Город получил свое название от утеса Нюрнберг. Впервые крепость на скале Nuorenberg -"песчанная скала", была упомянута в документе от 16 июля 1050 года, когда кайзер Священной Римской империи Генрих III проводил здесь придворный совет. Песчаник был одним из основных ресурсов Нюрнберга. Из этого камня построены почти все здания старого города. На месте старых укреплений на горе в 1170-1180 годах построили замок рыжебородого кайзера Фридриха I Барбароссы. На южном склоне горы в сторону реки Пегниц образовался большой посад, в котором жили строители, ремесленники, замковая охрана, купцы.
Пологие улицы, которые были за рекой, на этом берегу сменились извилистыми переулками и лестницами, уводящими куда-то вверх, к невидимому пока замку.
По крутой Дюрерстрат взобрались к площади Тиргэртнерторплатц, к воротам Тиргэртнертор и башне "Grün N". На углу площади дом-музей Дюрера, которые сохранился за века. Даже не разрушен жесточайшими бомбардировками американской и английской авиации во время Второй мировой войны, как все рядом находившиеся дома, в том числе и королевский замок. В городе в 1945 г. до 90 % городских зданий было разрушено.
Под одной из башен замка стоит/лежит бронзовый кролик, он же зайчик. Прототипом для скульптуры послужила милая картинка Альбрехта Дюрера "Молодой полевой заяц".
Из биографии художника известно, что в начале XVI века Альбрехт Дюрер тяжело заболел, и когда начал выздоравливать, гулял по окрестностям Нюрнберга. Во время одной из таких прогулок подобрал маленького зайчонка и принес его в свой дом. Зайчик был настолько «мимишкой», что Дюрер решил написать его «портрет». Было трудно, точнее, невозможно заставить его позировать, тот убегал при любом подозрительном шорохе. Художнику пришлось потрудиться, прежде чем «портрет» был готов. Но именно благодаря подвижности зайца, на картине Дюрера он выглядит таким живым. Бронзовый заяц работы Юргена Герца скорее полная противоположность дюреровскому, скульптор изваял безумного зайца с выпученными глазами. Мне вообще сначала свернувшийся клубком дракон померещился. Уши за свернутые крылья приняла :). Он совсем не похож на милого пушистика, больше на хищника. В пасти у «зайчика» гвозди, которые он выдрал зубами, вырываясь из ящика-клетки. Во время освобождения, придавил какого-то человека, судя по торчащей из-под его туши ноге. Его потомство - скульптурка по размеру равная новорожденному кролику; рядом с большим находится и более похож на прототип. Наверное, с издёвкой памятник назван «Дань уважения Дюреру».
Увидев массу народа, выходящую из-под арки, подумали, что там вход в сам замок и поспешили туда.
Ан, это сквозной проход на другую сторону от замка, где сейчас городской район находится. На ту сторону выходятчасти замка, где раньше были бастионы. Позже на бастионах был разбит Замковый сад. Когда-то здесь за стеной заканчивался город, ворота служили въездом в сам город. На площади Тиргэртнерторплатц было шумно, тесно от повозок, это был дальний угол города, его «прихожая».
Надо было искать настоящий вход в крепость. Между домом «Пилата» и самым старым фазверковым зданием Нюрнберга есть лестница наверх к замку. К Пилату дом не имеет никакого отношения, просто он был точкой, откуда начинался Крестный путь за городом. Здание принадлежало известному латнику Грюневальду, рыцарь в доспехах, которого прозвали Св.Георгием, на углу дома служил его рекламой.
Прошли вдоль всей южной стороны крепости, которая смотрит в сторону города. Высокий и длинный замок с мощными стенами и остроконечными башнями нависает, как утес, над тесно прижатыми друг к другу старыми городскими домами на средневековых улочках.
От подножия крепости уже замечательный вид на город. Хороша видна церковь Св. Зебальда (Sebalduskirche), построенная в течение XIII - XIV веков на месте часовенки, в которой был похоронен святой и хранятся мощи святого отшельника-покровителя города. Над серебряным реликварием 1397 года сооружен резной чугунный "балдахин" 1519 года работы Петера Фишера. Эта церковь самая старая из сохранившихся в Нюрнберге.
