Рождество-2018 по европейскому календарю провели в Рудных горах Саксонии. Эти места в Германии называют Землей Рождества и была возможность на себе ощутить его магию. Рудные Горы - обширная область на юге Германии, по которой проходит граница страны с Чехией. Местные рождественские базары ведут свою историю с XVI в. Здесь праздник проходит особенно трогательно, а его многовековые традиции берегутся очень тщательно.
Побывали в двух городах, точнее, их рождественских базарах. Самый красивый вид они имеют вечером, в темноте, когда зажигается многочисленная иллюминация и подсветка. И вечером на площадях, сценах проходят концерты, другие мероприятия.
Первым был Цвиккау - город, который «открывает» Рудные горы, так как находится на границе с Чехией. С немецкой стороны - Саксония, со стороны Чехии – Богемия. Добыча в раннем средневековье серебряной руды в горах, затем угля стала основой экономического расцвета Цвиккау. Есть легенда про короля Генриха I. Он часто охотился в горах, где в изобилии водились медведи, олени, дикие козы и другая дичь. Не было замков в тех местах и гостевал в домике крестьянина по имени Гунделькарл. Захтел его отблагодарить, спросил, что хочет – «ничего более не желаю, кроме горы под этими ногами, на которой я живу, чтобы она была передана мне во владение. Король засмеялся и предположил запросить что-то посущественнее. Но крестьянин остался при своем желании, и король отступил». Так началось горное дело в рудных горах. Городу известность принес всемирно известный пианист и композитор Роберт Шуман, который родился здесь и дал имя - "город Шумана" (Schumann-Stadt). Знаменитая автомобильная фирма Audi «родом» из Цвиккау, правда, теперь в городе делают Volkswagen. Так же Цвиккау родина автомобилей «Трабант». В городе находится самая старинная библиотека в Саксонии. В Рудных горах даже говорят на особом диалекте – Arzgebirgsch.
Первый в Европе фарфор стали изготавливать в саксонском городке Мейсен. Из него делают, например, рождественские колокольчики, звон которых созывает детей на поиск подарков под елкой. Самое запоминающееся украшение на рождество в Рудных горах, это рождественские пирамиды – многоярусные деревянные конструкции, украшенные фигурками со свечами. В них изображают сцены из религиозной жизни, есть пирамиды с фигурками горняков, сценками повседневного быта жителей Рудных гор.
Раньше тёплый воздух от свеч, расположенных по краям пирамиды, поднимался вверх, где расположены лопасти, и заставлял их вращаться. Теперь, уверена, сооружение крутит электродвигатель. Во многих городках рождественская пирамида большого размера -до нескольких метров в высоту, как в Цвиккау; украшает площади, радуя людей.
И кругом магазинчики, павильончики с праздничным товаром.
Каки везде на праздник, есть прилавки с глинтвейном и пуншем. При покупке глинтвейна советуют обратить внимание, чтобы он назывался Winzerglühwein. Это будет означать, что вино напрямую от винодела. На базарах к Рождеству продают и различные печенья. И каждая хозяйка имеет рецепт собственного рождественского печенья. Почему печенье стало приметой рождества на Западе? Есть легенда, что когда на небе появилась вифлиемская звезда, люди бросили все дела, в желании посмотреть на младенца-Христа. И забыли про хлеб в печах. Когда вернулись, обнаружили, что хлеб не сгорел, а потемнел и стал сладким. Поделились им со всеми, так люди узнали вкус печенья. Но есть особое "печатное печенье" к праздничному столу, по-немецки – "спекулатиус" с изображением Св.Николая.Слово "спекулос" происходит от латинского варианта слова «видящий», которые обозначало епископа, в ведь именно епископом и был Св. Николай. По другой версии слово происходит от слова «зеркало» и подразумевает под «зеркальный» способ нанесения рисунка на поверхность специальным печатающим по тесту приспособлением. Первые спекулос всегда изготавливались в виде фигурки святого, а к Рождеству еще и в форме рождественской звезды.
На рождество закрываются в Европе магазины повседневных товаров. Однако, сувенирные или магазины изделий мастеров работают вместе с рождественскими базарами - у них самый "чес", который год кормит. Недаром, сезон предрождественских и рождественских базаров, распродаж, жители страны называют «пятым временем года».
