ПОДГОТОВКА к КРУИЗУ. О настоящем морском круизе я мечтал невероятно давно, только подступиться никак не мог -на вид все легко, дешево и просто, а в реальности то не совсем так. Едва послал запрос в И-нет, посыпался вал заманчивых предложений. Основной регион плавания — Средиземноморье, но можно махнуть вокруг Европы с выходом из Саутгемптона (Англия) / Амстердама и приходом в Средиземноморье.
Заманчива Трансатлантика, когда судно выходит из портов Средиземки, пересекает Атлантику и швартуется в Бразилии /Уругвае /Аргентине. Необычно, интересно, порой очень дешево, но есть пара проблемок — недешевый обратный билет из Южной Америки и 5-суточный переход нонстоп через океан. На мой взгляд, это очень скучно и нудно.
Интересное направление — ЮВА с заходом в Японию. Однозначно манит экзотика — Северный / Южный полюса: безумно интересно, но фантастически дорого 50–60 $ тыс. Можно покататься по Карибскому бассейну с выходом с Кубы / Карибских островов или портов США. Стартовая цена таких круизов очень мала, но не зря же говорят: «за морем телушка — полушка, да рубль перевоз». Дорогущий билет до Кубы, и непредсказуемая американская виза, если лететь через США, сводят на нет кажущуюся дешевизну.
Увидев такое разнообразие, просто глаза разбегаются. И как сделать верный выбор? Я пошел методом исключения. Средиземка манит давно, особенно с выходом из Венеции и переходом к Канарским островам и Мадейре. Вокруг Европы тоже неплохо прокатиться. Но на НГ, когда у меня ДР, там прохладно, порой дождливо, да и был я там почти во всех странах. Карибы и ЮВА отпали по соображениям цены, из-за длительности убрал Трансатлантику. Еще один круизный регион — Персидский залив, может мне туда надо? Тут-то и подвернулся круиз из Дубая, где я не был, там тепло, да и цены очень гуманные.
При подборе тура, увидев «вкусную» цену, не стоит расслабляться, а надо уточнить доплаты. Прежде всего, придется доплатить портовые сборы — 100–200€ евро на круиз. Вторая часть — обязательные!!! чаевые 12–17€ в день с человека. Этот унизительный побор шокирует меня своим размером, хотя, туристы пишут, что в некоторых турах от него можно отказаться. Третья статья — вода и алкоголь: обычно за них придется платить сверху, в среднем пакет выйдет 18–25€ в день на чела. Таким образом, стартовая сумма за круиз увеличивается на 500–600€ одномоментно. Дополнительно нужно купить а/б, трансфер до порта и страховку. По опыту, лучше прилететь за сутки до отплытия, ибо самолет всегда может опоздать. В этом случае добавляется стоимость дополнительных суток в отеле. Перелет, круиз, еда, трансфер, ночевка, алкоголь — кажется, все траты учтены, выдохнем? Таки нет! финальная и очень большая статья расходов — это экскурсионка, на корабле она невероятно дорогая — 50–90€ за экскурсию. Вариант экономии — найм местного таксера, он дешевле в 2–3 раза, но, аборигены плохо говорят по-аглицки, ничего не знают о стране, и только перевозят туристов из точки в точку.
Сравнение основных конкурентов по Дубайским круизам — MSC, Costsа и Pullman-tur, сразу выявило победителя. Пуллман за ту же цену предложил полный пакет услуг, куда включены портовые сборы, чаевые и ДАЖЕ алкоголь!!! Однако, не только цена заставила сделать окончательный выбор, туристы писали, что на судах Пуллмана вкусно кормят, а для меня чревоугодие на отдыхе — главная отрада. За три месяца по и-нету оформил недельный тур по маршруту: Дубай-Хасаб-Маскат-Фуджейра-Абу-Даби-Дубай на судне Horizon, боялся, что кинут, но не обманули. Первые два дня судно стоит в Дубае, и лишь вечером второго дня уходит в плавание. Каждая ночь в море, а день в новом городе, это удобно, лишь одни сутки плавание нон-стоп. Что не очень приятно — в последний день надо покинуть судно до 11–00, таким образом, морская часть круиза составляет всего пять дней. А/б взял на Момондо: пришлось лететь на перекладных с Азерами (Azal) со стоповером в Баку, ведь родной АЭ и пафосный Эмирейтс влупили под НГ такие зверские цены на прямые рейсы, что я ахнул.
