Нюрнберг называли «Сокровищницей Германской нации». Город немецких императоров и романтических историй. Старинный город, как декорация к ожившим сказкам. Сама история города напрямую связана со сказкой. Еще в древние времена во втором по величине городе Германии появились так называемые бродячие «кукольники», которые и принесли славу городу. Недаром здесь есть музей игрушек, как и полагается кукольной столице. Множество игрушек и всем известных изобретений родом из Нюрнберга.
Так много впечатлений оставил город, что отзыв про город разбила на две части, пытаясь подчеркнуть «две стороны» жизни старого Нюрнберга в давние времена - район перед рекой Пегниц и более богатый и парадный высокий берег с замком Кайзербург, главными площадями города Маркт и Св.Лоренца. И отдельно, потому что это совсем отдельная «песня», про Рождество в Нюрнберге.
Наш приезд через воздушную гавань города, аэропорт Альбрехта Дюрера. Находится практически в городской черте, в 5 км от центра города. Поздним вечером аэропорт в прямом смысле пуст. Читала, что в Европе вообще хотят отказаться от ночных рейсов, настолько уважают свой режим дня и сон. Вот аэропорт Нюрнберга и демонстрирует это воплощение. Абсолютно пустые стойки регистрации, при этом время еще «детское», только 22-23 часа.
Рождественская елочка напоминает, что тут люди все-таки бывают и праздник ждет всех впереди.
После зоны прилета, прямо на выход и слева спуск в метро. Если обойти экскалаторы, то влево будет стоянка такси. Направления вылетов из Нюрнберга с главным символом города - художником Дюрером.
Утро следующего дня было темным и дождливым. Но как ни странно, такой «антураж» подходящий для истории города, подчеркивает глубины «темной» истории Нюрнберга. Начали знакомство с крепостной стены Старого города. Маршрут по Старому городу: церковь Св.Якова- Св.Елизаветы- Белая башня- ул.Людвигплац- мост через р.Пегниц- ул.Дюрера- замок Кайзербург- ул. Кенингштрассе-храм Св.Лаврентия-площадь Маркт-церковь Фраукирхе.
Тысячелетняя история Нюрнберга знала взлеты и падения, был и «золотой век» и почти полное забвение. Священная Римская империя не имела столицы, императоры, или кайзеры со своими приближенными переезжали от одного императорского дворца, к другому, где они проводили свои имперские съезды. Для ведения дел кайзера и представления его интересов, в Нюрнберге был посажен наместник. Так как императоры часто наведывались в Нюрнберг, то благоволили ему, дарили различные права, привилегии. В 1219 году Нюрнберг получил права имперского города, подчиненного непосредственно императору (Reichsstadt).
Обойти весь город за один день не удалось, но успели вдоволь насладиться Старым городом, заключенным в «квадратик» - больше ромб напоминает, крепостной стеной. Внутри Старый город (Altstadt) имеет еще как бы два города. Одна из них называется в честь главного готического собора этого района - Святого Зебальда (нем.St-Sebalduskirche), другая – в честь собора Святого Лоренца. В одной части селились купцы, ремесленники - по происхождению, в основном, относящиеся к плебеям, посещавшие храм Св. Себальда. В другой жили дворяне-патриции, находился императорский замок - к их услугам был храм Св.Лоренца.
Широкая городская стена Stadtmauer построена для защиты городских жителей и строений более тысячи лет назад и в дальнейшем постоянно укреплялась, перестраивалась. Первые крепостные стены до наших времен не сохранились. Тогда северной границей города была Крепость бургграфа, а южная проходила в районе церкви святого Себальда. К началу XVI века она превратилась в мощное укрепление длиной 5 километров, около 4 километров, со множеством ворот и башен (80 башен). Крепостные стены имели высоту 7-8 м и толщину около метра. Они выполнены из битого камня в наружной части, а изнутри выложены кирпичом. В верхней части стены имеются бойницы и крытый деревом проход, открытый со стороны города. В отличие от большинства крупных городов Европы, решили сохранить основную часть стены, придающей теперь Нюрнбергу неповторимое очарование и дополнительную туристическую привлекательность. Во время Второй мировой войны стены были серьезно повреждены, потом восстановлена в том виде, какой была ко Второй маркграфской войне -1540 г. В башнях крепостной стены живут люди! При восстановлении башен в них оборудовали современное жилье - немецкая практичность.