Интересно здание – жаль, сейчас в строительных лесах; в котором располагалась ранее суконная гильдия Gewandhaus. постройки 1522-1525гг. Сегодня в нем находится городской театр. Рядом с ним – городская ратуша с декором, датируемым пятнадцатым – шестнадцатым столетиями.
Дом-музей знаменитого композитора Шумана расположен возле самой Ратуши. На углу площади - желтое угловое здание. Городская Ратуша (Rathaus am Hauptmarkt), расположенная в центре Цвиккау. Она была возведена в 1404 году на месте старой, которая сгорела во время пожара. Нынешнюю городскую Ратушу украшают угловые башни, большой герб и красная «печать», соответствующая печати мэрии. Особо надо рассмотреть часы на Ратуше. Они не простые, а с подвижными фигурками.
Cобор Святой Марии подсвечивается в ночи, как горная вершина вулканом багрового цвета. Собор возвышается над небольшими домиками 13 столетия, которые образуют один из самых старинных городских районов в Германии.
Здание находится непосредственно над старыми штольнями, где до 1930 года добывали каменный уголь с глубины 550 метров. Собор постоянно проседает, так же оказывают свое влияние грунтовые воды. Потому и в древности, и сейчас собор постоянно ремонтируют, укрепляют. Известен собор алтарем 15 века, с необычным крестом из горного хрусталя, кафедрой в стиле эпохи Возрождения и хранящимся в нем изображением Девы Марии художника Лукаса Кранаха Старшего.
Рождество в Саксонии особый праздник. Это не только само рождество, а прославление народного труда, особого саксонского духа и традиций. Юг Саксонии называют Землей Рождества. Здесь, в шахтерских семьях, появились знаменитые Щелкунчики, Швиббогены, рождественские пирамиды и другие деревянные изделия. Уникальная техника изготовления фигурок из деревянных колец и декоративных деревцев путем снятия стружки, так же отсюда родом. Давние традиции имеют стеклодувное мастерство, художественное литье и производство ароматических свечей.
Здесь, в Рудных горах, возник обычай зажигать рождественские пирамиды, которые стали одним из символов немецкого Рождества. Кроме украшений, на Рождество есть и особая еда. Штоллен в жизни немцев имеет особое значение, вместе с особым событием Рождеством. Делают «нетленный» пирог на Рождество, но доедают целый год, настолько он стойкий, нетленный.
В древности были «штрицели» — простые хлебцы из муки и овса. В XVI веке Папа Римский позволил разнообразить выпечку, добавляя в тесто для хлебцев масло, изюм и сахар. Так диетические штрицели стали рождественским штоллен. Потому «штрицель» или «штруцель» синонимы штоллена. Делают его только вручную, форма сладкого кекса, обильно сдобренного изюмом, пряностями и орехами, напоминает запеленатого ребенка - Христа. Чем-то похож по вкусу наши пасхальные куличи - скорее, сложностью приготовления. На вкус тяжелее, плотнее наших куличей. Форма штоллен приплюсното-вытянутая, потому что при выпекании в высокой форме такое тесто не сможет подняться, настолько тяжелое. Находились в это Рождество в шахтерском крае, поэтому мне название их пасхальной выпечки - «штоллен», очень напомнило название горной выработки- «штольня», так же немецкого происхождения. Штольня - горная выработка горизонтальная или наклонная. Выработка, поясню для не знакомых с горным делом, как бы подземный «коридор». Шахтеры меня засмеют, но пытаюсь донести, что название выпечки «штоллен» имеет «шахтерские» корни в своем названии.Тем более такое сравнение навевает рождество, которое мы провели в Саксонии, в самом сердце одного из шахтерских регионов Германии.
Даже Schwibbogen или Weihnachtskrippe – светящаяся дуга из дерева со свечками; придумана в шахтерских семьях. Изначально дуга и не была атрибутом немецкого рождества. По традиции в перед Рождеством мессу проводили прямо в шахте. Вместо «люстры» шахтерские лампы рядком вешали под дугообразным входом в забой. Отдельно дугу под свечки, по легенде, выковал кузнец Йохан Теллер в 1726 году. Раритетная швиббоген, хранящаяся в музее, изготовлена в 1778 г. По другой версии, арки со свечами ставили на окна для мужей-отцов шахтеров, возвращающихся в темноте домой. Ее свечки были «путеводной звездой» и обозначением родного очага, где ждут в любое время дня и надеются на благополучное возвращение родного человека домой. За последние несколько десятилетий Weihnachtskrippe стали не только на религиозную тему, на них теперь есть и пейзажи, люди и животные. В шахтерском крае, это может быть и шахтерской тематикой. Потому делают не только в виде арок, но и треугольные, как шахтное оборудование или поставленные «горкой» шахтные молотки.