Вылет из ВНК был с часовой задержкой, но ничего плохого об Азале сказать не могу. Ждал трэша, а получил очень качественный сервис — относительно новые самолеты, комфортные расстояния для ног, бесплатный выбор места и замечательная кормежка с выпивкой, дает большую фору перед АЭ и прочим авиа-извозчикам. Вечернюю границу в Баку прошли быстро, нас даже не стали пытать, что мы делали в Армении пару лет назад. В а/п встречал хозяин бюджетного геста Rental house in village Bine, где предстояло поспать. Хозяин такой душевный — ночью встретил на прилете (не бесплатно, конечно), отвез в гест, чаек в термосе нам припас. Сам гест — огромный дом, один этаж о трех огромных комнатах, предоставили нам. Мебель старенькая, но добротная, везде ковры, чистенько, уютно, покойно, как будто к любящей бабушке в гости приехал. Жаль, недолго спалось — ранним утром вылет в Дубай. Но, как же медлительные азеры на входе в а/п, там куча проверок, это надо учитывать при планировании вылета из Баку.
ПОСАДКА НА HORIZON. Основной вопрос — как ехать от а/п до круизного порта Рашид: на метро или такси? Выбор сделал в пользу такси, т. к. общественный транспорт в порт НЕ идет, а от ближайшей к порту станции метро Al Gudaiba при любых раскладах придется брать такси. Корабли от метро видны, но пешком до них не дойти, как раз тот случай, когда «близок локоть, да не укусишь» Выбирать такси надо с цветной крышей, черные машины дороже. При посадке в а/п таксист сразу врубает на счетчике стартовую сумму — 25 дирхам (7 $). Цена поездки до порта вышла 60 дирхам (ок.17 $) за 12 км. Для простоты перевода в рубли, цену в дирхамах надо умножать на 20.
Курс обмена дирхама достаточно стабилен 3,61-3-65 дирхама за бакс. Я менял в а/п и не прогадал, там нет комиссии, а в городе курс чуть выше, но везде комиссия min 1 $. Обменники очень не любят баксы старого образца зеленого цвета, требуют прежде всего самые новые купюры синего оттенка. Один раз вообще отказались менять мои 100 $, типа, они похожи на подделку.
Круизные суда уходят из порта Рашид, регистрация на рейс и передача паспортов команде происходит в терминале, что приятно, депозит не требуют. Вот смех: два часа назад в а/п получили штампы о въезде в ОАЭ (визы для россиян удачно отменили), а в терминале штампанули выезд из страны. Самое необычное, что первые два дня судно стоит в порту Дубая, и мы спокойно ходим по городу с судовой карточкой пасахероса, числясь покинувшими страну. Посадка, как на самолет через рамку, досмотр жесткий — не пропускают оружие, ножи и. ракушки! Контроль тройной: сначала в терминале, потом при выходе на пирс, затем при посадке в судно. Проверяют карту пасахероса и сличают морду-лица с фото в системе. Судно под испанским управлением, потому битком набито испанцами, мы даже парочку из Мексики встретили. Соответственно, все объявления сначала по-испански, а потом на ломанном аглицком. При посадке и во время мероприятий всех фотают вездесущие папарации, кому не жаль 13€ — велкам за посредственным фото.
