Не знаю, как в человеке могут уживаться два взаимоисключающих пристрастия, однако в путешествиях со мной это происходит. И ничуть не нарушает внутренней гармонии. С одной стороны, сердцу милы пустые безлюдные переулки, по которым гуляешь в одиночестве, только ты, под ручку с Историей. Когда никто не лезет в кадр, не выстраиваются очереди к достопримечательностям, и не сбивает душевного настроя разноголосый шум.
Но, с другой стороны, я обожаю праздники! И тогда пусть в глазах рябит от чужих затылков, пусть тебя пихают и толкают локтями, пусть по улице можно пройти, лишь тесно прижавшись к стенам домов или, наоборот, оказаться в самом центре и позволить плотному людскому потоку уносить тебя, как щепку...Всё нипочём!
Ведь город во время гуляний взрывается звуками и красками, приобретая особую, ни с чем несравнимую атмосферу. В круговерти праздника город показывает свой характер, темперамент и менталитет, открывает свое истинное лицо.
Правда, во время ярмарки-фестиваля-карнавала знакомство получится иным. Отойдёт на второй план архитектура — "застывшая история и музыка", ведь в ушах будет звучать музыка живая. История тоже оживёт.
Если бы приходилось выбирать, я бы всегда голосовала за праздник. Даже в таком строгом и древнем городе, как Толедо. Или нет, не так. ОСОБЕННО в таком знаменитом и дышащем историей городе, как Толедо. Тем более, что Корпус Кристи — Праздник Тела и Крови Христовых —
здесь отмечают с особым размахом. Он очень любим, как местными, так и гостями, его считают даже более важным, чем день города.
В это время официальный выходной во всем регионе Мадрида, и многих города проводят религиозные процессии, но самыми яркими признаны шествия в Толедо и Понтеведра. С 1980 года празднование Корпус Кристи в Толедо провозглашено Фиестой Международного туристического интереса или, проще говоря, имеет статус международного фестиваля.
Corpus Christi отмечается ежегодно, через 60 дней после наступления Пасхи. В этот раз он выпал на 15 июля 2017 года. Увы, мы попали в Толедо лишь через два дня, 17-го. Конечно, основного действа уже не застали, но зря я думала, что теперь нам достанется опустевший и отшумевший, как после уехавшей ярмарки, город.
Толедо не застыл и не поскучнел. Поскольку в день Corpus Christi сюда съезжаются туристы из многих стран, в городе целую неделю продолжаются различные мероприятия: выставки, концерты, корриды, спортивные состязания... так что кое-какие атрибуты фиесты мы все равно увидели.
Прежде всего, весь город оставался украшен расшитыми темно-красными вымпелами из бархата и парчи, вывешенными на фасадах зданий. Балконы прикрывали старинные гобелены 16-го и 17-го века, по утверждению местных — оригиналы.
Такое убранство придавало Толедо необычайно торжественный вид, и, что важно, смотрелось всё не нарочито-декоративно, а весьма исторически правдиво.
Яркости общей картине добавляли искусственные деревца с кронами, сооружёнными из атласных лент малинового цвета.
Очень нарядно выглядела одна из главных площадей Толедо Plaza de la Villa — административный и религиозный центр города. На Plaza de la Villa находятся Ратуша, Архиепископский дворец и Первый Кафедральный Собор Толедо, посвящённый Деве Марии.
В первую очередь взгляд, конечно, притягивает собор — один из шести самых больших христианских храмов Европы, настоящий шедевр готики. Его колокольня видна издали, по какой бы из извилистых, с перепадом высоты, средневековых улочек вы к нему не выходили.
Внутри собора хранится, среди многих бесценных реликвий, Кустодия — дарохранительница 16 века со специальным позолоченным каркасом из серебра. На изготовление всей трехметровой конструкции пошло 183 кг серебра и 18 кг золота, а состоит она из 5 600 различных деталей и 260 фигурок, скрепленных между собой 12 500 шурупчиками. Кустодию выносят из собора только раз в году, когда проходит процессия Корпус Кристи.
В последующие дни один из порталов собора прикрывает холст с изображением дароносицы в полный размер, а возле него на металическом каркасе аккуратно разложено изрядное количество букетов. Во время праздника цветов ещё больше, ими засыпают целые улицы, по которым проходит процессия. Правда, цветы быстро вянут, поскольку на улице очень жарко.
Изображение дароносицы мы увидели также на вымпеле, свисавшем с крытого моста, который соединяет дворец Архиепископа с Кафедральным собором.
Дворец Архиепископа имеет представительный восточный фасад в смешанном стиле неоготики и неомудехар, но это результат реставрации 19 века, задумывался же он, как цитадель.
Отсюда и защищённый крытый переход, ведущий напрямую в храм.
Вообще, Городская или, как ещё её называют, Ратушная площадь показалась нам несколько тесной, но это потому, что большую её часть занимали подмостки, вернее, целая сцена для праздничных вечерних выступлений артистов. Из-за этой сцены никак не получалось красиво сфотографировать фасад Ратуши — Ayuntamiento de Toledo.