В период позднего Средневековья город Нюрнберг достиг своего наивысшего расцвета, судя по многочисленным средневековым зданиям и памятникам. Но начавшаяся в 1618 году Тридцатилетняя война прервала дальнейшее развитие города. Граждане Нюрнберга предпочитали откупаться от осаждавших его неприятелей, что опустошило их кошельки и городскую казну. И разрушения от войны все-таки были, плюс эпидемии чумы, сделали свое дело, Нюрнберг пришел в культурный и экономический упадок, потерял свое прежнее высокое значение имперского города. Последняя политическая сила Священной Римской империи и Нюрнберга, как вольного города, была уничтожена Наполеоном в 1791 году, когда оккупировал на эти земли французскими войсками. Нюрнберг потерял свою независимость, Наполеон официально передал его под юрисдикцию Королевства Баварии.
По сравнению с многими немецкими городами, в Нюрнберге наиболее полно законсервировалась средневековая эпоха. Стили барокко и рококо не затронули Нюрнберг. В то время как в других землях короли строили пышные дворцы и замки, Нюрнберг рассчитывался за долги и пытался вернуть себе утраченное влияние. В результате, в конце 18 века город выглядел обветшало, за сто лет было построено лишь пара церквей и несколько новых зданий. Никаких бульваров или пышных городских вилл. Поэтому сегодня в Старом городе кривые улочки со старыми домиками (восстановленные), создают заповедник немецкого средневековья.
За крепостной стеной в этой части старого города жилые кварталы. Но вот и казино, вряд ли уместное в исторической части. Да что про казино укоризненно качать головой, если есть и своя «Улица красных фонарей» в Нюрнберге - Rotlichtviertel.
А так, просто жилая улица города, идущая от «не просто» крепостной стены.
Вышли к площади Jakobsplatz, где средневековым темным утесом среди сравнительно современных домов вздымается церковь.
С площади вид на улицу, ведущую к башне у ворот Фрауэнтор.
Башни крепостной стены старого города называются сочетанием цвета и букв (всего четыре цвета: черный, синий, красный и зеленый), они традиционно обозначаются номером и литерами. Башни северо-западного участка стены – «зеленые» и имеют литеру от A до O, северо-восточного участка – «черные» от А до Z, юго-восточного – «синие» от А до Х, юго-западного – «красные» от А до Z. В 1556 – 1564 годах четыре важнейшие башни у четырех городских ворот были перестроены и усилены: квадратные в плане башни были превращены в круглые. Это Laufertorturm на северо-востоке, Frauentorturm на юго-востоке, Spittlertorturm на юго-западе и Neutorturm на северо-западе. Каждая из башен прячет более раннюю прямоугольную. Ось круглой башни не совпадает с осью прямоугольной, внутреннее пространство засыпано камнями. Таким образом, с внешней стороны стены вообще непробиваемы.Schuldturm, Долговая башня - в противоположной стороне Старого города, остаток так называемой предпоследней городской стены 14 века.
На площади «Святого Якова» взгляд моментально приковывается к зданию с огромным круглым куполом, стоящим за церковью Св. Якова.