У жителей Рудных гор так же есть обычай украшать интерьер внутри квартиры, дома маленькими керамическими домиками с зажженной внутри свечой - сейчас лампочкой. И количество домиков не произвольное, каждый новый домик появляется в коллекции только при рождении очередного ребенка в семье. Так выражается мечта-желание новому члену семьи, когда вырастет, иметь свой дом. И домики должны быть обязательно разные, как пожелание своей яркой жизни. Дополнительно композиция украшается другими кукольными кирхами, фигурками людей, машинок.
Самая большая Weihnachtskrippe установлена на входе в Рождественский базар. И так как мы в шахтерском городе находимся, арка - не арка, а треугольник, который повторяет форму шахтного копра.
На базаре есть уголок для детей с жд дорогой.
Столько мини жд паровозиков и локомотиов, сколько увидела на этот праздник, я не видела за всю предыдущую жизнь. Их особенность - каждая из низ уникальна и не похожа на другую. Потому что ее делал свой мастер, любовно подбирая все детали и компоненты.
В Германии на Рождество окна домов так же становятся витринами. Проезжая через один городок, увидели, как буквально все окна вдоль дороги со светящимися рождественскимb Schwibbogen. Оказалось, в этом году мэрия городка выделили всем, у кого недостаточно Schwibbogen, бесплатные от мэрии. Вот и светится рождественские огни в каждом окошке каждого дома.
Рождественские пирамиды разного размера в разных городках. И в совсем маленьких поселках жители гордятся своей рождественской каруселью, как еще называют эти сооружения.
И светящиеся объемные звезды с лампочкой внутри -Herrnhuter Stern, «звезда Гернгута», так же придумана в Саксонии. Имеет имя собственное, так как придумал ее учитель из Моравии. На примере этой рукотворной звезды – в то время с масляной лампой внутри, объяснял школьником геометрические и астрономические свойства. Как-то раз на Рождество…- чем не начало сказки; учитель решили, что не пропадать же такому нарядному пособию и повесили ее на крышу школы. Один производитель из города Гернгут подсуетился и оформил патент на свое имя. Вот почему так звезду называют. В конце 19 века дополнительная традиция «звезд» приобрела распространение по всей Германии, и звезды стали производить в промышленных объемах.
Более известны другие «звезды» - цветы пуансеттии. В Германии это комнатное растение называют Рождественской звездой (Weihnachtsstern). Наравне с швиббогенами они есть в каждом доме. Мало того, что это сам по себе красивый цветок, так зацветает в аккурат под рождество, радуя среди зимы своей красотой. Цветок пуансеттии пришла в Европу из Америки, а там оказался благодаря ботанику и дипломату - Джоэлю Робертсу Поинсетт. Он был послом в Мексике, где и увидел необычное растение с сочно-красными цветами. Привез его в США, оттуда пуансеттия- названная в честь своего «открывателя», распространилась по миру.
Город Штеенбург (Schneeberg) истинно саксонский город со своими обрядами на Рождество. История города тесно связана с горнорудным делом. В горах сейчас опять начинают разработку уранового месторождения. Во времена ГДР из Рудных гор СГАО «Висмут» добыл 220 000 тонн урана. Этот опасный труд наложил отпечаток на весь уклад жизни людей. Они, как нигде, умеют радоваться праздникам, тем более проводить Рождество.
В центре рождественского базара Schneeberg стоит елочка, скорее, по величине Ель-Christbaum или Tannenbaum. Традиция рождественских елок появилась только к середине 16-го столетия, когда появилась в печати баллада о «Tannenbaum».
К 19-му веку обычай ставить елки распространился по всей Германии и вышла за ее пределы. В отличие от наших новогодних елочек, здесь в шахтерских городках, они не украшены игрушками, только светящимися гирляндами. Возможно, так природность, натуральность подчеркивается. Есть версия, что традицию украшать свечками рождественскую елку, начал Мартин Лютер. Идя однажды домой зимним вечером и составляя проповедь, он залюбовался видом бриллиантовых звезд, мерцающих над головой. И решил красоту этой картины передать свечами, он поставил в главной комнате елку и уставил ее ветви зажженными свечами. Так как Лютер родился в Саксонии, то все основные рождественские украшения-символы родом из Саксонии.
