Самой запоминающейся церковью из списка Церкви с росписями в районе Троодос, признанных ЮНЕСКО объектами Всемирного наследия лично для меня стала Церковь Истинного Креста ту Агиасмати (Church of Timios Stavros tou Agiasmati).
В 1985 году девять каменных церквей 15-16 веков были включены в почетный список ЮНЕСКО за свои уникальные росписи на внешних стенах и внутри помещений.
Этот район знаменит одной из крупнейших групп византийских церквей и монастырей. Комплекс из девяти памятников, внесенных в Список всемирного наследия и щедро украшенных стенными росписями, дает общее представление о византийской и поствизантийской живописи на Кипре. Эти памятники очень разные – от маленьких церквушек, деревенский архитектурный стиль которых сильно контрастирует с их изысканной отделкой, до больших монастырей, таких как монастырь Св. Иоанна Лампадистиса. — можно прочитать на сайте организации. (whc.unesco.org/en/list/351).
Девятой в списке, то есть под официальным номером 351-009, значится наша церковь.
В 2001 году список был расширен, и туда была добавлена десятая церковь Church of the Transfiguration of the Saviour. Так получилось, что именно ее я посетил первой в тот день, который я посвятил поездке по горам Троодос и поиску ЮНЕСКО-отмеченных церквей... Церкви с росписями в районе Троодос. Палехори, ЮНЕСКО 351-10
По удивительному стечению обстоятельств, связанных исключительно с логистикой моей поездки, второй по счету "моей" церковью стала предпоследняя, девятая из списка...
Если первая церковь находилась в небольшом городке Палехори, то эта расположилась в горах в полном уединении.
До ближайшего поселка Платанистаса около трех километров по лесным тропам, и больше пяти по автодороге (которая, кстати, после этого места переходит в грунтовую).
Церковь оказалась закрытой, ни единой души вокруг на было. Открыт был только туалет (очень чистый и с работающим умывальником), да кругом были развешаны объявления с номером телефона, на который предлагалось позвонить при желании зайти внутрь...
Признаюсь, я обычно этого не делаю, но на этот раз позвонил... Ведь это самая удаленная от нормальных автодорог церковь, я сюда довольно долго добирался... да и предлагают перезвонить довольно настойчиво и на разных языках...
На первый звонок никто не откликнулся. Я подумал, что не судьба, и решил хотя бы отфотографировать внешний вид...
Но минуты через три мне перезвонили сами. Я сказал, что приехал посетить церковь, и уже нахожусь рядом. На тот конце трубки спросили, готов ли я подождать примерно 30 минут, тогда мой собеседник может подъехать. Конечно я был готов, ведь добирался сюда больше...
Через 20 минут к церкви подъехал этот автомобиль...
Из него вышел немолодой на вид мужчина в монашеском одеянии. Диалог у нас не очень получился, мужчина владел только греческим, и несколько слов говорил на-английском. Он минут десять (видимо потому и спросил, есть ли у меня 30 минут:))) искал в машине "ки"... Ключ, как оказалось, просто торчал в замочной скважине внутренней двери.
Я для себя сразу отметил, что, как и в первом случае, старая церковь находится внутри каменной галереи, построенной для сохранения наружных фресок, часть которых я обнаружил прямо над входной дверью.
Внутренне помещение не имело ни единого источника наружного света, кроме открытой только что двери.
Потому монах выдал мне в руки электрический фонарь, а еще два осветителя повесил у входной двери...
... и напротив...
Глаза и автофокус камеры долго привыкали к темноте. От этого церковь выглядела таинственной и, скажем так, мистической...
Информацию о церкви я взял непосредственно с инфощита у входа, а так же с сайта, ссылку на которой я привел к конце материала.
Храм построен в конце XV века на месте бывшего православного монастыря, пришедшего в полный упадок в период турецкой оккупации. Точной даты ни строительства, ни последующей росписи нет, но есть основания предполагать, что это был 1494 год.
Известно, что церковь построили на средства монаха, по имени Петр, его жены Пепани и сына Ператиса. Для росписи пригласили сирийского православного монаха, по имени Philip Goul, обладающего тремя стилями художественного письма.
Главная тема росписей храма — чудесное обретение Святого Креста Господнего императрицей Еленой.
Фрески интерьера расположены в два яруса: нижний представлен тридцатью образами святых и великомучеников, верхний состоит из иллюстраций библейских сюжетов...
Резной алтарь покрыт позолотой...
Одна дверь оказалась открытой...
... и я... нет, не зашел туда, только заглянул))) Редко удается заглянуть в за-алтарье...
Когда я вышел, монах жестами предложил мне пройтись по галерее между старой церковью и ее новой оболочкой, со словами, что там "соу бьюти"...
И вправду, за углом оказался западный вход в церковь, полностью покрытый росписью.
Внешняя поверхность западной стены покрыта масштабным изображением Страшного суда и второго пришествия Христа.
Вот так, мне уже второй раз за сегодня повезло не только найти старую церковь, и не только попасть внутрь, но еще и сделать свои собственные снимки уникальных интерьеров. Ну в данном случае, как пела "Машина времени", "но везение — не простое ремесло" ... Для везения пришлось предпринять конкретные шаги... Сразу добавлю, что в тот день мне удалось посетить еще три церкви из этого списка ЮНЕСКО, но уже возле "туристических троп", и там фотосъемка внутри была строго запрещена. А еще один инфощит рядом предлагал мне совершить прогулку по тропе, ведущей к следующей церкви — Church of Panayia tou Arakou, четвертой в перечне ЮНЕСКО. Туда я и направился, правда, на автомобиле (ну не бросать же мне его здесь одного)))