Церковь Св. Елизаветы видна везде в этой части города, потому что нельзя спутать ее купол ни с каким другим храмом. На куполе крест, который напоминает по форме немецкую награду - Железный крест, такой же крест является знаком Тевтонского ордена. И сама церковь имеет отношение к Тевтонском ордену. Она выполняла функцию госпиталя при церкви Святого Якова и была собственностью Тевтонского ордена. Католикам в лютеранском Нюрнберге долгое время жить было нельзя, и единственными католиками оставались рыцари Тевтонского ордена. Позже законы смягчились, и в 18 веке тевтонцы попросили разрешения построить настоящую церковь на месте часовни. Город позволил им это, но с тем условием, что новая церковь должна быть скромной, никаких шпилей. Католики заверили правителей города, что "шпилей не будет", и построили… огромный купол! В конце XVIII века здание храма решили перестроить, так как прихожане не помещались в старом. Из-за сложных взаимоотношений Тевтонского ордена с городскими властями, стройка тянулось долго, сменилось 6 архитекторов. В 1809 году, когда был распущен Орден, строительство затянулось на неопределенный срок. Полностью достроили лишь в 1903 году, когда католическая церковь выкупила здание обратно у города. К сожалению, не удалось полюбоваться на мраморные колонны и интерьер внутри, была закрыта.
Но в рядом стоящую церковь Св. Якова (Якобскирхе) вход был свободный. Настолько свободный, что ни одного служителя, вообще ни одного человека там не было. Долгое время храм принадлежал Тевтонскому ордену. Но затем орден распустили и здание забрали протестанты.
Сначала входят в холл, интерьер которого ничем от холла в офисах не отличается. Только предметами на стенах, что мини-музей образуют. На стенах пилигримские посохи, есть печать, которую можно поставить на "удостоверение" паломника.
Главный алтарь церкви (15 в.) считается старейшим алтарём в Нюрнберге. А вот орган уже 20 века.
На стене можно увидеть «клятвенные щиты», которые использовались на церемонии принесения присяги при вступлении в Тевтонский орден. Так как церковь днем пустая, то освещения оставляют маловато, из-за чего фотографии темноваты.
Третьей доминантой этой части Старого города является «Белая башня» с часами. Когда-то она была в самом деле белой, из-за беленной штукатурки поверх камней. Когда восстанавливали, точнее, почти заново построили башню после войны, штукатурить не стали. Прямо внутри нее находится вход в метро.
Под башней один из самых фотографируемых туристических объектов, фонтан "Супружеская карусель" на площади Людвигплац. Изначально фонтан строился, чтобы скрыть вентиляционные шахты метро, вход в который расположен в Белой башне. Когда-то в 16-м веке в городе жил знаменитый сапожник Ганс Сакс и одновременно считающийся величайшим поэтом немецкого Возрождения. Сочинение стихов, по-немецки «мейстерзанг», считалось уважаемым ремеслом, у мейстерзингеров был свой профессиональный цех. Перу Ганса Сакса принадлежит более шести тысяч литературных произведений. Сакс написал стихотворение "Горько-сладкая брачная жизнь", где перечислил горькие и сладкие моменты собственной супружеской жизни. Творчество мейстерзингера Сакса пользовалось огромной популярностью у его современников, о нем написал поэму Гете, несколько композиторов воссоздали его образ в своих операх. Был прославлен Р. Вагнером в опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Одно из стихотворений Ганса Сакса «Горько-сладкая семейная жизнь» и вдохновило в 1984 году профессор Юрген Вебер (Jurgen Weber) установить на родине поэта этот фонтан (Ehekarusell), в котором задействовал персонажей стихотворения.
«Радость моя, наказанье мое.
Мой исповедник и искуситель,
Там, где она — и дворец, и тюрьма.
Благословен всемогущий Спаситель,
двадцать два года со мною она». Ганс Сакс, 1541 год
Мейстерзингер писал исключительно о своей жене, с которой прожил в браке на тот момент 22 года. Но многое стало общим и для других семей. Фонтан надо тщательно со всех сторон рассмотреть, потому что он абсолютно разный вид имеет с разных сторон. Начинать надо, стоя с другой стороны от Белой башни с часами. Всего шесть историй. На этой стороне еще зарождение любви и целый початок кукурузы, как бутон цветка-семьи еще не распустившийся.
