Рига полна находок
Аккурат под шпилем церкви Святого Петра, в каменных плитах пола вмонтирована бронзовая плита «нулевой километр» — точка отсчёта географических координат и всех направлений Латвии. Одно из этих направлений мы исходили неоднократно, пусть только и в пределах Риги.
Целую неделю мы с дочкой начинали почти каждое утро с того, что шли от нашего отеля (он был рядом с вокзалом) к Домскому собору. Там поблизости находилась квартира, которую снимала моя сестра с дочками. Каждый вечер мы проделывали обратный путь.
Бывало, в одиночку, а бывало, и в приятной компании.
Но я так и не выучила дорогу наизусть, и постоянно пользовалась навигатором! Все потому, что неизменно возникал соблазн чуть-чуть отклониться от маршрута, изучить вот этот переулок, а затем ещё и тот...
Домский собор был ориентиром, но внутри мы были лишь единожды, во время концерта, когда под звуки знаменитого рижского органа целый час любовались интерьером и прекрасными витражами.
Если же случалось, что ни Домский собор, ни шпиль церкви Святого Петра не оказывались в поле зрения, заблудиться было бы легко...
...но электронный помощник всегда выведет, и значит, можно импровизировать, складывая в копилку памяти мелкие находки — будь то всем известные достопримечательности, но впервые увиденные собственными глазами, или какие-то личные открытия.
Старая Рига прекрасна и гармонична, а под вечерним мягким солнцем, когда небо ещё светлое, лишь слегка тронутое розоватым оттенком, а в окнах уже зажигаются электрические огни, как-то по особенному уютна.
Окна все разные, и здесь я впервые узнала, что когда-то богатство домовладельцев оценивалось, в частности, по размерам оконного проема — чем больше, тем лучше. Одна беда, делать большие стекла научились не сразу, а потому, чтобы застеклить широкое окно, приходилось использовать множество маленьких квадратных кусочков — отсюда и старинные рамы, похожие на решетку. Особенно заметен контраст, если рядом находится здание, где окна переделаны и застеклены по современному.
Одним из мест, которое я очень хотела увидеть в Риге, был дом №25 по улице Яуниела. И дело, конечно, не только в том, что это один из прекраснейших образцов Югенстиля, с богатейшим, уникальным и тщательно отреставрированным порталом...
В культовом советском сериале "Семнадцать мгновений весны" этот дом имел другой адрес: Швейцария, Берн, Цветочная улица, дом 9.
Да-да, тот самый дом, где профессора Плейшнера, который при посещении явки в Берне не проверил условленный сигнал — цветок в окне, ждала гестаповская засада.
Напротив, согласно «швейцарской», то есть киношной версии, находится магазин, где продавали птиц, которых незадачливый профессор Плейшнер разглядывал после того, как не проверившись, передал шифровку Штирлица прямиком в руки агентов Мюллера.
На самом деле, вместо магазина это рижское здание занимает отель, чьё название «Юстас» сразу заставляет вспомнить конспиративный псевдоним, которым штандартенфюрер Штирлиц подписывал свои шифровки из Берлина в Москву.
В холл отеля можно свободно зайти, там туристов ждут и свободно позволяют фотографировать интерьер, украшенный фотографиями кадров из «Семнадцати мгновений весны».
Вообще, улица Яунела — настоящая актриса! Кроме роли бёрнской Цветочной улицы, она исполняла также роль лондонской Бейкер стрит, на которой стоял дом Холмса в фильме режиссёра Игоря Масленникова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (1979).
Из-за реставрации это место было перекрыто, так что нам оставалось разве что порезвиться, фотографируясь в специально установленном для развлечения туристов трафарете.
В другой раз, прогуливаясь по городу, мы случайно набрели на кирпичную, с готическим абрисом арку, ведущую в Иоанново подворье или по-латышски Яня сета. Как оказалось, это самое древнее место в Риге — считается, что отсюда и возник город.