Рядом с крепостью здание с пятиэтажным чердаком заключенное между Пятиугольной башней (Fünfeckturm) и башней Лугинсланд (Luginsland). Раньше это был огромный городской зерновой склад, первый этаж которого использовался под императорские конюшни, отчего и все здание получило название Kaiserstallung - бывшие императорские конюшни. Сейчас является студенческим общежитием Jugendherberge.
Крепость Кайзербург (AufderBurg 13) стоит на господствующей над городом Замковой горе. Построили ее во времена Генриха III. Враги постоянно угрожали неделимости владений Священной Римской империи, а потому стратегически правильным было иметь форпост на подступах к ней.
Крепость стала замком-резиденцией императоров Священной Римской Империи германской нации. Отсюда с 1050 по 1571 год правили все короли и кайзеры. Генрих III не только основатель крепости, но вошел в историю и как большой романтик. Он проникся историей любви богатого графа Рихольта к крепостной девушке-красавице Зигине. По обычаям того времени, они не могли быть вместе. И своей грамотой Император Генрих III , понимая их чувства, даровал свободу девушке Зигине и повелел, чтобы она, а также и ее дети были вольны наследовать, все то, чем владеет ее супруг граф Рихольт, то есть дал ей вольную. Трогательная церемония с публичным оглашением документа и закрепляющим символическим жестом, когда император бросил в бывшую крепостную монетой, была приурочена к официальному открытию крепости на скале – Кайзербурга-Норенберка и случилась 15 июля 1050 года. Эта дата считается днем рождения Нюрнберга. В архиве города до сих пор хранится Грамота императора Священной Римской империи, даровавшего свободу крепостной девушке.
Самые старые части построек Императорского замка датируются примерно 1200 годом, но имеются следы и более раннего строительства. Кайзербург состоит из трех частей: Императорский замок, Буртграфский замок и Крепостной парк. Первым в XI в. в западной части холма был построен Императорский замок, названный Кайзербургом. Потом этим названием стал именоваться весь комплекс. Центральная часть крепости - остатки бывшего замка Бургграфов, западная часть - бывший императорский замок, северо-восточная часть достраивалась в более позднее время. Императорская часовня в романском стиле построена во времена Фридриха I Барбароссы. Вплотную с дворцом была построена «двойная часовня» (Doppelkapelle), состоящая из двух церковных пространств (Raum), которые объединялись квадратным отверстием в перекрытии. В нижнее пространство допускался народ из внешнего двора Кайзербурга, то есть рыцари и свита. Вход в верхнее пространство устроен только непосредственно из помещений дворца. Сюда приходили только избранные, ближайшее окружение императора. А для самого императора был устроен ещё и специальный балкон на противоположной от алтаря стене. Голос священника слышен был повсюду, акустика была продумана,
Раньше в Бургграфе восседал городской начальник, назначавшийся королем или епископом и обладавший административной, военной и судебной властью. В средние века стояли две крепости - друг против друга, в одной из которых жил и правил вельможа государственной величины, напротив чиновник городского масштаба. В 1219 году Кайзер Фридрих II дает Нюрнбергу «Вольную грамоту», тем самым превращая его в вольный имперский город. Этим актом было положено начало противостояния города и бургграфства, вылившееся в 4 войны на 250 лет, завершившееся исходом бургграфа в Ансбах. А город остался вольным имперским, что дало толчок развитию в нем ремесел и торговли. В Нюрнберге в Кайзербурге, останавливались все императоры без исключения. Например, Людвиг Баварский посетил Кайзербург не менее шестидесяти раз, а Карле IV – около сорока раз. Тот самый Карл, издавший так называемую «Золотую буллу», согласно которой императоры Священной Римской империи после коронации должны были собирать свой первый рейхстаг именно в Нюрнберге. Фридрих I Гогенштауфен по прозвищу Барбаросса, называл Нюрнберг «Castrum nostrum» - «Наш город». Его прямой потомок Фридрих II провозгласил Нюрнберг имперским городом, то есть в прямом подчинении Кайзера. Так, статус города повысился, и Нюрнберг стал называться «первым среди равных». Всего шесть городов в империи обладали особого рода привилегиями.