Двигаясь влево по кругу, увидим счастливую молодую семью с маленькими детьми и в полностью распустившийся их цветок любви.
Вот и подробности семейной жизни, например, совместная трапеза. Эта сценка, происходит на спине какого-то медведя. Но прочитала, что это не медведь, а росомаха. Так как по-немецки росомаха зовется, "обжора". Далее переходим на сторону, глядящую на торговый центр и тут… закат жизни. Да какой трагический. Даже не понятно кто, но один из уже старых супругов душит свою «половинку». Алес капут любви.
Пошли к реке через кварталы респектабельных домов самой разнообразной архитектуры. Так и хочется каждый сфотографировать, настолько все они интересные. Здесь есть фасады с башенками, эркерами, и натуральными фонарями.
Небольшие рождественские базары с палатками нашли и тут. Они накрыты полосатыми тентами франконского флага.
Нюрнберг был крупным центром Франконии, большого и сильного государства, создание которого историки относят к началу нашей эры. Затем в конце первого века нашей эры на эту землю пришли римляне. Однако уже через двести лет франконцам при поддержке северных племен алеманов удалось отодвинуть римские границы к территории современной Швейцарии. Много столетий земли Франконии переходили из одних рук в другие, сами племена крепли за счет постоянных войн и к 6-7 вв. стали самыми значимыми в Центральной Европе. Государство распадалось и вновь соединялось, от него отделялись такие земли, как Богемия и Бургундия, а сама Франкония потеряла свою независимость в 716 году, после чего никогда больше не восстановилась. И хотя такого государства давно нет на немецкой карте, нюрнбергцы не считают себя баварцами и достаточно сильно проявляют национальное сознание. Поэтому в Нюрнберге так часто можно встретить бело-красный франконский флаг, да и ставни, ворота и дубовые двери старых домов окрашены только в красно-белые цвета.
Мосты в Нюрнберге, как и сам город на 90% были уничтожены американо-английскими бомбардировками в 1945 г. Черная страница истории города - нацизм, зародившийся в нем, наравне в Мюнхеном, и освобождение Германии от этой коричневой чумы. Гитлер превратил Нюрнберг в свой центр-символ, проводил здесь партийные съезды, парады и торжества. Юнг в 1936 г. писал: "Демонстративное подчеркивание таких вещей, как германская раса, германское наследие, кровь и почва, "Вагалавейа", полет валькирий, Иисус как светловолосый и голубоглазый герой, греческая мать святого Павла, дьявол как международный Альберих в облике еврея или масона, северное сияние как свет цивилизации, низшие средиземноморские расы - все это служит необходимой декорацией для разыгрывающейся ныне драмы..." На юго-востоке, в районе пруда Dutzenteich были специально возведены огромные трибуны, с которых фюрер и его приближенные любовались на военные ряды. В дни таких шабашей в Нюрнберге собиралось до пятисот тысяч приезжих членов НСДАП. Трибуны и прилегающие к ним территории сохранились и сейчас.Да если бы одними шабашами обошлось, в результате была залита кровью вся Европа, и не только она. Именно здесь бесславно закончилась история Третьего Рейха проведением в 1945—1949 годах Международного военного трибунала над бывшими руководителями Третьего Рейха, совершившими военные преступления и преступления против человечности. Это теперь «пряничную» историю Германии выпячивают и изо всех сил стараются не вспоминать дела своих прадедов.
Вышли к мосту через реку Пегнитц (Pegnitz). Она протекает через весь Нюрнберг с востока на запад и разделяет город на две части. Одна из них называется в честь главного готического собора этого района - Святого Зебальда (нем.St-Sebalduskirche), другая – в честь собора Святого Лоренца. За пределами Нюрнбенрга Пегнитц сливается с рекой Реднитц, в результате образованная речка Регнитц что течёт через г.Бамберг и впадает в Майн, а Майн – в Рейн.