Эх, не было с нами в тот момент экскурсовода, чтобы подсказал оглянуться, заснять арку с другой стороны! А ведь именно такой ракурс тоже снимался в фильме — это ворота из фильма о Шерлоке Холмсе.
Порталы в вымысел и историю
С городскими воротами вообще интересная вещь, пусть даже чаще всего они являются переходом из старого города в новый, всё равно так или иначе это означает переход из одной реальности в другую.
В наш последний день перед отъездом из Риги, мы всем семейством искали место для обеда. До сих пор в обеденное время мы оказывались где-то в других городах, и в Риге точно знали только одно атмосферное заведение — ресторан «Rozengrāls» в подземелье. Рига. Взгляд из поднебесья, взгляд из подземелья
Но на сей раз не хотелось повторяться, и мы брели и брели, изучая меню попадавшихся по пути ресторанов.
Выбрать было сложно, где-то казалось совсем обычно, а где-то слишком дорого...
И вдруг находка! Маленький, семейный, всего на несколько столиков, ресторан «Zviedru vārti» привлёк нас и уютом и достаточно скромными для центра города ценами.
Выбор блюд латышской, русской и итальянской кухни оказался достаточно широк, но гораздо важнее, что приготовление и обслуживание были прямо-таки домашними. Так что заведение могу смело рекомендовать.
Название «Zviedru vārti» переводится, как Шведские ворота, и интерьер украшают росписи на тему Северной войны.
А сами Шведские ворота расположены буквально тут же, в двух шагах! Причём эти ворота, построенные в 1698 году, — единственные из 8 ворот Риги, которые сохранились до наших дней.
Их название, в свою очередь, связано с событиями Северной войны. В 1710 году Ригу захватили русские войска, но Петр Первый, оценивший упорное сопротивление и храбрость шведов, не стал их уничтожать и позволил покинуть город. Такова, во всяком случае, легенда. Шведы отступали через те самые ворота, которые с тех пор и называются Шведскими.
Через ворота проходит улица Торня (по-русски Башенная), соединявшая когда-то внутренний город с казармами и домами вне городских стен. Проходя этой улицей, мы углядели живописный фрагмент кирпичной стены, и ещё не зная, насколько она древняя, пошли рассмотреть поближе.
Так обнаружили 60-метровый отрезок городской крепостной стены с башней Рамера, полностью восстановленные на старом фундаменте в 1985-1987 годах реставраторами из польского города Торунь.
Башню построили в 13 веке, и сейчас уровень земли возле неё искусственно снижен до соответствующего средневековому, чтобы башня была видна во всю свою прежнюю высоту.
Теперь хорошо виден и старинный способ кладки из светло-серого доломита в основании и красного кирпича вверху.
Здесь неподалёку находится бывшее здание таможни, торцевая стена которого расписана множеством гербов. Они символизируют города, с которыми, согласно старинным документам, Рига вела торговлю.
А со стороны улицы Трокшню возле отреставрированной кирпичной стены установлена современная скульптура под названием «Призрак». Как обычно в Риге, сделано это к месту и в симбиозе с прошлым, то есть в данном случае, с легендами.
Как и во многих средневековых городах, в Риге когда-то верили, что строение будет крепким, если замуровать внутри жертву. Обычно для этого использовали сельскохозяйственных животных. Так, в башне Рамера при раскопах был найден череп лошади и рога козла, а неподалеку от внутренней стороны крепостной стены обнаружена яма с черепами еще трех лошадей, сложенных жертвенным треугольником – вероятно, дабы «укрепить» фундамент.
Но скульптура «Призрак» посвящена более печальному событию. По преданию, во время оккупации города шведами, местным девушкам было запрещено встречаться с военными, но одна девушка все-таки встречалась со шведским воином у ворот. В наказание рижане замуровали девушку в стену, И, согласно легенде, по сей день в полночь у ворот слышен шепот: «И все-таки я его люблю!». Только услышать это признание могут только те, кто сам по-настоящему влюблён.