Смотровая площадка всегда полна туристами. Древний город завораживает всех, кто смотрит на его панораму с горы Бург.
В восточной части Кайзербурга стоит круглая башня Зинвельтурм (Sinwellturm - от среневерхненемецкого «sinwell» - круглый). Нижняя её часть построена в XII веке, верхняя в середине XVI века. Во время заседания рейхстага, и прочих важных мероприятий, трубач периодически подавал сигналы времени с вершины этой башни. За плату в наши дни можно подняться на ее обзорную площадку
Вокруг внутреннего дворика замка по третьему этажу проходит галерея.
Разноцветный домик, так называемый Колодезный дом, где с XII века не иссякает вода, которую поднимают с глубины 47 метров.
Вот и легенда о нем. Мол, есть потайной ход из колодца в скалу, где вырублен огромный зал. В центре восседает император, якобы, сам Карл Великий. В Нюрнберге говорят, что в Вальпургиеву ночь, то есть с 30 апреля на 1 мая, Карл Великий поднимается из колодца и со своей свитой объезжает Кайзербург. Каждое лето на территории крепости проходит большой фестиваль с развлечениями, едой и напитками. Главным его событием является дегустация пива, представленного от более 50 производителей пенного напитка со всей Германии.
В зданиях не сохранилось никакой исторической обстановки. Это связано и с войнами, и немецкой практичность. Императоры не жили постоянно тут, иногда только заезжали. В империи было несколько резиденций (пфальце), и кайзеры постоянно перемещались по стране. Поэтому перед приездом большую часть мебели и других необходимых вещей «одалживали» у местных патрициев, а после завершения императорского визита возвращали обратно. В крепости сейчас музеи средневековой истории Германии со множеством сокровищ. Одно время здесь хранились королевские регалии и знаменитая корона, сейчас в гос.хранилище. Почти все императоры и короли Священной Римской империи, которых венчал на престол Папа Римский, одевали на голову корону, изготовленную в бенедиктинском монастыре Райхенау и хранившеюся в Нюрнберге. В истории это корона именуется короной Карла Великого. С 15 века «навечно» в городе должны были хранить Священные Имперские регалии. К ним относились символы власти: корона императора 10 века, скипетр и держава, а также Святые имперские реликвии, вывезенные из Иерусалима императором Карлом Великим. Для их хранения специально изготовили серебряный ларец с позолоченными гербами. Сюда Гитлер приказал отправить "Копье судьбы», когда не получилось спрятать его в Антарктиде, на специально снаряженной подводной лодке. В последние дни войны реликвию спрятали в колодце в Нюрнберге. «Копье Судьбы» в 1946 году вернули назад В Вену, откуда оно было украдено Гитлером.
Какой же замок без легенд. В 1381 г. в Кайзербурге был приговорен к смерти местный Робин Гуд – разбойник благородного происхождения по имени Эппелайн фон Гайлингенн (Eppelein von Gailingen). Был он рыцарем, участвовал в крестовых походах, любил лошадей. Нет только доказательств, что награбленное раздавал бедным. Грабил он в свою пользу, закончились средства награбленные в походах, вот и занялся разбоем. По другой версии, в 1375 году власти разрушили его имение «Вальд», и с этого момента Эппелайн с друзьями начал мстить патрициям гроода. Однако нюрнбергцы наградили его званием «робин-гуда». Должен же быть и у них свой защитник сирых, пусть и выдуманный. Самая романтичная история про него не «с раздачей слонов» связана, а с конем. Перед казнью он попросил у стражников позволения попрощаться со своим любимым конем. Когда того подвели к приговоренному, Эппелайн вскочил ему на спину и перемахнул через крепостной ров, ширина которого была 15 м. Позднее его опять схватили, чтобы уже окончательно казнить. И если конь в первый раз спас, то в трагический момент некстати сломал ногу, из-за чего и попался Эппелайн.
Обойдя дворики замка, опять спускаемся в старый город, идем – без фотографирования, к крайней точке нашего маршрута по Старому городу к Башне Königstor около «города мастеров» Handwerkerhof.