Еще до круиза заморочился выбором каюты из трех основных типов: без окна, с окном и с балконом. Отличие в комфорте и цене, очень хотелось видеть белый свет, а по утрам сидеть на балкончике, но жаба давила переплачивать (разница в цене между категориями колоссальная). Выбрал с окном (жаль, нигде не пишут, что окно не открывается) и вентиляция только через кондей, от которого многие простужаются. Чем выше палуба, тем дороже, но тем дальше от трюма и шума двигателей. Выбрал компромиссную 5ю палубу, причем, в середине судна — подальше от кормы с винтами и на удалении от ресторанов, театра, дискотек и шумных баров. К тому же, в центре меньше чувствуется качка. В целом, был доволен, но в последние две ночи по утрам до рассвета в каюте начинался странный шум, очень мешающий спать. Каюта светлая, просторная, свой туалет, душ, фен, холодильник, даже сейф имеется. Чистота, порядок, все вылизано, а вот шампуня нет, хорошо, что у нас с собой было. Конечно, заметно, что интерьеры уже усталые, но все пристойно. Одна печаль — бутылка воды по 2€, мы запасались водой в свои бутылочки в кулерах. И-нет тоже платный 18€ в день, кто брал, ругался — качество сигнала хреновое.
Расселение с 13–30, мы прибыли раньше, потому сразу рванули на обед. На борту два ресторана: на 7й палубе аля-карт с официантами, на 11й — шведский стол. В ресторанах подают только вино, а вот крепкие напитки можно взять только в барах, их на борту 3–4 штуки. Усиленно впаривают алкогольные пакеты по 18 евро в день: типа, за эти деньги будут поить элитным алкоголем, но зачем переплачивать, если и халявной выпивки хватает? Туристы хвалили еду на судне, да разнообразно, порой вкусно, но сифуда практически нет, а это непростительный прокол для круиза по южным морям. У Пуллман-тур несколько судов, как говорят, шеф-повар один, причем, он увенчан звездой! нет-нет, не Давида, а Мишлена. Он разрабатывает единое меню, а уж потом повара-коки на каждом судне готовят его в меру своего разумения. Таким макаром, дважды кормили мишленовскими ужинами. Что сказать? — и раньше этим кулинарным изыскам-извращениям не очень доверял. А уж тут точно удостоверился — высокая кухня не для меня! В целом, все сытно, голодным никто не останется, но хамона не дают, сыра с плесенью тоже, лобстеры отсутствуют, кулинарного оргазма на борту не испытать. Желаешь опробовать креветок или лобстера — не вопрос, готовь 14 /19€ и наслаждайся изысканными дарами моря.
На корме 11 палубы, за рестораном шведского стола стоят столики, очень приятно трапезничать там на свежем морском воздухе. А в середине палубы открытый бассейн, сцена, бар, лежаки, джакузи. По периметру есть еще и 12 палуба — там променад и лежбище для загорающих. На 8 палубе — бар, где подают отличный кофее, магазины, типа дьюти-фри, казино, которое работает в море, и концертный зал. Ежедневно концерты, но репертуар заточен под испанцев и многое непонятно, понравилось только пара выступлений, например, концерт по мотивам АББА. На 7 палубе ресторан с закрепленными столиками, там мы ужинали: официанты расторопные, любезные и предупредительные, вино наливают без устали, большой выбор блюд по меню. Очень хороша малосольная семга, в целом, все очень пристойно. У нас ужин был в 19–00, а вот второй смене не повезло: ужинать в 21–00 — некомильфо, если настойчиво попросить, смену можно сменить. С учетом того, что все чаевые включены в пакет, больше тратиться не надо, тебе и так обязаны улыбаться. За столами сажают по национальности, у нас был русский стол, но наших в этом круизе очень мало. Кстати, одна парочка, что сидели с нами, чуть не опоздала на круиз. «Любимый» АЭ кинул их на овербукинге и отказал в перелете утренним рейсом. После колоссального скандала пересадили на вечерний рейс, но на причал попали ночью. Пустили их на борт только под утро, летайте Аэрофлотом!(((