За день прошагали через несколько мостов, находящихся в Старом городе. Они все колоритные и с историей. Первым был Karlsbrucke. На этом мосту установлена колонна с имперским орлом.
Музейный мост в нынешнем виде построен в 1700 году. Мост несколько раз менял название, нынешнее название получил в 19 веке, когда-то именовался Королевским. На мосту два памятника - императору Леопольду I и королю Иосифу I, и медальоны с гербами. Но поближе к памятникам не подойти из-за туристов.
Мост висельника (Henkersteg). В Средние века в доме над мостом жил городской палач, и это место простой народ пытался избегать. По легенде, только родственники осужденных приходили на этот мостик, чтобы уговорить палача облегчить страдания приговоренного к смерти. За мостом в доме была больница для душевнобольных. Сейчас же на берегу находятся винные погреба.
При весенних наводнениях мосты в городе часто разрушались. В 1595 г. после особенно массивного и быстрого таяния снега Городским советом было принято решение о строительстве арочного моста без промежуточных опор - Мост мясников Фляйшбрюке, созданный по подобию венецианского Риальто.
Названием обязан мясному дому, находившемуся неподалеку от реки. Вначале был деревянным и часто горел. Когда мэрия озаботилась возведением каменного моста, двадцать мастеров из Нюрнберга, Регенсбурга и Праги представили свои проекты на конкурс. В качестве одного из прототипов рассматривался мост Риальто через Гранд-канал в Венеции. После долгих споров Городской совет позволил нюрнбергским мастерам Петеру Карлу и Якобу Вольфу начать осуществление рискованного для того времени проекта. Мост строился три года, в болотистой почве на каждом из берегов забили 2123 дубовых сваи с железными концами. На них уложили массивные блоки из песчаника. Долгое время он был самым длинным одноарочным мостом в стране и носит титул "Символ истории инженерного искусства Германии". В наше время при очередной реставрации моста подсчитали, что для укрепления каждого берега было использовано 2300 тонн камня. По этому мосту императоры въезжали в северную часть города и по дороге, идущей мимо Рыночной площади, затем между церковью Св. Себальда и ратушей направлялись к императорскому замку на скале.
Вид на больницу св. Духа- Heilig-Geist-Spital (1331 г.) с моста Музеумсбрюкке. Здание кажется стоящим прямо в воде и прозвано нюрнбергцами "очки". Сооружение опирается своим торцом на островок с деревьями в реке. Когда-то здесь был военный госпиталь, а сейчас – дом престарелых и ресторан. Знаменито это здание еще и тем, что более трех веков в нем хранилась корона Священной Римской империи. Во времена нацизма Гитлер приказал вывезти из города ценности.
Переходим на правый берег реки Пегнитц, вступаем в кварталы северной части Старого города, в «город Зебальда». Церковь Святого Себальда обошли со всех сторон в прямом смысле - все передвижения в Старом городе были где-то около нее; но внутрь не попали.
