре рынка установлен вертеп- хлев и деревянные фигуры, иллюстрирующие евангельскую историю рождения Христа в яслях. Еще одна местная рождественская примета - Zwetschgermoh – «сливовые мужички», сделанные из проволоки и сушеных фруктов человечки. Они из ярмарочных нюрнбергских традиции, которая сохранилась за века, сливовые человечки «Pflaumenmännle».
Человечки могут быть как женского, так и мужского рода. И раньше они были чисто фруктовые, потом им добавили одежду. Появились шляпы, платки и традиционные наряды. Более двухсот лет назад они были игрушками бедных нюрнбергских детей, так как делались из доступного материала. Их появление связанно с легендой, что сливовых человечков изобрел один старик. Он сильно заболел и под его окном дети особенно проникновенно исполняли религиозные песни, что помогло ему выздороветь. В благодарность он и стал дарить детям человечков из сухофруктов. Не он ли приветливо выглядывает в окошко?
При описании Нюрнбергского рождественского базара, всегда подчеркивают, что в отличие от других ярмарок Германии, тут нет традиции развлекать посетителей аттракционами. Это не относится к детям. Рядом с основным рынком открывается отдельный детский рождественский рынок.
На площади Ганса Сакса (Ханск-Закс Плац) устраивают детский базар с каруселью и прочими развлечениями. На площади крутится старая – в прямом смысле старая, потому что историческая реликвия, многоэтажная карусель. Ее привозят сюда и она работает только 4 рождественских дня в году.
Есть тут и миниатюрное чертово колесо, бегает паровозик. По периметру находятся тематические домики с рождественской пекарней, детской почтой, мастерские по изготовлению свечей и тематических поделок.
А на каждой крыше домика разные рождественские и сказочные персонажи, которые все двигаются на радость детворы. И эти композиции не принадлежат торговцам, которые в павильончиках торгуют. Каждый год город украшает домики детского рождественского рождественского базара, настоящими экспонатами нюрнбергского музея игрушек! Поэтому, кто не смог попасть в сам музей, добро пожаловать полюбоваться на его экспозицию под открытым небом.
За стеклом одного павильона на радость детворы и взрослых бегает игрушечный паровозик по миниатюрной железной дороге.
Тут и горы с тоннелями, и кукольные домики с деревьями.
Самые концентрированно-рождественские забавы, конечно, в центре Нюрнберга. Но гостей города в эти дни ожидают всевозможные развлечения на многих площадях и улицах. Например, можно объехать Старый город на специальном паровозике.
Или прокатиться по городу в желтой карете, запряженной мохноногимим лошадками. Карета состоит из двух купе, высокая, имеет вельможный вид. Это точная копия старинного почтового дилижанса, даже опознавательный знак - "почтовый рожок", на дверце кареты есть.
Нюрнберг - красивый город, привлекает туристов со всего мира своими историческими достопримечательностями. Но посетить его на Рождество особое удовольствие. В это время самый большой наплыв туристов - около 2 млн., которые хотят насладиться аутентичным духом Рождества. И Нюрнбергская ярмарка является воплощением духа немецкого Рождества. Хотя и тут, торговые рождественские знаки, символы давно заменили собойрелигиозные образы. Поэтому Рождество в Германии стал праздником настроения, праздничной атмосферы. Поэтому побывать здесь на Рождество, наслаждение для всех.