ПЕРВЫЙ ДУБАЙ. Для меня очень важно в самый первый день совершить обзорку по новому городу. Стандартно все обзорки в Дубае начинаются в 14–00, и мы на них не успевали, а тут Арабиан тур расстарался и перенес на 15–20. Дело то хорошее, но надо учитывать, что зимой в этих краях в 18–00 наступает ночь, потому половина экскурсии пройдет в темноте. Увы, по неизвестным причинам, ни одна турфирма не подбирает туристов в порту, а только в отелях. Возникает еще один квест — как выбраться в город? Есть вариант на автобусе Hop on, hop of — 62 евро на лицо в день, по мне полнейший грабеж. Думаю, что городские власти пролоббировали интересы автобуса и таксистов. На такси тоже можно, но не дешево, есть вариант на шаттлах, которые ходят редко, и везут в Дубай молл и еще другой молл, но сегодня это не наш случай. В ресторане познакомились с русской парой и взяли такси на 4х: экономия налицо. При посадке в порту таксер тут же врубает посадочный сбор — 20 дирхам. В городе этот сбор составляет 5–10 дирхам, платить лучше в местной валюте и сразу требовать включения таксометра. Все таксисты гастарбайтеры с Индии, Пакистана, Бангладеш, они всегда готовы развести иностранцев на деньги. Все они пашут в Эмиратах, как на галерах, а раз в год летают на родину к семьям.
Коренные арабы — прямая противоположность гастерам: уверенные, и абсолютно довольные собой люди, идущие по жизни с высоко поднятой головой. Обычно, араб одет в белые одежды, на голове специальный мужской платок «ихрам», который удерживает «игаль» — головной обруч (обычно двойное нитяное кольцо, обмотанное чёрной козьей или овечьей шерстью). А за таким красавцем семенит одна-две-три женщины, наглухо закутанные в черные никабы: контраст черного и белого потрясающий.
Вечером оказались в Дубай молле с его бесконечными торговыми залами, гигантским аквариумом, одна из стенок которого выходит прямо в торговую галерею. Желающих посетить аквариум множество, несмотря на кусачую цену 125 дирхам (35 $), но мы ограничились бесплатным просмотром огромной стенки аквариума, где можно увидеть множество морских обитателей. По вечерам в молле невероятное количество народу — безумие какое-то, всех влекут вечерние музыкальные фонтаны. Кто-то ими восторгается, кто-то пишет, что ничего особенного. Посмотреть их надо, хотя в мире существуют и более крутые фонтаны. Протолкнуться к шоу фонтанов, к которому ведет выход № 7, вообще проблема, а само шоу длится всего 4–5 минут, через некоторое время начинается другое.
ВТОРОЙ ДУБАЙ. Первая ночь на корабле прошла буднично, а на утро надо себя чем-то занять. У терминала стоит бесплатный шаттл в Дубай молл (ходит раз в час), значит, нам опять туда дорога. Этот гигантский торговый Вавилон-муравейник расположился у подножия самого высокого здания в мире — Бурдж-Халифа, высотой 828 м, игла, устремленная в небеса почти на километр! Днем все это выглядит совершено иначе, чем ночью. Огромные небоскребы сгрудились у подножия Халифы, как крошечные грибочки рядом с огромным грибом-переростком. Гигантизм дубайских строек просто поражает воображение, этот город, похоже заточен на то, чтобы сражать своих гостей наповал везде и во всем. Перефразирую Маяковского, можно сказать: «Понты везде, понты всегда, до дней последних донца, понты, и никаких гвоздей — вот лозунг эмиратца!» Фонтаны у подножия Халифы танцуют под музыку даже днем, но того эффекта, что ночью, не получается, ведь нет подсветки. Зато можно сколько угодно любоваться огромной иглой Халифы, пронзающей небо. Она так высока, что разрезает облачка, плывущие по небу, представить, что это циклопическое сооружение построено людскими руками, очень сложно. Побывать на смотровой 124 этажа Халифы — места каждого туриста. Я попытался с телефона заказать билеты, но обломался: не успевал вписаться в тайминг, пришлось дочку просить из Москвы заказать. Покупать билет на месте никак нельзя: в И-нете цена 146 дирхам (с налогами), на стойке 525 дирхам (10 тысяч рублей!), почувствуйте разницу.