Себальд – святой покровитель города, он делал чудеса с водой, огнем, светом и слепым человеком. Согласно преданиям, в 1070 году там, где сейчас стоит Нюрнберг, умер и был похоронен отшельник по имени Себальд, живший в лесу. О его жизни мало что известно, но сразу после смерти Себальда к его могиле стали во множестве приезжать паломники. Этим, кстати, Нюрнберг во многом обязан своему росту. Церковь была построена в XIII - XIV веков на месте часовенки, в которой был похоронен святой отшельник. Сдвоенные шпили башен Св. Себальда виднелись над домами, из крепости и других мест. Зайти - не судьба. Если уж до наших дней сохранилось большое количество храмов по всем городам Европы, то представляете, сколько их было раньше. Они являлись не только религиозными центрами, но и центрами притяжения людских масс по разным вопросам. В сборнике полицейских уставов Нюрнберга за 1478 год говорилось о нищих, облюбовавших места около храмов. Закон позволял просящему стоять на паперти с протянутой рукой, запрещая «разъезжать на лошади или бродить по городу». Горожане дружно приходили в храм по воскресеньям, и лишь в эти дни нищим разрешалось «праздно стоять у церкви, тогда как по будням они должны прясть или делать другую доступную работу. Каждый нищий, равно бюргер или приезжий, имеющий разрешение на милостыню, должен прикрыть телесный недостаток, вид которого способен вызвать сострадание и в то же время причинить вред беременным женщинам или другим пугливым людям». Но был и закон для патрициев, который никто не спешил соблюдать, по-современному запрет на роскошь. Мужчинам и женщинам запрещается носить венецианское сукно, застежки, пряжки, кольца, пуговки у рукавов выше локтя. Запрещается женам, вдовам и девушкам носить покрывало или косынку больше, чем в 4 ряда, причем концы должны лежать спереди на голове. Запрещается им носить ткань, именуемую райцен иного цвета, чем белого и красного, как это было принято в старину. Не должны они надевать платье из шелка или цинделя, а также платье с серебряной или золотой оторочкой, переплетать волосы золотом, серебром, жемчугом или драгоценными камнями. Запрещается бюргерам, не достигшим 50-летнего возраста, носить жесткое либо блестящее полотно красного цвета, называемое шетер. Нарушивший это правило платит в пользу города 5 фунтов геллеров штрафа. Никто не выполнял, но закон препятствовал торговле иностранными шелками, тканями, давая развиваться собственным производствам.
В сборнике полицейских уставов Нюрнберга за 1478 год говорилось о нищих, облюбовавших места около храмов. Закон позволял просящему стоять на паперти с протянутой рукой, запрещая «разъезжать на лошади или бродить по городу». Горожане дружно приходили в храм по воскресеньям, и лишь в эти дни нищим разрешалось «праздно стоять у церкви, тогда как по будням они должны прясть или делать другую доступную работу. Каждый нищий, равно бюргер или приезжий, имеющий разрешение на милостыню, должен прикрыть телесный недостаток, вид которого способен вызвать сострадание и в то же время причинить вред беременным женщинам или другим пугливым людям». Но был и закон для патрициев, который никто не спешил соблюдать, по-современному запрет на роскошь. Мужчинам и женщинам запрещается носить венецианское сукно, застежки, пряжки, кольца, пуговки у рукавов выше локтя. Запрещается женам, вдовам и девушкам носить покрывало или косынку больше, чем в 4 ряда, причем концы должны лежать спереди на голове. Запрещается им носить ткань, именуемую райцен иного цвета, чем белого и красного, как это было принято в старину. Не должны они надевать платье из шелка или цинделя, а также платье с серебряной или золотой оторочкой, переплетать волосы золотом, серебром, жемчугом или драгоценными камнями. Запрещается бюргерам, не достигшим 50-летнего возраста, носить жесткое либо блестящее полотно красного цвета, называемое шетер. Нарушивший это правило платит в пользу города 5 фунтов геллеров штрафа. Никто не выполнял, но закон препятствовал торговле иностранными шелками, тканями, давая развиваться собственным производствам.
Есть выражение -Nürnberger Witz, то есть "нюрнбергский острый ум". Оно используется и по сей день, когда речь идет об инновациях, появившихся в этом регионе. Достойных гордости "сыновей Нюрнберга", прославившихся этим самым "острым умом", у города целая плеяда. Вот, о чем говорят в первую очередь, когда речь заходит о Nürnberger Witz. В 1543 г. в типографии Петреуса впервые опубликован труд Коперника «De Revolutionibus orbium coelestium». Литейщик Петер Фишер, мастер по бронзовому литью, философы Яков Шпенглер и Фридрих Гегель - в течение восьми лет занимал должность директора гимназии в Нюрнберге; знаменитый ювелир Венцель Ямнитцер (английская королева Елизавета до сих пор пользуется столовым серебром, созданным руками В. Ямнитцера). В этом городе жили и творили скульпторы А. Крафт, П. Фишер и его сыновья, Файт Штос, художник Альбрехт Дюрер, изобретатель карманных часов П. Хенляйн, географ М. Бехайм и множество других известных "острых умов".