От башни начинаем маршрут по центральной улице Старого города - Кёнигштрассе (Königstraße). Вокруг старинные здания и более современной архитектуры. И вместе они создают ансамбль по ощущениям все равно средневекового города.
Эта палатка явно тут стоит круглогодично, поэтому и не украшена особо.
Потому что она торгует круглогодично востребованными баварскими крендель-брецелями. Европейская комиссия присвоила особыйстатус защищённого по географическому происхождению продукта баварскому кренделю. Вместе с нюрнбергскими сосисками, пивом – они предмет гастрономической гордости этого края. Их форма символизирует руки, сложенные в молитве. По другой легенде баварскийц король захотел булку, через которую 3 раза можно увидеть солнце. Состав простой- пшеничная мука дрожжи, солод, вода. Перед выпечкой брецели погружают на несколько секунд в раствор гидроксида натрия, потом при выпечке это придает типичный коричневый цвет, а потом посыпают крупной солью. Но перед Пасхой пекут сладкие брецели.
Слева темным монументом выделяется среди нарядных домов этой исторической улицы восточный фасад старейшей церкви города (13 век) Klarakirche. Она была построена Тевтонским орденом и долгое время выполняла функции госпиталя для рыцарей Тевтонского ордена.
По эту же сторону стоит массивное средневековое здание Mauthalle с характерной многоэтажной крышей.
В монументальном здании когда-то стояли весы для взвешивания ввезенных в город товаров, а на огромном чердаке хранилось зерно. Во время Второй мировой войны использовался как зернохранилище, был сильно поврежден бомбардировками. В городе восстановлены 4 здания этого типа, и самое большое в Германии находится в Нюрнберге.
За ним современный торговый центр «Galeria Kaufhaus», который диссонирует с историческими зданиями. Далее видны две башни церкви Св. Лоренца XV века.
С перекрестка открывается вид на здание старого полицейского управления.
Об этом я узнала позднее, вначале только обратила внимания на две башни и, показалось, что это часть крепостной стены. Ан, нет. Постройку XVI века использовали под оружейный склад. Во время Второй Мировой войны в Цейхгаузе произошел, осталась только передняя его часть, которая и привлекает внимание. Позже здание восстановили.
Водоразборная колонка стала арт-объектом на центральной улице. Ограждение, как бы декорирует ее и придает «артистичности».
Подходим к площадь перед Cент-Лоренц Кирхе. Напротив церкви Св. Лоренца средневековая жилая башня (1433), так называемый Дом Иждивенец- Nassauer Haus.
Историки считают его старейшим зданием в городе. Это последний оставшийся в городе образец «жилой башни», выстроенной по образцу средневековых итальянских башен.В 1431 году король Сигизмунд заложил хозяину дома из рода Ортлибов, свою корону за 1500 гульденов. Позднее эту историю с короной приписали другому королю, не имевшего к ней отношения, Адольфу фон Нассау. Отсюда пошло название дома. Кроме украшений с гербами, на фасаде находятся солнечные часы.
Так же видим на нем одну из архитектурных примет Нюрнберга - "Кёрляйн". Так называют полукруглые эркеры из камня или дерева вместо окна на втором этаже дома. Когда-то их было 450 штук во всем городе, сейчас осталось около 80-ти. В старину эти эркеты выполняли роль семейной молельни в жилом дома. Поэтому их так «подвешивали» снаружи, как бы, вне дома, и украшали.
И заключительный аккорд – храм святого Лоренца, он же Святой Лаврентий, построен в 1260 году на остатках древних храмов. Готические соборы Нюрнберга создают почти кольцо вокруг центра Старого города. Более того, в архитектурном смысле, Лоренцкирхе образует пандан - объект парный к другому, к более старой церкви Св.Себальда. Почему в городе оказались практически одинаковые храмы, теперь за давностью времен неизвестно.