На цокольном и на 2 м этажах молла расположены фудкорты, где можно закусить. Скажу сразу, что цены в Эмиратах возмутительные — соотношение цена-качество ниже плинтуса, турист получает очень хреновый сервис за очень большие деньги. Кофе или пирожное от 12 до 25 дирхам, еда от 18 до 35 дирхам порция, качество еды на кортах дерьмовое. Купить пиво можно только в избранных кафе в городе, цена от 500 руб. за бокал. При кафешках есть халявный И-нет, вот уж жена оторвалась! По карте совсем рядом с моллом одноименное метро, в реальности, до него топать почти километр по бесконечным переходам.
МИРАКЛ ГАРДЕН (сад цветов), туда мы рванули из Дубай молла на такси, цена вопроса 50 дирхам. Расплатился рублевой картой, как туристы рекомендовали, был шокирован курсом транзакции: переплата 12%. Билет в парк тоже стоит 50 дирхам, расплатился евровой картой и вновь разочарование — потеря на курсе в 10%. Оптимально везти в страну баксы и менять их на дирхамы. Сам парк очень хорош и обязателен к посещению — одинаковых цветочков там миллион. Обратно решили сэкономить и поехали на 105 автобусе до Эмирейтс молл, где находится горнолыжный комплекс «Ski Dubai» с настоящим снегом, а рядом метро. Для проезда в Дубае нужна карта, оптимально взять Серебряную карточку, она действует на метро, автобус, трамвай.
МЕТРО. Теперь самое время покататься на знаменитом метро без машиниста. Длина красной линии 52 км, она внесена в книгу рекордов Гинесса! зеленая линия короче. Красная линия проложена над землей, а вот зеленая имеет подземные участки неглубокого залегания. Сдуреть можно — на протяжении 100 км туда-сюда без перерыва бегают составы, набитые людьми, а машинистов в них нет! Большую часть времени вагоны набиты под завязку, как в Москве в суровые часы пик. Особое внимание в метро на мужские и женские вагоны (они выделены розовым цветом, мужикам туда нельзя). Некоторые вагоны разделены полосой на две части муж./жен. Первый вагон золотой — там едут за двойную плату богатенькие буратины с золотыми карточками, вид из лобового окна на частокол островерхих высоток фантастический. Любых нарушителей режима ждет штраф 100 дирхам. Но, когда поезд идет в обратную сторону, первым идет простой вагон, куда можно зайти с Серебряной /Красной картами и пофотать.
Для проезда мы выбрали оптимальную серебряную карту за 25 дирхам, из них 6 — невозвратная стоимость карты, а 19 на счету, на каждого человека нужна отдельная карточка. За одну зону с карты списывают 3 дирхама, за две зоны 5, максимум 7,5, но есть одна неприятность, если на карте осталось меньше 7,5 дир., она перестает работать! Еще одна засада — пополнять баланс в кассе можно только на сумму, кратную 5 дирхам (на 5,10,15,20…). Карта прикладывается на входе и на выходе, можно покупать разовые билеты, но тогда тариф возрастает. В блогах не раз читал, что после траты с карты 14 дирхам, списание в этот день прекращается — вранье! Перегоны очень длинные: 4 станции до Дубай молла — 12 км!
Хотя, на второй день у нас были глобальные планы, но за весь день едва успели пошататься по моллу и съездить в Парк цветов. Расстояния в Дубае огромны, соответственно, время на поездки нужно очень много. На корабль вернулись вновь на халявном автобусе шаттле. Вечером судно уходило в плавание.