Нюрнберг еще в средние века заслужил звание «игрушечной столицы» Германии, так как уже тогда в этом городе начали изготавливать игрушки на всю страну. Всем известный персонаж, родина которого Нюрнберг - это знаменитый оловянный солдатик. Его научились выливать еще в 17 веке. Вскоре игрушка стала настолько популярной в Германии и за её пределами, что даже французский король Людовик XIV отправил своих лучших мастеров и художников в Нюрнберг, чтобы те научились делать таких же солдатиков. В начале XX в. в городе было 243 фабрики игрушек! С послевоенных лет в городе проводится крупнейшая в мире ярмарка игрушек Spielwarenmesse.
Нюрнбергские рождественские вкусности так же плод этого самого "острого ума". Здесь производятся патентованные пряники и колбаски :). За сохранностью интеллектуальных богатств во все времена тщательно следил городской совет. Прописанный для мастеров кодекс грозил каждому "предателю" заключением в каторжную тюрьму. А некоторые категории таких "светлых умов" вообще не имели права выехать за пределы города без специального разрешения.
«.. От мала до велика весь
Народ, что жительствует здесь,
Смышлен и трудолюбья полон:
Зато в достатке, а не гол он». Поэт Ганс Сакс, уроженец Нюрнберга.
Множество повседневных вещей, которые окружают нас повсюду, родом из Нюрнберга. Первое в мире массовое производство швейных игл было налажено тут в 14-м веке. До этого швейные иглы были штучной продукцией, изготавливаемой вручную. Патриций Ульман Штромер открыл в конце XIV века первую в Германии бумажную фабрику. И привычные теперь бумажные носовые платки, пачка которых найдется в сумке каждого человека, были изготовлены в 1929 году нюрнбергским бумажным концерном Tempo. С тех пор в немецком языке слово Tempo стало нарицательным и применимо к носовым платкам любой марки. Как памперсом называют все подгузники для грудничков. Происхождение всем привычного карандаша так же их Нюрнберга В середине XIX века житель Нюрнберга Лотар фон Фабер запустил производство шестигранного карандаша, который стал символом знаменитой марки Faber-Castell. В 1923 году начали продавать первые леденцы от кашля Em-Eukal, изобретенные нюрнбергским доктором Карлом Зольданом. Тут был изобретен Мартином Бехаймом глобус –«земное яблоко», и первые «переносные часы» Nürnberger Ei - «нюрнбергское яйцо», по созвучию немецких слов «часы» и «яйцо». Именно нюрнбергский слесарь Петер Хенляйн (1480 – 1542) изготовил около 1510 года часы, для работы которых не требовались гири: он заменил их плоской спиральной пружиной. Потом они трансформировались в каминные, наручные и прочие часы, но карманные часы на цепочке - из Нюрнберга. В 1662 г. здесь появилась первая в Германии Академия художеств, существующая до сих пор. Первая железная дорога в Германии появилась в Нюрнберге. В XIX веке в Нюрнберге нашли способ имитировать настоящее сусальное золото. Из современных Adidas и Puma. эти две фирмы имеют свои главные офисы всего в нескольких километрах от Нюрнберга – в деревеньке Херцогенаурах (Herzogenaurach).
Нюрнберг город-умельцев и сказочников, город-памятник и город трудолюбивых людей. Прекрасный Старый город, компактно расположенный по обе стороны р.Пегниц, «рассказал» своей застывшей в камне летописи, древние истории и легенды. Понравился своей жизнестойкостью – сколько не разрушали его за историю, потом по-немецки старательно восстанавливали. Понравился тем, как несмотря на свою мрачную историю, люди здесь умеют радоваться празднику, привечать гостей и создавать особую атмосферу рождества.