В Лоренцкирхе 13 алтарей, это алтари разрушенных древних церквей, стоявших на этом месте. Горожане приняли протестантство в 1526 году только с одним условием, сохранить то, что было создано их предками. В хоре церкви находятся три шедевра: дарохранительница, золоченый канделябр и скульптура "Приветствие ангела" Фейта Штосса. Многие богатства за века были утрачены, часть была продана для уменьшения городских долгов. Так при передаче Наполеоном Нюрнберга Королевству Бавария в 1806 году, для возмещения долгов город был вынужден продать серебряный саркофаг Св. Деокаруса - у которого исповедовался Карл Великий; и бронзовую крестильную купель, которые просто переплавили. Во время Второй мировой войны удалось сохранить церковные сокровища, поместив их в подземелья города. Уже первые приказы по укрытию в сухих подземных помещениях музейных сокровищ и библиотек, поступили от Баварского управления по защите исторических памятников 1 сентября 1939 года - знали, начиная войну против всех стран Европы, что бумеранг всегда вернется. Главный «Кунстбункер» в Нюрнберге имел абсолютно защищенное перекрытие – скалу 24-х метров, и установки, поддерживающие нужный микроклимат. Здание же храма было полностью разрушено, несмотря на защитную бетонную стену 14 метров высотой, 10 метров шириной и 40 см толщиной. Его восстановили в первозданном виде в 1952 году.
На центральном проходе храма сделана инсталляция к Рождеству: большие свечи на зеленом ковре под рождественским веночком. Вот почему описание церкви разместила в статье о рождестве.
По боковому проходу иду, подняв голову к головокружительной высоте сводов, и почти натыкаюсь на необычное сооружение. Показалось, что это макет какого-то храма, собора, выствленного на обозрение, настолько отдельным элементов выглядит сооружение.
Это дарохранительница - табернакль работы Адама Крафта, удивляющая своей пирамидальной башней, стоит чуть сбоку от центра церкви под колонной. Ажурная постройка 20 м в высоту, сделана из камня, украшена статуями, статуэтками, барельефами. На разных уровнях отображены сцены из Страстей Христовых. На опорах в виде коленопреклоненных фигур, поддерживающий табернакль, мастер - без ложной скромности, изобразил самого себя и двух своих помощников.
По всей церкви на фоне серого камня выделяются сакральные предметы и произведения искусства. Почти все они относятся к дореформационному времени и связаны с католическими обрядами. В период религиозной смуты в 1525 года эти раритеты, созданные на пожертвования аристократических семей города, по решению Городского совета избежали уничтожения. Через 400 лет при освобождении горда от фашистов, ценности, своевременно спрятанные в бункере в скале, были спасены от исчезновения ещё раз.
«Венок Штосса» или Венок Благовещения - одна из главных гордостей церкви Св. Лаврентия, выполнена на пожертвование патриция Антона II Тухера.
Резные фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила, возвещающего о предстоящей ей миссии, обрамлены 55 розами. Венчает композицию фигура Бога-отца, держащего в руках земной шар. Про Штоса и его работу говорили, что он «не поддался соблазну создавать итальянскую скульптуру», следовал немецким канонам. Люстра в храме и «Благовещение» были изготовлены на пожертвования председательствующего лозунгера (обербургомистра) Антона II Тухера в размере 500 гульденов.
За венком великолепные витражи: императорский витраж 1477 года и витраж Фолькламер. Витражи центральных окон хора в церкви были выполнены на пожертвования императора, поэтому так называются. Витражи - настоящие, старые, которые сохранились, благодаря предусмотрительности. Их снимали и хранили в бункере во время освобождения Германии от фашистов. Из превосходных витражей на 11 окнах хоров лучшими представляются стекла с генеалогическим древом и четырьмя евангелистами. Центральное окно хора в церкви всегда называлось Кайзеровским. Там стоит алтарь, ретабло которого, может быть, впервые имеет не золотую основу, а пейзаж. И этот пейзаж не что иное, как первое изображение Нюрнберга (1482). Изображен замок, обе церкви и Белая башня (Weiser Turm), которая раньше была угловой башней города Лоренца, ещё до соединения городов.