Здание городского муниципалитета Ayuntamiento начали возводить в начале 17 века и строительство растянулось почти на 100 лет. В результате рядом со средневековым собором Толедо и старинным Архиепископским Дворцом 13 века появилось изящное здание в стиле "итальянского классицизма".
В связи с праздничной неделей вдоль всего фасада ратуши выстроились огромные куклы, высотой в 3 человеческих роста. Честно говоря, мы приняли их за своеобразное украшение, которое наверняка очень развлекает детей, но на деле все гораздо интереснее.
Вернувшись домой, я взялась читать книгу Генри Мортона "От Пиренеев до Гибралтара", дабы закрепить впечатления от поездки по Испании. Вот оттуда и узнала, что возле ратуши мы видели не просто кукол, а традиционных Гигантов Толедо, которые участвуют в процессиях Корпус Кристи уже более 500 лет.
...я увидел вдоль стен фигуры — некоторые около двадцати футов высотой — великанов и великанш, которых носят на народных церковных празднествах вроде праздника Тела Христова. Главные герои, конечно же, Фердинанд и Изабелла, в коронах и королевских одеяниях, и мавры с тюрбанами и чудовищной величины ятаганами. Некоторые из этих фигур прекрасно скроены, а тела всегда сделаны из легкого камыша или лозы, так чтобы их можно было нести по улицам с помощью человека, стоящего внутри каркаса...
Шествие мы не застали, о чем я не переставала сожалеть, поскольку выглядит оно необычайно торжественно и красочно. Возглавляет его кардинал-архиепископ Толедо, которого сопровождают священники, представители различных рыцарских религиозных орденов, прихожане церквей, монахини, учащиеся городской Семинарии, а также городские власти, военные и гражданская гвардия. В процессии участвует много людей в исторических костюмах: испанские сеньоры и сеньориты в традиционных мантильях, девочки, одетые в платья для первого причастия.
из интернета
Разглядывая украшенный город, я пыталась представить себе, как по нему проходит шествие, когда, совершенно неожиданно до наших ушей донёсся самый настоящий, а не воображаемый шум и барабанный бой.
Вдоль улицы, соединяющей две основных площади Толедо — Plaza de la Villa с Plaza de Zocodover — шла группа барабанщиков. Ничего религиозного в их шествии не было, но это и понятно, в течении недели после празднования Корпус Кристи следуют в основном светские мероприятия. Музыкальные, спортивные фестивали и т.п.
На одном из участков улицы группа барабанщиков встретилась с вырулившей откуда ни возьмись свадебной процессией. Две толпы радостно смешались и тут же принялись вместе позировать фотографу.
Некоторое время мы наблюдали за процессией барабанщиков, но продвигаться за ними в быстро набежавшей толпе туристов было практически невозможно. Так что к Plaza de Zocodover пришлось пробираться кружным путём по хитросплетению переулков. До нас ещё долго доносились оглушительный барабанный бой и дробь.
Настроение стало приподнятым, а от вида парадно украшенной площади Сокодовер сделалось совершенно праздничным. В те времена, когда Толедо был столицей, Plaza de Zocodover являлась главной в городе и, следовательно, во всей Испании. Как сегодняшняя мадридская площадь Майор.
Главная площадь Толедо — бывшая торговая, а следовательно, самая шумная и многолюдная. Она много чего повидала за прошедшие века: была и скотным, и зерновым рынком, местом для публичных казней и рыцарских турниров. По праздникам здесь часто проводили бой быков.
Теперь Сокодовер стала излюбленным местом прогулок и встреч не только горожан, но и туристов. Здесь устраивают фестивали и торжества под открытым небом. Для празднования Корпус Кристи окружающие площадь особняки с балконами нарядились особенно пышно, а столики всех ресторанов по периметру Сокодовер были заполнены.
Площадь имеет немного необычную треугольную форму, и самое нарядное здание мы обнаружили в одной из "вершин" треугольника. Кроме вымпелов фасад украшали огромные цветочные гирлянды, которые обрамляли ворота, находящиеся в центре здания.
По форме ворота более всего напомнили мне большую замочную скважину. На самом деле это очень древнее мавританское сооружение, построенное в 10 веке. Оно служило входом на территорию арабского города и называлось "Баб-аль-Яй" — Лошадиные ворота. При христианах рядом с ними построили маленькую церковь Христа-на-Крови, от которой ворота получили своё нынешнее испанское название Арка Крови
Ещё одна, мрачная сторона названия связана с публичными казнями на площади Сокодовер. Осуждённые на смерть молились в свой последний раз и каялись прямо здесь, под Аркой Крови.
Немного грустно, зато прямо за аркой мы обнаружили памятник знаменитому испанскому писателю.
Дон Мигель де Сервантес, бывая в Толедо, останавливался здесь неподалёку, в "Posada del Sevillano" — на "Постоялом дворе Севильца".
Отчего-то, глядя на Сервантеса в средневековых одеждах, ощущение что вот мы...здесь и сейчас...у ворот древней столицы...стало особенно острым и явственным. Здесь и сейчас. И перед нами Толедо, а вокруг — романтическая Кастилия Ла Манча. Как же здорово-то!
Сразу вспомнился благородный идальго Дон Кихот