Пространство под елкой доступно, там что-то вроде беседки. И около елки стоят- даже не Санта-Клаус, а деревянные фигурки монахинь, поющих рождественские гимны.
Фигурки сделаны, возможно, из полена. Рождественское полено - отдельный символ в католическом мире. Есть подобный штоллену кекс-пирог в виде полена. Но когда-то полено было просто деревяным поленом, которое - посуше и потолще, заготавлили к праздничной ночи. Готовили особые дрова, чтобы в доме было празднично тепло. Постепенно стало обычаем иметь «рождественское полено», которое бы могло гореть всю ночь. Хозяин дома собственноручно помещал это полено в камин или печь, да еще поливал маслом, вином, натирал солью и шептал ему свои мечты, которые бы исполнялись волшебной ночью…Мне нравится чудесная повесть "Рождественское полено или..." (название длиннное), Анатоля Франса.
Главным символом на рождественском базаре в шахтерском крае является…, не рождественская звезда, которая обыкновенно сияет в вышине. А шахтерский герб!
Чтут его не только сами шахтеры, но и все, кто тут живет. Ведь, у каждой семьи кто-то работает под землей, и все остальные трудятся на вспомогательных производствах. Настолько многотрудна и опасна работа шахтеров, что чтут, уважают шахтерский труд все. По сей день здесь живо традиционное горняцкое приветствие «Glück auf!» просто между жителями на улицах, что переводится, приблизительно, как «Счастливо подняться наверх!».
Чем может удивить витрина магазина, где продают рождественские поделки из дерева? Приглядитесь, вместе с нами и с помощью шахтерской лампы, «рассматривает» искусные изделия скульптурка-шахтер в старинной рабочей одежде.
Над ярким рождественским базаром возвышается колокольня местного храма. И в вертепе около протестанского собора, рядом с яслями младенца-Христа стоит Иосиф... в шахтерском облачении. Молодцы, местные немцы-шахтеры!
Горное дело - высокотехнологичное и затратное производство. Регион знал взлеты и падения этого труда, шахты часто закрывались. Поэтому надо было осваивать другое дело, чтобы прокормить семьи. Поэтому в регионе развиты промыслы по дереву. Со временем то, что раньше было хобби – вырезать и вытачивать по дереву, стало для некоторых источником добычи средств существования. Этому способствовало и то, что поделки и игрушки, а также музыкальные инструменты местных мастеров приобрели известность не только в регионе, но и по всей Германии. Знаменитая игрушка «щелкунчик» родом так же с Рудных гор. Регион Рудных гор славится и изготовлением текстиля, например, плауэнского кружева (Plauener Spitze). Из него делают скатерти и рождественские украшения. В старину кружева носили только богатеи, настолько они были дорогими. И что удивительнее, были указы запрещавшие кружевницам для своей одежды использовать свои кружева! По указу XVII века искусные кружевницы Рудных гор не имели права носить кружева, сделанные их собственными руками. Но вельможам этого было мало и "кружевной мандат" 1609 года в Рудных горах запретил слугам вообще ношение кружев.
В отличие от больших городов, в глубинке Германии на рождественских базарах просто зрительно видно единение людей в этот праздник. Вместо ожидаемого снега, приключился самый настоящий ливень. Да еще какой, просто стеной!. Но люди, как и каждый год пришли на площадь, чтобы повеселиться, и разделить рождественскую радость вместе с соседями, друзьями по работе и всеми людбми. Концерт, который организовала мэрия, происходил под общее пение всей площади. Любую песню подхватывали и, раскачиваясь плечом к плечу, пели все вокруг.
Есть в Рудных горах даже своя старинная рождественско-шахтерская песня- «Радуйтесь, радуйтесь, штейгер идет!» Штейгер, это горный мастер, который определяет объем работы в начале смены и приходит после завершения. Потому его приход означает конец тяжкой подземной смены. Даже шахтерский фонарь символизирует свет Рождества, так же разгоняет тьму. Жалко, темновато и видео бесполезно было снимать. Так же все начинали танцевать под радостные звуки вальсов и других мелодий. Это было очень и очень душевно, по-домашнему. Да в шахтерских поселках и живут одной большой семьей, настолько труд опасен и сплачивает людей.
На празднике в Рудных горах особенно хорошо понимаешь, что сказка всегда где-то рядом. И праздник делают люди своими руками и своим сердцем.