У северной части хора висит поминальная лампада семьи Тухеров, на стене триптих-эпитафия настоятелю церкви Лоренцу Тухеруоколо. Можно увидеть малый герб Тухеров. Такие гербы украшали мебель, посуду и другие предметы повседневной жизни аристократической семьи, и «их» святых. Вот так семья Тухеров практически «приватизировала» собор Лоренца. Да и город, так же. В Нюрнберге Тухеры известны с XIV столетия, пра-пра.. которых получил нюрнбергское гражданство благодаря женитьбам. Однако, в 1332 года семья стала обладательницей "места" во Внутреннем совете, позже уже даже двух. Благодаря своему присутствию в течение нескольких столетий в городском правлении, семья Тухеров, разумеется, оказала значительное влияние на судьбу города. Наиболее известным представителем этой семьи был Ганс Тухер Старший (1428 - 1491), глава созданного им Торгового дома «Tuchersche Handelsgesellschaft». Несмотря на то, что Тухеры довольно поздно по сравнению с другими аристократическими семьями Нюрнберга вошли в торговое дело, в период Средневековья и в Новое время семья благодаря своим связям по всей Европе стала одной из самых богатых в Нюрнберге. В XVII столетии, когда городские патриции уже старались не помнить о своих торговых занятиях, желая «быть аристократами», Тухеры продолжали своё дело, продавая шафран и конкурируя с нюрнбергской семьёй Имхоффов. Имхоффы, также как и Тухеры, до сих пор живы и известны в Нюрнберге. Антон II Тухер - главный финансист Городского совета, брат Ганса Тухера, Ендрес, известен как зодчий и хронист, написал «Книгу зодчего» с описанием зданий города.В ведении самого Ганса Тухера были большие строительные объекты города, он имел огромный интерес к книгам, в 1478 году стал бургомистром и совершил паломническое путешествие в Иерусалим, за что был возведён в рыцарский сан.
Есть повод упомянуть структуру власти в средневековом Нюрнберге. Город Нюрнберг, как и другие имперские города, идентифицировал себя в качестве «Республики». Это не синоним демократии ни разу. Аристократия в лице своих представителей во Внутреннем совете города правила Нюрнбергом вплоть до 1806 года, когда Наполеон «разжаловал» свободный город и подарил Баварскому королевству. Внутренний совет, насчитывавший в разное время до 20-ти членов, был высшим органом власти. Они называли себя патрициями по примеру римских патрициев и всегда держались друг за друга, стараясь не пускать в свой круг. Вторым по уровню органом городского управления был Большой совет, куда, кроме купцов и предпринимателей, входили и представители ремесленных цеховых объединений. Последние, практически, не имели никаких прав. Ремесленник мог даже разбогатеть. Но при этом все равно оставался плебсом. Плебеи могли быть богатыми или бедными, клеймо плебса - навсегда.
Алтарь Св. Деокара, 1437г., работы неизвестного мастера. С 1316 г. в Нюрнберге хранятся мощи Св. Деокара, замечательного проповедника, монаха, духовного исповедника Карла Великого, по значимости для нюрнбергцев приравнивается к Св.Себальду.
Алтарь Св. Катарины (около 1495 г.) с яркими фигурами.
Алтарь Св. Рохуса (1483 – 1484 г.г.), совершавший чудесные исцеления во время эпидемии чумы
В храме находится самый большой орган евангелических церквей Германии. Он же второй по величине вообще в Германии.После разрушений Второй мировой войны в 1952 году орган восстановили и теперь его трубы обрамляют знаменитую розу западного портала. Лаурентис-орган разместили на северной стене главного нефа, в 2005 году восстановили третий - Стефанус-орган, он висит теперь под сводом хора.
После собора было веселье на рождественском базаре площади Маркт. Потом ушли с туристической тропы - всего лишь на параллельную улицу. Там пустой город без туристов.
В старину Нюрнберг называли «шкатулкой с драгоценностями» и сейчас они сосредоточены в Старом городе. Нюрнберг в старину и сейчас, пример рациональной организации пространства и времени. С высочайшим, освященным веками традиций мастерства. Здесь «изготавливается» прошлое, настоящее и будущее. Как сказал сапожник и поэт Ганс Сакс - «Кто же станет художником будущего? Поэт? Актер? Музыкант? Скульптор? Скажем без обиняков: народ".